методическая разработка урока по истории на тему:"Движение декабристов"
методическая разработка

Урок по истории на тему: " Движение декбристов" разработан в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины"история" программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для всех профессий естественнонаучного, социально-экономического,  технического профиля на базе сновного общего образования с получением среднего общего образования по профессиям: " Наладчик програмного обеспечения", машинист локомотива", " Проводник а железнодорожном транспорте", " Сварщик ( частично ручной и механизированной сварки ( наплавки)".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

« Аткарский политехнический лицей»

Методическая разработка урока по общеобразовательному предмету: « История»

по  программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для всех профессий естественнонаучного, социально-экономического, технического профиля

на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

на тему: « Движение декабристов»

II курс группы № 21,22,24,25

Преподаватель:  Шатилова Н.В.

Аткарск

2018- 2019 учебный год

Тема 10.2.: « Движение декабристов»

Содержание: «Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Используемые технологии: 

  Методы: коллективное обсуждение, работа в группах

Тип  занятия :     Урок общеметодологической направленности

Форма занятия:  лекция – беседа, с элементами практических заданий                                                                                                                                             Цель занятия:     изучение движения декабристов

Задачи занятия:

  1. Изучить движение декабристов
  2. Сформировать представление о роли декабристского движения                                                                                                                                  3. Установить значение движения декабристов                                                                                                                                                                   4.Воспитать патриотическое отношение к Родине

Формирование:  Л . 1, 3,4;М.4, М.2, П.2,5., ОК 1-3.

Оборудование: компьютер, телевизор

Оснащение занятия: презентация « Движение декабристов», видеофрагменты из к- ф « Звезда пленительного счастья»- 2 шт.,                                видео « Посвящение русским женщинам», раздаточный информационный материал ( 5 шт.)

Используемая литература: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015

План  занятия:

  1. Мотивация (самоопределение к деятельности)
  2. Актуализация знаний, подведение к теме (проблеме).
  3. Определение и постановка целей занятия.
  4. Организация деятельности.
  5. Рефлексия (осмысление, анализ деятельности)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  КОНСТРУИРОВАНИЯ  ЗАНЯТИЯ

п/п

Этап

занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты деятельности

1

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Преподаватель читает стихотворение

А.С. Пушкин послание «К Чаадаеву»

Что это за стихотворение?  О чем писал поэт?  О каком настроении идет речь?

Слушают,

Отвечают

Возникновение  интереса

2

Актуализация знаний, подведение к теме (проблеме)

- какое это время ?  - кто правил в это время Россией?

- Какие внутренние  процессы, происходили в России, и международные события первой четверти XIX в.?

Итак, давайте подведем итог, сформулируем тему нашей встречи                                                 « Движение декабристов». Для изучения данной темы определим  задачи, с чего мы будем начинать знакомство с данной темой ?                                                                                                      

Отвечают на вопрос

Отвечают. Совместно с педагогом  формулируют тему

Записывают в тетрадь

Воспроизведение знаний:

ОК.1

3

Определение и постановка целей занятия.

Для любых событий есть свои причины. Отсюда возникает

1 задача: предпосылки возникновения, идейные основы и цели.

- Как только мы узнаем причины возникновения движения, что мы должны узнать?

2 задача: первые организации, их участники, общества

- что же дальше происходило, почему называют данное движение декабристским? Отсюда возникает

3 задача: Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги.

-и последнее, что мы должны выяснить

4 задача: значение движения декабристов

Отвечают

Записывают задачи в тетрадь

 

−− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу.

Формирование ОК 2

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать

4

Организация деятельности

Задача 1.

Лекционный блок  с показом  презентации « Движение декабристов»

О причинах появления рассказывает преподаватель,

- Для достижения поставленных задач предлагаю  поработать в лекторских группах

1 группа – тема: «Первые организации, их участники»;

2 группа – тема: «Южное общество»;

3 группа – тема:«Северное общество», 2 и 3 группы составляют таблицу на доске

4 группа -  тема: «Выступления декабристов, их итоги»

5 группа – тема: «  Значение движения»

- Прошу представить материалы по данным вопросам, а всем слушателям кратко записать материал.

Обсуждают, комментирует выступления

Лекционный блок  с использованием видеофрагм.  из к- ф « Звезда пленительного счастья»,  видео « Посвящение русским женщинам»

Жены декабристов в русской поэзии

Студенты кратко записывают основные причины

Разбиваются на группы работают самостоятельно, записывают тезисы

Озвучивают, обсуждают

Записывают все остальные

слушают

Формирование  умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности

Л . 1, 3,4;М.4, М.2, П.2,5

Формирование знаний

ОК 2,

ОК3,

4

Рефлексия (осмысление, анализ деятельности)

Наше занятие подходит к концу. Давайте с вами оценим насколько мы эффективно поработали над темой, справились ли с задачами?

Оцените свою работу по 5-ти бальной систем

Домашнее задание: повторить конспект по теме, уч-к стр. 45-49.              

Делают вывод

Ориентируясь на оценочный лист

оценивают свою работу

отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями

Формирование ОК 3

Приложение №1, 2,3,4,5

Раздаточный информационный материал

Приложение 1

1. Первые организации, их участники

Организации будущих декабристов возникли в среде множества различных тайных обществ, коими была богата политико-светская жизнь России первых десятилетий ХIХ в. К таким обществам относились, прежде всего, некоторые масонские ложи, в которые входили Н. Муравьев, М. Лунин, С. Муравьев-Апостол, П. Пестель и другие будущие оппозиционеры. Были также офицерские артели в гвардейских полках, действовавшие в 1814–1816 гг.

          В 1816 г. в Петербурге образовалась первая тайная организация декабристов «Союз спасения», или «Общество истинных и верных сынов Отечества». 

В эту организацию входило около 30 человек, в основном офицеры. Своей главной целью они считали введение конституционного правления и уничтожение крепостничества, но средства ее достижения были еще неясны, отсутствовала также программа политических преобразований. Разногласия между членами «Союза спасения» привели к его распаду и образованию нового

в январе 1818 г. «Союза благоденствия». Эта организация состояла из 200 членов и сыграла важную роль в разработке организационных и программных принципов декабризма, изложенных в уставе «Союза», который именовался «Зеленой книгой». Основными целями организации были: формирование в стране передового общественного мнения, благоприятного в будущем для реализации преобразовательных планов декабристов; введение конституции и законно-свободного представительства, уничтожение рабства, равенство граждан перед законом, ликвидация военных поселений. «Союз благоденствия» имел несколько тайных управ, которые находились в Москве, Петербурге, Полтаве, Тульчине (на Украине). Но обострение противоречий между радикальными и умеренными членами общества привело «Союз благоденствия» к кризису. В январе 1821 г. в Москве было принято решение об его самороспуске.

Приложение 2

2. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля.

В марте 1821 г. было создано Южное общество (Украина, Тульчин) во главе которого стояли П. Пестель, С. Волконский, С. Муравьев-Апостол, М.Л. Бестужев-Рюмин, А.П. Юшневский.  Основу деятельности Южного и Северного обществ составляла разработка программных конституционных проектов будущего переустройства России. В 1821–1825 гг. такие проекты были созданы: в Южном обществе «Русская правда» П.И. Пестеля. Проект П.И. Пестеля был радикальным. Оба документа предполагали ликвидацию самодержавия и отмену крепостного права. По «Русской правде» П.И. Пестеля Россия должна была стать республикой с унитарным государственным устройством; землю предлагалось разделить на две части: общественную и частную. Крестьяне получают наделы из общественной земли.Несмотря на ряд программных и личностно-субъективных разногласий, члены Южного и Северного обществ были тесно связаны между собой.

Приложение 3

3. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева

В 1822 г. в Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева и Н.И. Тургенева было организовано Северное общество.

Основу деятельности Южного и Северного обществ составляла разработка программных конституционных проектов будущего переустройства России. В 1821–1825 гг. такие проекты были созданы:  в Северном обществе – «Конституция» Н.М. Муравьева.

Проект Н.М. Муравьева был более умеренным.

Оба документа предполагали ликвидацию самодержавия и отмену крепостного права. «Конституция» Н.М. Муравьева рассматривала будущую Россию как конституционную монархию с федеративным устройством, предусматривала сохранение помещичьего землевладения, наделение крестьян небольшими участками земли. Принять «Конституцию» должно было Учредительное собрание.                                                                                

Несмотря на ряд программных и личностно-субъективных разногласий, члены Южного и Северного обществ были тесно связаны между собой.

Приложение 4

4. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге

(14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги

Оба общества утвердили дату выступления – лето 1826 г. во время общеармейских учений. Но обстоятельства распорядились иначе. 19 ноября 1825 г. неожиданно в Таганроге скончался император Александр I. Детей у него не было, и в соответствии с законом о престолонаследии царем должен был стать его брат Константин. Но он отказался от престола. Наступило некое междуцарствие. Присяга вступающему на престол Николаю – младшему брату Александра I – была назначена на 14 декабря 1825 г. Этим и решили воспользоваться декабристы для совершения государственного переворота.

Утром 14 декабря на Сенатскую площадь Петербурга было выведено несколько воинских частей. Всего на площади собралось около 3 тысяч солдат и матросов и 30 офицеров. К восставшим подъехал на коне герой Отечественной войны 1812 г. петербургский генерал-губернатор М.А. Милорадович и стал уговаривать солдат разойтись. Он был популярен в армии и умел разговаривать с солдатами. Тогда декабрист П.Г. Каховский выстрелом смертельно ранил генерала.

Но план восстания, выработанный накануне, рушился, избранный диктатором (руководителем) восстания С.П. Трубецкой на площадь не явился. Сенат присягнул новому императору рано утром, его члены уже разъехались и поэтому принимать «Манифест к русскому народу» было попросту некому, не реализовались также планы по захвату Зимнего дворца и Николая I. К 15 часам декабристы новым руководителем восстания избрали Е.П. Оболенского, но время было упущено, царь стянул к площади крупные силы, и к 16 часам восставшие были расстреляны из пушек. Затем начались аресты. Через две недели произошло восстание на юге страны (выступление Черниговского полка), которое также закончилось неудачей.

Царь жестоко расправился с декабристами, была создана специальная следственная комиссия для выявления причин и обстоятельств антиправительственного выступления. Верховному уголовному суду было предано 121 человек, из них пятерых человек приговорили к смертной казни (П.И. Пестеля, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, К.Ф. Рылеева, П.Г. Каховского). Многие были осуждены на различные сроки каторжных работ, ссылку и поселения в Сибири. Солдаты, участвовавшие в восстании, подверглись телесным наказаниям и были сосланы на Кавказ в действующую армию.

Приложение 5

5 Значение движения декабристов

Выступление декабристов было первой открытой попыткой изменить систему правления в России, ликвидировать крепостное право и получить свободу. И в этом их неоценимое значение. Именно декабристы открыто заявили о главных негативных явлениях российской действительности, что позволило последующим поколениям на основе их идей добиться реформ в России.                                                                                                                       Велик вклад декабристов в развитие русской культуры. Их облик и идеи оказали огромное воздействие на творчество писателей, художников, ученых. А сами они оказали значительное влияние на распространение просвещения и культуры в Сибири.

Декабристы занимают достойное место в истории Отечества и служат примером бескорыстного служения Родине и готовности нести любые лишения ради благополучия страны и ее народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории "Широкая Масленица"

Методическая разработка урока истории. Можно использовать как внеклассное мероприятие....

Методическая разработка урока вождения автомобиля на тему"« «Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя» с применением здоровьесберегающих те ».

Представлена методическая разработка урока производственного обучения с применением здоровьесберегающих технологий, что очень важно при обучении вождению. Уроки вождения- сложные; чтобы снизить утомля...

Методическая разработка урока по истории - «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни» для групп СПО преподавателя истории СПБ ПСК Центра подготовки спасателей Ивановой М.М.

Урок «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни», посвящен 75-летней годовщине полного снятия блокады Ленинграда (Урок Мужества) Он направлен на актуализацию знаний студентов ...

методическая разработка урока по истории на тему: " Смутное время начала XVII века "

План-конспект урока по истории  на тему: " Смутное время начала XVII века" составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "история" программы подготовки квал...

Презентация по истории на тему : "Движение декабристов"

Презентация предназначена для проведения комбинированного занятия по предмету "История" для студентов 1-2 курса СПО....