Доклад
опыты и эксперименты

Курилова Наталья Алексеевна

В докладе рссмотрены основные основные учебно-познавательные мотивы и условия их конкретного применения, а также результаты учебной мотивации

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ   САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Доклад на тему:

Развитие мотиваций учебной деятельности на уроках обществознания (включая экономику и право)»

Курилова Н.А., к.э.н., доцент

преподаватель истории и обществознания (включая экономику и право)

 ГАПОУ СО  «Марксовский политехнический колледж»

МАРКС 2018

На современном этапе преподаватель общественно – исторических дисциплин сталкивается с проблемами, дидактического, информационного характеров. В условиях политической, идеологической и социальной нестабильности российского общества, переоценкой исторического прошлого своей страны, на преподавателях лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России.

 Перед преподавателем общественно – исторических дисциплин сегодня стоит задача не только обогатить студентов знаниями по истории России и обществознанию, воспитать в них уважение к историческому прошлому и настоящему своей Родины, но и, повысить их правовую грамотность, устранить правовой нигилизм, а также, показать возможность применения этих знаний на практике, способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции, то есть, их социализации.

Известно, что побудителями к активной деятельности являются мотивы, которые складываются под влиянием условий жизни студента и определяют направление его развития. В роли мотивов могут выступать как потребности и интересы, так и влечения и эмоции, стремления идеалы. Применительно к учебной деятельности, на первый план выступают учебно-познавательный мотивы.

Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний («Мы это поняли, узнали, придумали сами!») +ощущение свободы выбора («Мы не пешки, у нас есть выбор!») + ощущение успешности («У меня это получается, я понял, я умею!»).

Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления этой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Метод проблемных задач.

Постоянная постановка перед обущающимися проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладание конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». «Креатив» же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Это настоящий исследователь. Педагоги сталкиваются с детской пассивностью, отсутствием самостоятельности, готовностью к единственно правильным ответам как с данностью. Необходимо, поэтому, приложить все усилия для возрождения активного «почемучки».

Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения студента самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна

При использовании проблемного метода существенно меняется роль преподавателя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со студентами при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. При этом преподаватель и обучающийся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.

Компьютерные технологии с каждым днём всё более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Обществоведческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Однако, видеоматериалы сами по себе ещё не являются учебными пособиями для студентов с ними ещё надо поработать, а именно:

смонтировать имеющийся видеоматериал в определенной последовательности,

в соответствии со структурой урока;

разбить на смысловые блоки;

поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы.

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Так широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

Популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

Эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению предмета является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на CD-ROM, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаются творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint.

«Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы».

Проекты, выполненные студентами, могут быть монопредметными, межпредметными (в рамках одной образовательной области), интегрированными (выполняются на базе предметов из нескольких областей) и надпредметными (выполняются на основе сведений, не входящий образовательный стандарт и школьную программу).

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования с тезисами и электронной презентацией, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций), электронная презентация. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, сносок, оформление приложений, библиографического списка. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, методы и объект исследования, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении должны быть изложены основные результаты работы: выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам исследования. Итак, написание работы предполагает следующие шаги:

1.        Выбор и формулировка темы в самом общем виде.

2.        Подбор источников и литературы.

3.        Чтение, конспектирование, анализ источников и литературы.

4.        Написание плана.

5.        Уточнение темы.

6.        Написание работы.

7.        Публичное выступление.

Прохождение всех этапов научного исследования требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика и ставит его в новую ситуацию. До написания исследовательской работы ученик обычно считает, что ремесло историка достаточно просто: читать и изучать источники, а потом на бумаге воспроизводить обобщенный образ прошедших событий (к сожалению, именно такое впечатление складывается при чтении учебника). Иногда ученики не понимают, зачем писать и, соответственно, читать несколько книг по одной и той же теме. Но познакомившись хотя бы с 2-3 разными точками зрения, чувствуют себя растерянными, не готовыми принять чью-то позицию. А подобное состояние ученику пережить естественно и полезно.

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно – исследовательские работы со студентами. Желание их вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более, положительная оценка на них, для детей значит очень много.

Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу.

Учебный процесс необходимо рассматривать как средство развития индивидуальных качеств учащегося, формирования навыков и умений, способных адаптировать ученика к успешному существованию в обществе. И чтобы облегчить этот процесс, очень важна его мотивация на уроке. Многое в решении этого вопроса зависит от мастерства преподавателя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов учения являются именно научно-исследовательские работы студентов. Желание вести собственное исследование является главным показателем того, что работа  преподавателя дает положительные результаты. Самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для школьника значительна.

Можно быть уверенным, что человек, занявшийся лично это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, которые способны занять самостоятельную жизненную позицию и сделали большой шаг в своем развитии.

Литература:

1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования ред. Е.С.Полат - М., 2000

3. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.

2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.,1988.

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986.

4. Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации. М., 1972.

5. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991,

6. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. С. - Петербург, 1999.

7. Божович Л.И. Психология закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии - 1976. - №6. - с. 45 - 55.

Бордовская А.А. Педагогика. - СПб, 2000. - с. 183-200.

8. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контексном обучении // Вопросы психологии, 1979, №4.

9. Вилюнас В.К. психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М.: Педагогика, 1986, с.15 - 48.

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Владос, 1997.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.

13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Знание, 1990

14. Менчинская Н.Л Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Педагогика, 1986.

15. Немов Р.С. Путь к коллективу. - М.: Педагогика, 1988.

16. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983.

17. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.

18. Эльконин Р.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"

Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще  родители задумываются о раннем развитии ребенка. В  этой  ситуации музыкальные школы, в  соответствии ...

Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода"

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Доклад на тему "Метод конкретных ситуаций"

Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка...

Доклад Доклад на тему «Практика – результат качества обучения

Преподавание дисциплин Якутском торгово-экономическом колледже по предмету « Налоги и сборы физических лиц»  Hалоги и налогообложение»предусматривает обновление и поиск современных методов обучен...

Стендовый доклад, как часть публичного доклада директора по результатам деятельности БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» за 2017 год

Стендовый доклад презентует основные профессиональные достижения преподавателей методической комиссии (кафедры) Менеджмента и студентов специальностей 43.02.10 "Туризм" и 43.02.11 "Гост...

Доклад на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»

Выступление на заседании ЦМК № 2 с докладом на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»...

Доклад по ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ и презентация к докладу. Аширова Луиза Харисовна. Тема: «Сестринская помощь при гипертонической болезни». 06. 2018 г.

В июне 2018 г. студентка группы С-401: Аширова Луиза Харисовна - под руководством преподавателя дисциплины «Сестринская помощь в терапии» Рязанцевой В.Н., подготовила и защитила ДИПЛОМНУЮ ...