Уроки истории в 11 классе. Перестройка и распад Советского общества.
план-конспект урока
Уроки истории в 11 классе.
Тема: Перестройка и распад Советского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Уроки истории в 11 классе.
Тема: Перестройка и распад Советского общества.
От Советского Союза к России.
Цели уроков:
- Образовательные :
- рассмотреть основные цели и направления перестройки
- рассмотреть в чём состояли идеи демократической трансформации общества;
- рассмотреть сущность экономических преобразований и выяснить причины неудач экономических реформ (рассмотреть факторы, которые препятствовали перестройке)
- выяснить сущность и причины политического раскола общества
- Развивающие:
- формировать у учащихся сравнивать исторические события и явления;
- формировать умение выявлять причинно-следственные связи исторических событий и явлений;
- формировать умение анализировать исторические явления, умение давать собственную оценку событиям и отстаивать свою точку зрения в процессе освоения нового материала;
- Воспитательные:
- формировать активную гражданскую позицию;
- уважение к истории своей страны и народа.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: проблемный урок с элементами лекции.
Основные понятия и термины:
- перестройка
- стратегия ускорения
- человеческий фактор;
- госприёмка;
- конверсия
- гласность;
- новое политическое мышление;
- плюрализм.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение изученного:
- В чём состояла политика Ю.В. Андропова на посту руководителя КПСС и Советского государства?
Обобщая ответы учащихся составляем краткий конспект:
- признание проблем, существующих в советском обществе и в сфере межнациональных отношений;
- связь их прежде всего с субъективным фактором – плохой работой отдельных чиновников и с хищениями;
- ужесточение внутренней политики ( контроль за соблюдением трудовой дисциплины, повышение требований к руководящим кадрам, борьба с коррупцией в высших эшелонах власти и т. д.)
- увеличение расходов на военные цели;
- противоречивая оценка деятельности Ю.В. Андропова до сегодняшнего дня.
- Что такое «теневая экономика» и причины её складывания?
Ответы должны быть примерно следующими:
- «Теневая экономика»- это производство товаров массового спроса, организованное вопреки существующему законодательству, чаще всего нелегально. Теневая экономика подразумевала прямой товарообмен между предприятиями и регионами (так называемый бартер) неучтённой продукцией, сырьём, узлами и оборудованием. На существование теневой экономики закрывали глаза знающие о неё чиновники многих ведомств, партийные руководители, поскольку без неё народное хозяйство не могло нормально функционировать.
III. Изучение новой темы.
Эпиграфы к уроку:
«Жизнь на русской земле не скоро станет прекрасна. Но завтрашние русские люди будут знать твердо, что приблизить «доброе новое время» зависит от них самих, что его надо не ждать, а торопить, не призывать, не приколдовывать, а делать. Так всегда бывает в творческие эпохи».
В. Ходасевич.
«Распалась связь времён».
У. Шекспир.
План урока:
- предпосылки перестройки.
- Этапы перестройки:
- ускорение социально-экономического развития
- попытки проведения структурных преобразований
- реформирование политической системы.
3.Позитивные и негативные последствия политики М.С.Горбачёва.
4. Политические деятели периода перестройки.
Дорогие ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с событиями и историческими личностями, политическими деятелями очень сложного периода истории нашей страны. Периода, который до сих пор не могут однозначно оценить ни историки, ни политики. Тем более очень сложно дать оценку Вам, но мы постараемся вместе с вами рассмотреть события и явления с разных точек зрения, дать им максимально объективную оценку, то есть выявляя все плюсы и минусы эпохи перестройки, её целей и результатов.
Схема – конспект
(вывешивается на доске или показ на компьютере через видеопроектор)
Цели перестройки:
- Совершенствование социализма
- Очищение его от сталинизма
- возврат к «ленинским истокам».
Осуществление:
Обострение межнациональных противоречий | Реформа политической системы | Политика ускорения социально-экономического развития |
Подготовка нового союзного договора | Попытка реформирования КПСС | Попытки ввести хозрасчёт предприятий |
Августовские событии (1991 года)
Итоги:
Распад ССР и образование СНГ | Ликвидация тоталитарной системы и монополии КПСС на власть | Начало перехода к рыночной экономике |
Лекция учителя – После смерти К.У. Черненко в марте 1985 года к власти в стране пришло новое руководство во главе с М.С. Горбачёвым.
Биографическая справка:
Михаил Сергеевич Горбачёв родился в 1931 г. в Ставропольском крае в семье крестьянина. Трудовую деятельность начал в в 1946 году помощником комбайнёра. В 1955 году окончил юридический факультет МГУ им. М,В. Ломоносова Ю в 1967 году Ставропольский сельскохозяйственный институт.
С 1955 года на комсомольской и партийной работе в Ставропольском крае (первый секретарь горкома, а затем крайкома ВЛКСМ). С1963 года заведующий отделом крайкома КПСС, затем первый секретарь Ставропольского горкома партии. Второй секретарь крайкома КПСС. С 1970 по 1978 гг. первый секретарь крайкома КПСС. В 1978 году избирается секретарём ЦК КПСС.
С марта 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС. С октября 1988 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР.
С 15 марта 1990 года по 25 декабря 1991 года Президент СССР.
1. Предпосылки перестройки её начало.
Учитель. Располагая всей информацией, тщательно скрываемой от общества, и отдавая себе отчёт в том. Что страна погружается в пучину кризиса, Политбюро ЦК КПСС во главе с М. С. Горбачёвым решилось приступить к тому, что в начале называлось совершенствованием социализма, а затеи – перестройкой, а в конце концов реформами.
Уже в закате перестройки М.С. Горбачёв так объяснял причины, побудившие руководителей страны заняться преобразованиями:
« Только на первый взгляд может показаться, что всё было нормально. Уже в конце 70-х – начале 80-х годов стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производительности труда уменьшился в два раза, а потом дощёл до нуля. На единицу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла, цемента в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть. Неисчерпаемые трудовые ресурсы - выкручивались за счёт этого. А потом трудовых ресуросов стало не хватать, что же касается природных - за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затраты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась..
Добавлю и другие причины. Наша экономика перегружена отраслями тяжелой промышленности, слишком мало предприятий производят товары народного потребления. Это была самая милитаризированная экономика в мире и самые огромны затраты на оборону. Если ещё вспомнить . что происходило в политическом процессе – никто не мог и слова правдивого сказать: надо что-то делать на предприятии, в регионе, республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса, крестьянина, интеллигенции.» Из выступления М.С. Горбачёва на Минском тракторном заводе 26 февраля 1991 года).
Вопросы к классу :
Убедила ли Вас аргументация М.С.Горбачёва?
Существовал ли. На Ваш взгляд, план перестройки?
В обыденном сознании наших людей существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:
Первая. Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.
Вторая. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.
Третья. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала державы.
К какой точке зрения склоняетесь Вы?
Аргументируйте свой ответ.
- 1) ускорение.
Учитель. - Первым практическим шагом перестройки стали решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС, когда был торжественно провозглашён курс на ускорение социально-экономического развития страны.
Это предусматривало научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, совершенствование экономических отношений, перемены в сфере труда. Активизацию государственных и общественных институтов.
Основная ставка была сделана на ускорение научно-технического прогресса; в отечественное машиностроение было направлено 10 млрд.руб. капиталовложений.
Ближайший резерв ускорения инициаторы перестройки видели в наведении порядка в производстве, укреплении дисциплины и повышения организованности.
Очень скоро, однако, стало ясно, что ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не происходит.
Вопрос к классу :
Как Вы думаете, почему концепция ускорения социально-экономического развития не сработала и экономическая ситуация не улучшилась?
(& 39 стр. 369-371 учебник 11 кл. История отечества. Н.В. Загладин, С.В. Козленко и др. – класс работает с текстом, затем отвечает на поставленный вопрос)
2) Попытки экономических реформ в 1987-1988 годах.
Учитель. – Потерпев неудачу с ускорением, руководство страны предприняло попытку оживить экономику путём предоставления самостоятельности предприятиям. Сокращения плановых показателей, создания кооперативов.
Июньский (1987) Пленум ЦК КПСС утвердил основные направления перестройки управления экономикой. Вскоре сессия Верховного Совета СССР приняла Закон о государственном предприятии(объединении), а правительство утвердило постановление о перестройке планирования. Ценообразования. Финансов.
Вот меры, которые выдавались за радикальную экономическую реформу:
- перевод предприятий на полный хозрасчёт;
- перестройка централизованного руководства экономикой;
- коренное изменение планирования;
- реформа ценообразования и финансово-кредитногомеханизма;
- создание новых организационных структур управления;
- всемерное развитие демократических основ управления, широкое внедрение самоуправленческих начал.
Вопрос к классу:
Как вы думаете. Почему эти меры – в очередной раз – не привели к оздоровлению экономики? Ваше мнение попробуйте обосновать.
К концу 1989г правительство Н.А. Рыжкова наконец-то начало понимать. Что все предыдущие попытки реанимировать социалистическую экономику старыми административными методами ни к чему не привели. Только тогда его взоры обратились к рыночной экономике. Началась разработка вариантов перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству.
В 1990 году были подготовлены два варианта перевода экономики страны на рыночные рельсы:
1. Программа правительства Н.А. Рыжкова
2. Программа экономистов под руководством академика С. Шаталина и Г.А. Явлинского.
Задание классу:
Составьте таблицу «Программы перехода к рыночной экономике». Разделив лист на две колонки, перечислите слева основные идеи правительственной программы, а справа - предложения Шаталина и Явлинского.
Каковы основные различия двух программ?.
Ни один из вариантов перехода к рыночной экономике не получил утверждения Верховного Совета СССР, Горбачёву поручили доработать и в итоге получился весьма пространный документ - «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Это была скорее декларация о намерениях, чем программа перехода к рыночной экономике. К тому же вскоре выяснилось. Что власти союзных республик не желают принимать эту программу к исполнению.
Вопрос:
Чем Вы можете объяснить провал упомянутых программ?
В конце 1990 года М.С. Горбачёв принял решение о реорганизации правительства и создании Кабинета министров при президенте СССР. Премьер-министром был назначен В.С.Павлов, который разработал свою программу перехода к рынку – антикризисную программу, в которой предусматривались меры по разгосударствлению, приватизации собственности, стабилизации финансово-кредитной системы, привлечению иностранного капитала.
Но осуществление этой программы так и не началась – ввиду последовавших бурных событий (августовский путч 1991 года и распад СССР)
Вопрос к классу:
В чём Вы видите главную причину провала рыночных реформ в СССР?
- Реформа политической системы.
Учитель:
Лучше удались М.С. Горбачёву реформы в общественно-политической жизни страны. Перестройка в экономике невозможна без серьёзных политических реформ. Об этом Горбачев впервые заговорил на пленуме ЦК КПСС в январе 1987 года. Изменения в политической системе готовились полтора года и были одобрены XIX Всесоюзной партийной конференцией летом 1988 года.
Задание классу:
1. Заполните таблицу «Реформа политической системы в СССР»:
Основные этапы | Новые явления в политической системе | Результаты и последствия |
2.Ответить на вопросы:
В чём заключалась реформа политической системы в стране?
Назовите её этапы и характерные черты.
Как вы понимаете термин «гласность»?
Требует ли гласность каких-либо ограничений – или это такое благо, которого никогда не бывает слишком много?
Могут ли люди использовать гласность себе во вред.?
После ответов учеников проводим работу по группам.
Класс разбиваем на две группы:
Группа №1 получает задание подготовить небольшое выступление -
« Положительные результаты перестройки».
Группа №2 – подготовить ответ на вопрос –
«Отрицательные последствия перестройки»
Время подготовки 10 минут. (группа может разделиться на подгруппы).
- Политические деятели периода перестройки.
Проецируем на экран.
Прослушиваем заранее подготовленные краткие сообщения учеников.
В качестве закрепления и повышения познавательного интереса в ходе прослушивания предлагаем правильно расставить или точнее соотнести содержание двух столбцов таблицы.
1. Лигачёв Егор Кузмич | А. Народный депутат СССР, мэр Санкт-Петербурга |
2. Собчак Анатолий Александрович. | Б.Главный редактор журнала «Огонёк». |
3. Сахаров Андрей Дмитриевич. | В. Член Политбюро, секретарь ЦК КПСС. |
4. Лукьянов Анатолий Иванович. | Г. Академик, правозащитник, народный депутат СССР. |
5. Попов Гавриил Харитонович. | Д. Министр обороны СССР в 1990 – 1991 гг. |
6. Коротич Виталий Алексеевич. | Е. Председатель Верховного Совета в 1990 – 1991 гг. |
7. Язов Дмитрий Тимофеевич. | Ж. Народный депутат СССР, мэр Москвы в 1990 – 1991 гг. |
8. Гдлян Тельман Хоренович. | З. Вице – президент СССР в 1991 г. |
9. Янаев Геннадий Иванович. | К. Член Политбюро, секретарь ЦК КПСС, один из идеологов перестройки. |
10. Яковлев Александр Николаевич. | Л. Народный депутат СССР, Следователь. |
IV. Закрепление.
При наличии времени класс выполняет задания по группам.
Тесты:
1. основными задачами, решающимися руководством России в годы перестройки был (-о):
1) совершенствование командно-административной системы
2) переход к рыночной экономике
3) наращивание ядерных вооружений
4) реформирование политической системы.
- Перевод на выпуск мирной продукции предприятий военно-промышленного комплекса это –
- перестройка
- ускорение
- гласность
- конверсия.
- Исключение из Конституции СССР статьи 6 означало:
- ликвидация монополии КПСС на власть
- введение различных форм собственности
- провозглашение гласности
- ускорение социально-экономических преобразований.
4 группы решают по одному тесту (2 минуты).
А теперь, давайте вернёмся к нашим эпиграфам урока –
Кто из Вас, ребята, желает связать их с нашей темой урока и почему мы выбрали именно эти высказывания (небольшое устное эссе )
V. Домашнее задание.
- параграф 39.
- Составить кроссворд с использованием новых понятий.
- Сообщение отдельным учащимся по теме «Забастовочное движение в России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕРИАЛЫ I ОБЛАСТНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ, ПОСВЯЩЁННЫХ 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЙ, ЮБИЛЕЮ ОБРАЗОВАНИЯ И РАСПАДА СССР, 75-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ.
В сборнике представлены материалы участников I областных исторических чтений «Диалоги о советской истории», которые состоялись 28 февраля 2017 года, организаторами данного мероприятия являются О...
Закон радиоактивного распада
Урок открытия новых знаний....
План - конспект по физике на тему: "Радиоактивность. Закон радиоактивного распада"
План-конспект подготовлен для обучающихся 1 курса, используя учебник для 11 класса под редакцией Мякишев Г.Я....
Презентация по физике на тему: "Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада"
Презентация на тему "Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада" подготовлена для обучающихся 1 курса и используется на уроках физики. Презентация соответствует утверждённому ми...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 2-х курсов учреждений СПО: «Межнациональные конфликты и распад СССР»
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 2-х курсов учреждений СПО.Тема: «Межнациональные конфликты и распад СССР»...
Кроссворд на тему "Империя Карла Великого и её распад. Феодальная раздробленность в Европе"
Контролирующий материал на тему "Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе". Предназначен для проверки знаний студентов 1 курсов СПО. Кроссворд расчитан на 20 м...
Презентация к уроку физики на тему "Закон радиоактивного распада. Период полураспада".
Презентация к уроку изучения нового материала на тему "Закон радиоактивного распада. Период полураспада".Образовательная цель урока: изучить закон радиоактивного распада, научиться решать за...