Урок русского языка в 10 классе по теме "Синонимы"
план-конспект урока на тему
На уроке учащиеся повторяют материал по орфоэпии,лексике, работают с электронной формой учебника (ЭФУ). Учащиеся дают самооценку выполненной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy.docx | 22.78 КБ |
prilozhenie.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 классе
Тема урока: Синонимы
Цель урока: 1)повторить и углубить знания учащихся по теме, познакомить с видами синонимов: лексическими, стилистическими, контекстуальными, градацией, формировать умение находить синонимы в тексте, анализировать текст.
2) развивать речь учащихся, языковоё чутьё, мышление, самостоятельность
3) осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности
Тип урока: повторение, закрепление и углубление знаний
Оборудование урока: компьютеры, ЭФУ И.В Гусаровой «Русский язык, 10 класс»
Приложение Рабочий лист урока
Ход урока
I Организационный момент
II. Слово учителя. Сегодня на уроке классную работу вы будете выполнять не в тетрадях, а на рабочих листах, давать самооценку выполненной работы по каждому этапу, в конце урока поставите итоговую оценку
III. Проверка домашнего задания
1.Орфоэпическая работа
бухгалтеров | средства | недуг |
газопровод | жалюзи | некролог |
диспансер | квартал | отрочество |
досуг | корысть | эксперт |
2)Расставьте ударение в словах из орфоэпического словника (ЕГЭ, задание 4)
3) Объясните лексическое значение подчёркнутых слов, составьте предложения: например: Досуг (?) свободное время. Объясните постановку знаков препинания в составленных предложениях (коллективная проверка, самооценка в рабочих листах)
4) Повторяем паронимы
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Составьте словосочетания с паронимами
ЛЕСИСТАЯ гора привлекла внимание туристов.
На приёме в посольстве он ни разу не нарушал ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет.
Петрова считали человеком молчаливым и СКРЫТЫМ.
В этом районе города построены ВЫСОТНЫЕ дома.
Учиться он не хотел, поэтому и вырос НЕВЕЖДОЙ.
Учащиеся находят паронимы скрытый - скрытный, составляют словосочетания с паронимами.
Скрытный −− не склонный делиться с другими своими мыслями, переживаниями, намерениями, неоткровенный (человек, люди, характер)
Скрытый – тайный, не обнаруживающийся явно (смысл, вражда, намёк)
IV. Работа по теме урока
1. Постановка цели и задач
Определяя лексическое значение слова, различая паронимы, мы использовали слова, которые называются……. Что мы сегодня будем повторять на уроке? Учащиеся говорят, что это синонимы и формулируют цель урока.
2. По электронному учебнику И.В. Гусаровой «Русский язык в 10 классе» стр. 228 учащиеся изучают материал самостоятельно и заполняют на рабочем листе
Вопросы теории
1)Синонимы – это слова……………………………………………………………………….
2).Назовите виды синонимов:…………………………………………………………………….
3).Контекстуальные синонимы − это ………………………………………………..
4) Использование синонимов помогает избежать…………………………………………..
5) Приём нагнетания синонимов называется ……………………………………………
- Что вы знали о синонимах, а что было новым?
3. Тренировочные упражнения
Учащиеся выполняют упражнение на рабочих листах
Найдите в предложениях синонимы. Какие из них следует отнести к контекстуальным?
1) Как хорошо, как удивительно, как прекрасно! (Ю. Герман) 2)Не понял, не уразумел, не дошло — значит, ты безнадёжно отстал (А. Озеров) 3)А перед ним распахнулся неведомый ещё мир... Мир беспредельных знаний, в которых он был ничем, пустяком, соринкой, попавшей в бурю (Ю. Герман) 4) Ты молода, бурна звучна, юна— тебя не старят годы, ты всё такая же, весна!(М.Светлов)5) И стоит он, околдован, не мертвец и не живой, сном
волшебным очарован, весь опутан, весь окован лёгкой цепью пуховой (Ф. Тютчев)
Проверяем, учащиеся выставляют оценки в таблицу
4 Работа с текстом
Познакомьтесь с фрагментом из повести Г. Владимова «Верный Руслан». В книге рассказывается о службе собак в одном из лагерей ГУЛАГА и об их бездомной жизни после закрытия лагеря. Время действия – 50-е – начало 60-х годов ХХ в. Подумайте, почему автор из ряда возможных синонимов (они даны в скобках) выбрал данный. Определите тип речи текста, выпишите метафоры и эпитеты
Ингус рос, и росла его слава. С лёгкостью необычайной переходил от одной ступени к другой — да не переходил, а перепрыгивал. Сухощавый, изящный и грациозный, он стрелою мчался по буму, играючи (легко, без труда) одолевал барьер и лестницу… Оправдал себя и в карауле, хотя хорошей злобности (агрессивности, враждебности) не выказывал, а скорее какую-то неловкость и смущение за дураков в серых балахонах, пытавшихся стащить (украсть, взять) у него мешок с тряпками. И самим балахонам делалось неловко, когда с такой грустью смотрели на них эти янтарные (жёлтые, карие) глаза.
Однажды он просто удрал (сбежал, скрылся) с площадки. Удрал вовсе из зоны. Он должен был пройти полосу препятствий с хозяином, но без поводка. И вот они вдвоём пробежали по буму, перемахнули (перепрыгнули, перескочили) канаву и барьер, прорвались в «горящее окно»… Ингус помчался дальше, перепрыгнул каменный забор и понёсся широкими прыжками по пустынному плацу … пересёк поле и скрылся в лесу… Что же он делал там, в лесу, когда его настигли (догнали, нашли)? Устроил, видите ли, «повалясики» в траве (стал валяться, кувыркаться, барахтаться в траве), нюхал цветы, разглядывал какую-то козявку (букашку, мушку), ползущую вверх по стеблю, и, как заворожённый, тоскующими (грустными, печальными) глазами провожал её полёт…
5(дополнительно) упражнение 143 стр. 230 ЭФУ И.В.Гусарова «Русский язык, 10 класс»
V. Рефлексия
- Что я хорошо усвоил(а) на уроке?
- Над чем нужно ещё поработать?
VI. Учащиеся дают самооценку выполненной работы
орфоэпич.,лексич. работа | паронимы | теория | упражнение | Работа с текстом | Итоговая оценка |
Домашнее задание: упражнение 141
Использованная литература:
- И. Г. Гусарова. Русский язык, 10 класс. Базовый и углублённый уровень, ЭФУ
- Г.Ф. Хлебинская. Русский язык. Профильный уровень, 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, М. 2010 г.
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА
…………………………………………………………………………………………………
I.Орфоэпическая работа
бухгалтеров | средства | недуг |
газопровод | жалюзи | некролог |
диспансер | квартал | отрочество |
досуг | корысть | эксперт |
1. Расставьте ударение в словах из орфоэпического словника (ЕГЭ, задание 4)
2.Объясните лексическое значение подчёркнутых слов, составьте предложения: например: Досуг (?) свободное время. Объясните постановку знаков препинания в составленных предложениях………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………
II.Повторяем паронимы
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Составьте словосочетания с паронимами
ЛЕСИСТАЯ гора привлекла внимание туристов.
На приёме в посольстве он ни разу не нарушал ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет.
Петрова считали человеком молчаливым и СКРЫТЫМ.
В этом районе города построены ВЫСОТНЫЕ дома.
Учиться он не хотел, поэтому и вырос НЕВЕЖДОЙ.
……………………………………………………………………………………………………
III. Вопросы теории
1)Синонимы – это слова……………………………………………………………………….
2).Назовите виды синонимов:…………………………………………………………………….
3).Контекстуальные синонимы - это ………………………………………………..
4) Использование синонимов помогает избежать…………………………………………..
5) Приём нагнетания синонимов называется ……………………………………………
IV. Найдите в предложениях синонимы. Какие из них следует отнести к контекстуальным?
1) Как хорошо, как удивительно, как прекрасно! (Ю. Герман) 2)Не понял, не уразумел, не дошло — значит, ты безнадёжно отстал (А. Озеров) 3)А перед ним распахнулся неведомый ещё мир... Мир беспредельных знаний, в которых он был ничем, пустяком, соринкой, попавшей в бурю (Ю. Герман) 4) Ты молода, бурна звучна, юна— тебя не старят годы, ты всё такая же, весна!(М.Светлов)5) И стоит он, околдован, не мертвец и не живой, сном вол-
шебным очарован, весь опутан, весь окован лёгкой цепью пуховой (Ф. Тютчев)
V. Работа с текстом
Познакомьтесь с фрагментом из повести Г. Владимова «Верный Руслан». В книге рассказывается о службе собак в одном из лагерей ГУЛАГА и об их бездомной жизни после закрытия лагеря. Время действия – 50-е – начало 60-х годов ХХ в. Подумайте, почему автор из ряда возможных синонимов (они даны в скобках) выбрал данный. Определите тип речи текста.
Ингус рос, и росла его слава. С лёгкостью необычайной переходил от одной ступени к другой — да не переходил, а перепрыгивал. Сухощавый, изящный и грациозный, он стрелою мчался по буму, играючи (легко, без труда) одолевал барьер и лестницу… Оправдал себя и в карауле, хотя хорошей злобности (агрессивности, враждебности) не выказывал, а скорее какую-то неловкость и смущение за дураков в серых балахонах, пытавшихся стащить (украсть, взять) у него мешок с тряпками. И самим балахонам делалось неловко, когда с такой грустью смотрели на них эти янтарные (жёлтые, карие) глаза.
Однажды он просто удрал (сбежал, скрылся) с площадки. Удрал вовсе из зоны. Он должен был пройти полосу препятствий с хозяином, но без поводка. И вот они вдвоём пробежали по буму, перемахнули (перепрыгнули, перескочили) канаву и барьер, прорвались в «горящее окно»… Ингус помчался дальше, перепрыгнул каменный забор и понёсся широкими прыжками по пустынному плацу … пересёк поле и скрылся в лесу… Что же он делал там, в лесу, когда его настигли (догнали, нашли)? Устроил, видите ли, «повалясики» в траве (стал валяться, кувыр каться, барахтаться в траве), нюхал цветы, разглядывал какую-то козявку (букашку, мушку), ползущую вверх по стеблю, и, как заворожённый, тоскующими грустными,печальными) глазами провожал её полёт…
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
VI Оценка за урок
орфоэпич. И лексич. раб. | паронимы | теория | упражнение | Работа с текстом | Итоговая оценка |
№ 70.
№ 71.
№ 72.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Презентация к уроку русского языка "Формирование русской лексики".
В данной презентации указаны пути формирования русской лексики; признаки исконно русской лексики; фонетические и морфологические признаки старославянизмов; признаки заимствованной лексики из неславянс...
Презентация к уроку русского языка по теме "Активный и пассивный словарный запас русского языка"
В презентации раскрываются понятия "активный и пассивный запас",приводятся примеры устаревших слов....
Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе
Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...
Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...
Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...
Методическая разработка по дисциплине «Русский язык» на тему: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»
Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами н...