Актуализация проблемы итогов и последствий Сталинградской битвы: ценностный аспект
статья

Кострова Алия Мухаметжановна

В контексте актуализации научной проблемы итогов и последствий Сталинградской битвы показана значимость духовного культурного наследия как неотъемлемой части истории Волгоградского региона. Сквозь призму сложной геополитической ситуации выявлена важная роль патриотического воспитания молодежи. Обозначено целеполагание российской системы образования в русле сохранения историко-культурной памяти народа.

 

Ключевые слова: духовное наследие, Сталинградская битва, Победа, патриотизм, толерантность, подвиг, фальсификация истории, социальные практики, восстановительный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostrova_am.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

А. М. Кострова

(г. Ногинск, Московская область)

Актуализация проблемы итогов и последствий

Сталинградской битвы: ценностный аспект

События последних месяцев наглядно демонстрируют мировому сообществу тенденции в отдельных европейских государствах к пересмотру итогов Второй мировой войны. Не вызывает сомнений политизированность обозначенного процесса. Серьёзно то, что подобные сентенции, лоббирующиеся правительствами стран, внедряются в умы и сознание подрастающего поколения.

Современная мировоззренческая коньюнктура в России также довольно нестабильна. В особой зоне риска находятся те события героического прошлого нашей страны, на которых выросло не одно поколение. Ядром патриотического воспитания российской молодежи выступает духовное наследие Великой Отечественной войны. Образ Победы является транслятором всех задач, которые ставит перед собой образовательная система как школьного, так и вузовского уровней, а именно - культивирование идей любви к Родине, толерантности, важности человеческого подвига и жертвенности, почитание и уважение родной истории. Любые искажения и грубые фальсификации в итоге приведут к разрушению того образно-эмоционального фундамента, на котором базируются ценностные ориентиры, принципы гражданской ответственности и правового самосознания личности.

В связи с этим, в научном сообществе вновь актуализируется проблема итогов и последствий Великой Отечественной войны. Несмотря на достаточную историографическую картину темы, области построения фундаментальных проектов и направлений исследований приобретают новое звучание и направлены как на создание теоретических обоснований, так и на сохранение исторической памяти о Победе.

Региональная история, в свою очередь, аккумулирует проблемы современной теории и практики ценностного подхода к героике  наследия Великой Отечественной войны, позволяет восполнить историографические лакуны. Культурное достояние Волгоградской области, являющееся составной частью мирового культурного наследия, можно выделить в его  самостоятельную часть, со своими особенностями и специфическими чертами. Несомненно, что Сталинградская битва является важнейшей частью наследия Волгоградского региона, давшая материальные и духовные основы для воспитания будущих поколений.

К исследованиям итогов и последствий битвы за Сталинград приступили буквально по следам сражения, продолжились они и в последующие десятилетия. Масштабная деятельность Сталинградской областной комиссии содействия (в структуре Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников) обеспечила сбор и систематизацию количественных данных об ущербе, нанесенном населению, инфраструктуре города и области, государственным и общественным организациям и др. [15], оформленные в последствии в статистические сборники и справочники [4; 5; 10; 16; 17; 19]. Научно-теоретические изыскания советского периода, посвященные как самой битве, так и периоду восстановления народного хозяйства региона, правомерно затрагивали проблемы источников победы, сохранности памяти героического прошлого, личного вклада каждого защитника на фронте и в тылу [1; 2; 6; 7; 11; 12; 13; 14; 20].

В постсоветский период историческая наука характеризуется свободой мысли и идейным плюрализмом. В научный оборот постепенно вводятся ранее неопубликованные материалы, открываются фонды архивов, рассекречиваются документы. Научные разработки получают новую концептуальную основу. Обращение к итогам, урокам и последствиям битвы на Волге занимает важное место в исследованиях Н. А. Болотова, А. Н. Вырщикова и др. [3; 9]. В работах поднимаются и проблемы ценностного содержания как основы формирования благоприятной социокультурной среды у молодого поколения (патриотизм, уважение к наследию Победы, почитание ветеранов войны и труда, стремление к созиданию).

Сталинградская битва по праву считается коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны, но та далекая для нас, потомков, победа далась ее участникам нелегко. Так, за годы Великой Отечественной войны из области (без Астраханского округа) в действующую армию были мобилизованы свыше 467 тыс. чел., около 200 тыс. не вернулись с фронта [19:464].

Общий материальный ущерб, нанесенный Сталинградской области за период боевых действий на ее территории, составил 19186949, 8 тыс. руб., в том числе ущерб, нанесенный всему хозяйству Сталинграда  - 8908752, 6 тыс. руб., колхозам области (30 районов) - 2693360, 3 тыс.руб., промышленности союзного и республиканского подчинения - 1906677, 2 тыс.руб., здравоохранению, народному образованию, торговой сети и промышленности областного подчинения - 2405226, 8 тыс.руб.[23:6].

В самом Сталинграде было сожжено и разрушено 41685 домов, 124 школы, 120 детских садов, 14 театров и кинотеатров, 75 рабочих клубов и Дворцов культуры, 2 цирка, 15 больниц, медицинский, педагогический и технический институты. Полностью уничтожено все городское хозяйство. Из 126 промышленных предприятий, имевшихся в городе, фактически не сохранилось ни одного. 48 заводов разрушено полностью [17:6]. Полностью разрушена дорожная инфраструктура (425 км. железнодорожного полотна, 214 железнодорожных объектов, 5 депо), водопровод, канализационное хозяйство, электроснабжение [22:198], речной порт с причалами, пристанями и складами (289 самоходных и несамоходных судов затонуло) [7:353].

Не менее катастрофически после завершения боевых действий выглядела демографическая картина. Накануне войны в Сталинграде проживало 525 тыс. чел. (на территории всей области - 2288 тыс.), после окончания битвы - 32 тыс. В Германию было угнано 46 тыс. сталинградцев [21:357].

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том крайне бедственном положении, в которое пришла некогда цветущая Сталинградская земля - сердце индустриального Нижневолжского региона. Стоит понимать, что за каждой сухой цифрой стоит человек, тысячи покалеченных судеб, дети, в одночасье лишившиеся семьи.

Поднимать Сталинград и область приходилось в нечеловеческих условиях. План восстановительных работ был принят в конце января 1943 г. [24:6-7об]. Рупором возрождения стала периодика, на страницах которой звучали призывы заново отстроить город, вернуть ему прежний цветущий вид [18].

4 февраля состоялся митинг на площади Павших борцов, на котором участники обязались "отдать все силы на восстановление родного города" [7:353]. Все возможные материальные и нематериальные ресурсы были брошены на достижение этой цели. Агитационно-пропагандистские мероприятия партийных организаций находили отклик у населения, поскольку каждый сталинградец строил свой дом, свою улицу, своё будущее. По воспоминаниям участницы восстановительных работ А. П. Говорковой она вплоть до конца 1950-х гг. проживала в общежитии барачного типа при заводе "Красный Октябрь" (по 10 человек в комнате, в антисанитарных условиях). Каждый день после работы шла строить жилой дом, где впоследствии и получила собственную однокомнатную квартиру. Несмотря на трудности, никто не жаловался [8]. Именно эти патриотические чувства двигали людьми. Осознание того, что война всё еще продолжается, давало стимул для работы, а значимость победы в Сталинградской битве формировало чувство ответственности за будущее всей страны.

Данные факторы обусловили, например, появление в Сталинграде такой формы духовного культурного наследия как социальные практики, к которым можно отнести социалистическое соревнование (лунинцы, рационализаторы, изобретатели) и трудовое движение черкасовцев. Последнее имело крупное политическое (как фактор национального единения) и хозяйственное значение. Пример и опыт добровольцев получил широкое распространение в других областях Союза, подвергшихся оккупации и разрушениям – в Ленинграде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Смоленске, городах Украины и Белоруссии.

За проявленный героизм на фронте, за самоотверженный труд в тылу государство отмечало наградой. 177 воинов из Сталинградской области было удостоено звания Героя Советского Союза (ещё 47 посмертно), 24 награждены орденом Славы всех трех степеней, 6 присвоено звание Героя Социалистического труда [19:465].

 Примеры подвига на фронте и в тылу заняли центральное место в построении чувства гражданственности, ответственности, долга у последующих поколений. Возведенные архитектурные ансамбли, увековечившие историческую память о войне, публикации сборников воспоминаний ветеранов, документов, создание спектаклей и кинофильмов, написание книг, песен, стихотворений - в настоящее время важнейшие меры по консолидации разрозненных патриотических чувств, стержневые компоненты в образовательном и воспитательных системах.

Негативные посылы, связанные с призывами пересмотреть итоги и последствия Великой войны, направлены на разрушение России изнутри, на деградацию мировоззренческих устоев ее граждан. Воздействием на национальные чувства очевидно стремление углубить ксенофобию, развязать этнические конфликты. Ярчайшим примером успешности подобной политики являются события на Украине. Фальсифицируя историю, украинское правительство взрастило целое поколение ярых националистов, проповедующих идеи неофашизма.

"Короткую" память демонстрирует и польское правительство. Вызывает недоумение заявление главы министерства иностранных дел Польши Гжегожа Схетыны о том, что концлагерь Освенцим был освобожден украинскими военными, имея ввиду исключительно этническую характеристику. Логика такова, что в Сталинградской битве должны были участвовать только люди, рожденные и выросшие на этой земле? В. И. Чуйков, Н. Ф. Ватутин, А. И. Ерёменко были жителями одних регионов, а воевали и в Сталинграде, и на территории Украины, и на других фронтах. Вспоминаются слова лейтенанта Николая Плужникова из романа Б. Васильева "В списках не значился": "Русский солдат мне звание, русский солдат мне фамилия", в полной мере отразившие принадлежность к Отечеству, исконно многонациональному и поликонфессиональному.

Марионеточные правительства приходят и уходят, а "потерянным" поколениям приходится заново интегрироваться в мировоззренческие нормы для будущего существования страны. Именно сохранение памяти о героическом прошлом народа и соблюдение принципа исторической справедливости не породит Иванов, не помнящих родства.

Общеизвестно, что патриотизм в истории России занимал одно из ключевых мест. Неважно государственный он (любовь к Родине, национальное самосознание, гражданская мораль, долг, чувство великой ответственности за судьбу Отечества) или местный (любовь к своей «малой» родине, к окружающей природе, к семье, к близким). Как свидетельствуют исторические факты, роль и значение патриотических идей приобретают особое звучание на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции преобразования общества сопровождаются всплеском физических и духовных сил его граждан. Сталинградская битва стала проявлением высоких благородных порывов, особой жертвенности во имя победы, гражданского долга, своей Родины.

Сейчас, перед школьным и вузовским образованием России, стоит нелегкая задача - не позволить фальсификациям закрепиться в сознании молодежи. На примере итогов и последствий Великой Отечественной войны, и в частности битвы на Волге, пропагандировать бессмысленность разрешения внутренних политических и социально-экономических проблем путем развязывания войн, этнических и религиозных конфликтов. Нельзя допустить, чтобы такие незыблемые последствия Сталинградской битвы как её влияние на международную обстановку, на стремительный распад гитлеровской коалиции, на активизацию национально-освободительных движений в оккупированных странах, подверглись сомнению и превратились дискуссионные проблемы отечественной и мировой исторической науки.

Источники и литература

                        

  1. Абалихин Б. С. Возрождение // Волгоград. Четыре века истории. – Волгоград, 1989.
  2. Белоносов И. И. Победа ковалась в тылу: трудовой подвиг рабочего класса в годы Великой Отечественной войны. – М., 1985.  
  3. Болотов Н. А. Победа под Сталинградом и ее цена // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2009. - Т. 56. № 9 .
  4. В дни великого сражения: Сб. док. и материалов. Сталинград: Музей обороны, 1958. 267 с.
  5. В дни суровых испытаний: Сб. док. и материалов. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1966. 479 с.
  6. Водолагин М. А. Волжская твердыня. – М., 1962.
  7. Водолагин М. А. Очерки истории Волгограда (1589-1967 гг.). - М., 1968.
  8. Воспоминания Говорковой Александры Павловны, участницы Великой Отечественной войны и восстановления г. Сталинграда (интервью от 12. 03. 2011 г.) // Архив автора.
  9. Вырщиков А. Н. Наследие защитников Сталинграда - основа духовно-нравственных традиций современного поколения молодежи России // 60 лет Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне: уроки и выводы: материалы науч.-практ. конф., 19 нояб. 2002 г. - М., 2003.
  10. Зверства немецко-фашистских захватчиков в районах Сталинградской области, подвергшихся немецкой оккупации: Док. Сталинград: Обл. кн. изд-во, 1945. 
  11. Липавкин А. Ф. Волгоград. Исторический очерк. - Волгоград, 1971.
  12. Люшин С. П. Восстановление и развитие города-героя Волгограда (1943 -1964 гг.). Исторический очерк. - Волгоград, 1965.
  13. Люшин С. П. Трудовой подвиг волгоградцев. - Волгоград, 1963.
  14. Мир, признательный Сталинграду. Воспоминания. Телеграммы. Карикатуры / сост. Абалихин Б. С. – Волгоград, 1973
  15. Мозгунова Е. А. Работа комиссии по установлению ущерба, нанесенного Сталинграду и области немецко-фашистскими захватчиками // Стрежень: Научный ежегодник / Под ред. М.М. Загорулько. - Вып. 3. - Волгоград, 2003.
  16. Народное хозяйство Волгоградской области за 50 лет. - Волгоград, 1967.
  17. Поднятый из руин. 1943—1960: Сб. док. Волгоград: Обл. кн. изд-во, 1962.
  18. Сталинградская правда. - 20 января 1943.
  19. Сталинградцы в бою и труде: Документы. Очерки. Воспоминания. Фотографии. - Волгоград, 2005
  20. Ульев П. Из пепла и руин (записи из дневника). – Сталинград, 1949. 
  21. Хуснутдинова Ф. А. Население Сталинградской области в 1939-1959 гг.: демографический аспект // Стрежень: Научный ежегодник / Под ред. М.М. Загорулько. - Вып. 7. - Волгоград, 2009.
  22. Царицын - Сталинград. – Сталинград, 1954.
  23. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 113. Оп. 14. Д. 12.
  24. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 11. Д. 1а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование альтиста. Проблемы преемственности, психологические аспекты.

Интерес к альту, ещё сравнительно недавно занимавшему скромное место среди инструментов скрипичного семейства, всё больше растёт. Для альта пишутся концерты, сонаты, многочисленные пьесы в разны...

Проблема формирования речевого имиджа молодого специалиста как один из аспектов развития профессиональных компетенций

Преподавание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» выявило острую проблему, с которой сталкиваются будущие молодые специалисты: формирование речевого имиджа. Речевой имидж – особое речевое...

Проблемы социализации учащихся в деятельности студии «Мастерок». Теоретический аспект и практическое исследование.

Что такое социализированность и как ее увидеть, измерить. Основные показатели социализации учащихся: • Социальная адаптированность Адаптированность личности к социальной среде характеризуется...

СТАТЬЯ - 30-летие реформ в образовании.Итоги и проблемы.

30-ЛЕТИЕ РЕФОРМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ. ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ Шесслер Ангелина Дмитриевнастудентка  Государственного бюджетного  профессионального образовательного учреждения «Ни...

30-ЛЕТИЕ РЕФОРМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ. ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ

Введение         Ведущие эксперты США пришли в свое время к выводу, что СССР достиг успеха за счет лучшей в мире системы образования и науки...

Филиал ФГБОУ ВО "Самарский государственый университет путей сообщения" в г. Казани. Сборник статей по итогам III международной научно-практической студенческой конференции "Актуальные проблемы транспортной отрасли" 25.05.2020 г.-29.05.2020 г. Казань, 2020

Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Востребованность профессии машиниста - поезда в настоящее время. С. 77Архипова А.С., Завьялова С.В. Имена, личности судьба, которых связана с Горьковской железной дорогой...