Конспект урока "Истоки перестройки"
план-конспект урока
Урок по теме "Перестройка", разработан с применением технологии проблемного обучения, с элементами группового обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_perestroyki.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподаватель общественных дисциплин Ольховская Л.В.
Учебник: В. Артемов, Ю. Лубченков «История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей». Часть 2. М. Академия. 2012
Тема: Истоки «перестройки». Экономические реформы в годы «перестройки».
Цель: рассмотреть причины «перестройки», экономические реформы в годы «перестройки».
Задачи:
Образовательные: формирование представления об истоках «перестройки», об экономических реформах в годы «перестройки», а также об их итогах.
Развивающие: продолжить формирование умений правильно вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения; анализировать документы; анализировать причинно-следственные связи.
Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе; продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.
Тип учебного занятия: урок-семинар
Материальное оснащение:
Компьютер, видеопроектор
Таблица№ 1 примерного обобщения и систематизации материала
Раздаточный материал (индивидуальная таблица,).
Словарь терминов.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные: уметь определять существо социально-экономического кризиса в СССР в начале 1980-х гг.; раскрывать содержание понятий: «перестройка», «ускорение», «социалистический рынок», «рыночный социализм»; раскрывать направления социально-экономических реформ в СССР, их задачи, стратегические идеи; объяснять, в чем причины неудач социально-экономических реформ.
Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, сравнивать, анализировать, делать выводы; проводить поиск информации представлять ее в устном сообщении; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; умение работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией.
Личностные: развитие творческой активности обучающихся; воспитание культуры личности в процессе делового общения; формирование мировоззренческих позиций, ориентированные на ценности современного общества в Российской Федерации
Предварительная подготовка была проведена за неделю до семинара. Учащимся были предложены вопросы семинарского занятия и список литературы.
Вопросы семинарского занятия:
- Какие кризисные явления проявлялись в экономической, политической, духовной сферах в 80-х гг. ХХ века?
- Когда был провозглашен курс реформирования плановой экономики? Какие изменения в экономике были проведены в 1985 году?
- Какие мероприятия были осуществлены в ходе перехода к «социалистическому рынку»?
- Государственная программа перехода к регулируемой рыночной экономике. Альтернативные варианты экономической реформы – программа «500 дней».
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
- В. Артемов, Ю. Лубченков «История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей». Часть 2. М. Академия. 2012
- А.Ф. Киселев, Э.М. Щагин «Новейшая история Отечества ХХ в.» М. Владос 1999 г. Том 2.
Документы:
- История отечества в документах 1917-1993 гг. Ч. 4: 1945-1993 гг. М., 1995.
Ход урока.
Этапы урока | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Методы, приемы и формы обучения | Учебно-методическое обеспечение |
1.Организационный этап | 1мин. | организует введение учащихся в урок; мобилизует к совместной деятельности | демонстрируют эмоциональную готовность к уроку | Словесные, фронтальная | Компьютер, видеопроектор |
2. Постановка темы и целей урока | 2 мин. | Сообщение темы, целей урока. | Записывают тему в тетрадях | Словесные, фронтальная | На экране 1, 2, 3 и 4 слайды презентации |
3.Организация учебного процесса | 7 мин. | Рассмотрение первого вопроса. Семинарское занятие начинается со вступительного слова преподавателя: «перестройка» - заключительный этап истории СССР, начавшийся в 1985 году с проведением реформ и завершившиеся в 1991 году с распадом Советского союза. Изменения коснулись всех сфер жизни советского государства. Почему существующая экономическая, политическая и социальная система превратилась в главный тормоз общественного развития в начале 80-х годов? Какие кризисные явления проявлялись в экономической сфере? Политической? Социальной? Преподаватель доклад проверяет заранее, дает рецензию. Преподаватель подводит обучающихся к вопросу истоков и причин перестройки. | Слушают, отвечают на вопросы. По ходу ответов обучающие составляют в тетради схему «Кризисные явления СССР в начале 1980-х гг.» Выступление с докладами обучающих: «Новый курс Ю.В. Андропова», «Правление К.У.Черненко» Остальные обучающиеся слушают, задают вопросы докладчикам. Обучающиеся рассуждают, делают соответствующие выводы | фронтальная | Слайд 5 Слайды 6, 7, 8 Слайд 9 |
7 мин. 7 мин. 8 мин. | Обсуждение второго вопроса. Указывает на необходимость в процессе урока заполнение таблицы «Этапы экономических преобразований в экономике 1985-1991 гг.» Организует учебную дискуссию, дополняет сообщения обучающихся Просмотр фрагмента документального фильма «Сделано в СССР. Перестройка». В чем причины кризиса политики «ускорения»? Какие неблагоприятные факторы сложились для развития экономики в 1986 – 1987 гг.? Почему был взят курс на продвижение в сторону рыночной экономики? Организует дискуссию обучающихся дополняет ответы. Обсуждение третьего вопроса. Организует учебную дискуссию, дополняет сообщения обучающихся. После обсуждения третьего вопроса преподаватель просит необходимые материалы в таблицу № 1. Обсуждение четвертого вопроса. Организует обсуждение сообщений. Преподаватель обращает внимание учащихся, что итогом политики «рыночного социализма» стал экономический кризис. Какие факты говорят об экономическом кризисе в стране в конце 80-х начале 90-х гг.? Как вы считаете, в чем причины неудач экономических реформ в годы «перестройки»? | В ходе семинарского занятия заполняют таблицу Отвечают на вопрос, дополняют ответы обучающихся Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопрос преподавателя Сообщения учащихся. Заполнение таблицы Выступление 1 учащегося с сообщением о содержании программы Л. Абалкина. Выступление 2 учащегося с сообщением программа «500 дней» Отвечают на вопрос. Обсуждают, выдвигают предположения аргументируют свои доводы | Рабочие листы Компьютер, видеопроектор Слайд 10 Слайд 11, 12 Слайд 13 | ||
4.Систематизация знаний | 5 мин. 5 мин. | Преподаватель предлагает одному из учащихся зачитать записи в своей тетради. После проверки таблицы преподаватель ставит перед учащимися проблемный вопрос: в чем экономическая реформа Горбачева отличалась от реформ его предшественников? | Один из учащихся зачитывает данные своей таблицы, остальные слушают и поправляют обучающегося. Отвечают. | индивидуальная | |
5.Подведение итога урока. | 2 мин | Учитель подводит итог деятельности учащихся на уроке. Оценивает работу учащихся. | осмысливают собственные действия на уроке; определяют полученные образовательные результаты. | Фронтальная, индивидуальная | |
6.Домашнее задание | 1 мин. | Составление презентации или теста по теме: «Экономические реформы в годы «перестройки» | Выбирают и записывают задание |
Таблица № 1. Этапы экономических реформ 1985 -1991 гг.
Этапы реформ | Годы | Содержание реформ | Итоги реализации |
1 этап Курс на «ускорение» | Апрель 1985- 1987 | ||
2 этап | 1987-1989 | ||
3 этап | 1990- 1991 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Перестройка. Политические и экономические реформы в СССР».
Кроссворд предназначен для студентов любой специальности и составлен по основным определениям, используемым по этой теме и служит для контрольной проверки знаний студентов....
«Перестройка» (1985—1991 гг.): модернизация управленческого аппарата
"Перестройка! (1985-1991 гг): модернизация управленческого аппарата....
Политика перестройки
Политика перестройки...
Перестройка
Учебная презентация по теме Перестройка в СССР...
СССР в годы перестройки
Данный материал предназначен для проведения комбинированных занятий по дисциплине "История " для студентов 1-2 курсов....
Уроки истории в 11 классе. Перестройка и распад Советского общества.
Уроки истории в 11 классе. Тема: Перестройка и распад Советского общества....