Методические указания по выполнению практических заданий
методическая разработка на тему

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов,  задачи, обеспечение занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы закрепления теоретического материала, задания для практического занятия обучающихся и инструкцию по её выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчёта о проделанной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_sayt.docx71.05 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики

«Ижевский машиностроительный техникум им. С.Н. Борина»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК




                                                                     

                                                                         

                                                                         

2017

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов,  задачи, обеспечение занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы закрепления теоретического материала, задания для практического занятия обучающихся и инструкцию по её выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчёта о проделанной работе.

                                 

                                  Уважаемый обучающийся!

 

 

Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине ОУД.01 Русский язык созданы в помощь Вам для подготовки к практическим занятиям, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практического занятия, Вы должны ознакомиться с краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического занятия, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Практические занятия помогут Вам в формировании следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 01 способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК 2 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий;

ОК 4 способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК 10 способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке;

ОК 12 способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК 13 способность работать в коллективе и использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК 15 способность работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач;

ОК 16 способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию, стремление к повышению своей квалификации и мастерства.

Знать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфере общения.

- образную природу словесного искусства;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,                                 ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной                 задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

     Все задания к практическому занятию Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе работы результаты по приведенной методике.

   Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для получения допуска к зачету/экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическое занятие, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

     Внимание! Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий каждый четверг в 16.05. кааб.14.                                                                          

                                          Желаем Вам успехов!

                                         

                                    Темы практических занятий

ПЗ №1 Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.                                                Выполнение заданий по   обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.

ПЗ № 2 Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.

Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу

ПЗ № 3,4 Анализ структуры текста. Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста

ПЗ №5,6,7,8 Освоение видов переработки текста.

Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.

Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.

 ПЗ №9,10 Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.

ПЗ №11,12 Сопоставление устной и письменной речи.

  Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

ПЗ №13,14 Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.

  Наблюдение над выразительными средствами фонетики  

 ПЗ №15,16 Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа.

  Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.

  Лексический и фразеологический анализ слова.

ПЗ №17,18 Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.

  Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.

  Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.

ПЗ№19,20 Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

  Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами

ПЗ №21 Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.

  ПЗ№22,23,24 Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.  Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры.  Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами

ПЗ №25,26 Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.

ПЗ №27 Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.  

 Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.  Сопоставление лексического и грамматического значения слов.

 ПЗ№28 Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся.

  Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.

 ПЗ№29 Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.

 ПЗ№30 Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

 Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.

 ПЗ №31,32  Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.

Наблюдение над существенными признаками словосочетания.

Особенности употребления словосочетаний.

Синонимия словосочетаний.

ПЗ№ 33 Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.

ПЗ№34 Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.

Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.

Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.

ПЗ№35 Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.

Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.

Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.

ПЗ№36 Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.



                     

                                             

                                   

                                          Практическое занятие № 1.

Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.                                                Выполнение заданий по   обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.

Цель: обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку

Задачи:

  1. Закрепить понятие языковая норма, умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.
  2. Формировать навыки использования нормированной речи.
  3. Создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать познавательный объект (слово, предложение, текст).

Время на выполнение: 1 час

Инструкция по выполнению практического занятия:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Повторите необходимые теоретические сведения для выполнения практической работы.
  3. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
  4. Правильный ответ каждого задания оценивается одним баллом. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

hello_html_m6b4d2e1c.png

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Используя диаграмму, расскажите об основных языковых нормах.

2. Какие орфоэпические нормы вы знаете?

3. Дайте определение понятия «лексические нормы».

Задания для практического занятия:

  1. Лексико-орфоэпическая разминка
  1. Определите лексическое значение паронимов:

сытый – сытный, болотный – болотистый, оживают –

оживляют, абонент-абонемент, будний – будничный,

поступок – проступок

  1. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот нарушила водный баланс

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными, особенно среди молодежи.

  1. Решите орфоэпические задачи

1. В каком слове ударение на 2 слоге?

а) свекла    б) жалюзи   в) оптовый      г) мельком

2. В каком слове ударение на 1 слоге?

а) иначе   б) эксперт    в) дремота      г) знамение

3. В каком слове ударение на 3 слоге?

а) инструмент б) зевота в) вчистую  г) принятый

4. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) юг   б) объяснил   в) люк     г) съемка

5. В каком слове произносится звук Й?

а) няня  б) деревня   в) въезд   г) колеса

  1. Грамматические нормы языка
  1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.

  1. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

  1. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба (обе).
  2. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих

прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.

  1. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.
  1. Определите, в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания.

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6.Когда смотришь вокруг, складывалось впечатление, что ты здесь уже был.

Образец отчета по практическому занятию

  1. Лексико-орфоэпическая разминка

1)

2)

3)

  1. Грамматические нормы языка

1)

2)

3)

4)

5)

  1. Предложения без синтаксических ошибок

1)

Практическое задание №2

Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу)                                                                 

Учебная цель: совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях

Учебные задачи:

1. Научиться различать тексты разных функциональных стилей.

2. Уметь анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

-различать тексты по их принадлежности к стилям;

-анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

знать:

- наиболее важные признаки каждого из стилей речи;

- основные жанры функциональных стилей речи.

                                      Задачи практической работы

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

                         Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2.Тексты заданий.                                                                                                                                            3. Тетради для практических работ.

Время на выполнение: 1 час

Инструкция по выполнению практической работы

1. Повторите теоретический материал по теме, используя учебник

2. Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала по теме.

3. Выполните задания 1-7.

6. Оформите выполненные задания в тетради для практических работ.

Форма контроля выполнения практической работы

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

1 Л3: Власенков А.И «Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: Учебник для 10-11 кл» общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова -9-е изд. – М: «Просвещение», 2013.

2.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для 
студ.средн. проф.учебн.заведений/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева.- 5-е изд.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Дайте понятие стиля речи. Назовите характерные признаки каждого из стилей.

2. Расскажите об особенностях лексики научного стиля. Раскройте понятие термина. В чем особенности синтаксиса этого стиля.

3. Расскажите о лексических, морфологических и синтаксических особенностях публицистического стиля речи.

4. В чем отличие официально-делового стиля от других стилей речи?

5.Что такое язык художественной литературы? Какие изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы вы знаете? Назовите основные тропы и стилистические фигуры.

Задания для практического занятия

Задание 1

Узнайте стили по их характеристикам:

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

Задание 2.

Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.

  1. Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.
  2. Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.

Задание 3.

К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

разговорный

стиль

научный

стиль

официально-деловой

стиль

публицистический

стиль

Стиль художественной литературы

реплика

тезисы

протокол

очерк

повесть

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Задание 4.

Отметьте черты официально-делового стиля в данном фрагменте.

Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Щепиловка и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Образована специальная комиссия из представителей районной администрации, медицинских, страховых и других организаций для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

Задание 5.

 Напишите заявление с просьбой предоставить вам академический отпуск.

Задание 6.

Тестовые задания

1. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

Всякое размножение связано с увеличением живой массы. Что представляет собой живая масса? Ёе главная составная часть - белок, первооснова живых образований, который наряду с нуклеиновыми кислотами является самым универсальным компонентом живой материи. Объясняется это прежде всего тем, что белки служат двигателями того бесчисленного множества химических реакций, которые лежат в основе всех явлений жизни. Сами по себе эти реакции протекали бы так медленно, что ни о какой жизни не могло быть и речи. В живой клетке они идут с огромной скоростью, благодаря наличию биологических катализаторов- ферментов. А все ферменты являются белками.

1) разговорному    2) художественному   3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому    5) научному

2. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго,

- не только физическое, но и умственное. В народе говорят: чти отца своего и матерь свою - и долголетен будешь на земле. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

1) разговорному  2) художественному   3) публицистическому

4) официально-деловому    5) научному

3. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

К нашему большому сожалению, мы должны сообщить Вам, что партия лакокрасочных материалов, отгруженных Вами на судне "Ленинград" по контракту 27-005/40289, не соответствует по качеству нашим спецификациям, на основании которых был заключен контракт.

Согласно параграфу №.... в договоре, мы имеем право отказаться от приемки этой партии товара. Однако, принимая во внимание наши длительные деловые отношения и то обстоятельство, что предыдущие поставки лакокрасочных материалов в счет данного контракта были произведены в соответствии с условиями договора и надлежащего качества, мы согласны принять эту партию товара, если Вы предоставите нам скидку в 10%.

1) разговорному   2) художественному  3) публицистическому

4) официально-деловому    5) научному

 

4. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

У ворот бабка Маланья повстречала соседку и стала громко рассказывать:

- Зовет Павел-то в Москву погостить.Прямо не знаю, что делать. Прямо ума не приложу.

"Приезжай, - говорит,- мама, шибко я по тебе соскучился".

Соседка что-то отвечала.Шурка не слышал что, а бабка ей громко:

- Оно, знамо дело, можно бы. Внучат ни разу не видела еще, только на карточке. Да шибко уж страшно...

Около них остановились еще две бабы, потом еще одна подошла, потом еще... Скоро вокруг бабки Маланьи собралось изрядно народа, и она снова и снова начинала рассказывать:

- Зовет Павел-то к себе, в Москву. Прямо не знаю, что делать...

Видно было, что все ей советуют ехать.

1) разговорному 2) художественному  3) публицистическому

4) официально-деловому   5) научному

5. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

"Я вырастал в глухое время..." - это сказано обо мне и моем поколении. Мне - тридцать три. Разберем, как говорят аппаратчики, по позициям. Десяток лет спишем на период розовощекой детской невинности. Три года совпали с перестройкой. Двадцать - точнехонько укладываются в эпоху застоя. К ним, этим двум десятилетиям,очень подходит строчка из Писания - "Суета и томление духа". Томление духа. Было оно, было - томление духа... Была бы одна только суета - и говорить что-либо нынче посовестился бы!

Очевидно, нельзя зачеркивать целые поколения только лишь потому, что жили они в кровавые, несправедливые или выморочные годы. Человека можно обречь на бесмысленную суету, но заставить человека считать свою единственную, неповторимую жизнь бесмысленной, к счастью, невозможно.

1) разговорному 2) художественному 3) публицистическому 4) официально-деловому

5) научному

6. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св.Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето - осень ядреная"... Помню ранее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправить их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге.

1) разговорному 2) художественному 3) публицистическому

4) официально-деловому  5) научному

7. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

Функциональные стили как системы речевых средств отличаются прежде всего тем, что эти средства обладают необходимым качеством - функциональной целесообразностью употребления. Эти специфические для каждого стиля средства определяются условиями, целями и задачами конкретного общения, т.е. экстралингвистическими факторами, и не разрушают единой системы общелитературного языка, который является нейтральной основой разных стилей. Специфические функциональные речевые средства и нейтральные общелитературные находятся в постоянном взаимодействии. Их соотношение между стилями и в пределах каждого функционального стиля изменчиво: общелитературные средства могут обособляться и закрепляться за определенной сферой общения, и, наоборот, специфические средства - переходить в разряд нейтральных.

1) разговорному 2) художественному 3) публицистическому

4) официально-деловому 5) научному

8. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

- Марина Федоровна, мы были бы так рады видеть вас в качестве почетной гостьи на финале конкурса "Мисс Россия 1997".

- Ох, нет. Смогу приехать только весной, когда тепло. Зимой болею. Боюсь русских морозов. От них у меня делаются бронхиты и Бог знает что.

- Марина Федоровна, расскажите, пожалуйста, как вы стали "Мисс Россия".

- Я не думала идти ни на какие конкурсы. Мне и в голову не приходило считать себя красавицей. Меня увидели (организаторы конкурса - Ред.) на одном вечере. Я, наверное, была очень хорошенькая в длинном до пола бархатном платье, загримированная. Это было на сцене. Они потом подошли к маме. Я не хотела. Но потом решилась и пошла на конкурс.

- Как вы тогда выглядели?

- Я была толстенькая довольно-таки, с круглым лицом. Волосы светлые, это называется "русые". Папа всегда пел, когда я входила: "Вот взошла луна златая".

- Марина Федоровна, в свой последний приезд вы оставили в дирекции конкурса "Мисс Россия" свою фотографию тех лет с трогательной надписью. Но она черно-белая - непонятно, какого цвета глаза у вас.

- Как у папы. Совершенно голубые. Как ледники.

1) разговорному 2) художественному 3) публицистическому

4) официально-деловому  5) научному

9. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

Работнику устанавливается 5-дневная 40- часовая рабочая неделя. Перевод на неполный рабочий день производится по дополнительной взаимной договоренности.

Работник выполняет свои обязанности по трудовому договору посменно, с продолжительностью смены 8 часов. Последовательность работы в смену попеременная (утро-вечер) и определяется месячным графиком, объявленным работнику не позднее, чем за три рабочих дня до начала нового месяца.

1) разговорному 2) художественному 3) публицистическому

4) официально-деловому 5) научному

10. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

Реклама работает на подсознательном уровне, обращается к иррациональному в природе человека. Ее влияние и глубже и сильнее, чем мы думаем, потешаясь над каким-нибудь слабоумным персонажем вроде пропагандиста бытовой техники. Кого и в чем может убедить этот шут гороховый? Оказалось - нас. Но не в том, что его товары дешевле и лучше, а совсем в другом - в преимуществе нового образа жизни.

От рекламы не требуется реализма. Задавая высокие нравственные стандарты, она порождает особое позитивное мышление. Задача рекламы состоит в том, чтобы потребитель подсознательно стремился отождествить себя с героем "коммершелз". Тогда он купит сковородку не для того, чтобы жарить яичницу, а для того, чтобы стать участником идеальной экранной жизни.

1) разговорному 2) художественному 3публицистическому

4) официально-деловому 5) научному

Практическое занятие № 2

Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).

Учебная цель: совершенствование умений обучающихся определять тип, стиль, жанр текста (по заданному способу).

Учебные задачи:

1. Научиться определять основные признаки повествования, рассуждения, описания.

2. Уметь определять тип, стиль и жанр текста.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

- Определять тип, стиль, жанр текста (по заданному способу).

знать:

- основные признаки текста;

- типы речи и их отличие друг от друга.

Задачи практической работы

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2.Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Время на выполнение: 1 час

Форма контроля выполнения практической работы

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

1 Л3: Власенков А.И «Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: Учебник для 10-11 кл» общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова -9-е изд. – М: «Просвещение», 2013.

2.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для 
студ.средн. проф.учебн.заведений/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева.- 5-е изд., 
стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Задания для практического занятия

Задание 1

Докажите, что данное высказывание является текстом. Определите тему высказывания. Как в данном тексте связаны предложения?

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... (А. П. Чехов.)

Задание 2

Текст списать, расставить запятые. Определить способ связи предложений. Назвать тип речи.

Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы в воду комнатной температуры. Через два-три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. На третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1—2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.

Задание 3

Определите тип речи текста, обоснуйте свой ответ.

1)Спавший в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза. Парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть. Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь темных точек, как будто его спрыснули дегтем сквозь чистое сито. За этой пестрядью не было видно черт его лица. Лишь потом я обнаружил, что у него прямой, с легкой горбинкой нос, высокий лоб с двумя буграми, бутылочного цвета глаза с рыжеватым отливом, который им придавали пушистые рыжие ресницы. Я просто ослеп, будто взглянул на солнце. (Ю. Нагибин.)

2)По стенам, около картины, ленилась в воде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. (И. А. Гончаров.)

3)Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.

4)В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окруженные разными постройками.

Задание 4

Проанализируйте тексты публицистического стиля:

  1. примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны на общественно значимую, злободневную тему; б) адресованы массовому читателю;               в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;
  1. докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;
  2. найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т.п.
  3. определите к какому жанру можно отнести данный текст.

1 вариант.

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.                                                                        (Л.Щерба. «Безграмотность и её причины»)

2 вариант.

У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.                                                                                                                                     Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых речках.     (В.Песков. «Отечество»)

Задание 5

1. Определить к какому функциональному стилю относится текст?

2.Назовите главные особенности стиля?

3.Где используется этот стиль?

4.В каких сферах жизни применяется этот стиль?

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. (Конституция Российской Федерации)

Задание 6

1. Определить к какому функциональному стилю относится текст?

2.Назовите функции стиля?

3Определите тип речи?

4.Выпишите фразеологический оборот из текста.

5.Лексическое значение слова «интеллигентный».

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?                                 Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.                                               Социальный долг человека – быть интеллигентным.                                                                           ( Д.С. Лихачев)

Задание 7

Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

  • А. Уже древнегреческие мыслители видели что помимо общего в том масштабе в каком его постигают “частные науки” есть общее и большего масштаба а именно в отдельности для каждой из трех основных областей действительности природы человеческого общества сознания. Но существует и всеобщее которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа необходимость случайность причинность связь время и т.п. Таким образом структурное поле общего включает в себя конкретно- общее (компетенция отдельных наук) наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).
  • Б. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью далее ООО признается утвержденная одним или несколькими лицами коммерческая организация уставный капитал которой разделен на доли определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой акцией а лишь свидетельством которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам учредителям.
  • В. Можно ли давать урок если нет классной комнаты Сдавать экзамен без зачетки в кармане Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования Вот Джо Мартин например так не думает Ему 41 год он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса и в то же время студент университета Дьюка во время перерыва на обед или вечером когда жена мистера Мартина уже спит Джо садится за клавиатуру компьютера входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте которое ему обозначил профессор стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.







Практическое занятие № 3,4

Анализ структуры текста. Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста

Учебная цель: совершенствование умений анализировать текст по принципу выявления средств художественной выразительности в связи с жанровым своеобразием и идейно-тематическим содержанием.

Учебные задачи:

1. Научиться анализировать текст по предложенному плану.

2. Уметь определять тип, стиль и жанр текста.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

-делать лингвостилистический, речеведческий анализ текста.

знать:

- основные признаки текста;

- типы речи и их отличие друг от друга, стили речи и их жанры.

Задачи практической работы

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2.Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Форма контроля выполнения практической работы

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

Время на выполнение: 1 час

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

1 Л3: Власенков А.И «Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: Учебник для 10-11 кл» общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова -9-е изд. – М: «Просвещение», 2013.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

  1. Что такое текст? Каковы его основные признаки?
  2. Что такое тема, общее содержание и идея текста?
  3. Какие типы текстов вы знаете и чем они отличаются друг от друга?
  4. Что такое цепная и параллельная связь предложений?
  5. На какие структурные компоненты членится текст?
  6. Какие факторы определяют композицию текста?
  7. Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности?

Задания для практического занятия

Задание 1

Познакомьтесь с планом и примером лингвостилистического анализа текста.

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

(По М.Булгакову)

-Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста.

-Выделите микротемы.

-Определите тип текста.

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые стилистические средства.

-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.

Примерный план ответа:

Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.

Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.

Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.

Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями - роман погибал – бумага чернела. Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования.

Задание 2

Сделать лингвостилистический анализ текста по предложенному плану:

  • Определите тему текста.
  • Определите основную мысль текста.
  • Выделите микротемы.
  • Определите тип текста.

• Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст.

• Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость — официальность, точность — расплывчатость названия, эмоциональность — бесстрастность, конкретность — абстрактность, субъективность — объективность, образность — отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи).

• Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

• Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.

Честь истинная и ложная

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать не некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком

преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему

обществу явление, как понятие дворянской чести, «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее»). Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.

Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

(Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном)

Задание 3

Речеведческий разбор текста (по А. И. Власенкову)

1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

3. Выделите микротемы, составьте план.

4. Укажите средства связи между частями текста.

5. Определите тип речи, стиль и жанр.

6. Укажите используемые стилистические средства.

7. Назовите особенности построения текста (его композиции).

Чистые пруды... Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточение самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая»...

Чистые пруды — это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.

Чистые пруды — это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудо — поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой — это было несметным богатством для городских мальчишек.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью Испания была в нашем сердце.

Чистые пруды — это исток нашей юности, начало начал. (262 слова).

(По Ю. Нагибину)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное пособие: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических заданий по инженерной графике по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Методические указания по выполнению практических заданий по «Инженерной графике» составлены в соответствии с рабочей программой по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрич...

Методические указания по выполнению практических заданий по ПМ02. Предоставление услуг по сопровождению туристов

Методические указания по выполнению практических заданий по ПМ02. Предоставление услуг по сопровождению туристов...

Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине "История"

Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине "История" для обучающихся СПОМетодическое  пособие включает в себя практические задания по дисциплине ОГСЭ «История», вопрос...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению практических заданий МДК.01.01. Организация и технология обслуживания в общественном питании ПМ.01 Обслуживание потребителей организаций общественного питания для обучающихся по профессии 43.01.01 Официант, бармен

Методические указания к выполнению практических заданий МДК.01.01. Организация и технология обслуживания в общественном питанииПМ.01 Обслуживание потребителей организаций общественного питаниядля обуч...

Методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине "Бухгалтерский учет"

Данные методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет предназначены обучающимся по специальности  СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям)....

Методические указания для выполнения практических заданий по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Методические рекомендации по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности  36.02.01   «Экономика и бухгалтерский учет».  Целью методиче...

Методические указания для выполнения практических заданий ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.06 «Основы поиска работы, трудоустройства» 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

Методические указания для выполненияч практических заданий ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОП.06 "Основы поиска работы, трудоустройства" 38.01.02 Продавец, контролер-кассир...