Сборник самостоятельных работ по "Русскому языку" по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
учебно-методический материал

Игнатьева Светлана Алексеевна

Роль предмета в формировании ключевых компетенций

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_samostoyatelnyh_rabot_po_russkomu_yazyku.docx100.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Рассмотрена                       Утверждена

на занятии ЦК                                                                                      Приказ от «_» _201_ г.

протокол от « »_201_г.                                                                        

_

Руководитель                                                                                

______________Федотова Л.П

Сборник самостоятельных работ по русскому языку

2018 г.

Общая характеристика учебного предмета

Язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Русский язык представлен в программе перечнем не только дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи обучения

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Роль предмета в формировании ключевых компетенций

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Самостоятельная работа №1 Стили речи

Задание: определите стили текстов

ТЕКСТ 1

1.Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в книге не одно прошлое: она составляет документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А. Герцен)

ТЕКСТ 2

1. Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. 2. Скорость ветра достигла 30–35 метров в секунду. 3. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. 4. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

ТЕКСТ 3

1.Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь. 2. Повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, – это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. 3. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

4. Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев…

5. Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту.

(В. Сухомлинский)

ТЕКСТ 4

1.На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. 2.Как он был хорош! 3.Длинная горбоносая морда была высоко поднята. 4.Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. 5. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю. Яковлев.)

ТЕКСТ 5

1. Понятие – это форма мышления, отражение в сознании общих и существенных признаков, явлений действительности. 2. Эти признаки и помогают отличить одно явление от другого. 3. Характерным признаком предмета или явления может быть его форма, цвет, функция, размер. 4. Например, клубника названа по форме ягод, лисичка (гриб) – по цвету, мыло – по функции, мизинец – по размеру, озимь – по времени посева.

ТЕКСТ 6

(1) «Земля – колыбель человечества», – говорил К. Э. Циолковский. (2) Земля – родина человечества. (3) А что для человека может быть дороже Родины! (4) Ведь Родина – это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. (5) Холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность. (Г. Титов)

ТЕКСТ 7

1.Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! 2. И с такой силищей, что весь наш дом задрожал. 3. А потом разверзлись хляби небесные. 4. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.

Ответы (Публицистический Официально-деловой Публицистический Художественный Научный Публицистический Разговорный)

Самостоятельная работа №2 Текст.


ТЕКСТ 1

За крайним домом от огородного тына, от развалин бревенчатого сарая, от прясла в две осиновых темнокожих слеги начиналась российская земля.

Узкая дорога (санный путь), укатанная широкими полозьями и утоптанная лошадиными копытами, труднее поддавалась апрельскому солнечному теплу, чем рыхлый снег по сторонам от дороги, по широким перелесчатым полям. Дорога осталась лежать на обтаявшей, в общем, земле осклизлой, витиеватой, ледяной змеей. Размокший конский навоз покрывал ледяной бугор раскисшей пленочкой, оттого еще сильнее скользила на дороге нога. То-то вспомнил Дмитрий мастерового мужичка, в одну секунду соорудившего острую ловкую палку. Время самых первых ручьев, когда снеговица собирается сначала, как в губке, в нижних слоях глубокого рыхлого снега; когда потом она начинает там в снегу сочиться по капельке под какой-нибудь свой уклон; когда, сочась, она промывает гам себе тонюсенький сначала проток (а может, попадет на подснежный мышиный ход и обрадованно побежит по нему); когда над подснежным ручьем обваливается верхний снег и ручей становится открытым, встречается с солнцем; когда, добравшись до крутого уклона и соединившись с десятком своих братишек, ручей мчится шумя и бурля и уж провидится ему привольное ложе реки (бессмертие или смерть в том, что он потеряет себя как личность, растворится в большой воде?)... Время этих вот самых первых ручьев — прошло.

По сторонам дороги лежали обширные озера, темно-синие зеркала скопившейся, не нашедшей путей воды. Иногда ледяной бугорок дороги не выдерживал, вода промывала его и соединялась с водой по другую сторону, преграждая пешеходу путь широкой текучей полосой. Дмитрий отходил на три шага, разбегался и ловко перепрыгивал водяное пространство.



243 слова. В. А. Солоухин 
Задания

 Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст.



ТЕКСТ 2

Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня... Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.

И вдруг мы увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.

А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств.

Что ж пальма! - под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.

А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?

Привыкли. Набаловались. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия. 

221 слово. В. А. Солоухин 

Задания

1. Озаглавьте текст.

2. Сформулируйте основную мысль в отрывке из повести В. С. Солоухина «Владимирские проселки», выскажите свое отношение к этой мысли.


Самостоятельная работа №3 Изобразительно-выразительные средства языка

1. Определите виды тропов.

А) Лес точно терем расписной.

Б) Политический пасьянс.

В) Горячее сердце.

Г) Шипенье пенистых бокалов.

Д) Люди в белых халатах.


2. Назовите средство выразительности, которое использовал автор.

А) Не жаль мне лет, растраченных напрасно, 
Не жаль 
души сиреневуюцветь. 
В саду 
горит костер рябины красной, 
Но никого не может он согреть.

(С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу»)

Б) «Вы здесь встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (...) Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (...) Здесь вы встретите дамские рукава на Невском проспекте! (...) Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия ...»

(Н.Гоголь «Невский проспект»)

В)  «Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавленное злодейство. И руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли…»

(А.С. Пушкин «Скупой рыцарь») 

Г) И дольше века длится день

И не кончается объятье.

(Б.Л. Пастернак «Единственные дни»)


Д) Она щебечет и поёт

    В преддверье бора,

     Как бы оберегая вход

    В лесные норы.

                    (Б.Л. Пастернак «За поворотом»)

Ответы
1. А) сравнение, Б) метафора, В) эпитет, Г) метонимия, Д) перифраз.

2. А) метафора Б) метонимия, синекдоха В) олицетворение, Г) гипербола, Д) сравнение


Самостоятельная работа №4 Фразеологизмы

 задание:

распределите фразеологизмы по нескольким группам.

Подготовить почву, не стоит овчинка выделки, через час по чайной ложке, выкурить трубку мира, надеть маску, закинуть удочку, тянуть канитель, поднимать целину, на ловца и зверь и бежит, доводить до белого каления, в здоровом теле здоровый дух, снять стружку, ни пуха ни пера, сложить головы, убить бобра, бить баклуши, держать порох сухим, на два фронта, сойти со сцены, понюхать пороху, переменить декорации.

2 задание:

Найдите фразеологические синонимы

Самостоятельная работа № 5 Фонетика, орфоэпия

Вариант 1



Блок А.

1.В каком слове все согласные мягкие?

А) видение

Б) шепелявить

В) жить

Г) извержение



2. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) деревья

Б) поезд

В) подъезд

Г) перебежчик

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

А) продолбил

Б) причинил

В) прихожанин

Г) поэтесса

4.В каком слове все согласные твёрдые?

А) провозгласил

Б) притеснял

В) пробуждал

Г) проглотил

5. В каком слове произносится согласный звук Д?

А) праздный

Б) ирландский

В) движение

Г) бутерброд



Блок Б.

1. Спишите слова, поставьте в них ударение.

 Августовский, каталог, сведущий, пахота, иконопись, филистер, аристократия, христианин, торты, красивее, диспансер, звонят, информировать, форзац, квартал, каучук, приняться, колосс, досыта, триптих, партер, сосредоточение, договорный, щебень, цемент, балованный, откупорить, сироты, изобретение, кремень, кредитор, агент, ходатайствовать, добела, склады, анатом, игрище, хлопоты, кашлянуть, плато, донизу, алфавит, договор, газопровод, досуг, знамение, гастрономия, береста, эпилог, драматургия.

Самостоятельная работа 6 Правописание безударных гласных, звонких и глухих  согласных

1. Расставьте ударение в словах:

Противокашлевый, медикаменты, акушер, глисты, эпилепсия, санитария, коклюш, ломота, пандемия, усугубить, трахетомия, радиометрия, томография, кардиология, гемеопатия, микроцефалия, анорексия, бактерия, остеолог, дезинфекция, желчегонный, гипотензивный, терморегулятор, бруцеллез, тетрациклин.

2. Составьте с данными терминами 5 предложений. Подчеркните основы.

3. Сделайте фонетический анализ слова: САНИТАРИЯ.

Самостоятельная работа 5 Правописание приставок пре- при-

Пр…красно в осеннем лесу. Музыка в траве пр…тихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Пр…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

Устанешь, пр…сядешь на пр…горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что пр…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

1. В каком слове пишется приставка пре-?

1) пр_брежный;
2) пр_остановиться;
3) пр_прятать;
4) пр_увеличить.

2. В каком слове пишется приставка при-?

1) пр_успеть;
2) пр_вращать;
3) пр…жать;
4) пр_провождать.

3. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?

1) пр…хорошенький

2) пр…брежный

3) пр…стегнуть

4) пр…открыть

4. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

1) пр…хлынут

2) пр…лечь

3) пр..милый

Самостоятельная работа 7   Правописание сложных слов

Это прилагательное пишется через дефис.

1) (Рыболо)вецкое

2) (Седо)бородый

3) (Водо)непроницаемый

4) (Сине)зеленый

2. Это прилагательное пишется через дефис.

1) (Трех)мачтовый

2) (Горько) соленый

3) (Судо)строительный

4) (Древне)русский

3. Это прилагательное пишется слитно.

1) (бело) розовый

2) (пепельно)серый

3) (южно)американский

4) ( англо)французский

4. Укажите, в каком ряду все слова пишутся слитно.
а) сине(глазый), (вагоно)ремонтный, (сорока)летний
б) (дальне)восточный, (все)ядный, (10)процентный
в) (пяти)комнатный, (крупно)панельный, (светло)голубой
г) (ниже)подписавшиеся, (русско)японская война, (много)обещающий


5. Укажите, в каком ряду все слова пишутся через дефис.
а) (ранне)феодальный, (тайно)счастливый, (электронно) вычислительная техника
б) (феодально)крепостной, (бесцветно)бледный, (горько)соленый
в) (литературно)художественный, (общественно)опасный, (детски)наивный
г) (раскатисто)громкий, (народно)поэтический, (северо)морский

6. Какое прилагательное лишнее по написанию?

1) (корабле)строительный

2) (судо)ходный

3) (физико)математический

4) (нефте)перерабатывающий

7. Укажите, в каком ряду все слова пишутся слитно.
1) (пяти)копеечный, (дальне) восточный , (кисло) сладкий, (пяти) этажный,

2) ( разно) цветный, (низко) калорийный, (бледно)розовый, (водо)проводный,

3) (полу)годовой, (кисло) молочный, (отчётно) выборный, (позднее)спелый,

4) (обще)доступный, (все) ядный, (древне)греческий, (средне)русский

Самостоятельная работа 8 Имя существительное

Имя существительное – это…
А. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой, какая, какие?»
Б. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать, что сделать?» и др.
В. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто, что?»
2. Найдите среди нижеперечисленных слов имя существительное:
А. Мирить Б. Мирный В. Мир
3. Найдите имя существительное:
А. Перелетать б. Перелет в. Перелетные4. Найдите существительные женского рода:
А. Корова б. Учебник
В. Алфавит г.Пламя
Д.Окное.Молодежь
5.Выпиши одушевленные имена существительные:
А.Хвост б. лиса
В. Книга г. Рыба
Д. голова е. спортсмен
6. Найдите собственные имена существительные:
А.Москва б. мальчик
В. Кошка г. Франция
Д. Елена е. кузнец. 
7. какие пары слов являются противоположными по смыслу:
А. дом-изба Б. день-ночь
В. Беседа-разговор Г. Верх-низ
8. найди слово противоположное к слову СМЕХ:
А. хохот Б. грусть
В. Веселье г. Плач
9. Найдите «лишнее слово»:
А. маляр б. каменщик
В. Плотник г. Агроном
Д. штукатур е.крановщик
10. найди «лишнее слово»:
А. злость б.ярость
Г. Грусть д. гнев 

Самостоятельная работа 9 Имя прилагательное

Образуйте имена прилагательные. Выделите орфограммы. 

       Ястреб - …, выигрыш - …, берёза - …, осина - …, морковь - …, ива - …, багаж - …, молоко - …, книга - …,суета - …, куколка - … абрикос - …, адрес - … .

Образуйте имена прилагательные. Выделите орфограммы.

   Арбуз - …, альбом - …, ананас - …, апельсин - …, бархат - …, аптека - …, аромат - …, счастье - …, банка - …, бисер - …,  болото - …,газета - …, гриб - …, грусть - … .

Подберите имена прилагательные. Выделите орфограммы.

   Сок из винограда - … сок,  сковорода из чугуна - … сковорода,  джем из сливы - … джем,  скамейка из дерева - … скамейка,  морс из клюквы - … морс,  шапка из меха - … шапка,  отвар брусники – …

.Подберите имена прилагательные. Выделите орфограммы.

   Котлеты из моркови - … котлеты , монета из золота - …монета,  борщ из свеклы - … борщ, запах цветов - … запах,  кувшин из   глины - … кувшин,  крем из клубники- … крем,  блузка из шелка -   … блузка,  филе из рыбы - … филе.

Самостоятельная работа 10 Имя числительное

Каким членом предложения является числительное в следующем примере:

«Сергей радовался своей победе, потому что смог превзойти рекорд города на две секунды»?

Сказуемым

Подлежащим

Определением

Обстоятельством

Выпишите количественное числительное из следующего предложения: «На третий день соревнований были названы лучшие игроки турнира, в число которых попали двое наших ребят». Ответ _______________

Какой фразеологизм нужно вставить на место пропуска в приведённом ниже примере?

«Он не ждал вдохновения, как у моря погоды, он ежедневно работал, как говорится, ______»?

До седьмого пота

Пятое колесо в телеге

В три погибели

В два счёта

Запишите словами число, которое используется в следующем предложении:

«И.С. Тургенев написал рассказ «Муму» в 1852 году. Ответ ______________

С каким словом употребляется числительное обеих?

Ворот

Групп

Полюсов

Созвездий

Запишите словами, число в словосочетании к 1,5 миллионам. Ответ _____________

Закончите слово в данном ниже предложении. Мы приехали в город к 1 сентябр____.

Найдите пример с грамматической ошибкой.

Трое матросов

Пять спортсменок

Двое сапог

Четверо банок

Запишите число словамиВыдающийся актёр снялся в 84 (_________) фильмах.

Какое из данных слов пишется через дефис?

(пяти)местный

(трёх)моторный

(полутора)годовалый

Танк Т(34)

Самостоятельная работа 11 Местоимение

  • У какого местоимения разряд определен неверно? 

  • Нечто – отрицательное местоимение 

  • Каждого – определительное местоимение 

  • Кто-либо – неопределенное местоимение 

  • Свое – возвратное местоимение 





  • Запишите, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. 


(Ни) чего я (не) боюсь но (ни) (с) кем и (не) бр..нюсь. 


  • Найти ошибки в употреблении местоимения. Записать предложение в исправленном виде: 


Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру. 


  • В каком сочетании на месте пропуска пишется 
    не

  • Н... о чем не спросил 

  • Н...кого пригласить 

  • Н...чем не интересовался 

  • Н... у кого не было 

Самостоятельная работа 12 Глагол

  • Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите спряжение глаголов.

Счас(?)ливая, счас(?)ливая, (не)возвратимая пора детства! Как(не) любить, (не)леле..ть воспоминания о ней?..

Набега…шись (до)сыта , сидиш, бывало, за чайным столом на своём высоком кресл…це. Сон смыка…т глаза, но (не) трогаеш(?)ся с места, сидишь и слуша..шь. И как не слушать? Мамаша говорит с кем(нибудь), и звуки голоса её так сладки, так привтл..вы. Отумане(н,нн)ыми до..мотой глазами пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделает(?)ся вся маленькая. Я пр..щуриваю глаза все больше, и она делает(?)ся (не)больше тех мальчиков ,которые бывают в зрачках; но я пош..велился – и очар..вание разрушилось…

  • Образуйте от данных существительных глаголы с помощью суффиксов –ова/ - ева; -ирова; - -ыва/-ива. Запишите неопределенную форму этих глаголов и форму 1-го лица единственного числа. Обозначьте суффиксы.

Образец: проба – пробовать, пробую

Риск, команда,доклад, тоска ,горе, штурм, приказ, телефон, эксплуатация, ночь, рассказ, расход, просмотр.

Самостоятельна работа 13 Причастие

  • Найти словосочетание «причастие + существительное». 

  • Могучий дуб 

  • Спелый виноград 

  • Соломенная крыша 

  • Плывущий корабль 

  • Укажите суффиксы действительных причастий. 

  • -ящ 

  • -ем 

  • -енн 

  • -вш 

  • –ющ 

  • В каких случаях в причастиях следует писать суффикс –ущ-/-ющ-? 

  • Леч….ий врач 

  • Грохоч….ий гром 

  • Крас….ее вещество 

  • Голубе….ий простор 

  • В каких случаях следует писать е? 

  • Размеш..нный чай 

  • Та..вший снег 

  • Брош..нный платок 

  • Потер..нный билет 

  • Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки? 

  • Лающий пес – имя прилагательное 

  • Висящий замок – действительное причастие прошедшего времени 

  • Крашеная яхта – страдательное причастие прошедшего времени 

  • Накрытый стол – страдательное причастие прошедшего времени 

  • От какого глагола можно образовать страдательное причастие настоящего времени? 

  • Есть 

  • Слышать 

  • Бить 

  • Жевать 

Самостоятельная работа 14 Н и НН в причастиях и прилагательных

Вариант 1 
А1.(1) Укажите неверное объяснение написания.

1) овощи сварены – в суффиксах кратких причастий всегда пишется Н

2) соломенная шляпа – в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса «енн», пишется НН

3) езженый путь – в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, при отсутствии приставок и зависимых слов в суффиксе пишется Н

4) брошенный мяч – в суффиксе пишется НН, т.к. есть зависимое слово 
А2.(2) В каком ряду все слова пишутся с НН?

1) недокраше…ый, испуга…ый, купле…ый, сгуще…ый

2) незва…ый, невида…ый, журавли…ый, запута…ый

3) неуста…ый, труже…ик, горта…ый, реше…ый

4) недоклее…ый, жасми…ый, реше…ый, вяза…ый 
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания.

(1)Это была старая (давно)броше…аяпомещ…чья усадьба. (2)Забор из (беловато)серых камней част…ю выветр…ых местами обв…лился и на флиг…легл…девш…м своими окнами (в)даль в поле крыша из…еде…ая (изжелт…)оранжевой ржавч…ной п…блеск…вала лиш… (кое)где (не)краше…ыми жест…ными латками. (3)В ворота был вид…н стари…ый дом с ж…лезной крыш…й то(же) стар…й (рыжевато)бурой. (4)(На)прав… и (на)лев… стояли еще два фл…геля похожих друг(на)друга. (5)У одного окна были (на)глухо заколоч…ныбрусч…тыми (грубо)отеса…ыми ставнями около другого развеш…о по в…ревкам (стира…ое)перестира…ое белье.

Самостоятельная работа №15 Деепричастие

Образовать от глаголов деепричастия. Указать вид и суффиксы деепричастий.

Бороться -                                                                             выдавать -

Прожить -                                                                            запереть -

Запирая -                                                                              попросить -

Остаться -                                                                             узнавать –

 

2.Указать правильный вариант одного из двух предложений для деепричастного оборота.

1.Посоветовавшись с другом,

                        А) решение было принято                          Б) он принял решение

2.Читая эту книгу,

                        А) я узнал много интересного                   Б) мне было интересно…

3.Приехав в Астану,   

                        А) она поражает размахом строительства

                        Б) мы поразились размахом ее строительства.

3.Расставить знаки препинания, выделить деепричастные обороты.

1.Вронский остановил кучера не доезжая до аллеи и отворив дверцу на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею ведущую к дому.

2.С ненавистью глядя друг на друга они начинают толкаться.

3.Мальчик увлекаясь все больше и больше следил за каждым его движением.

4.Проснувшись он почувствовал себя несчастным.

5.Отчалив я сейчас же пустился догонять плот держась вдоль берега.

4.Расставить знаки препинания, выделить деепричастные обороты.

1.Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

2.Маргарита поняла что летя над городом нужно быть очень внимательной.

3.А море Черное шумит не умолкая.

4. Он тоже было побрел по воде, но достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше остановился и жалобно рявкнул.

5.И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

Самостоятельная работа 16 Наречие


  • В каком ряду все наречия пишутся через дефис? 

  • (по)гречески, (на)завтра, (в)диковинку 

  • (по)дешевке, (по)прежнему, (во)первых 

  • (по)доброму, (еле)еле, (по)латыни 

  • (с)горяча, (в)отместку, (за)полдень. 

  • В каком примере пишется н? 

  • Чувствовать себя скова..о. 

  • Смотреть по сторонам рассея..о. 

  • Переглядываться разочарова..о и уныло. 

  • В каком предложении оба выделенных наречия пишутся слитно? 

  • Мы 
    (без)устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их (крест)накрест

  • До ближайшей охотничьей избушки, в которой мы рассчитывали устроить ночевку, оставалось, 
    (по)видимому, совсем (не)далеко

  • Целый день мы шли 
    (в)низ по течению реки, но река исчезла где-то в темноте, и нам приходилось идти (на)угад

  • Раздвигая тяжелые колючие ветки и нащупывая ногой следующую кочку, мы 
    (мало)помалу продвигались (в)перед

  • Замените фразеологизмы наречием: 

  • Спит как убитый 

  • Скакать во весь опор 

  • Знать, как свои пять пальцев 

  • Яблоку негде упасть 

  • Из рук вон плохо 

  • Идти черепашьим шагом 

  • Образуйте при помощи приставок по три наречия с корнями 
    –прав- и 


лев-, по два – с корнями –сух-, -чист-, -долг- и –темп- и по одному – с корнями –давн-, -сыт- и –глух-.


Самостоятельная работа 17 Обобщение по теме «Морфология и орфография»
(1) Песча…я площадка вокруг вышки тщательно расчищ…а и (при)том хорошо утрамбована. (2) Крутой земляной склон основания вышки (то)же. (3) К тому(же) он еще и взрыхляется земл…ные комья тщательно разм…наются что(бы) (н…)попал (н…)один камешек (н..)осталось (н…)одной бороз…ки поскольку они могут представлять опас…ость.

(4) За два дня до торжестве…ой церемонии в лесу соб…рают лианы (что)бы ими (за)тем пр…вязывать за лоды…ки ног посвящаемых прыгунов. (5) При(том) извес…но что работа по сбору лиан весьма ответстве…а и ее (во)(что)(бы)(то)(н…)стало должны выполнить опытные умельц… и (н…)кто другой. (6) Ведь если лиана окажется короче прыгун (в)начале повисн…т в воздухе а (за)тем подл…тев к деревя…ой башн… ударится об нее с (н…)малой силой и (н…)минуемо переломает себе кости. (7) Если лиана будет чере… чур дли…ой то прыгуну (н…)куда будет деться и он разоб…ется об земл…ной вал.

(8) Пригодность лиан (то)же тщательно продума…а она определяется их возрастом дли…ой и толщ…ной. (9) (При)чем помогает и опыт самых иску…ных собирателей лиан.

(10) В день обряда к обезлюд…вшей с вечера площадк… (по)одиночке (по)двое и целыми семьями приходят мес…ные ж…тели.

(11) Ближе к (пол…)дню из лесу нач…нают доноситься (на)редкость моното…ые звуки это поют приплясывая (на)ходу те кому предстоит совершить прыж…к мужества.
Условия выполнения заданий:

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Обозначьте части слов с пропущенными орфограммами

Самостоятельная работа 18 Предлог

  • Сколько предлогов в стихотворном отрывке? 


Протекали над книгой Глубинной

Синие ночи царицы.

А к царевне с вышки голубиной

Прилетали белые птицы.

А.А.Блок 


  • Один 

  • Два 

  • Три 

  • Четыре 

  • Каким членом предложения является предлог? 

  • Обстоятельством 

  • Дополнением 

  • Не является самостоятельным членом 
    предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом. 

  • Определите значения, передаче которых способствуют предлоги. 

  • Из-за шторы, около сада, под елью. 


  • Значение пространства (места) 

  • Временное значение 

  • Укажите непроизводные предлоги. 

  • В, на, над, от, с. 

  • Благодаря, в течение, несмотря на, согласно. 

  • Какой частью речи является выделенное слово? 


Иду по тропинке в поле 
вдоль серых сложенных бревен. 


  • Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельную роль обстоятельства. 

  • Вдоль – предлог, производный от наречия, так как употреблен с существительным «брёвен» и потерял самостоятельность, как синтаксическую, так и лексическую. 

  • Проанализируйте написание производных предлогов. 

  • (На)счет, (в)место, (на)подобие. 

  • (В)целях, (по)причине, (в)продолжение. 

  • Слитное написание. 

  • Раздельное написание

                             Самостоятельная работа 19 Союз

  • Сколько союзов в стихотворном отрывке? 


А если, а если к труду

Ты рвёшься от далей бесплотных, -

Дай руку, товарищ плотник!

Тебя я на верфь приведу.



П.Антокольский 


  • Один союз 
    а 

  • Два союза: 
    а, если 

  • Более двух союзов 





  • Если союзом называется служебное слово, служащее для связи конструкции, то укажите, какие конструкции связываются. 

  • Главное и зависимое слово в словосочетании 

  • Однородные члены предложения 

  • Части (простые предложения) в 
    составе сложного предложения 





  • Назовите тип союза и определите, что он связывает. 

  • Лев Павлович на ходу расстёгивал шубу, вынимал билет, чтобы предъявить его перронному контролёру. 

  • Наш хлеб окончательно чёрен и чёрств. 

  • На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. 

  • Сочинительный союз, связывающий однородные члены 

  • Сочинительный союз, связывающий части сложносочиненного предложения 

  • Подчинительный союз, связывающий части сложноподчиненного предложения 




  • К какому разряду относятся сочинительные союзы? 

  • А, но, зато, однако. 

  • И, да, тоже, также. 

  • Или, либо, то…то. 

  • Соединительные 

  • Разделительные 

  • Противительные 





  • К какому разряду относятся подчинительные союзы? 

  • Иногда ему казалось, что он теряет сознание. 

  • Он говорил по-русски, хотя и не совсем правильно и с иностранным акцентом… 

  • Верховская, когда находилась в хорошем настроении, была доброю, милою, умною, даже обворожительною. 

  • Он играет на трембите звонко, чтоб случайно не отстать ягнёнку, чтобы друг друга пастухи слыхали, призывая эхо горных далей. 

  • Временные 

  • Причинные 

  • Целевые 

  • Уступительные 

  • Изъяснительные 





  • Определите тип союза по строению. 

  • А, и, что, хотя, как, словно. 

  • Как будто, с тех пор как, потому что. 

  • Простые союзы. 

  • Составные союзы. 





  • Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом-союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так. 

  • На ней то(же) платье, что и вчера. 

  • Так(же), как и много лет назад …. 

  • Друзья то(же) приехали. 

  • Луна скрылась. Звезды так(же) пропали. 

  • Слитное написание 

  • Раздельное написание слов с частицей 
    же 





  • Союз чтобы пишется слитно в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблен? 

  • Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде. 

  • Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине. 


Самостоятельная работа 20 Частица.


(1) Песча…я площадка вокруг вышки тщательно расчищ…а и (при)том хорошо утрамбована. (2) Крутой земляной склон основания вышки (то)же. (3) К тому(же) он еще и взрыхляется земл…ные комья тщательно разм…наются что(бы) (н…)попал (н…)один камешек (н..)осталось (н…)одной бороз…ки поскольку они могут представлять опас…ость.

(4) За два дня до торжестве…ой церемонии в лесу соб…рают лианы (что)бы ими (за)тем пр…вязывать за лоды…ки ног посвящаемых прыгунов. (5) При(том) извес…но что работа по сбору лиан весьма ответстве…а и ее (во)(что)(бы)(то)(н…)стало должны выполнить опытные умельц… и (н…)кто другой. (6) Ведь если лиана окажется короче прыгун (в)начале повисн…т в воздухе а (за)тем подл…тев к деревя…ой башн… ударится об нее с (н…)малой силой и (н…)минуемо переломает себе кости. (7) Если лиана будет чере… чур дли…ой то прыгуну (н…)куда будет деться и он разоб…ется об земл…ной вал.

(8) Пригодность лиан (то)же тщательно продума…а она определяется их возрастом дли…ой и толщ…ной. (9) (При)чем помогает и опыт самых иску…ных собирателей лиан.

(10) В день обряда к обезлюд…вшей с вечера площадк… (по)одиночке (по)двое и целыми семьями приходят мес…ные ж…тели.

(11) Ближе к (пол…)дню из лесу нач…нают доноситься (на)редкость моното…ые звуки это поют приплясывая (на)ходу те кому предстоит совершить прыж…к мужества.

Самостоятельная работа 21 Междометия

Задание 1. Запишите междометия, выражающие: Удивление - (ба, о, ну, ого) " Восторг - (ах, ай.ура, браво, о) Страх, испуг - (ай, ой, ух, ужас, кошмар) Сожаление - (увы, ах, ох) Недовольство, досаду - (эх, тьфу, у) Побуждения, призыв, запрет - (эй, ау, шабаш, цыц, тсс) Недоумение - (да ну, ну и ну)Замешательство - (гм, э, эге) Облегчение - (уф, ух)

Примечание. Одни и те же междометия могут выражать разные чувства и настроения.

Задание 2. Представьте речевую ситуацию и составьте небольшой диалог с использованием междометий.

1-й вариант - на рыбалке; 2-й вариант - на стадионе.

Задание 3. Составьте и запишите два предложения с производными междометиями.

Задание 4. Запишите предложения, определите, в роли какой .части речи и какого члена предложения выступают междометия.

1)     Твои ха-ха-ха здесь совсем не уместны. (Существительное-подлежащее.)

2)     Эхо трижды повторило моё ау. (Существительное-дополнение.)

3)     Вдруг слышу: вода в озере буль-буль-буль. (Глагол-сказуемое.)

Задание 5. Запишите звукоподражательные слова, которые вы можете использовать, рассказывая о:

1-й вариант - выступлении музыкальной группы; 2-й вариант -фильме-боевике.

Задание 6. Расставьте знаки препинания в предложениях.

1)     Ах как нежно светило солнце Ах как синело небо.

2)     Ура - закричал наследник так пронзительно что в дальних деревнях отозвались гуси.

3)           Разразился общий восторг Браво Браво.

Ответ:1) Ах, как нежно светило солнце! Ах, как синело небо. 2)     «Ура!»-закричал наследник так пронзительно, что в дальних деревнях отозвались гуси.

3)     Разразился общий восторг: «Браво! Браво!»









Самостоятельная работа 22

Вариант 1. 

Задание  1. 

Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. 
Ст..рик с мальчиком и с..бакой обошли весь дачный п..сёлок и уже соб..рались сойти к морю. (По)левую сторону ост..валась еще одна, последняя дача. Её (не)было видно (из)за высокой каме(н,нн)ой стены над которой возвышались запыле(н,нн)ые кипарисы, похожие на дли(н,нн)ые (черно)серые веретена. Только сквозь чугу(н,нн)ые ворота похожие своей пр..чудливой резьбой на кружево можно было рас..мотреть уголок свежего, точно (ярко)зеленого ш..лка, газона, круглые цветочные клумбы и вдали, на заднем плане, крытую сквозную аллею. Посередине газона стоял садовник пол..вавший из дли(н,нн)ого рукава-шланга розы. Он пр..крывал пальцем отверстие трубы и от этого в фонтане бе..численных брызг со..нце играло всеми цветами радуги. 



Самостоятельная работа 23
Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. 
Тихо. Только над валежником стрекоч..т (сине)крылая сойка. Синими и зеленоватыми искрами бл..стит снег словно усыпа(н,нн)ый алмазной пылью; от б..лизны и света разлитого вокруг больно гл..зам.

Вдруг слышу хриплое рычание хруст суч(?)ков. В валежнике на мгновение мелькнуло (что)то мохнатое раздался выстрел. Содр..гнувшись, далеким эхом откликнулся лес.

Я выпалил вдогонку медведю, и снов.. страшный рев смеша(н,нн)ый с ярос..ным лаем всколыхнул утре(н,нн)юю тишину. Вижу: уб..гает от нас зверь подкидывая кургузый зад, словн.. кувыркаясь. Он глубоко проваливает(?)ся в снег а (длинно)ухий пес пр..следуя мечет(?)ся около него по насту точно по гла..кой дороге.

Медведь (не)останавливает(?)ся уходит.



Самостоятельная работа  24  

1. Спиши текст, расставь пропущенные орфограммы и пунктограммы.


Тучи скл..нявшиеся на г..ризонте стали выше подыматься сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра..каленной печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигаться (в)перёд. В какие(нибудь) десять минут окрес..ность изменилась совершенно леса приняли сумрачный цвет и зашумели (в)далеке как раз..ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр..стали вдруг в 
разных местах и стремительно носились по полям. Уже с утра разд..вались по врем..нам глухие отдалённые раскаты они гремели теперь (без)умолку и пр..ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захватывали всё больше и больше пространства слышно было как (по)среди грохота бушевавш..го ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух. На с..кунду вся природа как бы пораженная страхом упала ниц и смолкла. (Д. Григорович). 
2. Придумайте и запишите название текста.

3. Определите тему и идею текста.

4. Определите способы связи предложений в тексте.

5. Определите средство связи между 2 и 3 предложениями.

6. Определите тип текста, аргументируйте ответ. 

Самостоятельная работа 25

1. Спиши текст, расставь пропущенные орфограммы и пунктограммы. 
Человек р. ждается на свет и вместе 
с жизнью получает в наследство самое быть может своё бе. ценное богатство Родину. Её не выбирают по своему вкусу и желанию точно так(же) как не выб. рают себе мать. Родина как и родная мать это твоя судьба доставшаяся тебе на радость и на горе на все испытания муки и восторги на (не)престанный каждодневный труд и на редкие праздники. И потому(то) прин.мать её надо без ропота и ж.лчного недовольства без плебейской зависти к другим людям и народам родивш.мся на иной возможно более тёплой и благодатной земле.

Возблагодари же за честь называться её сыном! Раздели с Родиной её судьбу и люби (по)сыновнему храни ей верность оберегай цени не кл.ни в злую минуту жизни а делай всё для неё что в твоих силах сделать хорош.го доброго это и будет главным м.рилом твоей порядочности и благородства. (По В. Ткаченко).


2. Придумайте и запишите название текста.

3. Определите тему и идею текста.

4. Определите способы связи предложений в тексте.

5. Определите средство связи между 1 и 2 предложениями.

6. Определите тип текста, аргументируйте ответ. 


Самсотоятельная работа 26

Задание  1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания:

Многие сч..тают понятие чести уст..релым, несовреме..ым, в том смысле что оно нын(?)че (не)прим..нимо – не те условия. Для одних это связа(н, нн)о с такими действиями как дуэль: мол чем иначе можно защ..тить свою честь от оск..рблений? Другие считают: честь сегодня зам..нена более высоким понятием – принц..пиальность. (В)место человека чести – человек принц..пов...



Задание  2. 


  • На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны. 

  • 1, 3 

  • 3, 4 

  • 2, 4 

  • 2, 3 


Самостоятельная27
Задание  1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания:

Ост..вляя пока в ст..роне все материальные выгоды которые мы получа..м от науки обратим вн..мание на ту её сторону которая дост..вляет нам внутре(н, нн)ее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. Цель изучения наук и перер..ботки тех свед..ний которые они дост..вляют, есть ф..рмирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений которые бы сост..вили собой неотъемлемую пр..надлежность нашего «я».



Задание  2. 


  • В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук? 

  • цЕмент 

  • прибылА 

  • налИла 

  • клеИть 


  • Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии. 

  • 3, 4 

  • 2, 4 

  • 1, 3, 5 


Самостоятельная работа 28 «Лексика. Фразеология»

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите примеры:

Омонимы -

Синонимы -

Задание 2

Подберите антонимы к данному слову так. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха - грязная рубаха.

грубый материал -

грубый голос -

грубый человек -

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие слова.

  • Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.
  • Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.
  • Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.
  • В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).
  • Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).
  • С героем фильма постоянно происходят какие-то (романтичные, романтические) истории.
  • Пол почти во всех комнатах был (глинистый, глиняный).
  • Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

Задание 4

Подобрать вторую часть фразеологизма и записать его.

1.Два сапога______________

2.Зарубить себе ________________

3.Как две капли ______________

4.Еле-еле душа_____________

5.Голод не _______________

6.Рожденный ползать______________

Задание 5

Сгруппируйте парами 10 антонимов и запишите их.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Самостоятельная работа 29 «Лексика. Фразеология»

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите примеры:

Синонимы -

Антонимы -

Задание 2

 Подберите антонимы к данному слову. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха - грязная рубаха.

густой лес -

густой чай -

густой голос –

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие слова.

  • Работа написана простым языком, сразу уясняется (сущность, существо) вопроса.
  • Паровоз, натужено дыша, протащился  по платформе, состав (стал, встал.)
  • Студенческая молодежь у нас (предоставлена, представлена) самой себе.
  • В работах художников и скульпторов (отображается, отражается) труд, быт и  отдых забайкальцев.
  • Впечатлений много, но главное – это исключительно (дружественное, дружеское)  отношение к нам французов.
  • У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные)  удостоверения.
  • Мне кажется, что я припоминаю (лицо, личность)  этого человека.
  • На мебели были  (надеты, одеты) чехлы.

Задание 4

Подобрать вторую часть фразеологизма и записать его.

1.Два сапога______________

2.Зарубить себе ________________

3.Как две капли ______________

4.Еле-еле душа_____________

5.Голод не _______________

6.Рожденный ползать______________

Задание 5

Сгруппируйте парами 10 антонимов и запишите их.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Самостоятельная работа 30

Тест по теме « Фонетика. Орфоэпия».

1. В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

1) просьба, въедливый, свадебное

2) дружелюбие, старьевщик, компенсация

3) разъяриться, повсеместный, скользко

4) окрестность, въехавший, моющаяся

2. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие?

1) сбросил, ежевика, чемодан

2) южный, мороз, резвый

3) деревня, царица, небесный

4) ножны, сделали, вьюжная

3. В каком ряду во всех словах нет звука { Ж}?

1) перебежчик, фляжка, брезжить

2) обжаловать, жизнелюбие, жалобы

3)разжигать, жонглер, ворожба

4) дружба, плодоножка, поджигатель

4. В каком слове происходит озвончение согласных?

1) пейзаж 2) сдоба 3) подъезд 4) гриб

5. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки?

1) антресоль, тестирование, тематический

2) дефект, пенсне, патетика

3) музей, неологизм, пресс – конференция

4) бенефис, потенциальный, реле

6. Выполните фонетический разбор слов:

Усмехаться, примечания

7. В каком слове ударение на последнем слоге?

1) верба 2) мусоропровод 3) иксы 4) черпать

8. Поставьте ударение в словах.

Аэропорты, баловать, банты, брала, включит, еретик, завидно, закупорить, каталог, клала, красивее, мельком, насорит, обеспечение, облегчить, опошлят, премировать, принудить, сверлит, сироты, торты, углубить, щемит.

Самостоятельная работа 31

1.В каком ряду расположены слова, в которых звуков больше, чем букв?

1) непреложные, алюминиевый, грустный

2)юридический, вьетнамская, грустный

3)предъявление, яростный, вальсировать

4) Япония, воюющий, юбиляр

2. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?

1) станица, предки, письмецо

2) посадка, тапки, вместе

3) все, птица, текст

4) пехота, вкусно, кашевар

3. В каком ряду во всех словах есть звук {х}?

1) хобби, оглохнув, бухгалтер

2) легковесный, хирургия, хоккей

3) слегка, мягко, нахлынули

4) хрипловатый, прохлаждаться, хитроумный

4. В каком ряду слов буквы чн обозначают звуки { шн} ?

1) дачный, скворечник 3) конечно, съемочный

2) яичница, вечный 4) скучный, нарочно

5. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки?

1) одеколон, аккордеон, терраса

2) гипотенуза, темп, адекватный

3) дебошир, альма – матер, революция

4) альтернатива, антенна, тезисы

6. Выполните фонетический разбор слов:

собираться, поездка

7. В каком слове ударение на втором слоге?

1) приданое 2) облегчить 3) загнутый 4) ворвалась

8. Поставьте ударение в словах.

Бухгалтеров, вероисповедание, ворвалась, жалюзи, звонит, иксы, кровоточить, мозаичный, начатый, опломбировать, сливовый, статуя, столяр, щавель, краны, согнутый, плодоносить, упрочить, шприцев, феномен, валовой, апостроф, форзац.

Самостоятельная работа 32 Темы: Словообразование, Орфоэпия, Морфология, Орфография, Пунктуация

1)Расставьте знаки препинания.

1.Светало. 2.Скоро стало видно что Французская коса сузилась еще больше. 3.Мы ехали по выщербленной и местами размытой до гравийного основания старой асфальтовой дороге. 4.Слева весело бежали к берегу тёмно-синие с белой кружевной каймой волны Атлантического океана. 5.Справа мертво лежала гладь Европейского моря. 6.Ветер разыгравшийся не на шутку пытался смахнуть джип с узкой полосы асфальта. 7.Но еще труднее приходилось лёгонькому автомобилю машину буквально сносило ветром. 8.Мне пришлось снова взять его на буксир.

-Выпишите номера простых односоставных безличных предложений:

-Выпишите номер сложносочиненного предложения:

-Выпишите номер бессоюзного предложения:

-Выпишите номер предложения с обособленным распространенным согласованным определением:

-Определите способ словообразования:

Больше

Размытой

Асфальтовой

Справа

Гладь

-Выпишите все наречия из предложений 4-5:

-Какое из предложений 5-8 связано с предыдущим при помощи личного местоимения и однокоренного слова:

-Определите тип связи в словосочетаниях:

Еще больше

Старой дороге

Смахнуть джип

Взять его

2)Расставьте ударения:

Искра, свекла, средства, туфля, банты, торты, шарфы, баловень, трапеза, статуя, знамение, грейпфрут, хаос, камбала, глухи, правы, начаты, отнято, прожито, клала, послала, прибыл, черпать, начали, кашлянуть, кухонный, сливовый, августовский, тотчас, закупорить, досуха, дочиста, исподволь, втридорога.

3)Вставьте пропущенные буквы:

Пр..дедушка, б..жество, под..рожали, пром..кать, пок..рилась, уб..юкал, снар..жение, п..ссимист, раск..лённый, снар..жение, пр..одолеть, непр..ступный, пр..тендент, бе..причинно, и..к..рёженный, ра..точительность, ин..екция, д..якон, под..ячий, ад..ютант, кон..юнктура, выкач..нная вода, выкач..нная бочка, скро..нный к..стюм, колебл..мый, накле..м обои, леч..щий врач, се..щий рожь, бре..щийся, стро..щий, продл..вать, догадл..вый, причудл..вый, ра..сыпч..тый, марл..вый.

4)Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы:

1)Проверим хорошо ли вы знаете русский алфавит.

2)Когда вы сдадите работу вам сообщат когда будут известны результаты экзамена.

3)Прежде мы говорили что чиновники наши берут взятки и что нет у нас н.. дорог н.. торговли н.. правильного суда.

4)Он не был у нас с тех пор как наступила осень.

5)Несмотря на то что акция не была санкционирована милиция не мешала ее проведению.

6)В руках хозяин кабинета держал деревянную курительную трубку даже при беглом взгляде на которую было нетрудно определить работу мастера.

Самостоятельная работа 33 Тест по теме «Морфемика. Словообразование»

1. В каком слове есть окончание -у-

а) по-старому б) в снегу в) вправду г) большому

2. В каком слове нет окончания?

а) гремя б) сказала в) тебя г) синему

3. В каком ряду во всех словах есть приставки?

  • измена, придорожный, разукрасить, звонкий
  • вприсядку, выкрикнуть, поштучно, сыщик
  • попусту, предсказание, сморщить, пригодный
  • вкусный, проезд, розыгрыш, сводит

4. Укажите ряд, во всех словах которого есть один суффикс.

  • плачущий, столик, счастливый, сахаристый
  • осмотрел, настойчивость, лебединый, бревенчатый
  • налево, рученька, зайчик, побелил
  • нападение, смеялся, виноградник, борьба

5. В каком ряду во всех словах есть два корня?

1) свободомыслие, самоуправление, древнерусский, несбыточный

2) единоборство, светомузыка, обезболивающий, рыжебородый

3) приобрести, бледнолицый, одноклассник, благословить

4) высоколобый, старославянский, старослужащий, старожил

6. Укажите ряд, во всех словах которого есть приставка, корень, суффикс, окончание.

  • правописание, выпускники, подготовительный, удостоенный
  • начитанный, переписчики, неожиданно, покраснеть
  • отполированный, светловолосый, подворотня, позвонить
  • разговорчивый, подручный, неспособный, удивлении

7. Найдите слово, в котором пять морфов.

а) наступает б) поспешным в) рассмотреть г) свеситься

8. Какое из слов не является однокоренным?

а) потолковать б) толковый в) столковаться г) столетний

9. Укажите слово, образованное приставочным способом.

а) во-вторых б) смотр в) самолет г) переделать

10. Укажите слово, образованное суффиксальным способом?

а) пригорок б) пароход в) котенок г) вычитать

11. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

а) совладелец б) лисичка в) ледоход г) бездорожье

12. Укажите слово, образованное сложением основ.

а) неправильный б) боец в) приход г) рыболов

Самостоятельная работа 34 Тест по теме «Морфемика. Словообразование»

1. В каком слове есть окончание -0-

а) засветло б) налево в) сильно г) перо

2. В каком слове нет окончания?

а) ремешок б) мнение в) весело г) решает

3. В каком ряду во всех словах есть приставка?

  • безмерный, расколотый, пригорок, воздушный
  • предоставленный, округлый, ускоренный, насилу
  • сморщить, обустроить, досказать, удить
  • перемыть, задеть, здание, подтолкнуть

4. В каком ряду во всех словах нет суффиксов?

1) синеет, белизна, апрелем, везший

2) закат, туманный, руке, смотрим

3) синими, лежу, красим, кольцом

4) нехороший, мошка, печью, оконный

5. В каком ряду во всех словах есть только один корень?

  • перещеголять, недосказанный, перекрытие, приборостроение
  • служительница, выразительный, укрощение, сыроварня
  • напрыгался, окрыленный, пересказанный, уложенный
  • обогревать, беспредметный, отреставрировать, профком

6.Укажите ряд, во всех словах которого есть приставка, корень, суффикс, окончание

1) беспристрастный, приусадебный, заготовки, досадливый

2) переписываешь, уложенный, перестройка, приближение

3) закрыла, смоделируем, побледневший, недовольство

4) умиротворение, почувствуете, обрушение, непроглядный

7. Найдите слово, в котором пять морфов.

а) перелетая б) переплетенная в) разыгрывающий г) рассветать

8. Какое из слов не является однокоренным?

а) жидкость б) переживать в) заживлять г) животворный

9. Укажите слово, образованное приставочным способом.

а) бездумный б) землетрясение в) зазеленеть г) журавлиный

10. Укажите слово, образованное суффиксальным способом

а) перепахать б) учитель в) бесхозяйственный г) вялотекущий

11. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

а) насмешка б) пустырник в) самолет г) небесплатный

12. Укажите слово, образованное сложением основ.

а) низковатый б) сталевар в) глушь г) выработка

Самостоятельная работа 35 по теме Морфология

(1)  В  первую  разведку  повел  нас  Володя  Бескончин.  (2)  Было  это  в конце

онце июля 1941 года.  (3) Ни он, ни мы никогда в разведку не ходили, надо

было  выяснить,    куда  немцы  движутся,  не  заходят  ли  нам  во  фланг.  (4)

Воевать мы не умели, связи с соседями не установили, кто справа, кто слева,

не  знали.  (5)  Бескончину  даже  пистолета  не  дали,  предложили  ручной

пулемет, с этой дурой, значит, в разведку.

 (6) Пошли  ночью.  (7) Идет  по  шоссе  немецкая  колонна.  (8) Чего  они

шли,  непонятно.  (9) Но  когда  свернули  на  проселок,  стало  ясно,  что  они  в

тыл нам заходят. (10) И тогда Бескончин велел пристроиться к немцам. (11)

Отчаянная  затея,  но   мы  с  ним  зашагали  в  хвосте  колонны.  (12) Бескончин

послал двоих предупредить наших, что так, мол, и так, заходят к нам в тыл,

мы следуем за ними... (13) Послал к командиру батальона Чернякову, но тот

испугался и дал команду во что бы то ни стало отступать. (14) Тем временем

Бескончин  стал  шухер  в  колонне  наводить.  (15)  Каждый  гранаты  швырял.

(16) Вперед и по бокам. (17) Немцы никак не разберутся. (18) Суета началась.

(19) Раздалась команда. (20) Побросали они свои пулеметы,  рацию и бегом.

(21) Мы все это в кучу, подожгли. (По Д.Гранину)

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

1. Из  второго абзаца  выпишите существительные, не  имеющие  формы

множественного числа.  

2. Укажите склонение всех существительных предложений 7, 14.

3.  Запишите  поморфемно  все  прилагательные    текста.  Какое  из  них

образовалось путем перехода из причастия?

4. Из второго абзаца выпишите  определительные местоимения.

5.  Подчеркните  все  числительные  текста  как  члены  предложения,

образуйте от одного из  них  однокоренные слова разных частей речи.

6. Запишите поморфемно  все глаголы из предложений 13-14.  Укажите  

среди  них постоянные грамматические признаки.

7.  От  глаголов  предложения    9    образуйте  все  возможные  формы  

деепричастий и причастий. Выделите суффиксы, укажите вид.

8. Из предложений 6-10 выпишите все наречия и определите их разряд

по значению.

9. Из первого абзаца выпишите союз, омонимичный частице. Какие еще

случаи омонимии частицы и союза вам известны? Приведите примеры.

10. Сгруппируйте  по  видам  орфограмм  случаи  раздельного  написания

НЕ и НИ. Обозначьте графически условия выбора, укажите части речи.  

Самостоятельная работа 36  Имя существительное

1.Пишите, укажите род данных имен существительных. Согласуйте с этими существительными прилагательные. Составьте с некоторыми из них предложения.

Крапивн.. шампунь, красив.. тюль, белоснежн... лебедь, маршрутн.. такси, невыносим.. зной, полев.. мыш(?), ранн.. овощ(?), красн.. сургуч(?), концертн.. рояль, шелков.. кашне, широк.. прорубь, ядовит.. желч(?), дальн.. пустош(?), ярк.. бра, застарел.. мозоль, мужск.. трио, нов.. туфля.

2.Всомните правописание суффиксов-иц, -ец, -еньк, - екк, - инк, - ик. Спишите данные предложения, вставляя пропущенные буквы.

1. Как захожий богомол..ц, я смотрю твои поля. А у низенькихокол..ц звонночахнут тополя. 2. Поешь же, миленький дружоч..к, влтлещ..к, потроха, вот стерляди кусоч..к. 3. Спи, младен..ц мой прекрасный, баюшки-баю. 4. А по двору метел..ца ковром шелковым стелется. 5. Темна ноч..нька, не спится. 6. Потом раздался голосок, но такой приятный, будто две хрустал..нки ударились друг о друга. 7. В полдень над протал..нкамиструтися парок. 8. Я страдал..ц, друзья, душа моя горька… 9. Письм..цо от внука получил Федот.

 Самостоятельная работа 37 Имя прилагательное

1.От данных слов образуйте прилагательные. Обозначьте основу производящую и словообразующие аффиксы.

Приятель, город, брат, друг, товарищ, студент, рассыпать, бревно, зерно, скала, задирать, доверять, глаз, зуб, кожа, серебро, дерево, улица, банк, август, за городом, при усадьбе, на столе.

2.Спишите, данные словосочетания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте часть слова, в которую вставили пропущенные буквы.

Небез..вес(?)ный писатель, серебяр(н,нн)ые часы, барх..тная травка, везв..(н,нн) ый человек, ветр.. (н,нн)ая мельница, безв…(н,нн)ая погода, журавл..(н,нн)ое курлыканье, лебед..(н,нн)ая песня, январ(?)кие морозы, овчи(н,нн)ый полушубок, се(н,нн)ой сарай, до..атая перегородка, олов..(н,нн)ый цветок, кумач..вый закат, ключ..вой вопрос, кла(с,сс)ический балет, торжестве(н,нн)ый  прием, клюкве(н,нн)ый морс, стекля(н,нн)ый графин

Самостоятельная работа 38 Имя прилагательные

Спишите данные словосочетания, раскрывая скобки. Обьясните правописание сложных прилагательных.

(Культурно)хозяйственные нужды, (нежно)голубое небо, (бледно)лиловы облака, (опытно)показательный участок, (почтово)телеграфное отделение, (русско)японский словарь, (автомобильно)тракторный завод, (мало)грамотный человек, (выше)указанное заявление, (ниже)подписавшиеся сотрудники, (чае)развесочная фабрика, (топливо)энергетическая база, (светло)коричневый пиджак, (приторно)сладкий плод, (выплукло)вогнутое зеркало, (иссиня)черная окраска, (пепельно)серое лицо, (Восточно)Сибирская равнина, (древне)русская культура, (ярко)выраженный признак.

В данных выражениях замените выделенные слова сложными прилагательными, запишите их.

Бумага; чувствительная к свету;заводдля ремонта судов; дело первой очереди;  трегуольник с равными сторонами; плодовые и ягодные культуры; платье голубое с светлым оттенком; цветок синий с темным оттенком; завод для литья чугуна; санитарные и гигиенические требования.

Самостоятельная работа  39 Имя числительное

1. Составьте с числительными словосочетания и запишите их.

3,23,78,100,2005,37 тысяч,7, 2, 240 миллионов,90 миллионов, 300, 12 тысяч, 600, 250, 130,9.

Образуйте от данныхчислительныхсложныеприлагательные. Запишите их

1/2 кг, 1/4 финала, 5 часов, 8 литров, 11 метров,  25 дней, 395 граммов, 1500 м, 40 минут, 3 места, 1000 лет, 365 дней, миллион голосов, 75 млрд, 28 км.

Самостоятельная работа 40 Союз

1. Спишите предложения, распределяя союзы по группам: а) соеденительные; б) противительные; в)разделительные. Обозначьте грамматические основы в предложениях.

1. Небо над  головой было очень светлое, белое, а ближе к земле оно  густело, и цвет его напоминал свинец. 2. Свет маяка проносился над цветами, и они казались фантастическими по своей окраске. 3. Сверчок поет очень громко  и необращает внимания ни наменя, ни на мои шаги. 4. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. 5.Грин любил не столько море, сколько выдуманные им морские побережья. 6. В еловых  шишках много смолы, и потому они весят больше сосновых. 7. Григ погладил волосы девочки и пошел в сторону моря. 8. Имя Левитана стало выразителем не только мужской красоты, но и особой прелести русского пейзажа.

(К. Паустовский)

2. Прочитайте текст. Какова его тема? Озаглавьте текст. Найдите союзы,  выпишите их.

Первые заморозки. Голо и неприветливо в лесу. Либо стоит текущая тишина, либо рвется и  завывает в черных отсыревших ветвях промозглый ветер. Часто сеет холодная морось, а чуть подморозит - начинают кружиться ленивые белые мухи. Стихает ветер. Ни зверя, ни птицы, будто все кругом вымерло.

Самостоятельная работа №41 Частицы

  1. Перепишите слова, раскрывая скобки. Распределите их по группам:1)слова ,которые без не не употребляются; 2) слова, которые с не приобретают новое  значение.

(Не)поседа, (не)доверие,  (не)урожай, (нне)приязнь, (не)приятель, (не)погода, 9не)расторопность, (не)взлюбить, (не)сдобровать, (не)настный, (не)красивый, (не)ласковый, (не)ловкий, (не)людим,  (не)жарко,  (не)вежда,  (не)ряшливый, (не)доумевать, (не)улыбаясь, (не)охота, (не)он, (не)вольно, (не)литератор, (не)удобно, (не)любимый, (не)радуется, (не)торопясь, (не)здоровиться,  (не)красиво, (не)удобный, (не)прихотливость, (не)счастье, (не)добрый, (не)профессионал, (не)далеко, (не)близкий, (не)друг, (не)весело.

  1.  Рассмотрите  образец и на его основе закончите предложения. Образец. Где  вы не были, вас ждет много интересного. – Где бы вы ни были, вас ждали с нетерпением.
  1. Кого только не приглашали … - Кого ни приглашали …2. Откуда только не приезжали … - Откуда ни приезжали … 3. Куда только ни обращались … - Куда бы ни обращались …

Самостоятельная работа №42. Работа с текстом

Прочитайте текст. О чем он? К какому типу речи  относится?

Ягоды-двойники

Нужно уметь отличать  толокнянку от брусники.

Оба растения – вечнозеленые карликовые кустарники. На первый взгляд он похожи друг на друга. Плоды их почти одинаковы по размерам и по ярко-красной окраске. Растут оба растения по сосновым косогорам, светлым сухим долам.

Однако различия есть. У  брусники листья овальные, сверху темно-зеленые, снизу посветлее и с черными точками. Края листа слегка загнуты книзу. У толокнянки листья темно-зеленые, с обеих сторон, без черных точек,  края не загнуты, форма их, словно уши какого-то зверька.

Самостоятельная работа №43 Обобщение по пройденным темам

  1. Найдите пять фразеологизмов. Объясните значение и составьте с ними предложения.
  2. Составьте диалог на свободную тему. Найдите в нем междометия, союзы и частицы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы по биологии для обучающихся по специальности: "Повар, кондитер"

Самостоятельная работа обучающихся по биологии включает в себя следующие виды деятельности: письменное выполнение заданий (заполнение таблицы, составление кроссворда, аналитическая работа с таблицами,...

Самостоятельные работы по биологии для обучающихся по специальности: "Повар, кондитер"

Самостоятельная работа обучающихся по биологии включает в себя следующие виды деятельности: письменное выполнение заданий (заполнение таблицы, составление кроссворда, аналитическая работа с таблицами,...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места

Задания составлены на основе рабочей программы Федерального государственного образовательного стандарта  по  профессии начального  профессионального образования 260807.01  «Повар, ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работе по учебной дисциплине «ИНФОРМАТИКА» для профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работе по учебной дисциплине «Информатика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднег...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ПМ. 02. Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста по профессии 19.01.17«Повар, кондитер»

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы составлены в соответствии с рабочей программой по ПМ. 02. Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, ...

Сборник самостоятельных работ по "Литература" по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Роль предмета в формировании ключевых компетенцийНаправленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выпо...