Методическое сообщение “Развитие фортепианной техники на начальном этапе обучения”
методическая разработка
Основные этапы работы по развитию технических навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19-20_metod_soobshchenie.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
“Детская школа искусств городского округа Кашира”
Методическая разработка
Развитие фортепианной техники на начальном этапе обучения
Преподаватель Федорова Г.В.
г. Кашира
2019 год
Обучение фортепианной игре включает в себя не только пианистическое, но и общее музыкальное развитие.
Одна из задач пианиста - педагога - воспитать в учениках любовь к работе, к самому процессу упражнения. Воспитательная работа заключается в формировании мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умения работать, заботы о здоровье и физическом развитии. В основу методической работы положены труды Е. М. Тимакина,
А. А. Николаева, А.Д. Алексеева, Г.Г. Нейгауза, А. Д. Артоболевской,
А. А. Шмидт – Шкловской, Т.И. Смирновой, Е.Ф. Гнесиной и других авторов.
Слово «техника» произошло от древнегреческого слова techne, что обозначает искусство, мастерство, умение. Фортепианная педагогика связывает понятие «техника пианиста» с общим исполнительским мастерством, куда входят не только виртуозные качества, но и умение свободно и естественно играть на инструменте. В широком смысле слова, техника – это комплекс средств, позволяющих овладеть различными фортепианными стилями. психических (волевых) свойств. В работе над пианистической техникой требуются яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение пульса движения музыкальной ткани, слуховое развитие. Недостаточное внимание при развитии этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, ее ограниченности, скованности, а также «немузыкальности», которая включает в себя недостатки звуковой области. Основная цель технического развития обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальн. Назначение музыкальной воли - управлять исполнительским процессом, а технического аппарата - подчиняться музыкальной воле.
Особенностями физического развития младшего школьника является укрепление скелета в целом. Развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находится в стадии формирования. Это необходимо принимать во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, осанке. Ещё не закончен процесс окостенения кисти и пальцев, поэтому мелкие и точные движения особенно утомительны для первоклассников. Повышение мышечной силы, общим развитием двигательного аппарата вызваны большая подвижностьНе менее важное педагогическое значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Особенность восприятия младшего школьника – эмоциональность. Внимание непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограниченное по объёму.
Важно так «выстроить игру», чтобы в ее ходе ребенок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал.
Подготовительные упражнения
В воспитании техники у младших школьников большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано:
- гибкость и пластичность игрового аппарата;
- правильная посадка за инструментом;
- приёмы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук и пальцев;
- контакт кончиков пальцев с клавишами;
- звуковой результат (как необходимый итог) – это основа для технического и музыкального развития ученика.
Упражнение 1. «Шалтай-Болтай» С. Маршак.
Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начинать покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь возвращаться к исходному положению.
Упражнение 2. «Ванька – встанька» или «Кукла поломалась». Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи и плеч, дать всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперёд. Колени при этом слегка Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи и плеч, дать всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперёд. Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямиться, приняв прежнее положение.
Упражнение 3. «Маятник». Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Руки свободно висят вдоль туловища. Начать раскачивать вначале одной, потом другой рукой назад - вперёд всё выше и выше, пока рука не начнёт крутиться по инерции.
Упражнение 4. «Мельница». Вращение рукой вокруг плеча. Сначала поочерёдно, потом двумя руками одновременно.
Упражнение «Солнышко».
Утром солнышко восходит высоко,
(свободные руки поднимаются над головой)
Вечером заходит глубоко.
(опустить руки вниз, слегка нагибаясь вперёд)
Днём гуляет по небу оно,
(руки поднять и гибкими запястьями покачивать влево и вправо)
Согревает всех, лучи раскинув широко.
(руки опускаются, имитируя лучи)
Гладит ласково листочки и цветы
(гибкие запястья показывают плавные движения)
Людям золотит и щёчки, и носы
(круговыми движениями запястья и закруглёнными пальцами) День прошёл, и с неба на покой Солнца шар заходит за горой.
День прошёл, и с неба на покой Солнца шар заходит за горой.
(руки имитируют шар, опускаются вниз: закруглённые локти, запястья, пальцы)
Упражнение «Идём гулять».
Один, два, три, четыре, пять.
(каждый палец касается первого, образуя колечко)
Мы во двор идём гулять
(второй и третий пальцы шагают по столу ритмично и чётко).
Бабу снежную лепили,
(гибкими запястьями, закруглёнными пальцами имитируем лепку снежного комочка)
Птичек крошками кормили
(круговые движения каждым пальчиком).
С горки мы потом катались,
(прямые руки поднимаются вверх и опускаются вниз).
А ещё в снегу валялись
(поворачиваем запястья, поднимая ладошки вверх, затем опуская их вниз).
Все в снегу домой пришли, (пальцы «шагают» по столу) Съели суп и спать легли.
(соединить пальцы обеих рук, приложить их к уху) А потом проснулись и …..
Улыбнулись…
УПРАЖНЕНИЕ МАЛЯР
Руки- это кисточки, и они красят стену. Чувствовать расслабленность, но, в то же время вес руки, всё же она что-то весит. Под текст песенки ритмично сначала одна рука, другая и вместе движутся мягко, плавно и изящно. Я – маляр, шагаю к вам,
С кистью и ведром.
Буду стены красить я,
Станет новым дом.
Упражнение «Крыло птицы». Дети, не лишённые хотя бы минимальной пластичности и не обладающие какими-то физическими недостатками, довольно быстро улавливают сравнение руки человека с крылом птицы и после небольших упражнений запоминают необходимое физическое ощущение, которое им помогает скоро приспособиться к клавиатуре при работе над звукоизвлечением. Суть этого упражнения заключается в том, что руки сидящего за фортепиано ученика приподняты над клавиатурой, полусогнуты в локтях (локти немного отставлены) и раздвинуты примерно на такую ширину, чтобы кисть правой руки висела над второй октавой, а левой руки – над малой октавой. Состояние рук, кистей несколько расслабленное. Крайней точкой «крыла» является локоть, с него и начинается «взмах», имитирующий спокойное, широкое, гибкое движение крыльев птицы. Плавный подъём локтей в стороны и вверх влекущий за собой свободное гибкое движение плеч, предплечий и кистей, затем такое же их опускание проводится в темпе, исключающем суету. Необходимо способствовать налаживанию движения локтя, плеча, кисти, направлять руки ученика и показывать самому.
Следующий этап упражнения проводится каждой рукой отдельно: ученик опускает руку на закрытую крышкой клавиатуру, необходимо Следующий этап упражнения проводится каждой рукой отдельно: ученик опускает руку на закрытую крышкой клавиатуру, необходимо придерживать его третий палец на крышке (пальцы слегка собранные) и предложить то же движение «крыла». Несколько преувеличенное вначале, это движение вводится в разумные рамки при переходе к работе над звукоизвлечением, игре non legato, когда сила звука, продолжительность его потребует соответствующего движения руки. Упражнение «Крыло птицы» может оказаться полезным для детей с недостаточной пластичностью рук.
Эти упражнения всегда вызывают у детей большой интерес. Образность поэтической речи и звуковая изобразительность помогает проникнуть в содержание и подготовить игровой аппарат. А так же взаимодействие этих компонентов развивает творческий потенциал учеников. Организация свода кисти, кистевая «рессора».
Без ощущения прочности свода не может быть и прочности пальцев, их опоры, естественной подвижности. Необходимое положение свода обеспечивается присобранностью пальцев, выпуклостью суставов, немного ниже расположенным кистевым суставом.
Существуют различные образные сравнения, помогающие детскому восприятию:
- рука образовала «домик», «купол», «крышку»; - держим «апельсин», «мячик».
Необходимо при этом контролировать движение первого и пятого пальцев. Фридерик Шопен советовал положить руку на клавиатуру таким образом, чтобы закруглённые второй, третий, четвёртый пальцы приходились на три черные клавиши, а первый и пятый пальцы на соседние белые. Это положение пальцев считается благоприятным Кистевая «рессора» (мягкое, гибкое движение кистевого сустава) обеспечивает чередование «работы» и «отдыха» руки, «амортизирует» удар пальца по клавишам. Важно воспитать у ученика правильное ощущение опоры пальцев, их цепкость.
Несколько упражнений на столе:
«Прыжки», «Мячик», «Тук – тук, молотком».
«Мостик», «Радуга» - дугообразные перемещения руки.
«Найди меня», «Эхо», «Кукушка» - развитие слуховых навыков. «Шагающий экскаватор», «Крабик» - передача характера через прикосновение с первого на пятый палец с раскачиванием запястья.
Посадка за инструментом
С самого начала занятий на фортепиано необходимо следить за правильной посадкой детей. Стул стоит напротив середины клавиатуры, сидеть нужно на его половине так, чтобы ноги всей ступней опирались на пол. Обычно дети не достают ногами до пола, поэтому им требуется подставка под ноги. При игре в верхнем регистре или в ансамбле стул пол. Обычно дети не достают ногами до пола, поэтому им требуется подставка под ноги. При игре в верхнем регистре или в ансамбле стул ученика следует передвинуть в нужную сторону на расстояние, обеспечивающее удобные и естественные движения.
- Высота. Локти на уровне клавиатуры. В дальнейшем может изменяться в зависимости от задач: высокая – для тренировки крупной техники, низкая – для тренировки мелкой техники.
- Расстояние. При взятии звуков, локоть слегка выдвинут вперёд. Может изменяться: прямые руки - охват клавиатуры при широкой фактуре, локти на уровне туловища при вычленении участка клавиатуры.
- Запястье находится примерно на уровне белых клавиш, чуть ниже «косточек» основания пальца. Может изменяться: чуть ниже уровня клавиш внятная артикуляция и дифференцированное звучание вертикали, выше ударные тембры в крупной технике и подкладывание через 4-5 пальцы в мелкой технике, иногда при имитации оркестровых тембров.
Пальцы слегка закруглённые: ставятся плоскими в legato, закругляются при staccato и «бисерной» технике.
Правильная посадка ученика за инструментом предполагает непринуждённость, отсутствие напряжённости спины, но в то же время и организованность, подтянутость корпуса; удобное ощущение плеч, шеи, без изменений скованности позы. Чрезмерная расслабленность корпуса свидетельствует не о физической свободе, а об отсутствии внутренней собранности, равнодушии к делу или о недисциплинированности ученика.
Свобода плечевого пояса, правильное ощущение и использование движений рук от плеча до кисти – необходимы как для исполнения кантилены, так и для технического развития, так как пальцевая беглость не может быть воспитана без свободы всего аппарата. Пианист использует целый комплекс движений и ощущений (спины, плечевого пояса, локтя, предплечья, кисти, пальцев). Во время игры все эти движения образуют единый «трудовой» процесс, наибольшими «тружениками» оказываются пальцы, их кончики.
Первоначальный навык игры non legato, legato, staccato
Штрих (нем. линия, черта) – приём игры способ извлечения звука на каком – либо инструменте. Начинающие пианисты знакомятся с основными фортепианными штрихами: non legato, legato, staccato.
Первоначальный навык игры non legato должен воспитывать ощущение опоры пальца, цепкого «осязания», чувство кончика пальца, который поддерживает всю руку. От чувства опоры, контакта пальца и клавиши зависит качество, окраска звука. В зависимости от звукового замысла кончики пальцев «погружаются» до дна клавиши, «охватывают» её. Без поддерживает всю руку. От чувства опоры, контакта пальца и клавиши зависит качество, окраска звука. В зависимости от звукового замысла кончики пальцев «погружаются» до дна клавиши, «охватывают» её. Без активности пальцев нет чёткой игры, красоты звучания, уверенности исполнения.
Извлечение звука:
- производится движение всей руки, от плеча «толчок»;
-когда движение освоено, переходят к освоению дифференцированного пальцевого движения «удар»;
-если палец хорошо работает от основания, осваивают «нажим» (с использованием кончиков пальцев) от клавиш без замаха.
Звукоизвлечение можно считать освоенным, кода ребёнок может сбрасывать излишнее мышечное напряжение, сразу после «взятия» звука, оставляя минимальное, необходимое для удержания клавиш.
Последовательность освоения пальцев: 3 2 4 5 1. Возможно извлечение терций 2-4, 1-3, 3-5 и квинты 1-5, которая хорошо формирует устойчивость кисКритерием правильности ощущений служит певучий, ясный, полный звук. Но, звуковое задание должно быть посильным для ученика. Физически слабый ребёнок не в состоянии извлечь очень яркий, сочный звук. Но о красоте тона, ощущении глубины клавиши кончиком пальца следует заботиться в любом случае. Укрепление свода рук начинающего, развитие крепости и независимости пальцев, активности их кончиков, происходит как на материале технических, так и кантиленных произведений. Работа над «артикуляцией» пальцев, их независимость начинается с момента изучения игры legato. Беглость пальцев, отчётливость и ровность звучания в значительной степени зависят от подвижности суставов свода кисти. Амплитуда движения (степень подъёма) закруглённых пальцев определяется физическими особенностями строения рук ученика (величиной их, растяжением), и также фактурой исполняемого, звучностью, которую требуется воспроизвести выразительностью фразировки.
С первых шагов изучения legato важно дать понять ребёнку, что музыкальный мотив – это музыкальное «слово» со своими «главными» звуками, что движение и сила пальцев зависит от того, как «выговаривается» данное «слово». Без налаживания объединительных движений кисти невозможно исполнение legato и хорошее «выговаривание» мотивов, а также ощущение руки. Хорошая артикуляция предполагает не только достаточную активность движения пальцев, но и своевременный их подъём после извлечения звука, без «увязания» в клавишах дольше, чем этого требует длительность звука. «Вязкие», с опозданием поднимающиеся пальцы лишают исполнение чёткости, ясности. «Дисциплинированность» пальцев воспитывается только слухом, вниманием ученика к своей игре, ритмичности её. При игре legato в медленном темпе важно, чтобы начинающий не поднимал следующий палец слишком рано (только перед тем, как следует на него «переступить»), опуская на клавишу без толчка руки, немного отводя мягкую кисть, помогая ощущению её пластичности. По этой же причине пальцы, не играющие в данный момент, также не должны быть подняты; мягко и свободно закруглённые, они располагаются совсем близко от клавиши. Большую наглядность артикуляции «переступающих» пальцев могут доставить начинающему подобные вопросы:
- Идя медленно по улице, поднимаешь ли ты ноги?
- Очень высоко или так, чтобы было удобно?
- Топаешь при этом или просто ставишь?
Попробуй изобразить это пальцами.
Вялая артикуляция проявляется в том, что пальцы не «переступают», а Попробуй изобразить это пальцами.
Вялая артикуляция проявляется в том, что пальцы не «переступают», а «переваливаются», «переползают» с клавиши на клавишу, вдавливаются в них. Движение пальца подменяется толчком руки вниз. В результате – «тряска» рук, невозможность сыграть в подвижном темпе ровно, чётко. Преувеличенная артикуляция, как и всякое преувеличенное физическое действие во время игры, вызывает напряжённость, зажатость рук (особенно у начинающих), быструю утомляемость. (См. приложение 1).
Staccato - артикуляционный штрих, связанный с извлечением коротких, отрывистых звуков. Для staccato важен момент снятия пальца с клавиши (быстрое, экономное движение вверх). Следует предостеречь от распространенных излишних движений кисти («шлепки» по клавиатуре). Обычно это приводит к нарушению целостности фразировки. Для staccato как и для legato имеет значение рисунок мелодии. Поэтому полезно поучить связно те эпизоды, которые впоследствии исполняются отрывисто. Найденная при игре legato объединяющее движение послужит правильным ориентирам и для staccato. Ознакомление с этим штрихом проводится почти сначала обучения. К концу первого класса и в последующих классах необходимо включать в репертуар обучающихся произведения, которые целиком играются staccato.Выбор упражнений для ученика так же индивидуален, как и выбор этюдов. Современная русская педагогика рассматривает упражнения как важное и эффективное средство для технического развития ученика. Их значение в том, что они дают возможность в наиболее концентрированном виде работать над основными фактурными формулами, над самым ядром пианистических трудностей, что способствует рационализации процесса обучения.
Упражнения Анны Абрамовны Шмидт-Шкловской - выдающегося педагога и музыканта - это небольшие технические формулы, в которых закодированы различные способы звукоизвлечения и приемы работы над произведением. Они сгруппированы по видам техники. Внутри каждого раздела задания усложняются постепенно, и можно одновременно работать над упражнениями одинаковой трудности на разные виды техники.
Отличительная особенность системы А.А.Шмидт-Шкловской ряд упражнений, предназначенные для развития важных качеств рук пианиста легкости пальцев, растяжения. Они применимы и при разучивании пьес. Так, «полетные» движения (свободное раскрытие ладони и всех пальцев быстрым движением) вырабатывает ощущение легкости, расчлененности пальцев. Обращает на себя внимание строгая систематичность, охват всех видов техники. Можно сказать, что они являются шкалой последовательного Обращает на себя внимание строгая систематичность, охват всех видов техники. Можно сказать, что они являются шкалой последовательного овладения пианистическими навыками.
Главное задание, данное ученику, не «повторить» движение, а «найти звук» - установка, которая требует, в первую очередь, активной работы слуха. Поиски звука всегда связаны с поисками определенного тонуса мышц состояния руки, мускульного ощущения от движения, с помощью которого извлекается данный звук.
В итоге такой работы создаётся прочная связь, когда одно только представление о звуковой краске сопровождается соответствующим настроем, ощущением в руке. Объяснение ощущений, которые должны сопутствовать тому или иному двигательному приему - самое трудное в показе. С помощью образного сравнения даётся общий настрой. Целью всей её работы в области воспитания пианистических навыков - помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения. При этом она давала установки, которые могли бы служить основой для построения индивидуальной техники в каждом отдельном случае.
Всего 45упражнений, каждое имеет название и стихи.
Первая тетрадь посвящена основам звукоизвлечения, штрихам, дуговым движениям.
«Воробьишка» - Я утром выпал из гнезда, ко мне спешите все сюда! (Взлет и приземление на опорный пункт, воробьишка учится летать).
«Кошачьи лапки» - Моет лапкой котик нос. (Легато на секундовых последованиях).
«Цапля» - Цапле бусы подарили, велики они ей были. (Расходящиеся гаммообразные последования в пределах октавы)
«Лягушонок» - лягушонок веселится каждый день, по болоту прыгать и скакать не лень. (Легкое стаккато. Исполнять легкой упругой рукой).
«Утенок» - Наш утенок лишь родился плавать плавно научился. (Пятипалыцевое легато).
«В чёрном море» - В чёрном море мой любимый дом. Днем и ночью я купаюсь в нём. (Пятипальцевые последования на черных клавишах. (Играть различными штрихами).
«Полет во сне» -Шарики мои словно парашют, в небо к облакам плавно унесут. (Дуговые отрезки.Играть отдельно правой рукой I вверх, левой вниз).
«Лошадка» - Ну-ка, прыгни так как я, девочка прыгучая. (Дуговые скачки на октаву, а также через две октавы вверх и вниз.).
Вторая тетрадь содержит упражнения на боковые движения и трели.
«Бим» - Меня мой Бим из школы ждал и хвостиком вилял. (Круговое движение руки. Левая рука играет в противоположном движении).
«Ключик» - Дверь скорей открой, теперь закрой, замочек мой, ключ золотой. (Повороты кисти с опорой на 1-й и 5-й пальцы).
«Паучок» - Паучок росинку спрятал в паутинку. (Боковое движение по терциям с ощущением вращения внутри руки).
«Белый зайчик» - Белый зайчик в белой шубке рано утром чистил зубки... Сам. (Пятипальцевые последования в сочетании с трелями).
«Хвост колечком» - Наша кошка на крылечке закрутила хвост колечком. (Фигурации. Движения, окутывающие средние звуки. В основе их движения «колесика»).
«Бусинки» - Словно бусинки дождинки покатились по травинке. (Повороты кисти по рисунку мелодии).
«Два гнома» - Два веселых гнома здесь живут, чистят коврик песенку поют». (Упражнения на «станке».Трель играется легко и ровно).
«Два гнома» - Два веселых гнома здесь живут, чистят коврик песенку поют». (Упражнения на «станке».Трель играется легко и ровно).
Третья тетрадь - репетиции, гаммы, арпеджио, терции.
«Дождик» - Кап, кап, кап стучит по крыше, на прогулку дождик вышел. (Репетиции на ступенях гаммы. Исполняется непрерывным вибрационным движением).
«Вальс» - Я хочу вальс танцевать. (Гаммовые отрезки. Правая рука играет по позициям гаммы до конца клавиатуры и обратно).
«Три - четыре» - Три - четыре, три - четыре черный кот живет в квартире. (Перенос руки с одной позиции гаммы на другую).
«На четвертом этаже» - На четвертом этаже кран течет давно уже. (Постепенное увеличение гаммообразной линии в прямом и обратном движении).
«Дельфииы» - В теплой волне как в сказочном сне. (Арпеджио. Упражнения исполняются вверх и вниз каждой рукой).
«Гибкий осьминог» - Гибкий осьминог в платье золотом, а на дне морском его новый дом. (На задержанном аккорде проверить пружинность и устойчивость всей руки).
«Прогулка» - В лес мы спешим опять с утра, за работу нам пора. (Прогулка терциями).
«На окошке» - На окошке сидит кошка и хвостом стучит немножко.
(Восьмые исполнять близко к клавишам легким стаккато).
Татьяна Симонова «Скороговорки для фортепиано 50 упражнений для беглости пальцев» – это доступные, лёгкие пьесы и упражнения, рассчитанные для детей шести – семи лет. Излюбленный жанр – миниатюра, художественный образ воплощается в музыке, выражает разные настроения.
Шарль Луи Ганон – французский пианист, органист, педагог, автор этюдов и пособий. Известный сборник «Пианист – виртуоз», в который вошли 60 упражнений для достижения беглости, независимости силы равномерного развития пальцев, лёгкого запястья. Упражнения занимательные, после недолгого разучивания их можно играть быстро, они дают прекрасную работу пальцам.
Елена Фабиановна Гнесина – известная русская пианистка, педагог, музыкально – общественный деятель, автор многих педагогических произведений. Созданные «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники» по праву относятся к жемчужинам русского педагогического репертуара.
Известный педагог, автор интенсивного курса «Аллегро» Татьяна Ивановна Смирнова рекомендует на занятиях с маленькими детьми не употреблять слово «упражнение» или словосочетание «делать упражнение», лучше использовать фразы «давай поиграем в «куклу» и так далее.
Период освоения первоначальных навыков составляет, примерно, три – четыре месяца обучения. На этом этапе работы с начинающими используются песни, пьески, этюды, мало отличающиеся друг от друга в фактурном отношении и по всем методическим задачам. Темпы исполнения медленные, умеренные.
Следующий этап занимает приблизительно второе полугодие первого года обучения, иногда первую половину второго года обучения. Здесь технические задачи приобретают большую определённость, используется разнообразная фактура, темп исполнения немного подвижнее. Ученик знакомится с гаммами, аккордами, арпеджио.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. – М., 1988.
- Андреева М. От примы до октавы. – М., 1983.
4.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М.,1989.
5.Баренбойм Л. А. Перунова Н. Путь к музыке. Ленинград, «Советский композитор», 1988.
6.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности - М., 1978.
7.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка – М., 1978.
8.Гнесина Е. Ф. Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники. «Композитор. Санкт – Петербург» 2010.
9.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы по фортепианной игре. М., Классика ХХ1, 2002.
10.Калачева С.В. Стих и ритм. – М., 1978.
11.Кончаловская Н. Нотная азбука. - М., 1997.
- Лонг М. Фортепиано – школа упражнений. «Музгиз» , 1963.
- Мартинсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., «Музыка» 1977
14.Музыкальная энциклопедия, том 1, том 2, том 3 – М.,1973.
15.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста – К., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Открытый урок. Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидакт...
«Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения на уроке хореографии. Роль образно-игрового метода и импровизации»
Роль образно-игрового метода и импровизации в развитии воображения, фантазии, умении находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умении оценивать свои творческие проявления и д...
Статья «Развитее чувства ритма на начальном этапе обучения детей игре на аккордеоне»
В статье описывается нетрадиционная методика освоение метро-ритма, следуя от простого к сложному, подвести ученика от восприятия пульса к метру, затем от метра к ритмо-блокам и, наконец, к длите...
Открытый урок "Развитие координационных навыков на начальном этапе обучения на фортепиано"
Открытый урок....
Методическая разработка "Развитие самостоятельности мышления на начальном этапе обучения на музыкальном инструменте (аккордеон)"
Полный конспект урока по специальности (аккордеон) в детской школе искусств с учеником 1 класса....
Учебно-методическая разработка "Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения"
В музыкальной педагогике координация – понятие, включающее в себя ряд компонентов. Это координация движений, слуховая координация и координация метроритмическая....
«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 г. НАДЫМА» МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАДНА ТЕМУ: «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТ...