Методическая разработка открытого комбинированного занятия "Творчество Б. Л. Пастернака"
учебно-методический материал
Изучение лирики Б. Пастернака занимает важное место в русской литературе. Одна из основных задач занятия - осмыслить культуру 20 века через знакомство с творческой биографией велиеого поэта. Лирика Пастернака - итог философских размышлений автора о роли личности в истории, об отношении власти и отдельного человека, о необходимости сохранять свои идеалы и убеждения, несмотря ни на какие обстоятельства, поэтому произведения поэта не утратили и не утратят своей актуальности. На занятии используются информационно- коммуникативные, частично эвристические и исследовательские методы объяснения. Задача преподавателя - научить студентов управлять потоком информации, формулировать собственную точку зрения и аргументировать свой ответ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_tvorchestvu_pasternaka.docx | 72.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчество Б. Л. Пастернака
(«Во всем мне хочется дойти до самой сути…»)
Пояснительная записка
Изучение лирики Б. Л. Пастернака занимает важное место в курсе изучения литературы. Одна из основных задач - осмыслить культуру XX века через знакомство с творческой биографией великого поэта. Лирика Б. Пастернака – итог философских размышлений автора о роли личности в истории и об отношении личности и государства, власти и отдельного человека, поэтому произведения поэта актуальны в наше время.
Занятие проводится на первом курсе для студентов отделения допрофессиональной подготовки. При проведении занятия решается ряд задач:
- научить студентов управлять потоком информации;
- развивать познавательную активность студентов;
- формировать навыки самостоятельной работы при подготовке к занятиям;
- осуществлять самоконтроль в процессе усвоения учебного материала.
На примере изучения данной темы студенты учатся выявлять авторскую точку зрения, которая является неоднозначной, формулировать своё мнение. Так как это трудная задача для первокурсников, используем форму групповой работы, когда поиски ответа на поставленный вопрос ведутся сообща.
В течение одного двухчасового занятия необходимо проработать большой объём материала, поэтому используются информационно-коммуникативные, частично эвристические и исследовательские методы объяснения. Задача преподавателя - научить студентов управлять потоком информации. Необходимо учитывать и такой факт, что молодое поколение – это визуалы, т.е. большую часть информации воспринимают зрительно. А эту возможность дают ИКТ, поэтому на занятии используем мультимедийную презентацию. Музыкальное сопровождение, аудиозапись, чтение стихотворений поэта наизусть создает эмоциональный настрой, вызывая чувство сопереживания, без чего изучение литературы не даст нужного результата.
Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучающегося. Знать - это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать. Таким образом, вместо двух проблем - передать знания и сформировать умения по их применению - перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренном направлении.
Именно с этой целью на занятии используются такие технологии, как развитие критического мышления, погружение в учебный материал. Решение проблемной задачи (подобрать эпиграф и обосновать свой выбор), самостоятельная работа по анализу поэтического текста, монологическое выступление по теме («Моё знакомство с Б. Пастернаком») помогают достичь поставленной цели. На занятии студент выступает как активный деятель, равноправный участник образовательного процесса.
Обязательным этапом занятия является проверка уровня усвоения нового материала, для этого проводится выполнение заданий в тестовой форме, что помогает предупредить возможные ошибки и скорректировать дальнейшую работу.
Итоговая оценка по теме выставляется с учётом выполнения следующих заданий: участие в групповой работе, выполнение тестового задания, чтение наизусть (домашнее задание проверяется на следующем занятии). Предусмотрена система поощрительных баллов на активную работу на занятии.
Проведение занятия с использованием данной методической разработки помогает достичь главной цели - активизировать интерес студентов к изучению литературы, связывать усвоение новых знаний с окружающим их миром, с событиями, происходящими в обществе.
Данное занятие предполагает осуществление межпредметных связей с историей двадцатого века и с другими темами по литературе и русскому языку.
«Во всем мне хочется дойти до самой сути»
(Жизнь и творчество Б. Пастернака)
Цели изучения данной темы
Учебные цели.
После изучения данной темы на комбинированном занятии студент должен уметь:
– давать связный ответ в устной форме на поставленный вопрос;
- анализировать поэтический текст;
- устанавливать причинно-следственные связи между биографией и
творчеством автора;
- устанавливать причинно-следственные связи между творчеством
автора и процессами, происходящими в обществе.
После изучения данной темы на комбинированном занятии студент должен знать:
- основные этапы биографии Б. Л. Пастернака;
- основные темы творчества поэта;
- названия произведений Б. Л. Пастернака.
Методические цели:
- использование ИКТ при объяснении нового материала
- групповая работа на занятии;
- применение различных форм творческих заданий;
- развитие логического, образного мышления;
- использование метода проектов на занятии.
Воспитательные цели. Изучение данной темы способствует воспитанию:
– чувства национальной гордости;
- способности к самоанализу и размышлению о смысле жизни,
- ответственности человека за свои поступки.
- активной жизненной позиции;
- чувства любви к родине и русской литературе.
В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Рекомендуемая литература
1. Основные источники:
- Пастернак Б. Л. Свеча горела. М., «Азбука», 2016
- Русский язык и литература. Литература. Учебник для студентов СПО в 2 частях, часть 2. Под ред. Г. А. Обернихиной М., «Академия», 2016
2. Дополнительные источники:
- Агеносов В. В. и др. Русская литература XX века (ч.1, 2), М., 2011
- Альфоносов В. Поэзия Бориса Пастернака М.: Сага, 2001.
- Быков Д. Л. Борис Пастернак М., «Молодая гвардия», 2007
- Маранцман В. Г. Литература 11 класс (в двух частях), М., «Просвещение»,
2011
- Фатеева Н. А. Поэт и проза. Книга о Пастернаке. М., «Литературное обозрение», 2003
6.3. Интернет-источники:
- «Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека» (http://window. edu.ru/)
- «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://www.school-collection.edu. ru)
- «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/)
Общее время занятия – 2 часа
Оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, видеоклипы песен на стихи Б. Пастернака, раздаточный материал для групповой работы, тексты стихотворений поэта.
План проведения занятия
№/п | Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время (мин.) |
1. | Организационный этап. | Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой проблемы. | Сформировать мотив для необходимости изучения данной темы, активизировать познавательную деятельность студентов. | 5 |
2. | Педагогический показ и получение знаний по теме. | 1. Просмотр фрагмента видеоклипа: - беседа по тексту стихотворения 2. Лекция преподавателя с разбором мультимедийной презентации по теме с записью основных положений в тетради. 3. Комментированное чтение стихотворений | Вырабатывать умение систематизировать и обобщать материал, умение устанавливать причинно-следственные связи между творчеством Пастернака и процессами, происходящими в обществе, составлять конспект ответа. Вырабатывать умения анализа стихотворения, выделять главную мысль, | 30 |
3. | Самостоятельная работа студентов (создание проекта) | Групповая работа.
2. Анализ одного из стихотворений по выбору преподавателя. 3. Подготовка публичного выступления «Моё знакомство с Б. Л. Пастернаком» | Умение строить монологическое высказывание по теме в разных функциональных стилях, работа по развитию речи студентов: формирование навыков публичного выступления. Развитие навыков выразительного чтения. | 15 |
4. | Контроль выполнения заданий по самостоятельной работе. | Отчёт по самостоятельной работе: выступление по группам | Выявить степень достижения цели занятия, закрепить приобретённые знания. | 20 |
5. | Выполнение задания в тестовой форме | Письменное выполнение заданий по вариантам, проверка работы. | Проверить усвоение материала, оценить знания студентов | 10 |
5. | Подведение итогов и задание на дом. | Преподаватель оценивает активность студентов и качество их ответов, обсуждаются ошибки и трудности в работе, даёт задание на дом и пояснения к его выполнению. Работа оценивается по рейтинговой системе, на данном занятии выставляются баллы за групповую работу и за чтение наизусть (выборочно), итоговая оценка выставляется на следующем занятии: групповая работа 1 – 3 балла чтение наизусть 3 – 5 баллов тестовый контроль 3- 5 баллов. Итого : 12 – 13 баллов - «5» 10 – 11 баллов - «4» 7 - 9 баллов - «3»
| Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы. | 5 |
Резерв времени преподавателя | 5 |
Ход занятия
- Фрагмент видеоклипа «Свеча горела…»
(слайд 1)
- Беседа по тексту стихотворения:
(слайд 2)
- основные образы данного стихотворения
- что можно сказать об авторе этих строк?
- назовите имя автора
- что вы о нём знаете?
- Как заклинание повторяемое – "свеча горела на столе, свеча горела...”. Много соединено в этом образе. Свеча горит как бы изнутри не пополняемой извне силой, а собою, своей сутью; и ее жизнь – это горение. Она светит, не может не светить, пока живет. Жизнь – как свеча, которая не может гореть внутри, для себя.
- Лекция преподавателя с использованием презентации
Жизнь и творчество Б. Пастернака (слайд 3)
(слайд 4)
10 февраля 1890 года в Москве родился Борис Пастернак.
Его отец – известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Леонид Осипович. В семье частыми гостями были художники Серов, Врубель, Репин, Шишкин. Он часто рисовал Л. Толстого, первым иллюстрировал его произведения. Мать – Розалия Кауфман, пианистка европейской известности.
(слайд 5).
Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке. Музыка для Пастернака была культом.
Б. Пастернак: Больше всего на свете я любил музыку, больше всего в ней - Скрябина. Я любил его до безумия
(слайд 6)
Летом 1903 г. Б. Пастернак был поражен и очарован, услыхав как на соседней даче Скрябин сочиняет 3-ю симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке, мальчик с удивлением узнавал окружающую природу, гудение леса, пение птиц. Звуки музыки Скрябина разбудили в душе Пастернака мечту стать композитором.
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь тёрлась о локоть.
Вне музыки себя не представлял, но неожиданно переменил решение. Собирался стать музыкантом, но случайность, вера в предопределение всё изменила. Но сколько стихов навеяно музыкой, в скольких упомянуты её творцы!
(слайд 7)
Путь к поэзии шел через Марбург, куда юный Борис поехал изучать философию. Он ехал туда с искренним желанием всего себя вложить в науку, не замечая, что взгляд его на все, в том числе и на маленький древний город, - взгляд поэта, а не ученого. Во все, что он делал, он вкладывал всего себя; так было и в Марбурге, где профессор Герман Коген предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказался.
Поэзия в нем пробудила любовь. Да, в той первой любви он получил отказ, но поэзия осталась с ним навсегда.
...В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.
Любовь... Как это похоже на Пастернака: получен отказ, но - «как жаль ее слез!» - жаль не себя - ее. И тут же - через страдания - чувство всепоглощающего счастья. Таким он будет всегда.
Перед "красивым двадцатидвухлетним” Пастернаком не было проблемы выбора. Он порывает с философией и Германией, остается верен России.
"Боже, - восклицает юноша Пастернак, - у меня голова кружится от счастья. Я вернусь на Родину, и эта Родина – Россия!”.
(слайд 8)
А самая первая публикация была в альманахе «Лирика». Туда вошло и написанное в 1912 году стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..».
- чтение стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!»
Пастернак называл это стихотворение «лучшим из раннего». Как вы думаете, почему?
Это раннее стихотворение - своеобразная визитная карточка поэта.
Какой цвет здесь преобладает?
Обычно какую ассоциацию вызывает у нас чёрный цвет?
Есть ли здесь привычная мрачность чёрного цвета?
Есть ли черты пейзажа в стихотворении Пастернака? Давайте выделим предметный ряд этого стихотворения.
(Февраль, чернила, слякоть, пролётка, шесть гривен, ливень, чернила, слёзы,
деревья, грачи, лужи, проталины, ветер, стихи)
- Скажите, какие слова здесь вполне «вписываются» в пейзажную зарисовку?
Какие «выбиваются»? Можно ли с уверенностью сказать, что перед нами пейзаж? (нет, некоторые слова «мешают»: чернила, слёзы, стихи )
Что характеризуют слова, «не вписывающиеся» в пейзаж?
Чернила, стихи– стихия творчества.
Плакать, навзрыд – характеризуют состояние, настроение человека.
- Но сочетаются ли эти слова в тексте друг с другом? Говорят, у каждого поэта есть любимая часть речи. У Фета – существительное, у Пушкина – глагол, у Бунина – прилагательное. Пастернаку критики приписывают любовь к причастию и наречию. Такое «значимое» наречие есть и в нашем стихотворении. Что это за слово? (навзрыд)
- Что оно означает?
- Безудержно, отчаянно, изо всей силы.
Обычно сочетается с глаголом «плакать», «рыдать». У Пастернака – «писать».
- Так о чём же это стихотворение? Какие стихии присутствуют здесь? Как они соотносятся друг с другом?
- Это стихии природы и творчества, они сосуществуют параллельно, питают друг друга, переходят друг в друга.
- Каждое его предложение передаёт чувство радости поэта, влюблённого в природу. В словах «Достать чернил и плакать» говорится о слезах восторга, восхищения миром природы. В этом стихотворении «мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга.
(слайд 9)
Через 10 лет Пастернака назовут одним из самых талантливых русских поэтов. «Стихи Пастернака почитать – горло почистить, обновить лёгкие…» - это слова Мандельштама. «Пастернак – первый поэт России. Об этом знаю я и ещё несколько человек, остальным придётся подождать до его смерти», - это М. Цветаева.
По количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным месяцам, Пастернак занимает 1 место в русской поэзии.
(слайд 10)
Настоящую славу принесла книга "Сестра моя - жизнь", она посвящена Лермонтову. В ней открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака- слитность с миром природы, с жизнью. Сюда вошло знаменитое "Определение поэзии".
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и флейт - Фигаро
Низвергается градом на грядку.
Стихи Пастернака «срываются» и «обрушиваются» и надо или отойти в сторону от этого потока или выдержать его, не захлебнувшись. Лучшие стихи из ранних его книг несут на себе отблеск редкостной проникновенности, озаренности. В стихах Пастернака есть строфы удивительной изобразительной яркости и силы.
(слайд 11)
В 1930-31-е года Пастернак пишет книгу «Второе рождение». Это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз. Это она - вдохновительница, друг, жена, красавица, пианистка,- защищая интересы поэта, занималась прозой жизни, домом, семьей. Зинаида Николаевна достойна любви, благодарности и восхищения.
(слайд 12)
Всеми поэтами при создании лучших лирических стихов двигала любовь. Пастернак не исключение. Наверное, благодаря его эмоциональности, страстной чувственности, самозабвенности и щедрости, поэт пишет такие прекрасные стихи, как «Никого не будет в доме...», «Любить иных тяжелый крест...»,
- звучит песня на стихи Б. Пастернака «Никого не будет в доме...»
(слайд 13)
- комментированное чтение стихотворения «Любить иных – тяжёлый крест»
В 1932-м году книга стихов «Второе рождение» выходит в свет. Второе рождение переживала и сама поэзия Пастернака. Она заговорила новым языком. И любовь, и искусство, и жизнь! Звучит авторская позиция, утверждающая: не я, а мир; не я, а жизнь; не я, а любимая!
Пастернак становится широко известным в литературных кругах, но с середины 30-х годов отношение политиков к поэту резко меняется.
Началось время нелепых подозрений, преследований, репрессий. Как быть? Поэт решает – остаться самим собой, остаться человеком. Жить, несмотря на опасности и трагические перемены.
"Именно в 36-м году, - когда начались эти страшные процессы, все сломалось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал”. Еще выступая на первом съезде советских писателей, Пастернак говорил о том, что партия так обогрела писателей, что есть опасность стать литературным сановником. Пастернак избежал этой участи.
Пришло понимание, что главное – сохранить свою независимость и достоинство, ни в чем не уступая сталинскому режиму, направленному на принижение личности. Необходимо реализовать свое предназначение.
(слайд 14)
За почти 50 лет творчества Б. Пастернак напишет всего восемь поэтических книг. Это очень немного для такого поэта, как Б. Пастернак. В чем же дело? Поэтическая немота? А дело в том, что основной темой поэзии был человек, его душа, переживания, становление человеческой личности. А в изменившемся вокруг поэта мире эти понятия потеряли право на существование.
В 1937-м году Пастернак стал едва ли не единственным среди писателей в Советской России, который не подписал петиции о смертной казни целой группы большевиков-интеллигентов.
Когда судьба Бухарина была уже предрешена, когда знакомые при встрече с ним переходили на другую сторону улицы, Пастернак написал ему поддерживающее письмо, в котором говорил: «Я не верю в вашу вину».
Когда Зощенко был для всех отщепенцем, «мерзавцем», «подонком», Пастернак открыто называл его «милый Михаил Михалыч», пытаясь помочь чем мог.
А открыто, в разговорах: «Когда же кончится раздолье подхалимам, которые ради своей выгоды готовы шагать по трупам?»
Это считали бравадой, рисовкой те, кто не знал его. Те, кто знал, понимали: это – его естество, такое же, как дыханье. В нечеловеческую эпоху он продолжал жить по человеческим законам, как будто ничего не произошло. Потому что лицемерить не мог.
(слайд 15)
Репрессии не коснулись Пастернака, хотя кругом творилось необыкновенное. Сам Сталин отозвался о нём, как о юродивом. Когда Сталину доложили, что арест Пастернака подготовлен, он продекламировал: "Цвет небесный, синий цвет", и добавил: "Оставьте его, он небожитель". Так друзья Пастернака - грузинские поэты, которых он сделал всемирно известными своими переводами, - волею судьбы спасли своего собрата.
А позже станет известно, что на Пастернака был собран материал, достаточный для «десяти лет без права переписки». Он всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а он на свободе, не подозревая, как близко к краю пропасти подошёл. Это станет кризисом.
В начале 40-х стиль Пастернака изменился до неузнаваемости. Изменилось мировоззрение, ощущение жизни. Во многом этому способствовала атмосфера Переделкина, подмосковного дачного поселка, где жил в то время
Б. Пастернак. На этой грани между городом и посадом, в вагоне пригородного поезда в самый канун войны поэт видит лицо народа и лицо России.
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
Накануне войны, в начале 1941, поэт преодолел творческий кризис и вступил в полосу подъема: написал цикл стихов «Переделкино».
Идеологический погром, начавшийся с августа 1946 года, сопровождался новыми репрессиями. Пастернак жил в сознании, что его с минуты на минуту могут арестовать. «Разумеется, я всегда ко всему готов. Почему со всеми могло быть, а со мной не будет», - повторял он в те годы.
Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Когда не оправдались надежды на обновление жизни, Пастернак приступил к своему роману, чтобы дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие.
40 - 50 годы. Мрачная эпоха безвременья. Мертвое молчание. Он пишет роман, главное дало своей жизни, урывками: много времени отнимает черновая работа, нужная для поддержания жизни, - переводы, статьи. Но Пастернак не был бы Пастернаком, если бы делал что-то спустя рукава. И переводы его - «Фауст» Гете, Шекспир – так же прекрасны, как оригиналы
(слайд 16)
Два Гамлета встречаются во времени: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака из его романа «Доктор Живаго».
Уже название стихотворения говорит о многом. Гамлет. Какие ассоциации вызывает у вас это имя?
- Мучительные раздумья о смысле жизни, борьба добра со злом.
- Подумаем, кто является лирическим героем этого стихотворения? Кто произносит первую строчку:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
- Актёр, вышедший на сцену, оставшийся один на один с залом. И метафорически эти слова могут быть приписаны Гамлету, который убеждён, что мир – театр и люди в нём – актёры. Но во второй строфе образ героя ещё больше усложняется:
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
- Чьи это могут быть слова? ( Иисуса Христа. Эти стихи близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо меня» (Авва Отче — обращение к Богу-Отцу).
- А кто ещё может скрываться под маской актера, Гамлета?
- Итак, Гамлет – Христос – поэт – человек. Что общего между ними?
- Их судьба: долг, обязанность нести свой крест – и одиночество.
- И герой во всех своих лицах делает свой выбор в последней строфе.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Что такое фарисейство? Найдите ответ в справочных материалах. В эту же атмосферу лжи и лицемерия были погружены и Гамлет, и Юрий Живаго, и сам Пастернак
- Лирический герой принимает все испытания судьбы, какими бы они ни были.
-На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси…
- Что ощущает герой в этом сумраке? (зло, враждебность, усиленное тысячей увеличительных стёкол)
- Зла так много, что понятно употребление глагола «тонет» рядом с существительным «фарисейство» (ложь, лицемерие, зло).
- Найдите эпитеты (замысел – упрямый, конец – неотвратимый)
- О чём говорят они нам? (о невозможности иного выхода, как только принять вызов зла и противостоять ему)
(слайд 17 )
Он пишет роман, он торопится: он стар, он боится не успеть... В течение 10-ти лет писался роман, наступил 1956 год, роман закончен, разослан в списках друзьям. Отдал в редакцию журнала «Новый мир». Редакции молчат, как затишье перед бурей. Анна Ахматова вспоминает: «Борис был счастлив, мы – ждали взрыва». И буря грянула.
Пастернак отдал свой роман в зарубежное издательство., 15 ноября 1957 года выходит на итальянском языке его роман «Доктор Живаго». А через 2 года он был переведен на 24 языка.
Содержание романа – это, в сущности, духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго.
(слайд 18)
23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе. Борис Леонидович тут же послал секретарю академии растроганную телеграмму: «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен».
(слайд 19)
А 31 октября он пишет Хрущеву об отказе от премии... Почему?
25 октября – «Литературная газета» опубликовала резко отрицательный отзыв о писателе Пастернаке от 1956 года. В этот же день состоялась демонстрация студентов с требованием: «Вон из СССР».
28 октября – было опубликовано Постановление об исключении из Союза писателей Бориса Пастернака.
31 октября – более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. (слайд 20)
Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Разразившийся политический скандал, получивший во всем мире название «Дело Пастернака», напоминал по своим формам худшие сталинские времена. Были остановлены все издания его переводов, и поэт был оставлен без заработка
(слайд 21)
Пастернак: "Мне стало известно, что Правительство не чинило бы никаких препятствий моему выезду из СССР. Для меня это невозможно. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне ее. Выезд за пределы России для меня подобен смерти. Прошу не применять ко мне этой крайней меры".
- чтение стихотворения «Нобелевская премия»
(слайд 22)
Посёлок Переделкино. Здесь последние годы провёл Б. Пастернак. Его стали называть затворником. Но он им не был, не был и политиком, он философ. И появляются мудрые стихи, строчки из которых становятся афоризмами.
(слайд 23)
30 мая 1960г. в Переделкино поэт умер от тяжелой болезни (рак легких): «2 июня люди спешили в Переделкино, чтобы проститься с Борисом Пастернаком. Поток нарастал: дети, старики, студенты, и почти нет ни одного писателя.
Распорядители спешат. Торопливо заколачивают крышку, еще быстрее зарывают. Так хоронят великих. Среди цветов на могиле лежал букетик с запиской: «Благороднейшему»».
(слайд 24)
19 февраля 1987 г. Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление Президиума Правления Союза писателей 1958 года «Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР».
Спустя более чем четверть века, роман «Доктор Живаго» был напечатан в журнале «Новый мир» в 1988 году. А в декабре 1989 года Шведская академия вручила Нобелевскую премию сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых.
- комментированное чтение стихотворения «Единственные дни»
Задание для самостоятельной работы (по группам)
Группа 1
1. Работа с эпиграфом (выбрать один из предложенных эпиграфов и аргументировать свой ответ)
(слайд 25)
- «Быть знаменитым некрасиво…»
- «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»
- «Он награждён каким-то вечным детством…»
- Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»
- Подготовка выступления «Моё знакомство с Б. Л. Пастернаком»
(время выступления – 7 минут)
Группа 2
1. Работа с эпиграфом (выбрать один из предложенных эпиграфов и аргументировать свой ответ)
1 « Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей»
2 «Цель творчества – самоотдача...»
3. «Он награждён каким-то вечным детством…»
2. Анализ стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…»
3. Подготовка выступления «Моё знакомство с Б. Л. Пастернаком»
(время выступления – 7 минут)
Группа 3
1. Работа с эпиграфом (выбрать один из предложенных эпиграфов и аргументировать свой ответ)
1. «Силу подлости и злобы одолеет дух добра».
2. «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»
3. «Он награждён каким-то вечным детством…»
2. Анализ стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
3. Подготовка выступления «Моё знакомство с Б. Л. Пастернаком»
(время выступления – 7 минут)
Вопросы для проверочной работы
Вариант 1
| |
Литературное понятие | Определение |
|
|
|
|
| |
2. Установите соответствие между литературным понятием и его определением | |
Литературное понятие | Определение |
| А. Приписывание свойств живого предмета неодушевлённым понятиям |
| Б. Употребление слова в переносном значении, скрытое сравнение |
В. Красочное определение | |
3. Установите соответствие между литературным произведением и его автором | |
Литературное произведение | Автор |
| А. Шолохов М. А. |
| Б. Фадеев А.А. |
В. Пастернак Б. Л. | |
4. Русские поэты и писатели начала XX века по-разному отнеслись к революционным событиям. Соотнесите фамилию писателя и его отношение к «революционным бурям»: | |
Отношение к революции | Писатель |
| А. Блок А. А. |
| Б. Маяковский В. В. |
В. Пастернак Б. Л. |
Выберите правильный ответ
5. Какое увлечение юности обусловило своеобразие лирики Б. Пастернака?
- музыка
- живопись
- графика
- страсть к путешествиям
6. Какой сборник принадлежит Б. Пастернаку?
- «Поэма без героя»
- «Сестра моя – жизнь»
- «Белая стая»
- «Лебединый стан»
7. Определите, автором каких строчек является Б. Пастернак?
- «Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислоняясь к дверному косяку…»
- «Люблю отчизну я, но странною любовью»
- «Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед…»
- «Сколько просьб у любимой всегда,
У разлюбленной просьб не бывает…»
8. Высшей мерой проявления жизни, носительницей ее смысла была для поэта:
- природа
- судьба
- вечность
- литература
9. Какой награды был удостоен Б. Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?
- Ленинской премии в области литературы
- международной премии «Этна Таормина»
- Нобелевской премии
- Сталинской премии
10. Назовите автора следующих строк:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
- А.А.Блок
- Б.Л.Пастернак
- С.А.Есенин
- И.А.Бунин.
Вариант 2
Установите соответствие между литературным понятием и его определением | |
Литературное понятие | Определение |
| А. Небольшое по объёму произведение, описывающее жизнь одного героя в течение короткого времени |
| Б. Произведение стихотворной формы |
В. Произведение, изображающее жизнь общества в определённый период развития | |
2. Установите соответствие между литературным понятием и его определением | |
Литературное понятие | Определение |
| А. Художественное преувеличение |
| Б. Употребление слова в переносном значении, скрытое сравнение |
В. Противопоставление | |
3. Установите соответствие между литературным произведением и его автором | |
Литературное произведение | Автор |
| А. Цветаева М. И. |
| Б. Ахматова А. А. |
В. Пастернак Б. Л. | |
4. Русские поэты и писатели начала XX века по-разному отнеслись к революционным событиям. Соотнесите фамилию писателя и его отношение к «революционным бурям»: | |
Отношение к революции | Писатель |
| А. Бунин И. А. |
| Б. Есенин С. А. |
В. Пастернак Б. Л. |
Выберите правильный ответ
5. Какой сборник принадлежит Б. Пастернаку?
- «Вечер»
- «Близнец в тучах»
- «Вечерний альбом»
- «Мой Пушкин»
6. В каком году Б.Л.Пастернаку была присвоена Нобелевская премия в области литературы?
- в 1933 г.
- в 1958 г.
- в 1965 г.
- в 1976 г.
7. Свое понимание природы искусства Б.Пастернак сформулировал так:
- «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего»
- «Книга – источник знаний»
- «Искусство для искусства»
8 . Определите, автором каких строчек является Б. Пастернак?
- «Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить»
- «Я научилась просто мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу…»
- «Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?»
- «И полусонным стрелкам лень ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день, и не кончаются объятья…»
9. По Пастернаку, «цель творчества» – это:
- успех
- шумиха
- самоотдача
- слава
10. Кто из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии? (исключите лишнее)
- А. Ахматова
- И. Бунин
- Б. Пастернак
- М. Шолохов
Эталон ответа
1 вариант
- 1 – В, 2 – А
- 1 – Б, 2 – А
- 1 – В, 2 – А
- 1 – Б, 2 – А
- 1
- 2
- 1
- 1
- 3
- 2
2 вариант
- 1 – В, 2 – А
- 1 – А, 2 – В
- 1 – Б, 2 – В
- 1 – Б, 2 – А
- 2
- 2
- 1
- 4
- 3
- 1
Раздаточный материал для каждой группы
План анализа поэтического текста
Поэтическая лексика: выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; Изобразительно-выразительные средства: Особенности синтаксических средств: Поэтическая фонетика: - использование звукоподражаний, звукописи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи;
|
Глоссарий
Аллегория (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы
Аллитерация - повторения согласных звуков
Анафора - одинаковое начало строк.
Антитеза - противопоставление;
Ассонанс - повторения гласных звуков;
Гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
Идея - это главная мысль, заключенная в произведении.
Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения
Литота – художественное преуменьшение;
Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.
Ода – жанр лирики, торжественная песнь, посвящённая какому-либо событию или герою
Олицетворение - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
Риторические вопросы – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
Тема - предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения. В литературе — круг проблем, образующих основу художественного произведения.
Фарисейство – это свойство, при котором наблюдается двойной стандарт в моральной оценке окружающей действительности и поступков других людей
Эпиграмма - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление
Эпитет - художественное определение
Стихи Б. Пастернака
Февраль. Достать чернил и плакать!
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И, чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Определение поэзии
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и с флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.
Всё. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.
Любить иных, тяжелый крест
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.
Быть знаменитым некрасиво
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Снег идет
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Весна
Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.
Где вечер пуст, как прерванный рассказ,
Оставленный звездой без продолженья
К недоуменью тысяч шумных глаз,
Бездонных и лишенных выраженья.
Опять весна
Поезд ушел. Насыпь черна.
Где я дорогу впотьмах раздобуду?
Неузнаваемая сторона,
Хоть я и сутки только отсюда.
Замер на шпалах лязг чугуна.
Вдруг — что за новая, право, причуда?
Бестолочь, кумушек пересуды…
Что их попутал за сатана?
Где я обрывки этих речей
Слышал уж как-то порой прошлогодней?
Ах, это сызнова, верно, сегодня
Вышел из рощи ночью ручей.
Это, как в прежние времена,
Сдвинула льдины и вздулась запруда.
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.
Это она, это она,
Это ее чародейство и диво.
Это ее телогрейка за ивой,
Плечи, косынка, стан и спина.
Это Снегурка у края обрыва.
Это о ней из оврага со дна
Льется безумолку бред торопливый
Полубезумного болтуна.
Это пред ней, заливая преграды,
Тонет в чаду водяном быстрина,
Лампой висячего водопада
К круче с шипеньем пригвождена.
Это, зубами стуча от простуды,
Льется чрез край ледяная струя
В пруд и из пруда в другую посуду,-
Речь половодья — бред бытия.
В больнице
Стояли как перед витриной,
Почти запрудив тротуар.
Носилки втолкнули в машину.
В кабину вскочил санитар.
И скорая помощь, минуя
Панели, подъезды, зевак,
Сумятицу улиц ночную,
Нырнула огнями во мрак.
Милиция, улицы, лица
Мелькали в свету фонаря.
Покачивалась фельдшерица
Со склянкою нашатыря.
Шел дождь, и в приемном покое
Уныло шумел водосток,
Меж тем как строка за строкою
Марали опросный листок.
Его положили у входа.
Все в корпусе было полно.
Разило парами йода,
И с улицы дуло в окно.
Окно обнимало квадратом
Часть сада и неба клочок.
К палатам, полам и халатам
Присматривался новичок.
Как вдруг из расспросов сиделки,
Покачивавшей головой,
Он понял, что из переделки
Едва ли он выйдет живой.
Тогда он взглянул благодарно
В окно, за которым стена
Была точно искрой пожарной
Из города озарена.
Там в зареве рдела застава,
И, в отсвете города, клен
Отвешивал веткой корявой
Больному прощальный поклон.
«О господи, как совершенны
Дела твои,— думал больной,—
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.
Я принял снотворного дозу
И плачу, платок теребя.
О боже, волнения слезы
Мешают мне видеть тебя.
Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать.
Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр».
О, знал бы я, что так бывает
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Во всем мне хочется дойти
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.
Нобелевская премия
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Единственные дни
На протяженье многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета.
И целая их череда
Составилась мало-помалу —
Тех дней единственных, когда
Нам кажется, что время стало.
Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет
И солнце греется на льдине.
И любящие, как во сне,
Друг к другу тянутся поспешней,
И на деревьях в вышине
Потеют от тепла скворешни.
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»
В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии коллективного обучения.Рекомендована для использования ...
Методическая разработка открытого урока по теме: «Мосты. Ведущие и комбинированные мосты».
Методическая разработкаоткрытого урокаТема урока: «Мосты. Ведущие и комбинированные мосты».Разработала преподаватель: Барсукова Валерия ВладимировнаЦель урока: 1. Изучить требования предъявляемые к мо...
Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»
Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...
Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия
В предложенном материале приводится примернst рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...
Методическая разработка открытого заседания предметного кружка «От банкротства к прибыли» Тема: «Разработка стратегии развития организации»
В данной методической разработке представлен опыт проведения открытого заседания кружка «От банкротства к прибыли» на тему «Разработка стратегии развития организации». Да...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...
Методическая разработка открытого урока по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения «Разработка и принятие управленческих решений»
Практическое занятие по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения, на котором представлено формирование значимых ключевых профессиональных компетенций будущего специалиста....