Речевая готовность к школьному обучению
презентация к уроку на тему

Соколова Ирина Олеговна

Презентация разработана для дошкольных педагогов в рамках Круглого стола. Цель- познакомить педагогов с трудностями первоклассников и приемами их преодоления. Обратить внимание дошкольных педагогов на вопросы профилактики этих трудностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая готовность к школе Учитель-логопед МБОУ г.Иркутска СОШ № 40 Соколова И.О.

Слайд 2

Параметры оценки готовности к школьному обучению х орошее физическое развитие ребенка; сохранный физический слух и зрение; р азвитая мелкая мотори­ка пальцев рук, общая моторика; н ормальное функциони­рование ЦНС; владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции); с формированность произвольного внимания, опосредованного запоминания, умения слушать педагога; познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность; коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

Слайд 3

Проблемы, связанные с неготовностью ребёнка к школе з атруднен процесс адаптации в 1 классе; трудности в овладении знаниями, усвоении программного материала; отставание в развитии от сверстников; нарушение здоровья (особенно психоневротической сферы);

Слайд 4

Речевая готовность Правильное звукопроизношение; Сформированность фонематических процессов: фонематического слуха, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза ; Сформированность слогового, языкового анализа и синтеза; Достаточный уровень развития словарного запаса и грамматического строя речи; Достаточный уровень развития связной речи.

Слайд 5

Недостатки звукопроизношения Трудности проговаривания слов в устной речи; Трудности проговаривания при чтении слогов, слов, текстов; Ошибки на письме (работа – « лабота », шапки – «сапки», палка – «пав(у)ка»); Психологические проблемы (замкнутость, стеснительность).

Слайд 6

Недоразвитие восприятия Не различение слов в устной речи, схожих акустически ( стойка- стайка, стол-стул, ужи-уже ); Недостаточное понимание слов при чтении за счет трудностей восприятия ( живёт- живот, наседка- на сетке ); Ошибки на письме: пропуск гласных и согласных букв, их замены, лишние буквы (« комнта », « комата » - комната; « сесен » - сосен, « тва » - два ); Нарушение смягчения согласных (« болшой » - большой, « мач » - мяч )

Слайд 7

Нарушения языкового анализа и синтеза Пропуск , перестановка слогов и частей слова (« стрки » - стрелки, « онко - окно»). Недописывание , наращивание букв и слогов (« чере »-через, « детити » - дети, « сснег » - снег). Искажение слова (« мальни » - маленький). Слитное написание слов и их произвольное деление («в ся » - вся). Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений ( Сашакупил коф тулена ела конфе ту )

Слайд 8

Недостатки лексико-грамматической стороны речи Трудности в устных ответах; Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; Трудности в овладения учебными понятиями, терминами ; А грамматизмы в устной речи и на письме; Неумение подобрать проверочное слово, приводит к дизорфографии ; Нарушения согласования слов («с еловый ветки» - с еловой ветки, «огромная бабочки» - огромные бабочки). Нарушения управления («с ветка» - с ветки, «сидит стул» - сидит на стуле). Замена слов по звуковому сходству Слитное и раздельное написание предлогов (« вроще » - в роще, « настене » - на стене) Пропуски слов в предложении.

Слайд 9

Недостатки связной устной речи Не может составить рассказ; Трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной деятельности; Не может пересказать, пересказ в виде перечисления событий; Трудности в объяснении логических цепочек и решении задач; Мало говорит, в основном, участвует в диалоге, монолог затруднен; Недоразвитие речи приводит к трудностям при написании изложений и сочинений.

Слайд 10

Нарушения речи у детей школьного возраста Фонетическое недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие Общее недоразвитие речи Трудности в овладении процессами письма и чтения Трудности формирования процесса письма и чтения Дислексия Дисграфия Дизорфография

Слайд 11

Примеры письменных работ учащихся начальных классов

Слайд 13

Приемы преодоления ошибок, вызванных нарушениями фонематического восприятия Повторение слогов, слов с усложнением; Определить одинаковый звук в ряду гласных, согласных; Придумать слоги с одинаковыми гласными; Повторить ряд слогов в обратном порядке; Повторить только первый и последний слог ряда; Выделить ударный слог; Назвать первый, второй звук слога; Придумать слог на заданную букву; Придумать слог, состоящий из одного гласного и двух согласных звуков; Сравнить слоги, найти общий звук ( ИН-ЫН, ТА-ДА);

Слайд 14

Приемы работы, направленные на преодоление ошибок, обусловленных несформированностью лексико – грамматической стороны речи Подобрать действие к предмету (род, число); Составить слова(предметные картинки) в правильном порядке; Игра «Подружи слова»; Составь предложения из слов; Придумать предложения с данным предлогом; Игра «Скажи предложение правильно»; Закончи предложение(потому что, чтобы, потом, и , но ); Найти ошибки в предложениях ( Ручеек шире реки . Туча ниже деревьев. Тигр слабее кошки. ); Работа с антонимами, синонимами, фразеологизмами.

Слайд 15

Диагностика речевой готовности Первое задание направлено на обследование звукопроизношения. Ребенку нужно за взрослым повторить следующие предложения: Коза ест хлеб. Шапка да шубка – вот и вес Мишутка. Саша сушила мокрое белье на веревочке. Дети слепили снеговика. К нам во двор пробрался крот . Оцените выполнение: 3 балла – ребенок повторил всё правильно, не допуская ошибок. 2 балла - нарушено произношение двух звуков, ребенок допускает замены звуков. 1 балл – нарушено более двух звуков, искажается слоговая структура слов.

Слайд 16

Второе задание направлено на изучение фонематического слуха. Именно он позволяет в дальнейшем ребенку овладеть письмом. Ребенку предлагается повторить за взрослым цепочки слогов, слов: та-да-та, па-ба-па, са-ша-са , са -за- са -за, кот-год-кот, том-домком, удочка-уточка Оцените выполнение: 3 балла – повторение слогов было точное, ошибок ребенок не допускал. 2 балла - ошибки отмечались в цепочке из четырёх слогов. 1 балл – ошибки отмечались практически во всех цепочках слогов,слов .

Слайд 17

Третье задание направлено на изучение навыков звукового анализа и синтеза. Ребенку предлагается определить место звука в словах. Первый звук в словах: утка, палка, танк, каша. Последний звук в словах: мак, крот, ноги, цветок. Далее предлагается определить количество звуков в следующих словах: кот, мак, стул. Оцените результат: 3 балла – ребенок безошибочно выполнил все задания. 2 балла – ребенок испытывал трудности при выполнении половины заданий. 1 балл – ребенок трудности испытывал при выполнении всех заданий, не понимал инструкции, ему требовалась постоянная помощь взрослого.

Слайд 18

Четвертое задание направлено на изучение словарного запаса. Ребенку предлагается несколько понятий обозначить одним словом. Помидор, кабачок, редиска, огурец (овощи). Кузнечик, муха, жук, стрекоза (насекомые). Повар, шофер, воспитатель, врач (профессии). Туфли, сапоги, валенки, ботинки (обувь ). Оцените результат: 3 балла – ребенок выполнил все задания, называл дополнительно слова, относящиеся к данной группе слов. 2 балла - испытывал трудности при назывании обобщающего слова или не назвал более двух. 1 балл – не справился с заданием, не понял инструкции.

Слайд 19

Пятое задание направлено на изучение грамматического строя речи. Ребенку предлагается назвать детенышей животных: у кошки ____, у козы____, у собаки_____, у волка______, у свиньи_______, у коровы________, у льва____. Назвать из чего сделано: варенье из вишни (какое?)________, из яблок_____, из сливы_____, кисель из клюквы (какой?)_____, салат из моркови______,суп из грибов_____, лист дуба___ кукла из соломы (какая?)_____, Оцените выполнение: 3 балла – все задания выполнил хорошо, допустил не более двух ошибок . 2 балла – не справился с половиной заданий. 1 балл – испытывал трудности при выполнении всех заданий.

Слайд 20

Шестое задание направлено на изучение связной устной речи. Ребенку предлагается составить рассказ по любым картинкам, имеющимся дома или пересказать хорошо знакомую сказку. Оцените выполнение: 3 балла – рассказ полный с последовательным перечислением событий, предложения распространенные. Ребенок проявляет активность, придумывает продолжение по собственной инициативе. Сюжет рассказа понятен. 2 балла - рассказ получился «некрасивый», ребенок путался, ему приходилось постоянно помогать, предложения короткие, содержание не передал. 1 балл – трудности в составлении связного высказывания. Рассказ носил характер перечисления, сюжет не понятен. Инициативы не было.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика готовности к овладению процессом письма у первоклассников с трудностями обучения Учитель-логопед МБОУ г.Иркутска СОШ№40 Соколова И.О.

Слайд 2

Готовность к обучению Готовность к школьному обучению - это состояние, при котором ребенок полностью готов перейти в новую среду и способен к усвоению учебной деятельности.

Слайд 3

Проблемы, связанные с неготовностью ребёнка к школе: труднее проходит процесс адаптации в 1 классе; о тмечаются трудности в овладении знаниями, усвоении программного материала; отставание в развитии от сверстников; нарушение здоровья (особенно психоневротической сферы ); ф ормируется негативное отношение к обучению.

Слайд 4

Виды готовности к обучению: Психологическая готовность: волевая, мотивационная, коммуникативная, социальная, личностная, интеллектуальная; Физическая готовность: физическое развитие, состояние здоровья, моторика рук, координация движений; Специальная готовность: чтение, счёт, учебные умения.

Слайд 5

ГОТОВНОСТЬ К ОВЛАДЕНИЮ Процессами письма и чтения: СОХРАННОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ; СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ; СФОРМИРОВАННОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ (мелкой моторики); СФОРМИРОВАННОСТЬ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ, «СИМВОЛИЧЕСКИХ» СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ, НЕОБХОДИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, УЧЕБНЫХ МОТИВОВ, НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ.

Слайд 6

Трудности в усвоении процесса письма: Затруднения в формировании зрительного образа буквы; Несовершенство графо-моторных навыков; Нечеткость зрительно-моторной координации; Трудности распознавания звуков на слух и букв при чтении; Недостатки произвольного внимания; Несформированность приёмов учебной деятельности ( нецеленаправленность действий, недостатки анализа и планирования своих действий); Недоразвитие речи; Специфические ошибки при письме;

Слайд 7

Недостатки зрительно-пространственных функций приводят к оптическим ошибкам на письме; Недостатки психомоторного развития приводят к общей неловкости движений и к плохому почерку; Недостатки импрессивной речи приводят к акустическим и языковым ошибкам, нарушению понимания прочитанного; Недостатки экспрессивной речи – к аграмматизмам , к неумению программировать и структурировать речевое высказывание; Недостатки произвольного внимания и несформированность приёмов учебной деятельности приводят к стойкой неуспешности в овладении письмом и чтением.

Слайд 8

Методика диагностики готовности к овладению процессом письма Первая серия методики направлена на исследование неречевых предпосылок и включает в себя задания, направленные на оценку сформированности чувства ритма, кинестетической основы движений, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, мелкой моторики и графических навыков. Вторая серия направлена на исследование речевых предпосылок и включает в себя задания, направленные на оценку сформированности фонематического слуха и представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, а также звукопроизношения.

Слайд 10

Средние балльные оценки испытуемых по результатам выполнения заданий первого блока, направленных на исследование программирования, регуляции и контроля действий

Слайд 11

Средние балльные оценки испытуемых по результатам выполнения заданий второго блока, направленных на исследование функций приема, переработки и хранения информации

Слайд 12

Средние балльные оценки испытуемых по результатам выполнения заданий третьего блока, направленных на исследование устной речи

Слайд 13

Методика исследования процесса письма у учащихся первых классов на начало учебного года (О.Б. Иншакова) 1 задание. Написание фамилии, имени . 2 задание. Самостоятельное написание алфавита. 3 задание. Диктант букв. 4 задание. Диктант слогов . 5 задание. Диктант слов . 6 задание. Написание двух предложений . 7 задание. Списывание печатных слов . 8 задание. Вставка пропущенных букв в слова. 9 задание. Исправление ошибок в словах. Уровни: от 20 до 27 – высокий; от 12 до 19 – средний, от 11 и ниже – низкий.

Слайд 14

Этапы овладения письменной речью Этап становления навыков письма и чтения. Этап освоения письменной речи как предмета и средства учебной деятельности (письменная речь используется для усвоения учебных программ по предметам). Этап использования письменной речи для межличностного общения (творческая реализация и профессиональное самоопределение).

Слайд 15

Проявления трудностей письменной речи на разных этапах ее становления На этапе становления навыков письма и чтения: Затруднения в усвоении образа буквы(печатной, письменной). Затруднения в овладении письмом под диктовку. Затруднения в овладении правильным, беглым чтением. =формируется искаженный эмоциональный уровень, негативное отношение к письму и чтению.

Слайд 16

На этапе освоения письменной речи как предмета и средства учебной деятельности: Затруднения в усвоении правил и законов языка. Все трудности связаны с недостаточностью метаязыковой функции речи, развитие предпосылок блокируется: а)недостатками фонематического восприятия, б)недоразвитием лексико-грамматической стороны речи; в ) неуспешностью обучения на начальном этапе, г) нарушением развития мотивационного и волевого уровней регуляции письменной речи в структуре учебной деятельности (Е.Н. Российская).

Слайд 17

На этапе использования письменной речи для межличностного общения . Учащиеся предпочитают общаться устно. Учащиеся избегают ситуаций использования чтения и письма в целях самообразования, саморазвития, самосовершенствования. В основе трудностей этого этапа лежат следующие факторы: -низкий уровень владения творческим компонентом письменной речи; -неумение программировать и структурировать речевое высказывание в соответствии с требованиями письменной речи; -недостаточное владение лексико-грамматическими средствами письменного выражения мыслей, чувств, эмоций; -блокирование мотивационного и волевого уровней регуляции из-за негативного отношения к письменной речи.

Слайд 18

Причины, приводящие к устойчивым ошибкам по математике: Е.М. Мастюкова говорит о причинах: Недостаточность семантической стороны речи; Недостаточность слухо -речевой памяти; Недоразвитие внутренней речи.

Слайд 19

Неспецифические: Недостатки методики обучения; форсирование темпа обучения; скорость протекания процессов возбуждения и торможения; низкая работоспособность; заниженная самооценка и замедленный темп мыслительной деятельности; слабая концентрация произвольного внимания. Специфические: -не сформирован переход от действий с предметами к действиям с числами; - несформированность слухового восприятия(при восприятии на слух) -не закрепились понятия «больше-меньше»; -недостаточно развиты пространственные представления; -отсутствует умение делить число на удобные для вычисления части.

Слайд 20

Неряшливость, зеркальное написание цифр при: -недостаточности зрительного анализа и синтеза; -отсутствии прочной связи между зрительным и двигательным образами цифр; -нарушении тонкой моторики рук; - несформированности зрительно-двигательной координации при выполнении письменных заданий.

Слайд 21

Ошибки при выполнении действий, решении задач: - при несформированности понятия числового ряда; при незнании состава числа; при непонимании взаимосвязи между операциями сложения и вычитания, умножения и деления; при отсутствии глубины мышления; при недостаточности мыслительных операций анализа и синтеза; при недостатках оперативной памяти и произвольного внимания(глупые ошибки); при механическом чтении условия задачи; недоразвитие речи.

Слайд 22

Учитель должен постоянно сопровождать ученика при разложении условия задачи и устанавливать вместе с учеником её логические части.

Слайд 23

Трудности детей с речевыми нарушениями: Слова, обозначающие поступки людей (принесли, отдали, положили) с трудом преобразуются в математические действия. Пытаются решить задачу, как пример, опираясь на слова: меньше, осталось, не вчитываясь в условие задачи. Ученикам не удается выделить существенные связи между частями условия задачи, они хаотично выполняют арифметические действия.

Слайд 24

Рекомендации педагогу при обучению математике: Обязательна краткая запись условия задачи(в тексте выделяются отдельные смысловые части, подчеркиваются важные слова и числа); Нужно научить читать задачу, т.к. дети часто искажают слова и опускают числа. Нежелательно долгое время отрабатывать однотипные задачи, т.к. ученики перестают вдумываться и ориентируются лишь на внешние признаки. Организация учебной деятельности учащихся в форме поисково-исследовательской работы. Включение упражнений, требующих применения анализа и синтеза одновременно. Единство символики и терминологии. Диалог – один из главных способов познания. Повторение должно носить активный характер, включать преобразование, изменение, обобщение уже ранее изученного(усложнение с введением новых понятий (остаток, средняя величина).

Слайд 25

Рекомендации педагогу при овладении письмом: Развитие самоконтроля при постановке точек в конце предложения, выполнении заданий. Нахождение графически схожих букв, их анализ. Приобретение знаний на основе жизненного опыта учащихся. Использование игровых моментов. Использование приёмов графического моделирования слова, предложения, текста. Дополнительно разъяснять сложные формулировки заданий, требующие выполнения действий в определённой последовательности. Отработка, уточнение алгоритма действий при выполнении упражнений.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокалотерапия как средство адаптации первоклассников к школьному обучению

Реферат «Вокалотерапия как средство адаптации первоклассников к школьному обучению»посвящен важной, актуальной проблеме современной педагогической теории и практики в обучении и воспитании первоклассн...

Логопедическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Определение речевого уровня.

Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников известных авторов используемых методик (приведены к каждому заданию).Цель пров...

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе...

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе. Предпосылки для успешного овладения письмом и чтением».

Наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. Для успешной учебы ребенок должен располагать...

"Развитие эмоционально-волевой готовности к школьному обучению"

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за св...

Готовность дошкольник к школьному обучению

Психологическая готовность к обучению в школе или школьная зрелость – это достижение ребёнком необходимого и достаточного уровня психического развития, когда дошкольник оказывается способным при...