"И целый мир от красоты"Методическая разработка к проведению открытого мероприятия, посвященного 195-летию А.Фета
методическая разработка на тему
Открытое внеклассное мероприятие « Целый мир от красоты» подготовлено и проведено в кабинете литературы колледжа в рамках цикла мероприятий, посвящённых Году литературы в России и к 195-летию поэта А.А. Фета.
Мероприятие нацелено на аудиторию 1 и 2 курса.
Цели мероприятия:
Развивающие:
-углубить у учащихся представления о жизни и творчестве А. А. Фета; детально раскрыть особенности его поэтики - развивать познавательные способности учащихся;
-развивать творческие способности учеников, мышление, память; сплотить учащихся
Воспитательные:
- способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;
- привить интерес и любовь к творчеству А. А. Фета, его книгам, стихам, романсам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
«Краснозаводский химико-механический колледж»
Рассмотрено и одобрено на УТВЕРЖДАЮ
заседании цикловой комиссии Зам.директора по УВР
гуманитарных дисциплин _______С.В.Тринитатова «____»____2015 «____»______2015
Протокол №_____
Председатель комиссии
________С.В.Колосова
Методическая разработка к открытому мероприятию:
«Целый мир от красоты»
(к 195 - летию со дня рождения А.А. Фета)
Разработала
Преподаватель русского языка и литературы
___________С.В. Колосова
2015
Пояснительная записка.
Открытое внеклассное мероприятие « Целый мир от красоты» подготовлено и проведено в кабинете литературы колледжа в рамках цикла мероприятий, посвящённых Году литературы в России и к 195-летию поэта А.А. Фета.
Мероприятие нацелено на аудиторию 1 и 2 курса.
Цели мероприятия:
Развивающие:
-углубить у учащихся представления о жизни и творчестве А. А. Фета; детально раскрыть особенности его поэтики - развивать познавательные способности учащихся;
-развивать творческие способности учеников, мышление, память; сплотить учащихся
Воспитательные:
- способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;
- привить интерес и любовь к творчеству А. А. Фета, его книгам, стихам, романсам.
Оборудование:
выставка книг «Его стихов пленительная прелесть», портреты А. А. Фета, его родителей, Марии Лазич, репродукции картин Клода Моне, музыкальные записи романсов на стихи А. А. Фета, мультимедийный проектор, презентация
Ход мероприятия.
Преподаватель: Совсем недавно исполнилось 195 лет со дня рождения Афанасия Фета. И личность, и судьба, и творческая биография его необычны, таинственны и полны загадок. В этом человеке сочетались тонкий лирик и расчетливый помещик, что вызывает к нему неоднозначное отношение. Популярность А. А. Фета и сейчас велика. Его стихи волнуют и завораживают, заставляют думать и чувствовать, дарят ощущение полета. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвятим особенностям поэтики А. А. Фета. Думаю, вы согласитесь, мы - дети XX1 века и отмечены его печатью: вечно спешим куда-то, суетимся, а в итоге так ничего и не успеваем толком, много говорим сами и не умеем слушать других. Мы погружены в быт и все реже прислушиваемся к себе, нам трудно «взлететь над землей», «подняться в жизнь иную». А между тем в XIX веке жил и творил человек, который считал, что настоящая жизнь не в этом привычном, будничном мире, она - в царстве грез, в царстве красоты.
Чтец 1.
День проснется - и речи людские
Закипят раздраженной волной,
И помчит, разливаясь, стихия
Все, что вызвано алчной нуждой.
И мои зажурчат песнопенья,-
Но в зыбучих струях ты найдешь
Разве ласковой думы волненья.
Разве сердца напрасную дрожь.
А что можем найти мы в поэзии Фета? Нужна ли она нам сегодня со своим «неясным бредом», мечтаньями и снами? Выбор делать вам.
(Звучит 1 концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова)
Выходят ведущие.
1-ый ведущий: В 1820 году в небольшом германском городке появился русский помещик Афанасий Шеншин, небогатый, не красавец, не первой молодости. Трудно понять, чем пленил он молодую немку Шарлотту Фет, но она бросила мужа, отца, годовалую дочь, все родное и близкое и бежала с Шеншиным в Россию, в его имение.
А 29 октября 1820 года в селе Новоселки Орловской губернии родился будущий поэт. Детство было нерадостным, вспоминалось впоследствии невесело. Самым близким другом Фета был с детских лет и навсегда остался Иван Борисов - мальчик из соседнего поместья.
2-ой ведущий: Вот что писал Фет другу в 1850 году: «С тобой, мой друг, я люблю окунаться душой в ароматный воздух первой юности, только при помощи товарища детства душа моя об руку с твоей любит пробегать по оврагам, заросшим кустарником и ухающим земляникой и клубникой, по крутым тропинкам, с которых спускали нас деревенские лошадки, но один я никогда не уношусь в это детство - оно представляет мне совсем другие образы - интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери и переживание в страхе изо дня в день».
1-ый ведущий: Когда Афанасию исполнилось 14 лет, его отвели в немецкий пансион в Лифляндню (сейчас - Эстония). А вскоре мальчик оказался «без фамилии». Власти постановили, что «означенного Афанасия сыном г. ротмистра Шеншина признать не можно» (поскольку Шарлотта Фет обвенчалась с Шеншиным после рождения сына, а приехала в Россию за 2 месяца до появления ребенка). Мальчик получил «честную фамилию», ставшую для него источником бесчестья и несчастья. Фет лишался всего: прав дворянина, права быть помещиком, называть себя русским. Но самое главное: лишался возможности без позора объяснить свое происхождение.
Всю жизнь Фет считал свое переименование тяжелейшей катастрофой. Тридцать лет проносив имя Фет и прославив его, он пишет жене: «Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им - Фет».
/Звучит мелодия романса П.И. Чайковского «Уноси мое сердце...»/
1-ый ведущий: В 1838 году Фет поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. Увлечение поэзией, возникшая вера в свое поэтическое признание были, конечно, причиной выбора факультета. Впрочем, «словесные науки» мало захватывали Фета: учился он плохо и вместо полагавшихся тогда 4 провел в университете б лет. Но эти годы были периодом большой поэтической работы и быстрого роста поэта. «Вместо того чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал новые стихи», - вспоминал впоследствии Фет об этом времени.
2-ой ведущий: В 1840 года девятнадцатилетний поэт выпускает сборник своих стихов «Лирический пантеон», а со следующего года систематически начинает печататься в московских и петербургских журналах. Талант молодого поэта оценил Белинский. "Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г. Фет",-пишет он в 1843 году, а в следующем году отзывается о стихах Фета как «истинно поэтических».
1-ый ведущий: 1843 год. Фет покидает Москву. Позади университет, кружок А. Григорьева. Впереди - провинциальный полк в Херсонской губернии, куда Фет поступает на военную службу нижним чином. Что за странный поступок? Сам поэт дал впоследствии точное объяснение этому. На военной службе скорее, чем на какой-нибудь другой, он мог начать осуществление своей цели - дослужиться до потомственного дворянства, тем самым хотя бы частично вернуть утраченное. Однако покупалось это весьма дорогой ценой - полная оторванность от привычной среды, литературной жизни, новых книг, материальные трудности. «Как Сизиф, - пишет лон в это время, - тащу камень счастья на гору, хотя он уже бесконечные разы вырывался из моих рук». Во имя поставленной цели Фет терпит все мучения 13 лет.
2-ой ведущий: В этой безотрадной жизни вспыхнул было солнечный луч: произошло одно из самых радостных и самых трагических ее событий. Фет знакомится с несколькими семействами херсонских помещиков, которые ценили его как поэта. Среди них помещик и третьестепенный поэт А.Ф. Бржеский. Через семейство Бржеских Фет знакомится с дочерью бедного окрестного помещика 20-летней девушкой Марией Лазич. В своих письмах-мемуарах он называет ее вымышленным именем: Елена Ларина. Это не случайно. Как и пушкинская Татьяна, была исключением в той среде, к которой принадлежала, - натурой незаурядной, талантливейшей музыкантшей, заслужившей похвалу самого Листа, страстной любительницей поэзии. «Я встретил существо, которое люблю - и, что еще, глубоко уважаю», - пишет Фет другу.
Можно с большим основанием думать, что именно сближением с Лазич подсказано одно из самых благоуханных созданий мировой любовной лирики, сотканное из лунных лучей, соловьиных трелей, зыбкой и таинственной ночной светотени, и торжествующей утренней зари - стихотворение «Шепот, робкое дыхание...» Строчки эти вдохновили многих композиторов. Одним из многих романсов на стихи Фета считается романс М. Балакирева.
1-ый ведущий: Но любовь эта не принесла счастья. М. Лазич была бесприданницей. И ни чувство, ни сознание того, что он встретил женщину, способную понять его и осветить жизнь его любовью, не смогли победить убеждения Фета в том, что он окончательно погибнет, женившись на бедной. Отвердевшая под непрестанными ударами судьбы навязчивая идея не допускала шага, который мог бы закрыть и без того ненадежный путь к цели. И во имя этой идеи-страсти Фет отказывается от любви. А вскоре М. Лазич умерла ужасной смертью, тайна которой до конца не раскрыта. Как рассказывали поэту, в тот трагический час она лежала в белом кисейном платье, читала книгу. Закурила, спичку бросила на пол. Спичка продолжала гореть. От нее загорелось платье. Через несколько мгновений девушка вся была в огне. Спасти ее не удалось.
2-ой ведущий: Воспоминание об этом трагическом романе во всю жизнь не утратила для поэта своей остроты, и ряд замечательных стихотворений связан с этими воспоминаниями. До глубокой старости он писан стихи-обращения к ней, к своей загубленной любви.
(Чтение стихотворения «Старые письма»)
Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давно-давно утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.
Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку, -
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! -
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.
1859
2-ой ведущий: С пера поэта срывались слова любви, раскаянья, тоски, часто
удивительные по бесстрашной откровенности. М. Лазич посвящено одно из
лучших стихотворений Фета, написанное им уже на склоне лет - «Alter Ego».
(Чтение стихотворения «Alter Ego»; звучит мелодия романса
П. Чайковского «Я тебе ничего не скажу...»)
ALTER EGO
Как лилея глядится в нагорный ручей,
Ты стояла над первою песней моей,
И была ли при этом победа, и чья,-
У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?
Ты душою младенческой все поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
Та трава, что вдали, на могиле твоей,
Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы как боги с тобой.
У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!
Январь 1878
Примечания:
Alter Ego - Второе я (лат.).- Ред.
1-ый ведущий: Судьба Фета круто меняется в 1853 г. Ему удается перейти в гвардейский лейб-уланский полк, и Фет получает возможность часто бывать в Петербурге, встречаться с писателями. Его стихи печатаются в «Современнике», его имя становится все более известным.
В 1857 г. Фет женился на М.П. Боткиной, дочерью крупного чаеторговца и сестре критика В.Ф. Боткина. Марья Петровна была женщиной образованной. хорошей музыкантшей. Она стала помощницей мужа и в литературных, и в хозяйственных делах. Но самое главное, она была сердечно предана мужу, привязана к нему. Это Фет всегда чувствовал и не мог не быть благодарным.
2-ой ведущий: Но судьба и сейчас не дает ему насладиться счастьем! Как было понять Чернышевскому и Добролюбову, этим «столпам» революционной критики, мысли о том, что искусство не может быть «дидактическим», что оно должно быть «чистым» от всякой «злободневности»: искусство - поэзия в особенности - связано лишь с «вечным идеалом красоты». А что вообще может быть вечным в этом мире? Природа и любовь... Таких «реактивных» взглядов революционеры-демократы потерпеть не могли. Они быстро «подобрали» Фету место в русской поэзии. Добролюбов в знаменитой статье «Темное царство» пишет: «... г. Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и однако ж отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе». Фет был отлучен от «Современника» в 1859 г.
1-ый ведущий: И поэт бежал от города, от света, от журналов, от литературной среды, от чиновников - бежал в глубь внутренней губернии, в глубь России. На два десятилетия Фет становится деятельным помещиком. Но Степановка не только земля, но и почва, на которой смогло произрастать все, что посажено Фетом, здесь-то и поднялась многоветвистая крона его лирического древа.
Поэт! И я обрел, чего давно искал,
Скрываясь от толпы бесчинной;
Среди угодных полей и тень я отыскал
И уголок земли пустынной.
Воображение густо населило эту пустыню образами. Здесь Фет обрел росу на кустах, звезды в небе, обрел возможность неторопливо служить своей музе.
/Чтение стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист...»/
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
2-ой ведущий: Природа - мудрый советчик человека. Она тесно связана с ним. Она помогает решать загадки тайны человеческого бытия. Человек глядится в природу и создает свои законы и возможности. Но это невозможно без зоркости души! По мысли Фета, «поэт - тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит». И Фет в полной мере обладал этим свойством истинного художника. Это подчеркнул и Тютчев в своих строках о Фете:
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел -
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел.
1-ый ведущий: В 70-е годы Фет сближается со Л. Толстым. Сестру Софьи Андреевны Толстой - Татьяну Андреевну Кузьминскую - Фет впервые увидел, когда ей было 15-16 лет. Она так вспоминала о первом впечатлении от Фета: « Он обедал у нас и поразил нас своим живым юмором и, веселым остроумием, и своим оригинальными суждениями». Потом были еще встречи, для Фета очень памятные. Татьяна Андреевна была женщиной живой, обаятельной, с хорошим голосом. В историю русской литературы она вошла не только благодаря посвященному ей стихотворению Фета. Она была одним из прототипов толстовской Наташи Ростовой. Вот что она вспоминала: «Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную.
Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытывала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасиевич подошел ко мне и попросил повторить... Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует гак же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении. Было 2 часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Афанасий Афанасиевич, поздоровавшись со старшими, подошел ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги: «Это Вам в память вчерашнего Эдемского вечера».
/Чтение стихотворения «Сняла ночь. Луной был полой сад...»/
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
«Комментатор»: В стихотворении 2 основные темы - любовь и творчество. Они слиты воедино. Любовь для Фета - самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство - самое прекрасное. Стихотворение - о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Произведение очень живописно и очень музыкально. Уже самое начало стихотворения удивительно по яркой выразительности и зримости. Живо видишь затемненную гостиную и за ее окнами сад - полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную, поражающую наше воображение, что о музыке в первых строках прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали...»
Поэт рисует предмет, подталкивая наше воображение, заставляет увидеть и услышать то, что с ним связано. Не последнюю роль в зрительном и акустическом воздействии фетовского образа играет звукопись: «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног... » Согласные Л и Р - самые звучные, певучие - строится звуковой образ. Слова в стихотворении - движущиеся; движение слов и звуков идет к лирическому итогу, который заключен в 4-х последних строках:
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной.
Как только веровать в рыдающие звуки.
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Здесь - и эмоциональное, и звуковое, и смысловое завершение стихотворения. Это - гимн прекрасному в жизни и прекрасному в искусстве. И любовь, и женщина, и «рыдающие звуки» рояля - явления прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить его - высокое счастье поэта и высшая его цель.
/Звучит мелодия романса С. Рахманинова «Какое счастье.../
1-ый ведущий: Так что же это за человек, который всю жизнь стремился к богатству, к славе, к удовлетворению тривиального честолюбия, а получив все это в конце жизни, так и не успокоился, так и не перестал мучиться? По рассказу секретаря поэта, перед смертью Фет продиктовал ей записку: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». Подписавшись под запиской и поставив дату, Фет взял со стола стилет, служивший ему разрезальным ножиком. Секретарь вырвала у него нож, порезав себе руку. Тогда Фет пустился быстро бежать по комнатам в столовую и попытался открыть шифоньерку, в которой лежали столовые ножи, но упал на стул и умер от разрыва сердца.
2-ой ведущий: Как понять Фета, который всю жизнь был пессимистом и на вопросы «Альбома признания» отвечал так:
Где бы желали жить?
Нигде.
К какому народу желали бы Вы принадлежать?
Ни к какому.
Долго ли бы Вы хотели жить?
Как можно короче.
А в конце жизни написал такие строки:
Сад весь в цвету, Вечер в огне.
Так освежительно-радостно мне?
Вот я стою. Вот я иду.
Словно таинственно речи я жду.
Эта заря, эта весна
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн, Плачу ли я,
Ты - благодатная тайна моя.
Его тайна - это поэзия. Здесь была его настоящая жизнь, здесь его любовь, его душа. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами - вот основное эмоциональное содержание поэзии Фета. Его лирическая миссия - певец любви и природы.
Преподаватель
Мир Фета -это особый мир.
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
Может быть, стоит прислушаться к Ф.М Достоевскому, который сказал:
«Положим, что мы переносимся в 18 столетие, именно в день Лиссабонского землетрясения. Половина жителей Лиссабона погибает: дома разваливаются, имущество гибнет, всякий из оставшихся в живых потерял или имение, или семью... В Лиссабоне живет в это время какой-нибудь известный поэт. На другой день утром выходит номер лиссабонского «Меркурия». И вдруг на самом видном месте листа бросится всем в глаза что-нибудь вроде следующего: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья...» Не знаю наверное, как приняли бы свой «Меркурий» лиссабонцы, но мне кажется, они тут же казнили бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта... Поэта-то б они казнили, а через 20, через 50 лет поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи вообще, а вместе с тем и за «пурпурные розы» в частности».
Может быть, действительно, только «красота спасет мир»?
/Звучит романс Н. Метнера «Шепот, робкое дыханье...»/
Список использованной литературы.
Галкин А. Русские писатели. М: Белый город, 2003.
Литература в школе. № 8, 1999
Фет А. Стихотворения. М : Советский писатель. Олимп, 1991.
Некрасов Н.А. Избранное. М: Советский писатель, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Локальный Акт. Положение О ПРОВЕДЕНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОСВЯЩЕННЫХ 70-летию ПОБЕДЫ в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.
Патриотическое мероприятие среди учащихся проводятщееся на основании совместного решения руководства и педагогического коллектива образовательного учреждения и плана воспитательной работы на 2015 учеб...
Методическая разработка для проведения открытого урока по дисциплинам ОП.01 Инженерная графика и ОП.01.02 Компьютерная графика
Открытый урок проводится в форме олимпиады и позволяет актуализировать знания, полученные при изучении дисциплины общепрофессионального цикла ОП.01 Инженерная графика и входящей в ее состав дисциплины...
Сценарий открытого мероприятия, посвященного 100-летию завода «Электросталь»
Сценарий открытого мероприятия, посвященного 100-летию завода «Электросталь» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 09.01.03 мастер по о...
Методическая разработка для проведения внеаудиторного мероприятия по теме: "Посвящение в студенты"
Методическая разработка для проведения внеаудиторного мероприятия по теме: "Посвящение в студенты"...
Методическая разработка на проведение открытого мероприятия « Любовь, как много в этом слове»
Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия содержит методику проведения и сценарий внеклассного мероприятия «Любовь .как много в этом слове».Может быть использован...
Методические разработки по проведению внеклассных мероприятий с целью подготовки обучающихся безопасному поведению в местах массового скопления людей
Данная методическая разработка содержит план внеклассных мероприятий по подготовке обучающихся безопасному поведению в местах массового скопления людей на год. С целью реализации этого плана, Ваш...
Методическая разработка по проведению урока мужества, посвященного Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля)
Методические рекомендации по проведению урока мужества, посвященного Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля). Рекомендуется использовать этот матери...