Метадическая разработка урока истории "Перестройка и её итоги"
методическая разработка по теме


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc86.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока: «Перестройка и её итоги»

По учебнику «История России 1945 – 2008 гг.» 11 кл. /Под ред. А.А. Данилова, А.В. Филиппова, А.И. Уткина.

                                                                   

      Преподаватель истории и   обществознания ГБОУ СПО «НГТ»

                                                                                                                  Маткаримова Ю.Ю.

Нефтегорск 2009 г.

«Перестройка» и её итоги.

Форма урока: практикум

Тип урока: повторительно – обобщающий по главе IV Перестройка (1985 – 1991 гг.)

§ 13 – 16.

Цели урока:

  1. Закрепить теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы.
  1. Обеспечить учащихся основными знаниями, необходимыми для владения данной темы.
  1. Сформировать навыки исследовательской работы.

Учащиеся должны уметь: составлять таблицы, схемы, характеризовать периоды в развитии перестройки, называть историческую личность по биографической справке и характеристике деятельности, показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений, называть характерные черты перестройки, сравнивать перестройку с «оттепелью», излагать суждения о причинно-следсвенных связях, определять и аргументировать своё отношение к событиям и личностям в истории и их оценку.

Оборудование: на столах учащихся тетради для практических работ, задания; на доске портреты политических лидеров периода перестройки, фотографии того времени, вырезки из газет (для наглядности).

Ход урока.

  1. Организационный этап – проверка готовности учащихся к работе; учитель проводит инструктаж по выполнению работы, оговаривается время, класс делится на четыре группы.
  1. Мотивационный этап – учитель привлекает учащихся к формулировки целей урока, учащиеся осмысливают цели и задачи урока.
  1. Исследовательский этап – группы выполняют задания, учитель контролирует ход работы и консультирует.
  1. Информационный этап – группы отчитываются о проделанной работе, учитель корректирует и оценивает деятельность учащихся.
  1. Рефлексивный этап – класс анализируют свою работу в (с чем справились, в чем ошиблись).
  1. Подводятся итоги урока.

Задания для I группы

№1. Узнайте политического деятеля:

  1. родился 2 марта 1931 г.
  1. член КПСС с 1952 г.
  1. с 1970 г.  первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС.
  1. с 1978 г.  секретарь ЦК КПСС.
  1. с 1980 г. член Политбюро.
  1. в 1985 г. избран Генеральным секретарем ЦК КПСС.
  1. 15 марта 1990 г. Президентом СССР.
  1. в 1991 г. ушел с поста Генерального секретаря, затем с поста Президента СССР.

№2. События 19 – 21 августа 1991 г. были связаны:

    а) с выборами первого Президента СССР

    б) с выводом войск из Афганистана

    в) попыткой государственного переворота

    г) отставкой М.С. Горбачева с поста Президента

№3. Определите положительные и отрицательные изменения, которые произошли в условиях резкого роста объема информации. Представьте информацию в виде таблицы.

Положительные изменения

Отрицательные изменения

№4. Проведите экономическое расследование «Сколько стоило России война с Афганистаном и ее влияния на экономику СССР».

Из книги С.Ф. Ахромеева, Г.М. Корниенко «Глазами маршала и дипломата. Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г.»

…В целом для Вооруженных сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0 – 5,0 млн. руб. Кроме того постоянно всем необходимым надо было снабжать Афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился 10 – 11 млн. руб.

№5. Чем «горбачевская» перестройка отличалась от «хрущевской» оттепели? Проведите сравнение.

№6. Какие цели преследовал курс на ускорение? Что это означало? На сколько, по вашему, были достижимы цели этого курса в тех условиях?

Задания для II группы

№1. Узнайте политического деятеля:

- Родился во Львове 1952  г.

- был слесарем, потом окончил институт им. Г.В. Плеханова в Москве

- сторонник создания рыночной экономики

- сотрудничал со школой им. Д.ж.Кеннеди при Гарвардском университете

- экономический советник М.С. Горбачева

- один из авторов программы «500 дней»

№2.12 июня 1990г. был принят документ:

а) Декларация о государственном суверенитете России

б) Новый союзный договор

в)  Программа «500 дней»

г) Закон « Об изменениях и дополнениях Конституции СССР

№3. Заполните таблицу:

Итоги существования многонациональности  СССР

Позитивные моменты

Противоречия трудности, негативы

№4. Показателем каких процессов в обществе может служить данный закон?

Из закона СССР об общественных объединениях.9 октября 1990 г.

Общественным объединением является добровольное формирование,

возникшее в результате свободного волеизъявления граждан,

объединившихся на основе общности интересов.

Общественными объединениями признаются политические партии,

массовые движения, профсоюзы, женские, ветеранские организации,

организации инвалидов, молодежные и детские организации …  

ассоциации и другие объединение граждан

№5. В обыденном сознании людей существует несколько точек зрения на

предпосылки и начало перестройки:

1)ничего не нужно было менять – жили не богато, но стабильно

2)назрел кризис, реформы были необходимы

3)перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью развала

великой страны

К какой точке зрения вы склоняетесь ? Аргументируйте свой ответ

№6. Что такое «новое политическое мышление» и в чем его принципиальная

новизна? Какие практические шаги были предприняты для реализации  этой

политики ? Каковы были результаты?

Задания для III группы.

 №1.Узнайте политического деятеля:

- родился 8 ноября  1923 г.

- в 1941 г вступил в Красную армию, воевал на Волховском  и Ленинградском фронтах

- член КПСС с 1944 г

- в 1979- 1980гг. командовал советскими частями в Чехословакии

- с 1987 г. – министр обороны СССР, член ЦК КПСС

- с 1990 г – член Президентского совета, Маршал СССР

- один из лидеров августовского путча 1991 г., арестован. освобожден в 1993 г

№2. Что произошло 26 апреля 1986 г.

а)Избрание М.С.Горбачева Генеральным секретарем

б) взрыв атомного реактора на Чернобыльской АЭС

в) принят закон об индивидуальной трудовой деятельности

г) Х1Х  Всесоюзная партийная конференция

№3. Составте схему «Структура высших органов власти СССР в 1985 -1991гг»

№4.Определите перечень проблем, интересовавших людей в названный период

Из беседы с главным редактором журнала «Знамя» В.Я.Лакшиным

… Уже первое половина года принесла заметные плоды в литературе и , следовательно, в общественном сознании , потому что книги, о которых  мы говорим , так или иначе связаны с процессами , происходящими в народной жизни . Это , конечно , и суд , суд суровый и начистоту , над некоторыми этапами нашего прошлого . Это и попытка выяснить , какие общественные силы являются ведущими в процессах жизни в последнее время.

№5. Существует утверждение что перестройка обострила межнациональные отношения, привела к взрыву национальных эмоций. Каково ваши мнения на этот счет?

№6. Как вы понимаете понятие «перестройка»? На какие результаты рассчитывало руководство страны, начиная перестройку? Соответствовали ли реальные результаты планируемым? Почему?

Задания для IV группы

№1. Узнайте политического деятеля:

-окончил Уральский политехнический институт

-в 1987 г.находясь на посту первого секретаря Московского горкома КПСС, критиковал нерешительность реформаторов

-был вынужден уйти в отставку

-весной 1989г. становится народным депутатом

-в 1990г. выходит из КПСС

-в декабре 1991г. подписал соглашение о создании СНГ

-12 июня 1991г. всенародным голосованием избран Президентом России

№2. 31 июля 1991г. в Москве был подписан

а) Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии

б) Новый Союзный договор

в) Протокол о прекращении действия Варшавского договора

г)  СНВ-1

№3.  Проанализируйте программы КПСС принятые при Н.С.Хрущеве и М.С.Горбачеве. Найдите отличия. С чем связаны произошедшие изменения?

Составьте сравнительную таблицу

программа КПСС Н.С.Хрущева

программа КПСС М.С.Горбачева

№4. Используя документ, покажите, как разрешались противоречия Советским государством и церковью в годы перестройки.

Из закона СССР о свободе совести и религиозных организациях 

Статья 3. Право на свободу совести

В соответствии с правом на свободу совести каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии.

№5. Внешняя политика СССР, основанная на идеях «нового политического мышления», пользовалась широкой поддержкой в нашей стране и в мире. Но в СМИ, на 28 съезде КПСС  звучала тревога, что своим односторонним разоружением мы ослабляем свою обороноспособность, слишком далеко заходим в договоренностях с Западом.

  Каковы ваши суждения на этот счет? Чью точку зрения вы бы поддержали и почему?

№6. Что такое гласность? В чем сходство и различие «оттепели» и гласности? Как вы думаете, нужно ли было проводить политику гласности в тех исторических условиях? Свою точку зрения

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"

Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

метадическая разработка планирующей документации профессионального обучения тема: ВВод и редактирование текста средствами Microsoft Word

Задачи подготовки всесторонне развитых, технически образованных молодых квалифицированных рабочих решаются в процессе производственного обучения.Процесс производственного обучения представляет с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...