История революции 1917 года на карте современного Петербурга.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
История революции 1917 года на карте современного
Петербурга.
Историко-культурный стандарт включает в перечень «трудных вопросов» ряд вопросов отечественной истории, вызывающих острые дискуссии в обществе и для многих учителей объективные сложности в преподавании. К числу таких противоречивых вопросов истории ХХ века относится и Великая российская революция, под которой современный историко-культурный стандарт подразумевает все процессы в России с 1917 по 1922 год.
Методика преподавания и принципы освещения событий 1917 года требуют поиска новых подходов и необходимости популяризации исторических знаний о событиях 1917 года в среде молодежи. Современные методы преподавания подразумевают большую активность учащихся на уроках и внеурочной работе, выделяя практическую направленность курса. Историко-культурный стандарт направлен на развитие исследовательской компетенции учащихся и важнейшими задачами преподавателя является способствовать овладению учащимися исследовательскими приемами, способами поиска и отбора информации, развитию их критического мышления.
Изучение региональной истории, истории Петербурга-Петрограда дает более широкие возможности для самостоятельности и творчества в процессе обучения, позволяет реализовывать новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы.
Наш город являлся ареной важнейших для России политических событий, «колыбелью революции». При любом развитии событий история оставляет следы на именах улиц городов. По названию улиц вполне можно изучать и многочисленные исторические события и биографии людей – участников этих событий. Зачастую их имена менялись в зависимости от политической, идеологической или иной конъюктуры. Улицы Петербурга – не исключение.
Одной их форм работы при изучении вопросов революции 1917 года в нашем учебном заведении стала работа над ученическим проектом о революции 1917 года.
Цель: способствовать осмыслению такого сложного и значительного исторического явления как революция 1917 года.
Необходимо было создать такие педагогические ситуации, при которых учащиеся: - приобретают «вкус и желание» (познавательный интерес) к изучению истории переименования улиц города,
- делают открытия в знакомом городском окружении.
Предварительно среди учащихся был проведен опрос. Были отобраны улицы, названные в честь революционных событий и участников революции 1917 года и сохранившиеся на карте современного Петербурга. Затем их имена назывались участникам опроса и предлагалось вкратце сказать, каковы заслуги данного человека перед страной. Так список улиц включал: ул. Крупской, ул.Крыленко, ул. Дыбенко, пр. Елизарова, ул. Огнева, ул. Воскова, ул. Восстания, ул. Подковырова, ул. Егорова, ул Маркина, ул. Шкапина, ул. Михайлова. Выводы: названия улиц скорее привычны, чем символичны. Большинство не знают в честь кого улицы названы, поэтому никакого негатива в их названиях не видят.
Цель : исследовать исторические этапы переименования улиц, названия которых связаны с революцией 1917 года.
Актуальность темы: знать о людях, именами которых названы улицы города, означает знать историю страны, где ты живешь.
Задачи: собрать информацию о названиях улиц, связанных с революционными событиями 1917 года, изучить историю их названий и переименований, выделить основные этапы и причины переименований.
Объект исследования: улицы города.
Предмет исследования: названия улиц, связанные с событиями и участниками революции 1917 года.
Методы исследования: - информационный поиск по исторической и краеведческой литературе,
- сбор информации в сети Интернет,
- анализ информации,
- подготовка рефератов и презентаций.
История названий улиц многослойна. Наш город пережил несколько волн переименований, продиктованных политическими мотивами. Правящие режимы сменяли друг друга, выдающихся деятелей объявляли преступниками, старые имена стирались с лица города.
Массовые переименования начались после 1917 года. Подобно тому, как «Декрет о монументальной пропаганде» 1918 года предусматривал снос памятников «воздвигнутых в честь царей и их слуг» и установку новых во славу «великих революционеров», изменение топонимов должно было служить разрыву с историческими традициями и пропаганде новых идей. В переименовании господствовала революционная и советская тематика, поэтому многие улицы были переименованы в честь деятелей революционного движения ( Литейный пр. – в пр. Володарского, Владимирский пр. – в пр. Нахимсона, Шпалерная ул. – в ул. Воинова, Итальянская ул. – в ул. Ракова и т.д.) или в названия-символы новой эпохи (напр. Невский пр. – пр. 25Октября, Пороховское шоссе – в шоссе Революции, Знаменская ул. – в ул. Восстания, Троицкая пл. – в пл. Революции, Лафонская пл. – в пл. Пролетарской диктатуры и т.д.)
В 20-30-е г.г. прошло несколько волн переименований, связанных, с одной стороны, с последовательным истреблением исторических топонимов, с другой – с постоянными чистками, в ходе которых в партийных рядах выявлялись и ликвидировались все новые « враги народа» (например, Гатчину, которую в 1923 году переименовали в Троцк в честь Троцкого, в 1929 году повторно переименовали в Красногвардейск).
В блокадном Ленинграде с инициативой возвращения исторических названий улицам и площадям города выступил главный архитектор города Н.Баранов. В итоге в 1944 году исторические имена были возвращены 19 объектам (например, Невский пр. (пр. 25Октября), Дворцовая пл. (пл. Урицкого), Исаакиевская пл.(пл.Воровского), Литейный пр. (пр.Володарского). Решение о возвращении названий было признанием героического подвига блокадного Ленинграда.
Переименования 1960-х годов связаны с началом массового жилищного строительства и закреплением определенной тематики в наименовании улиц. Так, например, в Невском районе закрепилась революционная тематика, увековечивались революционные события и деятели революционного движения ( пр. Большевиков, Искровский пр., ул. Дыбенко, ул.Крыленко, ул.Колонтай и т.д.).
Новая волна переименований началась после возвращению городу его исторического названия – Петербург в 1991 году. Началось массовое возвращение исторических названий улицам, проспектам и площадям (ул. Гороховая (ул. Дзержинского), Каменноостровский пр. (Кировский пр.), Троицкая пл. (Пл. Революции) и т.д.)
На сегодняшний день интенсивность переименований стала снижаться, все больше стремясь к нулю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме «Революция 1917 года и Гражданская война в России».
Проверка знаний обучающихся по теме «Революция 1917 года и Гражданская война в России»....
Народное просвещение в г. Саратове после революции 1917 года.
Народное просвещение и школьное образование в г. Саратове после революции 1917 года....
Внеклассное мероприятие к 100-летию Октябрьской революции 1917 г. "Революционное наследие Санкт-Петербурга"
В рамках празднования 100-летия Октябрьской революции 1917 г. студентами СПб ГБПОУ «Пожарно-спасательного колледжа «Санкт-Петербургского центра подготовки спасателей», был подготовле...
Народное просвещение в г. Саратове после революции 1917 года
Ниже представлена информация о школьном образовании в Саратове после революции 1917 года....
Статья "Работа с документами на уроках истории на примере изучения Великой Российской революции 1917 года" - из опыта работы
В статье представлены приемы использования исторических документов при изучении Российской революции 1917 года, делается упор на необходимости и важности использования на уроках первоисточников....
Великая российская революция. Октябрьская революция 1917 года. Урок.
Урок на тему "Великая российская революция. Октябрьская революция 1917 года." для студентов 1 курса СПО и учеников 10 класса. Помимо фактического материала и иллюстраций, в представленном ма...
Статья по дисциплине «История России» по теме: «Влияние революции 1917 года на русское искусство»
Дополнительный материал к уроам истории...