методические рекомендации
материал на тему
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДБ.05. Обществознание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vera.doc | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014), ФГОС СПС) по специальности подготовки 33.02.01 «Фармация» Уставом БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж», в которых определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов (далее СРС).
Образовательное учреждение при формировании программы подготовки специалистов среднего звена «обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей (п. 7.1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО).
Самостоятельная работа студентов - одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой - развития их познавательной активности.
Целью и основными задачами организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся является:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать справочную документацию,
- специальную и дополнительную литературу, периодическую печать;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся;
- формирование самостоятельности мышления;
- развитие исследовательских умений.
Объем СРС определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС СГЮ). СРС является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам колледжа.
При определении содержания СРС учитывается уровень самостоятельности обучающихся и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был достигнут.
Для организации СРС необходимы следующие условия:
- готовность обучающихся к самостоятельному труду;
- мотив к получению знаний;
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы:
- консультационная помощь.
Формы СРС определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму СРС определяет преподаватель при разработке рабочих учебных программ изучаемых дисциплин и учебно-методических комплексов.
Самостоятельная работа обучающихся при изучении дисциплины «Обществознание» включает следующие виды самостоятельной деятельности: для освоения умениями:
- давать характеристику с научных позиций основным социальным объектам (факты, явления, процессы, институты, их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
для овладения знаниями:
-чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы):
-составление плана текста;
-конспектирование текста;
-выписки из текста;
-работа со словарями и справочниками;
-работа с конспектом лекции;
-работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
-ответы на контрольные вопросы;
-подготовка сообщений:
- написание докладов.
Форма предоставления отчета о выполнении задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся соответствует виду работы и оговаривается в задании.
Контроль и оценка качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося в рамках текущего контроля успеваемости осуществляется преподавателем дисциплины по пятибалльной шкале.
Отметка выставляется в журнал теоретического обучения, при этом дата выставленной отметки соответствует дате проверки выполнения задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся.»
Основные понятии и определении
Самостоятельная работа - это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В более полном и точном смысле самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им. Самостоятельная работа реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, в образовательном учреждении при выполнении студентами учебных и творческих задач.
Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Рассматривая вопросы самостоятельной работы, имеют в виду в основном внеаудиторную работу.
Для того чтобы данные цели и задачи СРС не были абстрактными, необходимо донести до сознания студентов, что, выполняя каждое задание и самостоятельную работу в целом, необходимо ответить на следующие вопросы: ради чего? (мотив), что должны приобрести? (цель), с помощью чего? (средства), ч то приобрели? (результат).
В связи с этим студентам необходимо напомнить правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности;
1. Прежде чем выполнить любое дело, чётко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно.
3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
5. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа.
6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учётом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.
7. По окончании работы проанализируйте её результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтите сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.
При выполнении заданий самостоятельной работы студентам предстоит: самостоятельная формулировка темы задания (при необходимости) сбор и изучение информации;
анализ, систематизация и трансформация информации; отображение информации в необходимой форме; консультация у преподавателя; коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости); оформление работы;
поиск способа подачи выполненного задания;
представление работы на оценку преподавателя или группы (при необходимости).
По итогам самостоятельной работы студенты должны:
- развить такие универсальные умения, как умение учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;
- научиться проводить рефлексию:
- формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;
- познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска.
На протяжении всей самостоятельной работы студентов должен сопровождать педагог, выступающий в роли консультанта, координатора действий студентов.
Рекомендации по распределению времени и процессе работы над заданиями
(трудоемкость заданий)
№ п/п | Основные виды заданий | Затраты времени на единицу задания |
1 | Индивидуальная работа с учебником, ответ на вопрос Работа со справочной литературой. | 1-2 1 |
2 | Подготовка сообщений | 1 |
3 | Подготовка докладов | ' 1 |
4 | Создание презентации | 1,5 |
5 | Составление обобщающей таблицы по теме | 1 |
6 | Составление глоссария | 1 |
7 | Составление кроссвордов | 1. |
8 | Подготовка к тестированию | 2 -3 |
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Индивидуальная работа с учебником, ответ на вопрос
Работа со справочной литературой.
Чтобы успешно работать с учебной, научной и справочной литературой, необходимо владеть определенными учебными умениями и навыками, к ним относятся:
- умение накапливать информацию; умение творчески ее перерабатывать;
- умение выдавать новую информацию;
- умение находить на все это время.
Методика обработки полученной информации
Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее фиксируют: делают пометки, подчеркивания, лучше на вкладных листах; разного вида записи (выписки, план, тезисы, аннотации, конспект и др.): схемы. Для лучшего запоминания полезно пересказать текст с опорой на сделанные записи, при этом не забывая, что начинать любого вида записи следует с библиографических данных текста.
Рекомендации:
- составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просмотрите прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.
- стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
- чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.
- запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом. Срок выполнения:
- подготовить к следующему теоретическому занятию.
Основные требования к результатам работы:
- повторение пройденного материала;
Форма контроля:
- фронтальный опрос на лекции
Подготовка сообщений
Информационное сообщение - это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на лекции, семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером - сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения - до 5 мин Срок выполнения:
- подготовить к следующему теоретическому занятию
Форма контроля:
- проверка наличия сообщений у каждого студента, устный опрос нескольких человек или собеседование.
Подготовка докладов Цель задания:
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать специальную литературу;
- развитие познавательных способностей: самостоятельности, ответственности;
Срок выполнения:
- подготовить к следующему теоретическому занятию.
Форма контроля:
- проверка наличия докладов у каждого студента;
- опрос нескольких студентов.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать» ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль | - Соблюдайте единый стиль оформления - Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
Фон | Для фона предпочтительны холодные тона |
Использование цвета | - На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, одни для заголовка, один для текста. - Для фона и текста используйте контрастные цвета. - Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Таблица сочетаемости цветов в приложении. |
Анимационные эффекты | - Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. - Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Представление информации:
Содержание информации | - Используйте короткие слова и предложения. - Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. - Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | - Предпочтительно горизонтальное расположение информации. - Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. - Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | - Для заголовков - не менее 24. - Для информации не менее 18. - Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. - Нельзя смешивать разные типы шрифтов и одной презентации. - Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. - Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации | Следует использовать: - рамки; границы, заливку; - штриховку, стрелки; -рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации | - Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определен ни. -Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: - с текстом; - с таблицами; - с диаграммами. |
Срок выполнения:
- подготовить к следующему теоретическому занятию.
Форма контроля:
- защита презентации на лекции; собеседование.
Работа с таблицей
Цель работы:
-научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме таблицы и оформлять отчет. Форма отчета для работы с таблицей:
-найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем отчета - 2-3 страницы печатного текста. Содержание материала оформляется в виде таблицы.
Срок выполнения:
- подготовить к следующему теоретическому занятию.
Форма контроля:
- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование
Составление схем
Цель работы:
- научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в виде схемы и оформлять отчет согласно требованиям.
Срок выполнения:
- подготовить к следующему теоретическому занятию.
Форма контроля:
- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование
Рекомендации по составлению глоссария
Глоссарий - список наиболее часто употребляемых в тексте терминов и понятий, расположенных в определённой системе и по определённым правилам.
Правила составления глоссария:
1. Термины располагаются в алфавитном порядке (или в логике чтения информации ).
2. Обязательно указывается ссылка на источник.
3. Включаются термины, употребляемые в тексте работы.
4. Используется не менее 2-х словарей.
Методические рекомендации по составлению кроссвордов
Кроссворд - игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.
Общие требования при составлении кроссвордов
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.
1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Подготовка к тестированию
1. Повторить пройденный материал
2. Выполнить тестовые задания
3.Занести результаты в таблицу
Критерии оценки выполненного задания
Оценка «5» ставится тогда, когда:
- Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
- Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы:
- Студент усваивает весь объем программного материала;
- Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями;
Оценка «4» ставится тогда когда:
- Студент знает весь изученный материал:
- Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
- В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
- Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями;
Оценка «3» ставится тогда когда:
- Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя”:
- Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы:
- Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями;
Оценка «2» ставится тогда когда:
- У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все же большая часть не усвоена;
- Материал оформлен не в соответствии с требованиями;
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90- 100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
70 - 79 | 3 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | Не удовлетворительно |
Отметка выставляется в журнал теоретического обучения, при этом дата выставленной отметки соответствует дате проверки выполнения задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся.
Задания для самостоятельной работы студентов
№ | Тема занятия | Глоссарий | Основные положения | Самостоятельная работа при изучения темы | Форма работы | |||
1 | ТЕМА. Природа человека. | Антропо генез Социоге нез | Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности, общение и взаимодействие. | - Теории происхождения человека. | Сообщение | |||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.H. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание,10 класс, Базовый уровень 2013 г. | ||||||||
2 | ТЕМА. Врождённые и приобретённые качества. Индивид, личность, индивидуальность. | «Индивид», «Индивидуа льность», «Личность», «Ид», «Эго», «Супер-эго». | Философские представления о социальных качествах человека. Человек. индивид, личность. Деятельность и I мышление. Виды деятельности. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессио нальной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальпое поведение. | «Я – личность» | Эссе | |||
Литература. Важегин А.Г. Обществознание - М.,2011 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов JI.H. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень 2013 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
3 | ТЕМА. Деятельность и основные виды человеческой деятельности. | «Субъект», «Объект», «Деятельность». | Девиантное поведение. | Доклад | ||||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов J1.H. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. N4. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс. Базовый уровень 2013 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014 . | ||||||||
4 | ТЕМА. Мировоззрение и его типы. | «Мировоззрение». «Тип мировоззрения». | Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | Типы поведения. | Сообщение | |||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень 2013 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 1 1 класс. Базовый уровень. — М., 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
5 | ТЕМА. Общество как сложная система | «Общество» «Социаль ное поведение личности», «Социаль ный институт». | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и Элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. | - Общество и его регуляторы | Доклад | |||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
6 | ТЕМА. Общество и природа. | «Социальное движение», «Социальное поведение личности», «Социальный контроль» | Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. | - Воздействие общества на природу. | Сообщение | |||
Литература. Важенин А Г. Обществознание - М.,2017 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
7 | ТЕМА. Общественный прогресс и типология обществ. | «Общественный прогресс», «Регресс», «Революция», «Тип общества» | Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. | - Основные принципы общественного развития. | Сообщение | |||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2071 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов J1.H. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс. Базовый уровень 2013 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
8 | ТЕМА. Основные сферы жизни общества. | Понятие «сфера общества». Экономическая сфера жизни общества. Социальная сфера жизни общества. Политическая сфера жизни общества. Духовная сфера жизни общества. | - В чём проявляется взаимосвязь общественных сфер? | Эссе | ||||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,201 7 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень 2013 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
9 | ТЕМА. Духовная культура личности и общества. «Материальная | «Материальная культура», «Духовная культура» | культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. | - Роль духовности в становлении личности - Влияние культуры на развитие общества. | Эссе Сообщение | |||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 классу Базовый уровень 2013 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М.. 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий й специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
10 | ТЕМА. Наука и образование в современном мире. | Естественные и социально- гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного I поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в I жизни современного человека и: общества. Система образования в РоссийскойФедерации. Государственные гарантии в получении образования. | - Право на образование | Сообщение | ||||
Литература Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень 2013 г. | ||||||||
11 | ТЕМА. Мораль, её основные нормы и принципы. | «Мораль», «Право» | Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. | Роль морали в жизни человека и общества. | Сообщение | |||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание. 10 класс, Базовый уровень 2013 г. | ||||||||
12 | ТЕМА. Религия как феномен культуры. | Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. | «Мировые религии» | Заполнить таблицу | ||||
13 | ТЕМА. Искусство и его роль в жизни людей. | «Искусство», «Модернизм» «Постмодер низм» | Искусство как вид духовной деятельности человека. Виды искусства. Функции искусства. | Происхождение искусства | Сообщение | |||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень 2013 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 1 1 класс. Базовый уровень. — М., 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 201 | ||||||||
14 | ТЕМА. Экономика и экономическая наука. | «Экономика»; Микроэкономика, Макроэкономика» | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. | - Как сказывается па развитие экономики ограниченность ресурсов? | Эссе | |||
15 | ТЕМА. Экономические системы. | «Экономическая система», «Командная Экономическая система», «Рыночная экономичес кая система», «Смешанная экономичес кая система». | Разделение труда специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и Рыночная экономика. | \ | ||||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень 2013 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
16 | ТЕМА. Экономика семьи. | «Бюджет», «Доходы», «Расходы», «Дефицит», «Профицит» | Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | Рассчитать бюджет своей семьи. | Действия по алгоритму | |||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень 2013 г. | ||||||||
17 | ТЕМА. Рынок и рыночные структуры. | «Рыночная экономика», «Законы рынка», «Рыночные | Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. | «Положительные и негативные стороны рыночной экономики» | Заполнить таблицу | |||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов JI.I I. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класса, Базовый уровень 2013 г. | ||||||||
18 | ТЕМА. Фирмы и их роль в экономике. | «Факторы производства», «Экономические издержки», «Бухгалтерские издержки», «Амортизация» | Роль фирм в экономике. Издержки. выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. | |||||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень 2013 | ||||||||
19 | ТЕМА. Фондовый рынок, основы менеджмента и маркетинга. | «Фондовый рынок» | Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. | - Менеджмент и маркетинг - деятельность организаций. | Сообщение | |||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2011 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание. 10 класс, Базовый уровень 2013 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С’.А. и др. Обществознание. 1 1 класс. Базовый уровень. — М., 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
20 | ТЕМА. Роль государства в экономике. | Государственный бюджет», «Налог», «Налоговая система» | Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | - Для чего нужны налоги | Эссе | |||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.II. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс, Базовый'уровень 2013 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С .А. и др. Обществознание. 1 I класс. Базовый уровень. — М., 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
21 | ТЕМА. ВВП, его структура и динамика. | Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. | «ВВП, его структура» | Кроссворд | ||||
1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень 2013 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 1 1 класс. Базовый уровень. — М., 2013. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
22 | ТЕМА. Рынок труда и безработица. | «Рынок труда», «Безработица», «Естественный уровень безработицы» «Рабочая сила», «Заработная плата», «Экономически активное население» | Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | - Негативные экономические социальные последствия безработицы. | Сообщение | |||
1. Боголюбов JI.H. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовскии Г.А. Обществознание, 10 класс. Базовый уровень 2013 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 1 1 класс. Базовый уровень. — М., 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014 | ||||||||
23 | ТЕМА. Деньги. Банки, инфляция. | «Умеренная инфляция», «Галопирующая инфляция», «Гиперинфляция» | Инфляция. Виды. причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. | Антиинфляционная политика государства. | ||||
1. Боголюбов J1H. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс. Базовый уровень 2013 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С .А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
24 | ТЕМА. Основные проблемы экономики России. | Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия | -Формирование сети технополисов как одно из направлений преобразований экономики России. | Доклад | ||||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс. Базовый уровень 201 3 г. 3. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 1 1 класс. Базовый уровень. — М., 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
25 | ТЕМА. Элементы международной экономики. | Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли | Интернационализация хозяйственной жизни, проводимая во второй половине XX в. - Международная экономика | Доклад Кроссворд | ||||
Литература. Важенин А.Г. Обществознание - М.,2017 г. Дополнительная литература: 1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень 2013 г. 3. Воронцоз А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 1 1 класс. Базовый уровень. — М., 2013. 4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014. | ||||||||
26 | ТЕМА. Глобальные проблемы человечества | Глобальные проблемы: Экологические. Терроризм. Болезни. Экономические. Социальные. Сохранение мира | Глобальные проблемы человечества | Кроссворд | ||||
1.Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М. 2014 г. 2. Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Бордовский Г.А. Обществознание. 10 класс, Базовый уровень 2013 г. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 1 1 класс. Базовый уровень. — М.. 2013. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М.. 2014. |
Библиографический список
Основная литература:
1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 201 7
Дополнительная литература:
1. Боголюбов JI.H. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М.. 2014.
2. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М.. 2014
3. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальное гей социально-экономического профиля. — М., 2014.
4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. М., 2014.
5. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова B.C. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
Электронные источники информации:
www.openclass. ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества). wvvvv.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
wvvvv.restival.lseptember.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»),
wvvw.base.garant.ru («ГАРАНТ»-информационно-правовой портал). www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
Приложение 1.
Рекомендации при подготовке сообщений (докладов).
Сообщение может быть подготовлено по одному из вариантов:
1) напечатано в программе MICROSOFT WORD (кегль - 14, интервал - одинарный, шрифт – Times New Roman 1,2,1,1) на листах формата А4 , поместив их в отдельный файл.
2) в письменном виде на листах формата А4;
Объем работы - 2 - 4 листа.
Для подготовки сообщения используются любые источники, в ресурсы Интернета.
Приложение 2
Рекомендации при подготовке кроссворда.
Для разработки кроссворда изучите любые источники, в том числе ресурсы Интернета. Кроссворд оформляется в печатном виде в формате А4 в программе MS EXCEL или MICROSOFT WORD.
Кроссворд должен содержать:
1 лист - кроссворд;
2 лист - вопросы;
3 лист - варианты ответов.
Объём кроссворда - 15-30 вопросов
Приложение 3
Рекомендации при подготовке презентации.
Для подготовки презентации используются любые источники, в том числе ресурсы Интернета.
Презентация должна иметь следующую структуру:
1. Титульный лист
2. Содержание презентации
3. Основной материал с иллюстрациями
4. Текст презентации объём- 2-3 листа Объем презентации - 15-21 слайда.
Приложение 4
Рекомендации по написанию эссе.
Эссе может быть подготовлено по одному из вариантов:
1) напечатано в программе MICROSOFT WORD
(кегль - 14, интервал - одинарный, шрифт - TimesNewRoman 14; поля - 1,2,1,1)
на листах формата А4 , поместив их в отдельный файл.
2) в письменном виде на листах формата А4;
Объем работы - 2 - 4 листа.
Для подготовки сообщения используются любые источники, в том числе ресурсы Интернета.
Написание эссе
Вступление
Суть и обоснование выбранной темы.
Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Полезно осветить то, что вы предполагаете сделать в работе, и то, что в ваше эссе не войдет, а также дать краткие определения ключевых терминов. При этом постарайтесь свести к минимуму число определений.
Основная часть
Данная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. Предлагаемая вами аргументация (или анализ) должна быть структурирована. В основной части вы должны логически обосновать, используя данные или строгие рассуждения, вашу аргументацию или анализ. Аргументы выстраивайте по схеме: тезис -доказательства этого тезиса - выводы по тезису. У вас может быть несколько тезисов в основной части, т.е несколько микротем, и все они строятся одинаково: в строгом соответствии со схемой аргументов. Необходимо писать коротко, четко и ясно.
Заключение
Наличие необходимых выводов из работы. Обоснование выводов автора. Указание на дальнейшие направления развития темы.
Приложение 5
Рекомендации при составлении логической схемы исторического явления:
1. Причины возникновения явления:
- противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления;
- потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
- важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия;
- социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
- разрешение данным явлением назревших противоречий;
- влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО
Данные методические рекомендации помогут преподавателям педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и к...
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ КПТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ КОНТРОЛЬНОГО НОРМАТИВА “ПОДТЯГИВАНИЕ В ВИСЕ НА ВЫСОКОЙ ПЕРЕКЛАДИНЕ” Методические рекомендации для студентов
програм мы по увеличению кол-ва раз подтягиваний у юношей...
Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"
Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности Лабораторная диагностика....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....