Методическая разработка. Фестиваль «Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной».
методическая разработка

Светлана Владимировна Ульянова

. В данной разработке содержатся методические материалы для проведения фестиваля «Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной» в рамках Недели русского языка. Проведению мероприятия предшествует большой подготовительных этап с применением технологии проектной деятельности. Целью мероприятия является активизация интереса у молодежи к изучению русского языка, формирование речевой культуры как части общей культуры личности. Методическая разработка позволяет овладеть обучающимися практическими способами работы с информацией, активизировать их познавательную деятельность, воспитать у молодого поколения уважительного отношения к широким словообразовательным возможностям русского языка, к его интеллектуальным и духовно-нравственным богатствам, привлечь внимания студентов к языковым традициям русского языка, развивать творческий потенциал студентов, приобщить к проектно-исследовательской деятельности, выявлять и поддерживать литературно одаренных студентов. Данная разработка может использоваться как преподавателями русского языка и культуры речи, так и любым членом педагогического коллектива, заинтересованным в повышении уровня культуры речи, обеспечивающего развитие важнейших коммуникативно-речевых умений студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_russkogo_yazyka.docx63.57 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

(ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова)

Методическая разработка

Фестиваля

«Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной»

в рамках Недели русского языка

(дисциплина Русский язык и литература)

Автор: преподаватель русского языка и литературы Ульянова С.В.

Москва

 2016г

Методические материалы для проведения

Фестиваля «Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.»

Аннотация.

В данной разработке содержатся методические материалы для проведения фестиваля «Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной», посвященного  Неделе русского языка. Данная разработка может использоваться как преподавателями русского языка и культуры речи, так и любым членом педагогического коллектива, заинтересованным в повышении уровня культуры речи, обеспечивающего развитие важнейших коммуникативно-речевых умений студентов.

Введение.        

Девиз Фестиваля: «Совершенствование русской речи – путь к жизненному и профессиональному успеху!».

Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики. А для людей, чья деятельность непосредственно связана с речевым общением, она, кроме того, является немаловажным условием их профессионального успеха. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека. Как показывает жизнь, это может пагубно сказаться и на оценке профессиональной деятельности.

        Правильность, выразительность и точность речи – необходимые атрибуты общей гуманитарной культуры. В прошлом в России они вырабатывались в процессе обучения и высоко ценились. Так, А.П. Чехов в своей заметке  о красноречии «Хорошая новость» писал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать… «Цветами красноречия» был усыпан путь ко всякой карьере».

        К сожалению, в течение долгих десятилетий необходимые качества культурной речи в нашем обществе формировались в основном за счет индивидуальных усилий и самообразования. Результатом явилось языковое оскудение. Планка языковой культуры с годами опускалась все ниже.

        Сегодня красивый и правильный русский язык стал большой редкостью. Неверно поставленные ударения, неоправданно частое употребление иностранных слов, стилистическая неграмотность ряда рекламных фраз, а иногда и вовсе нецензурная лексика в устах некоторых публичных персон – вот далеко не полный перечень мотивов, заставляющих бить тревогу истинных ценителей русского языка.

Основная часть.

Цель: Активизация интереса у молодежи к изучению русского языка, формирование языковой культуры как части общей культуры личности.

 Задачи:

  1. Воспитать у молодого поколения уважительного отношения к широким словообразовательным возможностям русского языка, к его интеллектуальным и духовно-нравственным богатствам.
  2. Привлечь внимание студентов  к языковым традициям русского языка.
  3. Развить творческий потенциал студентов, приобщить к проектно-исследовательской деятельности.
  4. Выявлять и поддерживать литературно одаренных студентов.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ

  1. Подготовительная работа:
  1.  Создание оргкомитета.
  2.  Подготовка заключительного мероприятия Фестиваля «Интеллектуальный  турнир, или словесные баталии» (написание сценария, создание сопроводительной презентации, обучение тьюторов, оформление помещений).
  1. Проведение Фестиваля:
  1.  Участие студентов в конкурсах Фестиваля:
  • Конкурс газет «История русского языка»;
  • Конкурс презентаций «Интересные факты о родном языке»;
  • Конкурс чтецов «Великое русское слово».
  1.   Заключительная церемония Фестиваля «Интеллектуальный турнир, или словесные баталии».
  1. Подведение итогов:

Подготовительная работа.

Организацию работы по подготовке и проведению Фестиваля осуществляла  преподаватель дисциплины «Русский язык»  Ульянова С.В.

Организационный комитет Фестиваля:

- осуществлял прием работ, представляемых  участниками;

- оказывал помощь в проведении Фестиваля на всех этапах;

- определял порядок проведения этапов Фестиваля;

- утверждал состав жюри;

 - организовывал церемонию награждения участников и победителей Фестиваля.

Заключительная церемония

«Интеллектуальный турнир, или словесные баталии».

Мероприятие проводится в актовом зале. Участниками стали 4 команды, в состав которых вошли представители всех групп первого курса. Участники располагались за круглыми столами.  К каждой команде был прикреплен тьютор репетитор (студент 2 курса, который  осуществлял связь команды с жюри, ведущими, организаторами Фестиваля). Перед началом мероприятия с тьюторами проводились тренинги, разъясняющие их роль в предстоящем процессе. У каждого участника была эмблема Фестиваля.

За отдельным столом располагался Жюри.  

Конкурсы, проводившиеся в рамках Интеллектуального турнира, вызвали интерес у всех участников мероприятия. Материал  для проведения Фестиваля подбирался так, чтобы активизировать мыслительную деятельность студентов, подвести их к размышлению о сути человеческого общения, о нравственных и этических ценностях, лежащих в его основе.

Сценарий проведения заключительной церемонии

Фестиваля, посвященного Международному дню родного языка,

«Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.»

ГОНГ…

Ведущая: Добрый день! Уважаемые гости, преподаватели и студенты!

Ведущий: Заключительная церемония Фестиваля, посвященного Международному дню родного языка  « Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной», объявляется открытой.

ГОЛОС: Церемонию ведут студенты третьего курса Василенко Анастасия, Соловьёв Александр.

Ведущий: Наш фестиваль проводится под девизом: «Совершенствование русской речи – путь к жизненному и профессиональному успеху».

Слово предоставляется председателю Жюри, зам. директора по учебной работе Бойцовой Ирине Валерьевне.

Звучит песня «Говорим на русском языке» (Музыка: Григорий Васильевич Гладков Слова: Ольга Анатольевна Александрова)

Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье —
Говорить на русском языке!

Колосится рожь в широком поле,
Облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли
Говорим на русском языке.

Не померкнет подвиг наших дедов,
Ордена горят на пиджаке.
В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
Говорим на русском языке.

Вот малыш спешит за мамой следом,
И ручонка в папиной руке.
Он уже и с бабушкой, и с дедом
Говорит на русском языке.

Вспоминая белые берёзы,
От родного дома вдалеке,
Мы, смахнув непрошеные слёзы,
Говорим на русском языке.

Паренёк с фамилией Гагарин
Отправлялся в космос налегке.
Он был первым. И из этой дали
Говорил на русском языке.

Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, беречь она готова
Все на свете русские слова.

В Риме, Вашингтоне и в России,
И в английском тихом городке,
Далеко и близко от России
Говорят на русском языке.

У костра звучит родное слово,
И заветный томик в рюкзаке…
Мы и завтра будем с вами снова
Говорить на русском языке.

Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, Москва беречь готова
Все на свете русские слова.


Ведущая: Сейчас ребята прочитают стихи о русском языке -  «Великое русское слово».

1.Константин Попов

2.Фенченко Фёдор

3.Герасимов Артём

4.Жерлицын Максим

5. Нагайникова Иванна

6.Поваров Иван

Ведущий: 

Международный день родного языка (International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. В свою очередь, Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции объявила 2008 год Международным годом языков (International Year of Languages). 2010 год был провозглашён Международным годом во имя сближения культур (International Year for the Rapprochement of Cultures). Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны. 

Ведущая: Информация к сведению: В 1990 году русским языком владели около трехсот пятидесяти миллионов человек, а сегодня это количество сократилось до двухсот семидесяти восьми миллионов. Если тенденция сохранится, то к 2025 году число владеющих русским языком откатится до уровня начала прошлого века – до ста пятидесяти миллионов человек.

Ведущий: С того момента, когда почти все носители русского языка обзавелись компьютерами, некоторые стали реже использовать ручку и бумагу.

Ведущая: Да, и что гораздо хуже, многие  перестали задумываться о том, КАК пишут, считая, что Word исправит все ошибки. А зря, ведь правила придуманы людям в помощь, чтобы они могли понимать друг друга.

Ведущий: Проблема очевидна. Литературный язык перестал быть нормой. То, что создавалось веками, разрушается на наших глазах. Поэтому язык нуждается не только в изучении, но и в спасении.

Ведущая: Одной из мер по спасению является учрежденный в 2011 году День русского языка. А знаете ли вы, уважаемые участники Фестиваля, к какой знаменательной дате приурочен этот праздник?

Ведущий: Верно, ведь именно А.С. Пушкин является основоположником русского литературного языка. День рождения А.С. Пушкина 6 июня 1799 года. Воздавая заслуженную дань этому человеку, 6 июня отмечает два родственных праздника. 

Ведущий: Итак,  мы начинаем наш Интеллектуальный турнир! ГОНГ…..

4 студенческих команды  будут участвовать в состязаниях. У каждой из них есть репетитор, который  придет на помощь игрокам, если  возникнет необходимость. Если команда затрудняется с ответом, она через репетитора может попросить помощи у своей группы. Попрошу всех убрать сотовые телефоны.

Ведущая: А теперь мы хотим представить Жюри, которое будет оценивать вашу сегодняшнюю работу:  Бойцова Ирина Валерьевна – председатель Жюри., Аксиньева Марина Анатольевна, Карпова Татьяна Владимировна, Ханвердиева Маргарита Гашимовна.

Ведущий: 1. Внимание! Первый конкурс-разминка «Игра слов».

В английском языке у этого сочетания есть синоним – «бэкроним». Сейчас вам предстоит проявить смекалку и выполнить юмористическую побуквенную «расшифровку» четырех слов по образцу:

ХЛЕБ: хорошие люди его берегут.

 КОТ: кладезь обаяния и тепла.

СЛОВА: слон, оса, кредо, душа

У вас есть 5 минут, время пошло!

Конкурс завершен. Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось.

Ведущая: 2. Конкурс «Дополните слово».

Слова, как и люди, очень не любят прививки, но все-таки попробуйте «привить» им разные буквы и через три минуты представить Жюри получившиеся слова.

И еще! Из привитых букв, расположенных в том же порядке, что и опорные слова, у вас должно получиться имя героя хорошо известной русской сказки. Не забудьте его написать!

Слова перед вами. В вашем распоряжении 3 мин. Время пошло!

Проба, тара, кубок, прок, кора, лень, рот. (ПробКа, Отара, кЛубок, пОрок, коБра, Олень, Крот – КОЛОБОК).

Конкурс завершен. Правильные ответы – на экране.

Ведущий: 3. Конкурс «Исправленное меню».

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель Александр Иванович Куприн посмотрел меню и заказал:

  • Шесть порций орфографических ошибок.
  • Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
  • Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, сказал Куприн и зачитал злополучное меню:
  1. Бул..н кур..ый с фрик..дельками.
  2. Ра..ольник с к..лбасой.
  3. Котлеты сви..ые.
  4. П..льмени.
  5. Шамп..ньоны в яич..но..масл..ом соусе.
  6. Компот груш..во..алыч..вый.
  7. К..сель клюкве..ый.
  8. Коври..ка ржа..ая.
  9. П..рожное б..сквитное.
  10. Пиро..ки с печ..нкой.

В вашем распоряжении 3 минуты. Вставьте в слова пропущенные буквы и передайте меню репетиторам. Время пошло!

Конкурс завершен. Внимание – на экран!

Ведущая: 4. Конкурс «Разнородные синонимы».

Подберите к предложенным словам синонимы или близкие по значению слова другого грамматического рода.

 Например: «Колонна» мужского рода – столб.

В вашем распоряжении 5 минут. Время пошло!

«Удача» мужского рода –

«Фотография» мужского рода –

«Болезнь» мужского рода –

«Обоняние» мужского рода –

«Ткань» мужского рода –

«Аксиома» мужского рода –

«Веник» женского рода –

«Спор» женского рода –

«Лес» женского рода –

«Мороз» женского рода –

«Кредит» женского рода –

«Мираж» женского рода –

«Аркан» среднего рода –

«Страна» среднего рода –

«Глаз» среднего рода –

«Век» среднего рода –  

«Вокал» среднего рода –

«Ребенок» среднего рода –

Конкурс завершен. Передайте ответы репетиторам.

Внимание – на экран!

Ведущий: 5. Конкурс «Головоломка».

Перед вами фразы, рассыпанные на морфемы. Командам необходимо за 5 минут собрать их и предоставить получившиеся варианты Жюри. Надеемся, что ваш ответ обязательно совпадет с оригиналом!

Внимание! Время пошло!

Конкурс завершен. Передайте ответы репетиторам.

Внимание – на экран!

Ведущая:  6. Конкурс «Окончание на -СО».

Командам необходимо вспомнить или  найти в словарях слова, имеющие русское происхождение и оканчивающиеся на -СО. Эти слова должны быть нарицательными существительными в именительном падеже единственного числа.

Примером могло бы служить слово ЛАССО, но оно не подходит, так как не является русским.

 Напоминаем: критерий русского происхождения – склонение по правилам нашей грамматики.

В вашем распоряжении 3 минуты. Время пошло!

Конкурс завершен. Передайте ответы репетиторам.

Внимание – на экран! (Мясо, просо, колесо).

Ведущий: 7. Конкурс «Есть предлог подумать о предлогах».

Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов.

Например, слово «СОВОК» состоит из пяти предлогов.

Для составления слов используйте следующие предлоги:

в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у (НА ЭКРАНЕ).

У вас есть 5 минут. Время пошло!

Конкурс завершен. Передайте ответы репетиторам.

 За это состязание максимальные баллы получат команды, которые придумали наибольшее количество слов.

Ведущая:  8. Викторина «Мы – полиглоты»

Благодаря нашему "гостеприимному" русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из тех иностранных языков, изучением которых никогда не занимались. Так что без ложной скромности можем смело назвать себя полиглотами. Эта оригинальная викторина - тому доказательство.

 Например: Все вы знаете, как звучит на французском слово «гриб». Этим словом мы называем самые "магазинные" грибы. Так как же?

(Шампиньон)

В вашем распоряжении 5 минут. Время пошло!

  • Скажите по-французски «круг», если для нас это  этап какого-либо соревнования или этап в выборах. (Тур)
  • Скажите по-французски «кувшинчик», если для нас это фруктовый алкогольный или газированный напиток. (Крюшон)
  • Скажите по-французски «место уединения», если для нас это знаменитый художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге. (Эрмитаж.)
  • Скажите по-французски «пена», если для нас это  название сладкого блюда из взбитой фруктовой, ягодной, молочной или шоколадной массы. (Мусс)
  • Скажите по-французски «вспышка», «молния», если для нас это пирожное из заварного теста с кремом внутри. (Эклер)
  • Скажите по-итальянски "дыхание", если для нас это вокальное произведение для одного голоса в составе оперы или оперетты. (Ария)
  • Скажите по-английски «знаю как», если для нас это эффективная технологическая идея, изобретение. (Ноу-хау)
  • Скажите по-немецки «водоворот», «пучина», если для нас это яблочный пирог, на котором яблоки расположены по кругу. (Штрудель)
  • Скажите по латыни «свет», если для нас это лучший номер в гостинице. (Люкс)
  • Скажите по-саамски «задняя нога тюленя», если для нас это спортивное снаряжение пловцов. (Ласта)

Конкурс завершен. Передайте ответы репетиторам.

Внимание – на экран!

Ведущий: 9. Творческий конкурс « Письмо в будущее.

Студентам ПК им. Н.Н. Годовикова 2115 года»

 Ведущая: На пути к возрождению эпистолярного жанра …

Сегодня жизнь уходит в Интернет –

Друзья в Сети и строчки диалога,

Но нет души, тепла и света нет:

Мы одиноки у экрана монитора.

А помните, как раньше ждали мы

Письмо от тех друзей , что обещали

Прислать нам  впечатленья от зимы

И фото, как в снежки они играли.

А после мы писали им ответ,

О том, что происходит в жизни нашей:

Купили новый мне велосипед,

А Петька Жуков предложил дружить Наташе.

Вложив в конверт все чувства и слова,

Которые всегда так много значат,

Все взрослые и даже детвора

Писали письма – ну а как иначе?

Сегодня жизнь уходит в Интернет,

Но почта продолжает греть нам души.

Придет по ней тот ласковый привет,

Желанный, долгожданный, самый лучший!..

                  Ведущий. Предлагаем Вам сегодня поговорить  о  древнем, благородном, но, к сожалению, почти утраченном нами искусстве – умению писать письма.

 Л.Рубальская сказала : «Моды на письма давно уже нет…»

Вы согласны с поэтессой?

Кто из вас получает письма?

От кого эти письма?

 Интересно их читать?

А вы сами пишете письма?

Что  вам проще: написать письмо или позвонить по телефону? Почему?

                Ведущая. Письмо имеет давнюю историю. В древности существовали различные виды   корреспонденции. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте.

                Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, пользовались ещё в глубокой древности. Это, по-моему, один из самых красивых и романтичных способов  послания.

                Позже стали  использовать пеших или конных гонцов, которых сейчас назвали бы курьерами.

                Ведущий. Не менее интересным способом передачи информации является «бутылочное письмо». В мореплавании имеются сотни историй, когда послания из бутылок оказывались единственными сведениями о судьбе пропавшего судна и его экипажа. Часто послание в бутылке оказывалось последней надеждой на помощь, вот только редко когда письмо приходило вовремя, чтобы успеть спасти отправителя. Хотя…

                Необычная история приключилась в 1949 году поварёнком одного из ресторанов в Сан-Франциско. Собирая на пляже пустые бутылки, он нашёл в одной из них послание: «Лондон, 20 июня 1927 года. Я завещаю моё наследство счастливчику, нашедшему эту бутылку, и моему адвокату Барри Коэну на равных основаниях...» «Отправителем» завещания оказалась Дейзи Александер, бывшая владелица компании «Зингер», выпускавшей знаменитые швейные машинки. Её состояние оценивалось в 12 миллионов долларов. Она умерла в 1940 году в возрасте 80 лет, а  адвокат Коэн был жив. Начался процесс. Представители фирмы «Зингер» оспаривали достоверность найденного документа, ссылаясь  на то, что бутылка, брошенная около Лондона, никак не могла своим ходом попасть в Сан-Франциско. Однако друзья Дейзи вспомнили, что одной из привычек старой леди было бросать пустые бутылки в Темзу. Учёные-гидрографы подтвердили  вероятность кругосветного путешествия бутылки с завещанием. Так поварёнок стал миллионером!

                Ведущая. Постепенно письма стали доступным, любимым  и незаменимым средством связи. Особое значение для русских людей они имели во время ВОВ. Под свист пуль и осколков спешили солдаты поведать о своих мыслях и чувствах, желаниях и мечтах. Фронтовые письма оставались единственной нитью между людьми, которая могла легко порваться.

Ведущий. Треугольники-птицы...
Оригами войны.
Горьких судеб страницы
И страшны, и нежны.
Далеки расстояния
От фронтов до тылов.
Письма – связь расставаний
Через магию слов.
                            Евгений Форт

Ведущая. – Что же значит слово «письмо» в современном мире ?

Письмо —

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. (Заказное письмо)
2. Умение писать. (
Учиться чтению и письму. Искусство письма)
3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. (
Словесно-слоговое письмо, иероглифическое письмо)
4. Манера художественного изображения. (
Реалистическое письмо Икона старинного письма).

Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Ведущий. Слово это многозначное. Какое из значений нам подходит? (1)

– Из каких композиционных частей оно состоит?

1-я часть – этикетная. Цель – установить контакт с адресатом.

2-я часть – основная. Цель – привлечь внимание, рассказать  о каком-либо событии, о своей жизни, сообщить  какие-либо сведения, задать вопросы к собеседнику.

3-я часть – этикетная (прощание)

4-я часть – Р.S. (постскриптум)

Ведущая. Этимологическая справка

Post scriptum (от лат.  «после написанного») — приписка к законченному и подписанному письму, обозначаемая обычно латинскими буквами P. S. Также используют P. P. S. (лат. post post scriptum) или P. S. S. (лат. post sub scriptum) для приписки сделанной после постскриптума.

P. S. — одно из латинских сокращений, употребляющихся в письме на всех европейских языках.

Ведущий. Какими бывают письма?

- официально-деловые (как деловые документы, отражающие официальные отношения);
- художественные (как жанр художественной литературы или как один из приемов писателя);
- частные неофициальные письма, не предназначенные для публикации;
- профессионально ориентированные, написанные с применением научного стиля, например, переписка ученых;
- публицистические (письмо в газету)

 Ведущая. Писать письма - большое искусство, которому надо учиться с детства.

Кстати, многие дети хотят писать письма. Это стало нам известно в  результате опроса учащихся. Вот некоторые выдержки из их ответов:

«..в электронном письме нельзя увидеть любимый почерк и почувствовать теплоту близкого человека»

«..писать интересно…»

«Да, письма нужны: отправлять бабушкам в деревню…»

«в письме можно лучше выразить свои эмоции…

Ведущий. Современные технологии позволяют писать письма даже в далекое будущее. Сейчас существуют специальные сайты. Достаточно строке поиска задать: « Письмо в будущее», и вам откроется множество ссылок на такие сайты. Вы пишите себе или кому-либо письмо, отправляете на сайт и задаете дату. Оно придет на заданный электронный адрес  в назначенный  день и час через 5, 10, 30лет.

        И все же нет ничего приятнее и романтичнее, чем письмо в конверте. Любимый почерк,  а не бездушные печатные буквы, тепло человеческих рук, дорогие сердцу слова…Эпистолярный слог всегда являлся и является показателем культуры и самосознания человека.

                Вновь наступило время для письма,
                И тяга есть у нашего народа.
                Традиция, приятная весьма:
                Опять на письма появилась мода.
                И значит, рано начали тужить,
                Что очерствело сердце человека.
                Нет, жанр эпистолярный будет жить,
 
                Не поддается он причудам века.
 (Н. Вершинин)

 

НА ЭКРАНЕ:

 СТРУКТУРА ПИСЬМA

1. Обращение к адресату. ( Не забывайте  о знаках препинания )

  1. Начальные фразы.        
  2. Содержание письма (Изложение событий, логическое развитие мыслей)
  3. Концовка (пожелание, приглашение, поздравление).
  4. Имя адресанта. (Подпись)
  5. P.S. (постскриптум — после написанного ).

                                               

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПИСКИ

  • Мысли выражай сжато, точно и ясно.
  • Добивайся живости, выразительности речи.
  • Тон письма должен быть вежливым
  • Будь внимателен к адресату и его вопросам.
  • Помни правило: сначала о другом, потом о себе.
  • Письмо должно быть интересным.
  • Обязательно своевременно отвечай на полученное письмо.
  • Мысленно представь себе того, к кому обращаешься.
  • Продумай, о чем будешь писать.
  • Вздохни, улыбнись и принимайся за работу.
  • Пиши грамотным, литературным языком.
  • Старайся больше писать о хорошем.
  • Вложи в письмо свое сердце.
  • Прочитай письмо полностью.
  • Аккуратно положи в конверт, согрей руками.
  • Отправь адресату.

Ведущая. Итак, вы должны написать письмо в будущее, студентам Колледжа им. Н.Н. Годовикова 2115 года  за 10 минут.

Время пошло!

Ведущий: Пока команды работают над письмом, проведём небольшой конкурс среди зрителей.

Многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс письма. Давайте вспомним их. Кто первый ответит, получит приз. Поднимайте руки.

Ведущая. Предлагаем конкурс  « Угадай героя»

1.Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле,
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
 (Татьяна. Пушкин «Евгений Онегин»)

Ведущий.

2.Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму, как вдруг по моей петербургской физиономии и по костюму весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решил только с которой начать ... Все мне дают взаймы, сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки; помести их в свою литературу. Во-первых, городничий - глуп, как сивый мерин...(Хлестаков. Гоголь «Ревизор»)

Ведущая. 3. Вы помните,

Вы всё, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел - Катиться дальше, вниз (знакомый Ваш, Сергей Есенин. «Письмо к женщине»)

4. Приезжай, милый дедушка. Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой: А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай."( Ванька  Жуков. А. Чехов «Ванька»)

5. «Дорогой ты наш отец — дядя Фёдор!
От этого Матроскина житья совсем не стало. Раскомандовался! Только и слышишъ: „Поди! Принеси! Подай! Сходи в магазин! Сбегай на почту! Поруби дрова! Вымой за собой посуду!“ А у меня посуды — однa миска. И мыть её нечего. Языком облизнул — и всё. И дрова мне не нужны, мне в моей шкуре и так тепло. В общем, если ты не приедешь, я его кусать начну. ( пёс Шарик. Эдуард Успенский «Зима в Простоквашино»)

Ведущий. Конкурс завершен. И сейчас мы услышим четыре варианта Писем в будущее.

 Ведущая:  10. Конкурс «Угадай слово».

Задание в конверте. Будьте внимательны! У вас есть всего 30 секунд. Время пошло!

Первая буква его идет в алфавите перед Т, вторая – после О, третья перед Б, четвертая – после Р, пятая – после З, шестая – перед В, седьмая – перед П.

Конкурс завершен. Передайте ответы репетиторам.

Внимание – на экран!  (Спасибо)

Ведущая:   

Пока Жюри подсчитывает результаты, студенты 3 курса Александр Валуев и Максим Сидоров покажут вам элементы русского боя.

Как вы думаете, откуда слово «Ошеломить».

Кто такие ратоборцы?

Ведущий. Русь всегда славилась сильными и могучими воинами.

Ратоборцы – это люди, которые побеждают не врагов, а вражду.

Ратоборцы войн не выигрывают, они войны прекращают.

Ведущая. Ошеломить

Если бы не древний защитный головной убор для воинов, то, вероятно, не было бы в нашем современном языке этого слова, произнося которое мы и не думаем о войне или сражении. Буквально означало "сильно ударить по шлему (шелому)", "сбить шлем". По мере того как мы утрачивали свою воинственность, и это слово становилось более обыденным, приобретая значение "сильно удивить".

ВИТЯЗЬ: тот кто вытягивает, преодолевает. От слова ТЯНУТЬ.

КОЛЬЧУГА: КОЛЬ(О)-(ЦЕ)-ГА – кольца это идти.

РАТЬ: РА-Т(О)Ь – Ра то. Там, где бог, потому что всё зависит от бога, удачи, случая. Там, где нужно быть готовым отдать жизнь во имя Ра (сила Бога).

РУКОЯТЬ: рукой держать.

САБЛЯ: (О)СА-Б(О)-ЛЯ – острая ибо быстрое движение.

СЕКИРА: (О)Се-КИ-РА – острый ударять, резко двигать по растению (дереву).

СЕЧЬ: (О)С-Е-ЦЕ – острое есть это.

ШЛЕМ: ШЛЕМ>шелом>челом>чело>ЦЕ-ЛО – это выпуклое удлинённое. Лоб, на лбу. Защита лба.

Ведущий. Жюри завершило свою работу. Для оглашения результатов и награждения слово предоставляется Бойцовой Ирине Валерьевне , председателю жюри, зам. директора по учебной работе.

НАГРАЖДЕНИЕ.

Ведущая:  Давайте вместе, господа,

                   Любить родной язык.

           Все, кто молчать привык всегда

           И кто болтать привык.

Ведущий: Давайте правильно писать

И верно говорить,

Ведь это нам дано решать,

Как будем дальше жить!

Ведущий: Наш Фестиваль завершен.

Благодарим вас за плодотворную работу! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка :ФЕСТИВАЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР (Часть 1)

Актуальность мероприятия неоспорима: в колледже учатся представители пятнадцати национальностей. Интерес к национальным культурам появляется у студентов колледжа с первых дней учебы. В колледже можно ...

Методическая разработка ФЕСТИВАЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР (Часть 2)

Актуальность мероприятия неоспорима: в колледже учатся представители пятнадцати национальностей. Интерес к национальным культурам появляется у студентов колледжа с первых дней учебы. В колледже можно ...

Методическая разработка Проектная задача "Есть точка на карте - мой город"

Данная технологическая карта поможет провести проектную задачу об остории вашего города...

Методическая разработка Интеллектуальная игра «Есть контакт» внеклассное мероприятие для обучающихся по профессиям/специальностям электротехнической направленности 2 курс

Особую роль в активизации знаний обучающихся играет техническое творчество, которое невозможно без глубоких знаний о разрабатываемом предмете, без широкого охвата специфических вопросов, касающихся фо...

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Масленица, русская душа!»

Методическая разработка воспитательного  мероприятияна тему:«Масленица, русская душа!» Выход скомороха. (Семенихин Игорь) Вместе: Спешите все! Спешите все!Масленица жде...

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Масленица, русская душа!»

Методическая разработка воспитательного  мероприятияна тему:«Масленица, русская душа!» Выход скомороха. (Семенихин Игорь) Вместе: Спешите все! Спешите все!Масленица жде...