Урок "Лингвостилистический анализ текста"
план-конспект урока
Цели урока:
- Образовательная: обучение лингвистическому анализу текста,
- Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления
- Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Задачи урока:
- расширять лексический запас учеников;
- воспитывать читательскую культуру;
- выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingv_analiz_teksta.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Лингвостилистический анализ текста.
27.11.2018г.
Преподаватель: Литягина И.В.
Цели урока:
- Образовательная: обучение лингвистическому анализу текста,
- Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления
- Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Задачи урока:
- расширять лексический запас учеников;
- воспитывать читательскую культуру;
- выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.
Ход урока.
- Русский язык является одним из самых сложных для изучения языков. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте высказывания о русском языке.
- “Дивишься драгоценности нашего языка: что низвук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг”. Н.В.Гоголь
- “Богатый, звучный, живой отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии”. П.Мермие
- Действительно, русский язык уникален, в нем все важно: и произношение слова, и его написание, и лексическое значение, и порядок в предложении, и его морфемный состав.
Он, наш язык, подобен легкой паутинке, нити ее незримы, но попробуй, потяни за одну из них – сразу изменишь весь узор. Но! Если вы научились не только знать, понимать его, но и чувствовать, то перед вами открывается такой уникальный мир, что уходить из него уже не хочется.
До сегодняшнего дня вы смотрели в замочную скважину, а сегодня получите в руки ключ, который называется лингвистический анализ текста. Тема нашего урока: “Лингвостилистический анализ текста”.
- А какова практическая цель нашего занятия?
- Подготовка к ЕГЭ.
- У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.
Текст.
Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее.
М.А.Алексеев.
- Приход весны.
- Какова идея текста?
- Стремительная радость весеннего обновления.
- Как автору удалось донести до нас эту радость?
На этот вопрос мы ответим после лингвистического анализа текста.
Работать будем в парах и группе.
! Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст.
- Есть ли в нем абзацы?
- Нет.
- Почему?
- Автор хочет показать стремительность и неразделимость процесса наступления весны.
- Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст?
- К художественному.
- Определите тип речи?
- Соединение повествования и описания.
Работа в группах.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Лексика и фразеология | Орфография и морфология | Синтаксис и пунктуация |
1 группа.
Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет?
Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.
Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль?
Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?
Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность.
Кротость – незлобливость, покорность, смирение.
Синонимы: послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав.
Антонимы: злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия.
Благовоние – аромат, приятный запах.
Антонимы: неприятный запах, зловоние.
Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно.
Эпитеты
Цветовые | Эмоциональные |
черный бархат темно-зеленая листва глянцевитая листва сероватая листва млечным снегом Рисуют картину в красках, передают настроение. | свежая, мягкая зелень горячие пятна света горячее солнце мягкая листва Передают позицию автора; тепло и мягкость, яркость и нежность – все это радует душу. |
Олицетворение
- солнце вошло в силу
- весна потеряла кротость и бледность
- веселее засияло небо
- сад стал одеваться
- листва тронула ветви
- закудрявились яблони и груши
Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы.
Аллитерация
Выделение [р], [p’], [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни.
- Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор?
- Начало мая (последнее предложение).
Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления.
2 группа.
- Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.
- Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?
- Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.
- Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?
- Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?
1. Безударные гласные, проверяемые ударением:
- потеряла (потеря)
- появилось (появится)
2. Непроверяемые гласные и согласные:
- преображаться
- сирени
- металлически
3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:
- черный
- глянцевитый
4. н и нн в суффиксе:
- особенно
5. пре- и при-:
- превращать
6. Написание сложных прилагательных:
- темно-зеленой
Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?
- Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.).
Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.
Глаголы (19) – действие предмета.
Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.
Прилагательные и наречия в сравнительной степени.
Прилагательные | Наречия |
стала сочнее мурава цвет становился белее, гуще, благовоннее | засинело гуще и веселее |
Помогают передать цвет травы, неба, ветвей, чтобы мы могли себе ярче представить весеннее обновление. |
Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.
3 группа.
- Расставьте знаки препинания, объясните их.
- Выделите основы предложений.
- Найдите все виды осложнения предложений.
- Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?
- Какова роль однородных членов предложения и обособленных определений, выраженных причастными оборотами?
- Для чего в тексте используются повторы?
2 человека у доски.
Первое предложение по структуре простое, так как оно является аккордом, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий.
Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства “расширяют” рамки прихода весны.
Повторы:
- потом прошла
- потом вошло
- мягкая зелень
- мягкая листва
- горячие пятна
- горячее солнце
усиливают процесс наступления весны.
Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя стремительные весенние потоки. Он даже не хочет делать пауз ( не повествует простыми предложениями, кроме первого). Все на одном дыхании, неразрывно едино.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСНЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ, СВЯЗАННЫХ С АТРИБУТИВНОЙ СИМВОЛИКОЙ РОССИИ И КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Данный материал представляет собой разработку урока по русскому языку.Специфика представленного комплекса заданий заключается в том, что преследуется экстралингвистическая цель (воспитание патриотичес...
Презентация "Стилистический анализ текста"
Данную презентацию разработала методист Саратовского института повышения квалификации Громова В.И....
Рабочая программа элективного курса "Анализ текста" (10 класс)
Материал содержит рабочую программу элективного курса "Анализ текста" и календарно-тематическое планирование уроков элективного курса в 10 классе. Программа составлена на основе нормативно-правовых до...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»
Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»Цели урока литературы:ü Учебная - закрепить и обобщить материал по драме А.Н. Островског...
Презентация 11 класс Русский язык "Анализ текста как одна из форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку "
Презентация содержит пошаговую информацию к написанию сочинени-рассуждения на экзамен по русскому языку 11 класс....
Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)
«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...
Анализ текста "художественный стиль"
Анализ текста "Художественный стиль"...