Урок по краеведению в 5 классе в рамках перехода на ФГОС и ИКС в рамках курса "История Саратовского Поволжья"
методическая разработка на тему
Представлена методическая разработка урока в 5 классе на тему "Деревня богата-так и город богат", где изучается Саратовский край в 60-80 годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования
Саратовской области
ГАУДПО «СОИРО»
Кафедра гуманитарного
и эстетического образования
Деревня богата – так и город богат
Итоговая работа на КПК
по ДПП «Обучение
«Истории Саратовского
Поволжья» в рамках
перехода на ФГОС и ИКС»
Чанкиной Людмилы
Владимировны,
учителя истории
МАОУ СОШ №19
Балаково,2018
Урок краеведения в 5 классе по теме «Деревня богата – так и город богат»
Цели деятельности учителя | Знакомить учащихся с важнейшими событиями родного края и формировать у них представление о малой Родине как частице великой России. |
Тип урок | «Открытие» нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Формировать единое историческое пространство у учащихся на историческом периоде развития родного края в 60-80 годы 20 века. В частности познакомить учащихся с развитием села и рассмотреть необходимость строительства Саратовского оросительного канала для нашего края. Метапредметные: Коммуникативные: Формировать навыки учебного сотрудничества в холе индивидуальной и групповой работы; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия, анализируя его. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме по самостоятельно составленному плану; выделять существенную информацию из устного сообщения; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; обобщать, т. е. осуществлять выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Личностные: формирование познавательного интереса, навыков исследовательской деятельности. |
Методы и формы обучения | Деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Учебный комплект | Петрович Владимир Глебович. Рассказы по истории Саратовского Поволжья. Учебное пособие для учащихся 4-5 классов общеобразовательных организаций Саратовской области |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация. |
Сценарий урока
LЭтап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А чтобы начать урок, нам надо зарядиться (успехом) успешностью. Скажите себе: «Я буду успешным! У меня все получится! Я буду думать! Я буду стараться! Я буду доброжелательным!»
Сегодня мы работаем на рабочих листах. Давайте запишем число «5 апреля. Классная работа».
П. Этап актуализации опорных знаний
- К нам пришло видеосообщение. Давайте посмотрим.
«Внимание! К вам обращается сотрудник информационного агенства «Новости родного края». Срочно требуется помощь обучающихся 5 класса за 45 минут собрать и обработать краеведческий материал о 60-80 годах XX столетия. О чем или о ком конкретно собрать материал? Вы узнаете, когда расшифруете код, показав себя интеллектуальными собеседниками.
- Ну что ж, ребята. Мы должны помочь! Каждый из вас становится супер-агентом. Ваши персональные данные уже занесены в базовый компьютер.
- Приступаем к сбору информации. Что же нам нужно сделать в первую очередь? Определиться о чем будем собирать информацию. Для этого надо расшифровать код.
- Итак! Начинаем работать. На доске кроссворд, разгадав его, мы узнаем тему нашего урока.
-В какой местности вы проживаете ?(городской)
-Чем питаются горожане? (мясом, фруктами, овощами)
-Где все это выращивают? (в селе, деревне)
- – Итак, вы расшифровали код. Это слово «Деревня».
- А скажите, пожалуйста, может ли существовать город без деревни? (нет, так как деревня обеспечивает город продовольствием)
-Значит, если деревня богата, так и город богат?(да)
_ Как вы думаете, как же называется тема урока?(правильно)
Запишите тему урока «Деревня богата – так и город богат»
- Как вы думаете, какова же цель сегодняшнего урока?(узнать о жизни деревни в 60-80 годы в Саратовском крае)
-Какие мы поставим перед собой задачи?
(Рассмотреть как развивалось сельское хозяйство в эти годы?; С какими трудностями столкнулись сельские жители, чтобы вырастить хороший урожай?; Узнать о жизни наших бабушек и дедушек, которые жили в эти годы в деревне и что им запомнилось из их жизни?)
III. Этап открытия новых знаний
- Вы уже знакомы с историей села в 20-30 годы. Какие события из жизни села вы запомнили и что можете об этом кратко рассказать.
(ребята рассказывают о коллективизации)
- Какие трудности преодолевали крестьяне в данный период? (голод)
-А почему был голод? (частые неурожаи и т. д.)
Вывод: жизнь крестьян в стране и в нашем крае была тяжелой и она зачастую зависела от климатических и природных условий.
- А мы начинаем сбор информации
Жизнь крестьян изменилась с годами. Как жили простые колхозники в 60-80годы?
-Кто из вас заранее собрал материал и подготовил сообщения о жизни своих родных дедушек, бабушек, проживающих в деревне в 60-80 годы? Что им особенно запомнилось?
(сообщение учащихся)
Вывод:
3.В рассказах о восстановлении хозяйства Саратовского Поволжья после Великой Отечественной войны и об освоении целинных и залежных земель вы уже знаете о том, что наша область расположена в зонах рискованного земледелия. Что нужно было сделать, чтобы бороться с засухой?
Поэтому во второй половине 1960 годов было принято решение начать строительство оросительной системы в Левобережье нашей области.
IV. Этап построения проекта и его реализация.
Мы продолжаем сбор информации по нашей теме
- Работа по группам (работа с ватманами: наклеивают иллюстративный материал по темам)
1.Группа географов (рассказывает о географических и природных особенностях нашего края.
2.Группа историков (рассказывает об истории оросительных каналов построенных в нашей стране).
3.Группа краеведов (рассказывает о строительстве Саратовского оросительного канала)
V. Этап первичного закрепления.
Выступление с проектами учащихся
VI. Физминутка
VII. Этап самостоятельной работы
- Как вы думаете изменилась ли жизнь колхозников в 60-80 годы после того как был построен оросительный канал?
-Задание (работа с учебником) по тексту. Учащиеся называют результаты сбора урожая по годам 1973-5 млн. тонн зерна, 1974-6 тонн зерна и т. д.
-Как живут сегодня крестьяне?
(работа с учебником по документу (Жизнь крестьянина Кудашкина Ивана Семеновича села Куст Петровского района)
Выводы учащихся
VIII. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.
- Необходимо закончить обработку информации и отправить отчет сотрудникам информационного агенства «Наш край». Для этого проверим те знания, которые вы сегодня получили на уроке.
Тестирование учащихся
IX.Рефлексия.
1.Давайте вспомним начало урока и с чего все началось. С кодового слова «Деревня»
2.Выберите стикер, соответствующего цвета:
Я работал быстро, самостоятельно – красный
Я работал хорошо, но с помощью других – зеленый
Я работал медленно, много ошибался – желтый
И напишите, на сколько процентов из 100 вы оцените свою работу. Прикрепите на доску.
3.Домашнее задание
А) Расскажите о своей даче, что выращивают ваши родитель и отчего зависит урожай
Б)Рисунки деревни, где вы проводите свои каникулы
В) Подготовьте рассказ о быте и повседневной жизни крестьян 60-70 годов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС.
Краткая информация об организации самостоятельной работы студентов на дисциплинах общеобразовательного цикла....

Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС
В статье "Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС" рассказывается о реализации компетентностного по...
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (в рамках реализации ФГОС ООО)
Программа по обществознанию 5-9 классы разработана творческой группой учителей о.Муром в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре учебной программы. Рабочая программа по обществознанию разрабо...

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения обучающихся на уроках физики в условиях перехода на ФГОС
программа профессионального развития...

ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО
ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО...

ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО
ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО...

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках перехода на ФГОС.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье учащихся отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В условиях современной социально-экономической ситуа...