РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.10 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»
рабочая программа
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД.10 «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена гуманитарного профиля, реализуемой на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
Содержание программы ОУД.10 «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
- углубление интереса к изучению социально-экономических дисциплин
Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:
- объём обязательной нагрузки составляет 158 часов;
- самостоятельная учебная нагрузка студентов в объёме 79 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_oud.10_obshchestvoznanie.docx | 90.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Энгельсский колледж профессиональных технологий»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «ЭКПТ» ____________/ Ю.А.Журик / «____» __________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»
по программе подготовки специалистов среднего звена
для специальностей гуманитарного профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
Энгельс 2018
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.10 «Обществознание» разработана на основе: Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г.; - примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.10 «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г.). Организация – разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский колледж профессиональных технологий» | |
Разработчик: | Савчук Т.М.., преподаватель обществознания высшей квалификационной категории |
Рецензент: | Лукьянова Е.И.., преподаватель истории высшей квалификационной категории |
ОДОБРЕНО методическим советом колледжа ГАПОУ СО «ЭКПТ» Протокол № ___ «_____» ____________2018 г. Председатель _____________/ О.А. Карюкина / | |
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой методической комиссии гуманитарных и социально – экономических дисциплин Протокол № ___ «_____» ____________2018 г. Председатель _____________ / Лукьянова Л.И../ |
СОДЕРЖАНИЕ
стр
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………….4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………...7
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………..20
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»…………………............23
- ПРИЛОЖЕНИЕ А. КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
(ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»…………………………………………………….28
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД.10 «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена гуманитарного профиля, реализуемой на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
Программа составлена в соответствии с:
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413";
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381, 382 от 23 июля 2015 г.);
Протокола №3 от 25.05.2017г. Научно-методического совета Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» «Об уточнении рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Интегрированная учебная дисциплина ОУД.09 «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В учебных планах ППССЗ гуманитарного профиля учебная дисциплина ОУД.10 «Обществознание» входит в состав цикла общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Содержание программы ОУД.10 «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.10 «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
• предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:
максимальная нагрузка обучающегося составляет 237 часов, в том числе:
- объём обязательной нагрузки составляет 158 часов;
- самостоятельная учебная нагрузка студентов в объёме 79 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Профили профессионального образования: |
Гуманитарный профиль специальности СПО | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 238 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 158 |
в том числе | |
лекции | 108 |
практические занятия контрольная работа | 50 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 79 |
в том числе: | |
- подготовка докладов, сообщений, рефератов; - работа с источниками социальной информации; -подготовка презентации -подготовка к контрольной работе -подготовка исследовательских проектов | 55 7 7 10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.10 «Обществознание» (включая экономику и право) по ППССЗ гуманитарного профиля
44.02.02 Преподавание в начальных классах
44.02.01 Дошкольное образование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
Ведение | 1 | Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 2 | 2 | |||||||
1. Человек в системе общественных отношений 36 | |||||||||||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | 16 | |||||||||
1 | Биологическая, социальная и духовная сущность человека. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Практическое занятие № 1 Анализ биологической, социальной и духовной сущности человека | 2 | 2 | ||||||||
2 | Социализация личности Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. | 2 | 2 | ||||||||
3 | Мышление и деятельность. Виды деятель-ности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | 2 | 2 | ||||||||
4 | Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | 2 | 2 | ||||||||
5 | Практическое занятие № 2 Рассмотрение различных типов мировоззрения, видов знаний человека. | 2 | 2 | ||||||||
6 | Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности | 2 | 2 | ||||||||
7 | Многообразие мира общения. Человек в группе. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания | 2 | 2 | ||||||||
8 | Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. | 2 | 2 | ||||||||
Практическое занятие № 1 Анализ биологической, социальной и духовной сущности человека. Практическое занятие № 2 Рассмотрение различных типов мировоззрения, видов знаний человека. | 3 | ||||||||||
Самостоятельная работа
| 7 | 3 | |||||||||
Тема 1.2. Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | 4 | |||||||||
1 | Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. | 2 | 2 | ||||||||
2 | Практическое занятие №3 Охарактеризовать различные виды и формы культуры | 2 | 3 | ||||||||
Самостоятельная работа Подготовить сообщение на тему - «Роль этикета в современной жизни» | 2 | 2 | |||||||||
Тема. 1.3. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 4 2 2 | 2 | ||||||||
1 | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Практическое занятие № 4 Привести примеры научных открытий в современном мире | ||||||||||
2 | Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. Практическое занятие № 5 Оценка роли образования в жизни человека и общества | ||||||||||
Практическое занятие № 4 Привести примеры научных открытий в современном мире Практическое занятие № 5 Оценка роли образования в жизни человека и общества | 3 | ||||||||||
Самостоятельная работа Подготовить доклад на тему - «Наука и образование в современном мире» Разработать индивидуальные проекты, выбрав тему: - «Наука в современном мире», - «Образование в России и мире на современном этапе» Подготовить презентацию по теме: «Влияние научных открытий на повседневную жизнь людей» | 7 | 2 | |||||||||
Тема 1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала | 12 | |||||||||
1 | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности, Моральный идеал. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств | 2 | 2 | ||||||||
2 | Экскурсия в Энгельсскую картинную галерею | 2 | 3 | ||||||||
3 | Роль искусства в жизни людей. Практическая работа № 6 Развитие творческих способностей студентов | 2 | 3 | ||||||||
4 | Сущность искусства и художественной культуры | 2 | 2 | ||||||||
5 | Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Практическое занятие № 7 Рассмотрение основных мировых религий Формулировка основных принципов и норм морали. | 2 | 2 | ||||||||
Практическая работа № 6 Развитие творческих способностей студентов Практическое занятие № 7 Рассмотрение основных мировых религий |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося:
| 7 | 3 | |||||||||
2.Общество как сложная динамическая система | 14 | ||||||||||
2.1. Общество как сложная динамическая система | Содержание учебного материала | 2 2 2 2 2 2 2 | 2 | ||||||||
1 | Общество и природа. Общество как сложная динамичная система. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. | ||||||||||
2 | Пути общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Практическое занятие № 8 Рассмотрение путей общественного развития. | ||||||||||
3 | Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. | ||||||||||
4 | Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. | ||||||||||
5 | Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | ||||||||||
6 | Основные институты общества, их функции. Практическое занятие № 9 Сравнение основных институтов общества | ||||||||||
7 | Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Практическое занятие № 10 Анализ глобальных проблем современности. | ||||||||||
Практическое занятие № 8 Рассмотрение путей общественного развития. Практическое занятие № 9 Сравнение основных институтов общества. Практическое занятие № 10 Анализ глобальных проблем современности. | 3 | ||||||||||
Самостоятельная работа Работа с источниками социальной информации Подготовить сообщение на тему: «Лес – это легкие нашей планеты» Разработать индивидуальный проект - «Глобальные проблемы человечества» | 7 | 2 | |||||||||
3. Экономика | 34 | ||||||||||
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. | Содержание учебного материала | 8 | |||||||||
1 | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. | 2 | 2 | ||||||||
2 | Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов, факторы производства. | 2 | 2 | ||||||||
3 | Условия формирования рынка: разделение труда, специализация и обмен. | 2 | 2 | ||||||||
4 | Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Практическое занятие № 11 Сравнение основных типов экономических систем. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа
| 4 | 3 | |||||||||
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала | 12 | |||||||||
1 | Характеристика современного рынка: спрос, факторы спроса; предложение, факторы предложения; рыночное равновесие. Практическое занятие № 12 Построение графиков спроса и предложения | 2 | 2 | ||||||||
2 | Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Практическое занятие № 13 Анализ типов конкурентных рынков | 2 | 2 | ||||||||
3 | Роль фирм в экономике. Основные понятия: издержки, выручка, прибыль, производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга | 2 | 2 | ||||||||
4 | Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Деньги, процент. | 2 | 2 | ||||||||
5 | Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Практическое занятие № 14 Рассмотрение видов инфляции, ее последствий и путей выхода из нее. | 2 | 2 | ||||||||
6 | Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 2 | 2 | ||||||||
Практическое занятие № 12 Построение графиков спроса и предложения Практическое занятие № 13 Анализ типов конкурентных рынков Практическое занятие № 14 Рассмотрение видов инфляции, ее последствий и путей выхода из нее. Понимание целей кредитно-денежной политики государства в экономике. | 3 | ||||||||||
Самостоятельная работа:
| 7 | 3 | |||||||||
Тема 3.3. Рынок труда и безработица. | Содержание учебного материала | 10 | |||||||||
1 | Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. | 2 | 2 | ||||||||
2 | Рациональный потребитель. Защита прав потребителя | 2 | 2 | ||||||||
3 | Основные доходы и расходы семьи. | 2 | 2 | ||||||||
4 | Реальный и номинальный доход семьи. Сбережения. | 2 | 2 | ||||||||
5 | Практическое занятие № 15 Причины безработицы и трудоустройство. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающегося
| 2 | 3 | |||||||||
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала | 4 | |||||||||
1 | Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации внутри государства и в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. | 2 | 2 | ||||||||
2 | Практическое занятие № 16 Рассмотрение организации международной торговли. Определение особенностей современной экономики России. | 2 | 3 | ||||||||
Самостоятельная работа
| 2 | 2 | |||||||||
4. Социальные отношения | 20 | ||||||||||
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | 6 2 2 | 2 | ||||||||
1 | Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Внутрипоколенная и межпоколенная мобильность. | ||||||||||
2 | Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности | ||||||||||
3 | Практическое занятие № 17 Анализ социальной стратификация в современной России. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа
| 2 | 2 | |||||||||
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 6 | |||||||||
1 | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. | 2 | 2 | ||||||||
2 | Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. | 2 | 2 | ||||||||
3 | Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Практическое занятие №18 Показать социальную и личностную значимость здорового образа жизни. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающегося
| 2 | 2 | |||||||||
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 8 | |||||||||
1 | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Характеризовать межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Знать конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 2 | 2 | ||||||||
2 | Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Опека и попечительство. | 2 | 2 | ||||||||
3 | Практическое занятие № 19 Понимание межнациональных отношений в современной России | 2 | 2 | ||||||||
4 | Практическое занятие № 20 Семья в современной России. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа:
| 7 | 2 | |||||||||
5. Политика | 18 | ||||||||||
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | 8 | |||||||||
1 | Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. | 2 | 2 | ||||||||
2 | Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы. | 2 | 2 | ||||||||
3 | Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Показать особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки. | 2 | 2 | ||||||||
4 | Практическое занятие № 21 Знание и оценка политической системы общества, ее структуры. Анализ различных типов и форм государственного устройства. Рассмотреть на примере современных госу- дарств основные типы политических режимов | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Работа с источниками социальной информацией Подготовить доклад, выбрав тему: «Типы политических режимов», «Демократия в России». Разработать индивидуальный проект: «Формы государства: сравнительная характеристика» | 5 | 2 | |||||||||
Тема 5.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | 10 | |||||||||
1 | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Знать, что такое, политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 2 | 2 | ||||||||
2 | Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. | 2 | 2 | ||||||||
3 | Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации. | 2 | 2 | ||||||||
4 | Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. | 2 | 2 | ||||||||
5 | Практическое занятие № 22 Избирательное право в Российской Федерации. Сформулировать взаимодействие личности и государства. Сравнить мажоритарную и пропорциональную избирательную систему в Российской Федерации. Показать значение гражданского общества и государства. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа - работа с юридическими источниками - подготовить доклад, выбрав тему: «Политические партии современной России», «Роль СМИ в политической жизни общества». | 5 | 3 | |||||||||
6. Право | 34 | ||||||||||
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала | 10 | 2 | ||||||||
1 | Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. | 2 2 2 2 2 | |||||||||
2 | Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. | ||||||||||
3 | Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право | ||||||||||
4 | Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | ||||||||||
5 | Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность и задачи. | ||||||||||
Самостоятельная работа
| 5 | 2 | |||||||||
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала | 12 2 2 2 2 2 2 | 2 | ||||||||
1 | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. | ||||||||||
2 | Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. | ||||||||||
3 | Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. | ||||||||||
4 | Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. | ||||||||||
5 | Практическое занятие № 23 Сформулировать основы конституционного строя Российской Федерации. Показать права и обязанности человека и гражданина.Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | ||||||||||
6 | Практическое занятие № 24 Рассмотрение основных документов по международной защите прав человека | ||||||||||
Самостоятельная работа
| 4 | 2 | |||||||||
Тема 6.3. Отрасли российского права | Содержание учебного материала | 12 | 2 | ||||||||
1 | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | 2 | 2 | ||||||||
2 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 | 2 | ||||||||
3 | Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. | 2 | 2 | ||||||||
4 | Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 2 | 2 | ||||||||
5 | Практическое занятие № 25 Рассмотрение отраслей российского права. | 2 | 3 | ||||||||
6 | Итоговая контрольная работа. Дифференцированный зачет. | 2 | 3 | ||||||||
Самостоятельная работа:
| 4 | 2 | |||||||||
ИТОГО: | 237 | - |
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
- Взаимодействие человека и среды обитания.
- Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.
- Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
- Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.
- Роль физической культуры в сохранении здоровья.
- Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.
- Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
- Компьютерные игры и их влияние на организм человека.
- Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.
- Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
- Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
- Терроризм как основная социальная опасность современности.
- Оповещение и информирование населения об опасности.
- Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
- Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
- МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
- Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск.
- Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации.
- Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.
- Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации.
- Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Символы воинской чести.
- Патриотизм и верность воинскому долгу.
- Дни воинской славы России.
- Города-герои Российской Федерации.
- Города воинской славы Российской Федерации.
- Профилактика инфекционных заболеваний.
- СПИД — чума XXI века.
- Оказание первой помощи при бытовых травмах.
- Духовность и здоровье семьи.
- Здоровье родителей — здоровье ребенка.
- Формирование здорового образа жизни.
- Политика государства по поддержке семьи.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет № 408 «Социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- учебная мебель;
- рабочее место учителя;
- доска;
- книжный шкаф.
Технические средства обучения:
- экспозиционный экран;
- аудио-центр;
- мультимедиапроектор;
- компьютер;
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий:
Основные источники
- Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016
- Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016
- Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2015.
- Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2015.
Дополнительные источники
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2017.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. -2017
- Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
- Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
15. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
16. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2015.
17. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2015
18. Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2015.
19. Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2015
20. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2017
21. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2017
Словари (справочники)
- Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2016
Интернет-ресурсы
- www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
- www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
- www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
- www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
Методические разработки
- Савчук Т.М. Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов первого курса – ГАПОУ СО «ЭКПТ». 2017
- Савчук Т.М. Методическая разработка открытого урока «Социальный статус и социальная роль» - ГАПОУ СО «ЭКПТ». 2016.
- Савчук Т.М. Методические указания по проведению внеклассного мероприятия
10 декабря - Международный День прав человека» – ГАПОУ СО «ЭКПТ». 2017
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины ОУД.09 «Обществознание» используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия, коллоквиумы, семинарские занятия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады) по соответствующим темам разделов.
Итоговый контроль проводится после завершения курса дисциплины в форме дифференцированного зачёта.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОУД.09 «Обществознание» осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, фронтального и индивидуального устного опросов, письменного опроса, просмотра и оценки докладов, компьютерных презентаций, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля |
1 | 2 | 3 |
Предметны результаты | ||
П1 Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; | П1 демонстрация результативности информационного поиска П2 демонстрация правильного распределения времени на выполнение задания П3 ясное и аргументированное изложение собственного мнения П4 демонстрация соответствия результата деятельности поставленным целям | Устный опрос Тестирование Информационное сообщение Формализованное наблюдение и оценка результатов формализованное наблюдение и оценка результатов |
П2 Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук | П1 демонстрация результативности информационного поиска П2 демонстрация правильного распределения времени на выполнение задания | Устный опрос Тестирование Информационное сообщение Формализованное наблюдение и оценка результатов Формализованное наблюдение и оценка результатов |
П3 Владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов | П3.1 Демонстрация сформированности умений применять знания о социальных объектах и процессах в профессиональной деятельности; | Формализованное наблюдение и оценка результатов |
П4 Сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире | П4.1 Демонстрация навыков проектной деятельности; П4.2 Владение навыками привлечения различных источников | Формализованное наблюдение и оценка результатов |
П5 Сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов | П5.1 Демонстрация способностей применять методы познания социальных явлений и процессов, умение вести диалог; | Устный опрос Информационное сообщение Формализованное наблюдение и оценка результатов |
П6 Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений | П6.1 Демонстрация умений применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений | Устный опрос |
П7 Сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития | П7.1 Демонстрация способностей применять методы познания социальных явлений и процессов | Формализованное наблюдение и оценка результатов |
Личностные результаты | ||
Л1 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | Л1.1 Демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современному уровню исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; Л1.2 Демонстрация приверженности нормам поликультурного мира | Формализованное наблюдение за содержанием выступления и эмоциями обучающегося в процессе выступления; за деятельностью обучающегося в процессе выполнения индивидуального проекта; Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий |
Л2 Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна) | Л 2.1 Знание и соблюдение Конституции РФ; Л 2.2 Приверженность демократическим ценностям; Л2.3 Проявление готовности к службе на благо Родины, защите Отечество | Формализованное наблюдение за поведением обучающегося, проявлением его жизненной позиции |
Л3 Сформированность гражданской позиции в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности | Л3.1 Проявление активной жизненной позиции посредством участия в мероприятиях различного уровня; Л3.2 Проявление уважительного отношения к представителям разных национальностей и религиозных конфессий; | Формализованное наблюдение за содержанием выступления обучающегося; за деятельностью обучающегося в процессе выполнения теоретических и практических заданий |
Л4 Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты | Л4.1 Демонстрация толерантного поведения и способности к диалогу с другими людьми | Формализованное наблюдение за содержанием выступления обучающегося; за деятельностью обучающегося в процессе выполнения теоретических и практических заданий |
Л5 Готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | Л5.1 Демонстрация готовности к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; Л5.2 Демонстрация готовности и способности к самостоятельной, творческой деятельности | Формализованное наблюдение за поведением обучающегося в групповой деятельности, определение его способности вести диалог с другими людьми, сотрудничать в достижении цели |
Л6 Осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем | Л6.1 Демонстрация готовности и способности к самостоятельной, профессиональной деятельности | Наблюдение за навыками самостоятельной работы и стратегией поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей |
Л7 Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни | Л7.1 Демонстрация готовности и способности к осознанному принятию ценностей семейной жизни. | Наблюдение за навыками самостоятельной работы и стратегией поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей |
Метапредметные результаты | ||
М1 Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях | М1.1 Использование различных методов решения практических задач | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения практической работы, индивидуального проекта, теоретических заданий |
М2 Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания | М2.1 Демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; | Наблюдение за навыками продуктивного взаимодействия обучающегося с товарищами в процессе совместной деятельности, за его реакциями в конфликтных ситуациях |
М3 Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках, критически ее оценивать и интерпретировать | М3.1 Демонстрация различных методов для достижения поставленных целей | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе познавательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности; наблюдение за способностью обучающегося к самостоятельному поиску методов решения практических задач |
М4 Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности | М4.1 Проведение самостоятельного поиска необходимой информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); М4.2 Соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности при использовании средств информационных и коммуникативных технологий | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения практической работы, индивидуального проекта, теоретических заданий |
М5 Умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; | М5.1 Критическая оценка и интерпретация достоверности информации, поступающей из разных источников | Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях |
М6 Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей | М6.1 Демонстрация способности оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей | Наблюдение за навыками самостоятельной работы и стратегией поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей |
М7 Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания | М7.1.Подготовка рефератов, презентаций, сообщений, индивидуальных проектов, составление тематического конспекта с использованием различных источников | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе познавательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности; наблюдение за способностью обучающегося к самостоятельному поиску методов решения практических задач |
Итоговый контроль в форме – дифференцированного зачёта |
Приложение А
Конкретизация результатов освоения дисциплины
Результаты обучения (освоение умения, усвоение знания) | Перечень тем и заданий по самостоятельной работе |
Личностные результаты: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; Предметные результаты: - умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; -знание биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, места и роли человека в системе общественных отношений; - умение объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); - знание тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; - умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текстах, схемах, таблицах, диаграммах, аудиовизуальном ряду); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; - различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; - знание особенности социально-гуманитарного познания; - умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - умение подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; - знание необходимости регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмов правового регулирования. | Тема 1.1. Человек и общество. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Самостоятельная работа:
Тема 1.2. Общество как сложная система Самостоятельная работа:
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества Самостоятельная работа:
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире Самостоятельная работа:
«Наука в современном мире», «Образование в России и мире на современном этапе»
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры Самостоятельная работа:
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи. Самостоятельная работа:
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Самостоятельная работа:
- «Типы несовершенной конкуренции», - «Инфляция. Ее виды»
Тема 3.3. Рынок труда и безработица. Самостоятельная работа:
- «Виды безработицы, ее причины и экономические последствия.
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики Работа с источниками социальной информации. Тема 4.1. Социальная роль и стратификация Самостоятельная работа:
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы Самостоятельная работа:
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе Самостоятельная работа:
«Демократия в России».
Тема 5.2. Участники политического процесса
Раздел 6. Право Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений Самостоятельная работа
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации Самостоятельная работа:
- «Права и обязанности граждан», -Российской Федерации»
Тема 6.3. Отрасли российского права Самостоятельная работа:
Ознакомиться с нормативными документами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ 05. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)
Программа разработана на основе примерной программы образовательной учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право) для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Феде...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ 04. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)(ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.14 Монт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 Обществознание (включая экономику и право)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД. 10 Обществознание (включая экономику и право)...
Комплект контрольно- измерительных материалов для оценки результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 10 Обществознание (включая экономику и право) программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям гуманитарного, техн
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОУД 10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) в рамках основной профессиональной образовательной программы
КОС содержит основные требования,предъявляемые к студентам на зачете,результаты освоения дисциплины,вопросы к устному зачету,тип заданий,критерии оценивания,cписок базовой литературы ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (вкл. экономику и право)специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, 2021 год
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (вкл. экономику и право) профессия 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 2021 год
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях...