Презентация "Немецкая классическая философия"
презентация к уроку

Матюшева Людмила Александровна

Презентация предлагается к занятию по дисциплине "Основы философии" в раздел "История философии". Для студентов средних профессиональных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemetskaya_klassicheskaya_filosofiya.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Основы философии

Слайд 2

Немецкая классическая философия Подарила миру 5 величайших имён, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии: Иммануил Кант Иоганн Готлиб Фихте Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг Георг Вильгельм Фридрих Гегель Людвиг Андреас фон Фейербах

Слайд 3

Особенности немецкой классической философии: схожее понимание всеми авторами роли философии: философия – это критическая совесть культуры, это саморефлексия человека. Гегель подчеркивал: «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении »; универсализм, энциклопедизм и системность философских построений в сочетании с внутренней дифференциацией ; разработка диалектического метода мышления и познания ; перенос центра внимания с анализа природы (объекта) на исследование самого человека как субъекта, человеческого мира и истории. При этом человек рассматривается в контексте культуры ; утверждение принципа свободы и других гуманистических ценностей.

Слайд 4

ИММАНУИЛ КАНТ ( 1724 – 1804) Основоположник немецкой классической философии Первый из философов нового времени осознанно подошел к учению о категориях : “ Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий”.

Слайд 5

Философия Канта 1 . Докритический период (1724-1770) (Кант – ученый, изучающий природу. Космологический трактат «Всеобщая естественная история и теория неба ») 2. Критический период (1770-1804) (Кант – философ идеалист и агностик, пытается преодолеть механистичность и созерцательность в понимании взаимосвязи субъекта и объекта познания ( «Критика чистого разума» ), разрабатывает новое понимание нравственности ( «Критика практического разума» ) и решает проблемы эстетики ( «Критика способности суждения» ).

Слайд 6

Докритический период : - Выдвинул гипотезу о возникновении Солнечной системы (теория Канта-Лапласа ); Разработал теории различных физических явлений (приливов и отливов, ветра и др .); Изучал проблемы развития жизни ; - Выступил против духовидения и других проявлений мистики.

Слайд 7

Философия, по И. Канту, должна сосредоточиться на решении трёх вопросов : « Что я могу знать ? », « Что я должен делать? », « На что я могу надеяться ? », « Почему природа целесообразна ? » из решения которых вытекает решение главной проблемы: « Что Я есть такое – человек ? ». В целом его философия характеризуется как «трансцендентальный идеализм» (от лат. « трансцендере » – выходящий за пределы опыта), поскольку ее основные понятия и принципы носят внеопытный, по сути божественный характер и постигаются прежде всего интуитивно.

Слайд 8

Антиномии Ограниченность пространства Простое и сложное Свобода и причинность Наличие Бога Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых В мире нет ничего простого Существует не только причинность по законам природы, но и свобода Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир не имеет начала во времени и безграничен Критика чистого разума И. Канта

Слайд 10

«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» Категорический императив (безусловное требование нравственного поведения) имеет 2 формулировки : 1) Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего закона ; 2) Поступай так, чтобы в своем лице и в другом человеке всегда видеть цель, но никогда только средство .

Слайд 11

«КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»

Слайд 12

Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814) Внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я – концепция») Автор знаменитого изречения « Я – это вечная свобода и творческая активность !»

Слайд 13

« Наукоучение » Фихте. Пытался вывести все разнообразие форм познания только из сознания.

Слайд 14

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854) Главным понятием его философии можно считать идею свободы, которую он последовательно в течение всей своей жизни искал сначала в природе, затем в творчестве личности и, наконец, в природе божественного творения.

Слайд 15

Прежние концепции объяснения природы неистинны , поскольку субъективные идеалисты и Фихте природу выводят из сознания человека , а во всех остальных теориях ( теория субстанции Спинозы и др .) дается ограничительное толкование природы , то есть философы пытаются « втиснуть » природу в какие-либо рамки . Движущей силой природы является ее полярность – наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие ( например , полюса магнита , плюсовые и минусовые заряды электричества , объективное и субъективное ). Природа есть « абсолютное » - первопричина и первоначало всего , охватывающее все остальное . Природа есть целостный организм , обладающий одушевленностью ( едины живая и неживая природа , материя , поле , свет ). Материя и дух едины и являются свойствами природы , различными состояниями абсолютного разума . Природа есть единство субъективного и объективного , вечный разум . Натурфилософия Ф. Шеллинга

Слайд 16

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Вершина немецкой классической философии Исходный принцип его философии – конкретное тождество мышления и бытия на основе первичности первого. Является автором концепции «абсолютного идеализма » , который может быть охарактеризован как панлогизм («Всё действительное – разумно, все разумное – действительно »). Создатель теоретической диалектики как учения о саморазвитии, разработчик её основных категорий, законов и принципов (хотя и на объективно-идеалистической основе). Основные произведения : «Феноменология духа», «Наука логики», «Философская пропедевтика»

Слайд 17

Абсолютная идея - это: • единственно существующая подлинная реальность; • первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений • Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить

Слайд 18

В процессе своего диалектического саморазвития "идея" Гегеля проходит три основных этапа.

Слайд 20

Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия и разума Все действительное разумно

Слайд 21

Любое развитие происходит по схеме (триада)

Слайд 22

Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал законы диалектики .

Слайд 23

Людвиг Андреас фон Фейербах (1804 – 1872) Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом или натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней человека . Главное сочинение Фейербаха – “Сущность христианства”.

Слайд 25

Человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями. Основой связей между людьми в обществе , стержнем общества должна стать религия . Данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога , а на иных принципах . Полнокровная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» (т. е. другими людьми) – человек может жить только в обществе. Необходимо отбросить традиционную религию ( христианство , мусульманство и т.д .) и заменить ее религией любви людей друг к другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека Смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью . Социально-политические взгляды Фейербаха ( обусловлены его антропологической философией )

Слайд 26

Х О Р О Ш Е Г О Д Н Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по классическому танцу на тему: "Работа рук в классическом танце".

В помощь преподавателям хореографических дисциплин....

Лекции по философии по теме "Немецкая классическая философия"

Представлен лекционный материал по философии по теме "Немецкая классическая философия"...

Тест по немецкой классической философии

Тест для обучающихся СПО по немецкой классической философии...

Презентация к уроку: «Классическая и эллинистическая философия Древней Греции: стоики, киники, скептики, эпикурейцы».

Презентация это наглядное представление материала урокаЦелью  урока является рассмотрение классического и эллинистического этапов греческой философии, знакомство с воззрениями Сократа, Платона и ...

Немецкая классическая философия И.Кант. Лекция+презентация (дистанционно)

Немецкая классическая философия И.Кант. Лекция+презентация (дистанционно). Данная лекция расчитана на проведение очных и дистанционных занятий  по философии со студентами СПО. С помощью презентац...

План-конспект учебного занятия по Основам философии. Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания. Философия и мировоззрение

Обучающийся должениметь представление:Об основах религиозного мировоззрения, о трех мировых религиях;Об общих предпосылках возникновения философииО специфике историко-философского процесса;О единстве ...