теоретического занятия по теме учебной дисциплины “ Анатомия и физиология человека”: "Внутренняя среда организма".
методическая разработка на тему
Теоритическое занятие по учебной дисциплине "Анатомия и физиология человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk_sayt.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
“Ростовский базовый медицинский колледж”
План
теоретического занятия по теме учебной дисциплины
“ Анатомия и физиология человека”:
«Внутренняя среда организма. Биологические константы».
План теоретического занятия.
Тема занятия – Внутренняя среда организма. Биологические константы.
Тип занятия:передача и усвоение новых знаний.
Вид занятия – лекция.
Методы–Репродуктивный, наглядный, индуктивный.
Цели занятия -
Образовательные:
- дать общие понятия гомеостаза, целостности организма, внутренней среды, компонентов внутренней среды);
- подвести к четкому пониманию студентами специальных терминов и понятий;
- изучить
Развивающие:
Развивать:
- умение студентов целостно воспринимать информационный материал, анализировать его;
- навыки устной и письменной речи, память, логическое мышление.
Воспитательная:
Воспитывать:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей; Обеспечение занятия:
- Наглядные пособия – Таблицы :
- Учебно-программная документация – ФГОС СПО, рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека».
Методические материалы – мультимедийное сопровождение лекции.
Технические средства обучения – мультимедийный комплекс.
Информационное обеспечение - Швырев А.А . Анатомия и физиология человека.
СТРУКТУРА, СОДДЕРЖАНИЕ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЯ
По теме «Внутренняя среда организма человека. Биологические константы».
№/№ п/п | Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения. | Время | Форми- руемыеОК и ПК | Добавления, замечания, исправления. |
1 | Организационный момент | 3 мин | Готовность аудитории к занятию. Проверка присутствующих. | |
2. | Этапы занятия | 87 мин | ||
-понятие внутренней среды, ее компоненты. | 5 мин | ОК 1.1 ПК 1.2 | Клод Бернар | |
- Понятие «биологические константы» их практическое значение в медицине. | 30 мин | Внедрение системы «СИ» в отечественное здравоохранение. | ||
-алгоритм «сдвига» биологических констант внутренней среды организма от показателей нормы | 15 мин | Схема алгоритма на доске | ||
- изучить адаптивные механизмы гомеостаза | 20 мин | Работа с учебником | ||
- описать гомеостатические процессы | 17 мин | Повторение общеобразовательного учебного материала. |
Лекция: «Внутренняя среда организма. Биологические константы».
Гомеостаз – это относительное постоянство внутренней среды организма, ее физико-химических и биологических свойств.
Термин введен в Х1Х веке Клодом Бернаром и американским физиологом Кэнноном в 1932 году.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая и церебро - спинальная жидкость.
Функции этих компонентов:
- участие в процессах обмена в-в
- поддержка гомеостаза.
Гомеостаз характеризуется биологическими константами, то есть устойчивыми количественными показателями, которые характеризуют в свою очередь нормальную жизнедеятельность организма.
К биологическим константам относятся:
Активная реакция крови
Уровень сахара в крови
Уровень различных питательных веществ крови
Осмотическое давление
Онкотическое давление
Артериальное давление
Температура.
Гомеостаз и свойства внутренней среды относительны, так как в процессе жизнедеятельности создаются условия для ее изменения.
Основной механизма, который обеспечивает саморегуляцию состава внутренней среды – это непрерывно происходящая работа ряда органов и физиологических систем.
Например: расходование питательных веществ в процессе жизнедеятельности попопняется за счет функционирования пищеварения. Но! Функциональные возможности этого главного механизма не беспредельны.
Так, при длительном пребывании организма в неблагоприятных условиях может произойти нарушение гомеостаза, а в некоторых случаях – смерть.
Например, повышение или понижение окружающей среды приводят к перегреванию или охлаждению тела, что в свою очередь может привести к смерти.
Гоместатические реакции имеют приспособительный характер.
Например: в норме сахар крови равен 4 – 6 ммоль\л. Если понижается или повышается его уровень, то под влиянием гомеостатических реакций происходит его нормализация.
Иллюстрацией этого является следующий пример:
Снижение сахара ______ приводит к активации симпатической нервной системы, которая стимулирует выделение адреналина из мозгового вещества надпочечников в кровь, оттуда адреналин попадая в печень стимулирует в свою очередь активность ферментов, расщепляющих гликоген до глюкозы. Глюкоза поступает в кровь. Таким образом уровень сахара в крови возвращается к нормальным показателям. Одновременно подключаются следующие железы организма человека:
Поджелудочная - гормон глюкагон влияет на нормализацию уровня сахара в крови
Кора надпочечников – глюкокортикоидные гормоны также выравнивает уровень глюкозы
Гипофиз стимулирует выработку соматотропина, которые оказывает нормализующее действие на уровень сахара в крови.
Эти примеры подтверждают то, что организм человека функционирует как единое целое и представляет собой саморегулирующую системы, в которой согласованная работа всех органов и систем обеспечивается следующими механизмами:
Гуморальным и нервным.
Гуморальный механизм характеризуется следующими особенностями:
Он сформировался в процессе эволюции первым, когда появились кровь и кровообращение
Осуществляется он за счет гормонов, медиаторов, продуктов обмена веществ, активных веществ крови, лимфы и церебро - спинальной жидкости. Этот механизм универсален для всех живых организмов. Работает по принципу: «всем, всем, всем!!!» \ А. А. Ухтомский \.
НО! Быстрая перестройка деятельности организма, изменение го функций невозможна, так как этот вид регуляции ограничен скоростью движения крови по сосудам: от 0,5 до 500 мм\ сек.
Нервный механизм сформировался в результате появления нервной системы.Он обеспечивает быструю перестройку функционирующих органов в соответствии с условиями существования, так как скорость прохождения нервного импульса от 120 до 140 метров\сек. Нервный механизм подчиняет себе гуморальную регуляцию, поэтому мы всегда говорим о единой нервно-гуморальной регуляторной функции.
Например: повышение СОв клетках возбуждает нервные клетки дыхательного центра, находящегося в продолговатом мозге. Из центра на дыхательные мышцы поступает сигнал, что в свою очередь приводит к учащению ритма и глубины дыхания. Это в свою очередь способствует удалению СО из организма.
Все системы обмена веществ и Е работают эффективно лишь в узких предедах по обе мторны от оптимальных условий:
Влево__________Оптимум____________вправо
Уменьшение норма повышение.
Работа органов и систем, участвующих в гомеостазе, состоит в том, чтобы, работая порознь и сообща, препятствовать отклонениям от оптимума.
Для этого есть так называемые адаптивные механизмы. К ним в первую очередь относятся:
1\ регуляция содержания дыхательных газов в крови- обеспечивается регуляцией активности дыхательных центров с помощью отрицательной обратной связи, которую осуществляют импульсы от механо – и хеморецепторов. Первые находятся в стенках трахеи и легких, а хеморецепторы - в стенках аорты, сонных артерий, продолговатом мозге.
2\ регуляция уровня метаболитов в крови. Это сложный гомеостатический механизм, который иллюстрируется следующим примером:
повышение уровня глюкозы стимулирует секрецию инсулина бета- клетками поджелудочной железы. Понижение уровня сахара в крови приводит к угнетению секреции инсулина и к стимуляции альфа-клетками выработки глюкагона., котррый расщепляет гликоген, повышая количество глюкозы в крови до нормальных величин.
3\ регуляция ритма сердца и артериального давления включают деятельность вегетативной нервной системы.Двеформы отклонений ритма от номы:
брадикардия – замедление ритма.Причина этого изменение электрической активности синоатриального узла в сердце и гипофункция щитовидной железы.
тахикардия- учащение ритма связано сактивацией функции щитовидной железы или эмоциями.
Устранению временной тахикардии или брадикардии способствуют антагонистическое воздействие на синоартриальный узел со стороны симпатической и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы.
Вообще под кровяным давлением подразумевают давление крови на стенки кровеносных сосудов Кровяное давление измеряют в плечевой артерии с помощью сфигмоманометра.
Систолическое давление – или верхнее давление - это результат сокращения желудочков оно равно 120 мм\рт.ст.
Диастолическое давление–или нижнее - отражает давление крови в артериях при расслаблении желудочков сердца \его величина в норме 80 мм.рт.ст. В аптеках сейчас висят красочные плакаты, в которых дано новое соотношение верхнего и нижнего давлений в норме-130 и 90 соответственно\. Кровяное давление зависит от возраста и пола, состояния здоровья человека. На кровяное давление влияют как сила сердечных сокращений, так и сопротивление периферических кровеносных сосудов. Сужение сосудов или уменьшение их эластичности приводит к повышению кровяного давления или гипертонии, что увеличивает нагрузку на сердце. Растяжение артериальных стенок приводит к ослаблению стенок сосудов, разрыву или закупорке сосудов тромбами, в итоге - в большинстве случаев к летальному исходу.
4\ защита от инфекций – многие механизмы от инфекций носят гомеостатический характер.
Главная неспецифическая защита у человека – кожа. НО! Многие возбудители инфекций: вирусы, бактерии, микроорганизмы, простейшие, плоские и круглые черви проникают через естественные отверстия, а иногда и через кожу. Присутствие токсинов или патогенных организмов приводит в действие такой зашитный механизм как активация таких форм лейкоцитов, как фагоциты,моноциты и лимфоциты.
5\ терморегуляция – известно, что тепло необходимо любому живому организму для предотвращения его от деградации и гибели. Известно, что живые системы могут обитать как при –40 градусов, так и до + 50 градусов по Цельсию. Главный источник тепла на Земле –это солнце. В организм тепло может поступать из 2 источников-это химические субстраты в виде пищевых продуктов из внешней среды и из их расщепления в ходе биохимических реакцийв клетке. В норме приходи расход тепла уравновешен. Система терморегуляции – является регуляторный центр в гипоталамусе, который является отделом промежуточного мозга. Сюда поступает информация от периферических терморецепторов кожи об изменении наружной температуры. В живых системах температура влияет на структуру ферментов, которые в свою очередь влияют на интенсивность обменных процессов. Температурная шкала усеченно выглядит так:
животная жизнь –от – 70 до + 80 градусов
растения –от –97 до + 85 градусов
температура тела человека +37
температура на Солнце – 6000 градусов по Цельсию.
Гомеостатические процессы:
1\ экскреция – выведение из организма ненужных продуктов обмена для сохранения равновесия биохимических реакций
А + В ==== С + Д
Важны побочные \ экскретируются \
Экскреция через любую проницаемую поверхность :
Легкие – СО. Водяные пары
Кожа – вода, мочевина, соли
Печень – желчные пигменты, переработанные отходы азотистого обмена
Почки – избыток солей
2\ осморегуляция - регуляция состава жидких сред организма, которые представлены растворами различной сложности : плазма крови, лимфа, церебро – спинальная жидкость и тканевая жидкость.
Например - в гипертоническом растворе идет потеря воды
В гипотоническом –наоборот- поглощение воды.
Постоянство внутренней среды организма человека поддерживается путем регуляции состава внеклеточной жидкости специальными органами – почками, а регуляция воды контролируется гормоном заднего отдела гипофиза – вазопрессином.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»
Ц Е Л И З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды тканей.Студент должен иметь представл...
Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине: Анатомия и физиология человека 31.02.01 Лечебное дело и Специальность: Сестринское дело 34.01.02.
Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине: Анатомия и физиология человека 31.02.01 Лечебное дело и Специальность: Сестринское дело 34.01.02. -2023г....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 3) (дисциплина "Анатомия и физиология)
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 3) (дисциплина "Анатомия и физиология)...
Методический материал с тестовым контролем по теме: "Внутренняя среда: Кровь" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
Методический материал с тестовым контролем по теме: "Внутренняя среда: Кровь" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...