Россия в контексте мировой истории
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Дарья Алексеевна Смирнова

Россия в контексте мировой истории 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_rossiya_v_kontekste_mirovoy_istorii.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

История России

Лекция № 1

Тема: Вводная лекция. Россия в контексте мировой истории

 

Цель лекции: опираясь на знания учащихся, полученные в средней школе при изучении курсов «Истории России», «Всеобщей истории»; через раскрытие основных тенденций и закономерностей становления исторической науки; сформировать у студентов знания о формационном, цивилизационном и культурологическом подходах к истории, подвести их к мысли о том, что российская цивилизация имеет ряд особенностей в историческом развитии.

 

План лекции

1.   Понятие «история».

2.   Понятие «общество». Основные законы развития общества.

3.   Социально-экологические кризисы в истории человечества.

4.   Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный.

5.   Место России среди других цивилизаций.

 

1. Понятие «история»

Давайте, еще раз вспомним, что же такое «История», чем занимается эта наука. Кто попробует, сформулировать ответ?

Действительно, история изучает и факты, и события, и процессы. Но какие? Ведь нет пока учебников об истории Вашей жизни, хотя у каждого из Вас уже есть своя маленькая «история». Данная наука имеет дело только с такими фактами и процессами, которые оказали влияние на формирование современного состояния общества. История пытается увидеть и понять, что сделало нас такими, какими мы являемся сейчас (хотя, может быть, мы хотели быть другими).

История - наука, исследующая факты, события и процессы на базе исторических источников (например: летописей), для установления закономерностей исторического развития общества.

Зная законы развития общества, мы можем не только предполагать, почему наши предки поступали так или иначе, но и моделировать свое будущее. Прослушав курс «Отечественной истории», Вы будете знать, что необходимо нам исправить прежде всего в себе, чтобы были изменения во всем обществе.

 

2. Понятие «общество». Основные законы развития общества

 

Мы установили, что история - это наука, наблюдающая за взрослением, возрастными изменениями общества. А что же такое, общество, в целом?

Действительно, это и совокупность людей, и мы все, и многое другое. В настоящее время наука дает более 200 определений понятия «общество». Среди них, такие как:

Общество - это социокультурная система, состоящая из двух уровней организации общества - уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь людей).

Общество - это часть мира, созданная совместно действующими, сознательно ее преобразующими людьми.

Общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга.

Общество - это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

Общество - это многообразие отношений между людьми, возникающих без участия государства.

Однако, наиболее содержательным является следующее определение, которое понятно и гуманитариям и естественникам:

Общество - это динамичная саморазвивающаяся система, отделившаяся от природы, но не порвавшая связь с нею.

Главные признаки это системы:

1. Самоорганизация.

2. Саморазвитие.

3. Самодеятельность.

4. Самодостаточность.

Последний признак, философы называют отличительным признаком человечества, как целостной системы, от маленьких социальных групп, каковой сейчас являемся мы с Вами.

Общество - это живой организм, который имеет собственную структуру. Мельчайшими элементами этой системы являемся

мы с Вами, крупными подструктурами: экономическая, политическая, социальная, духовная сферы жизни общества.

Такие системы, как человеческое общество, физики называют открытыми системами, т. к. они обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Общество, как открытая система, развивается нелинейно, т. е. проходит через череду социальных и экологических кризисов (так называемые, точки бифуркации). Каждый кризис - это вызов обществу, ситуация исторического выбора, который ведет либо к повышению структурной организации системы, либо к его гибели.

Нелинейное развитие общества протекает по следующим законам:

1.По закону ускорения развития общества.

На каждую последующую стадию уходит времени меньше, чем предыдущую. Так, эпоха первобытности (дописьменное время) значительно «длиннее» всех последующих; доиндустриальное общество длится дольше индустриального.

2.   По закону неодинаковой скорости общественного развития разных народов.

Разные народы развиваются с неодинаковой скоростью, динамикой,

«входят» в последующую стадию развития в разное время, в различных условиях.

3.   Социально-экологические кризисы в истории человечества.

Как мы с Вами установили ранее, рубежами качественного перехода от одной стадии развития к другой, являются кризисы. Все Вы, наверное, помните себя в период подросткового кризиса.

Кризис - это такая ситуация, когда, как после болезни, организм крепнет и здоровеет, в отличие от катастрофы, когда организм погибает. Кризисы бывают разные.

Экологические кризисы - это изменения в солнечной активности, космические катаклизмы, глобальные или местные изменения климата, геологические процессы и др.

Известно, что во время окончания ледникового периода в результате повышения уровня океана ушла под воду значительная территория на западе Европы. С этим связывают и гибель Атлантиды - загадочной страны, рассказы о которой не дают покоя людям почти две с половиной тысячи лет. Исследователи помещали Атлантиду и в Черное, и в Мраморное море, и в Атлантику, и на остров Крит. Одна из последних версий - Атлантида находилась на месте сегодняшнего морского дна между современными Францией и Англией, называемого Кельтским шельфом. Глубина моря в этом месте всего 57 метров, тогда как вокруг - 130 -160 метров. Рельеф этого места очень напоминает описание Платона, древнегреческого философа, первым упомянувшего об Атлантиде: «Город, находящийся на холме с обрывом в сторону моря, и окружающая его плоская равнина, окруженная с трех сторон горами». Исследователи предполагают, что Атлантида была не островом, а частью европейского материка, затонувшей в результате повышения уровня Мирового океана.

Подобные экологические кризисы приводили к уничтожению животных, достигших особо крупных размеров в спокойные периоды развития природы и человечества, освобождая ниши для более сложных и перспективных организмов. Происходили вырождение, гибель одних цивилизаций и возникновение других. При такой смене цивилизаций часто не происходило их качественного усложнения. Отсюда возможен вывод о непродуктивности данного типа экологических кризисов.

Социальные кризисы - это революции, гражданские войны, путчи и др. проблемы внутреннего развития общества. Часто они связаны с разрушительной деятельностью человека. Несколько раз (пока всего 3 раза), человечество переживало глобальные кризисы, когда оно сталкивалось одновременно и с экологическим, и с социальным кризисом, взаимно обусловившими друг друга. Это:

1. Кризис неолитического периода (9-8 тыс. до н. э.), после которого люди занялись производящим хозяйством. Сформировалось аграрное общество.

2. Кризис Средневековья, связанный с похолоданием и
уничтожением запасов древесины. Выходом из него стала промышленная революция и формирование индустриального общества.

Пример: В XIII - XIV вв. в Западной Европе социально-экологический кризис был вызван, с одной стороны, причинами климатическими (похолодание 1215 -1350 гг.), с другой - причинами «рукотворными». Великая распашка территории Западной Европы не только увеличила количество пашни, но и привела к исчезновению лесов, прежде всего рощ с 200-летними дубами, дававшими при подсечно-огневом земледелии самое лучшее минеральное удобрение. Французский историк Гимпел приводит примеры уничтожения дубовых лесов: на строительство деревянного дома требовалось приблизительно 12 дубов, на строительство Виндзорского замка пошло 3994 дуба (целый лес!). Для добычи 50 кг железа в то время надо было обработать 200 кг железной руды, что требовало 25 кубометров дерева. В течение 40 дней одна печь уничтожала лес в радиусе 1 км. Уже в конце XIIIв. Англия стала ввозить дерево из Норвегии. Леса пропадали. Постепенно на смену дровам пришел уголь. В XIIIв. идет разработка месторождений у Льежа (Бельгия), Анжу (Франция), Дербишира (Англия). Разработки угля и железа загрязняли атмосферу, убой скота, дубление кож загрязняли воду. Наступал экологический кризис.

Голод, причиной которого стало снижение урожайности, вызванное похолоданием и отсутствием эффективных удобрений (дубовые леса были сильно вырублены), эпидемии (чума, грипп) привели к резкому сокращению населения Европы. Так, в 1315 -1317 гг. голод унес 10% жизней. Чума XIV в. уничтожила треть населения Европы (20 млн). Особенно большие потери понесли города Европы. Европа восстановила свое население только к 1600 г. Последствиями кризиса XIII- XIVвв. было социальное старение общества, его болезнь, требовавшая поиска лекарств для выздоровления.

3. Кризис Новейшего времени, связанный с глобальным потеплением, исчерпанием запасов нефти, и соответственно непрекращающимся переделом сфер
влияния различных государств. Поиск выхода из этой ситуации
начался в середине ХХ века в ходе научно-технической революции. Именно она дала человечеству энергосберегающие технологии, микроэлектронику, информационные технологии и надежду на будущее. Сейчас идет эпоха формирования постиндустриального (информационного) общества.

Таким образом, прогресс человечества становится способом его выживания. Однако отдельные общества, цивилизации, культуры (Шумер, Вавилон, Египет, Рим) в результате кризисов погибали. Цивилизациям свойственно умирать, исчерпав ресурсы своего развития.

 

4. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный

Историки предшествующих эпох не сразу заметили, что существуют определенные законы в человеческой истории. До ХVШ в. шло накопление фактологического материала. И лишь последние три века ученые пытаются создать обобщающие модели (периодизации) развития общества. Все эти модели создавались с учетом ранее указанных законов. Историческая периодизация - это деление процессов развития общества на основные качественно отличающиеся друга от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями общества. Начиная с ХVШ в. создавались различные периодизации истории, критерии которых менялись в течении веков.

Одной, из самых первых была создана археологическая периодизация истории, которая остается актуальной до сих пор при изучении материальной истории человечества. Критерий такой периодизации - материал, из которого изготовлены орудия труда. В соответствии с этим критерием выделяют:

1.Каменный век - св. 2 млн. - 6 тыс. лет назад. Делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).

2.Медный век (энеолит) - 6 - 4 тыс. до н. э. (На некоторых территориях 4 - 3 тыс. до н. э.).

3.Бронзовый век - 4 - 1 тыс. до н. э. (На некоторых территориях - 3 - 1 тыс. до н. э.).

4.Железный век - 1 тыс. до н. э. - сер. ХХ в. н. э.

5.Век искусственных материалов и композитов - сер. ХХ в. н. э. - до настоящего времени.

Вы только посмотрите, из каких материалов сделаны все предметы, которые окружают Вас сейчас на занятии?

Однако, данная периодизация не дает представления об изменениях в политической, социальной сферах жизни общества. Это все равно, если бы при рассказе о своей личной истории Вы говорили: «В годик у меня была ползунки из хлопка, в школу я пошел в шерстяной форме, а сейчас у меня одежда из различных материалов, с большой примесью синтетики». Не очень понятно, при таком рассказе, как за предыдущие годы изменились Вы сами.

В начале ХГХ в. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили еще одну периодизацию, выделив в истории большие этапы качественного развития общества. Эти периоды были названы - формациями. Критериями отличия одной формации от другой выступали -способ производства и формы собственности.

Теория К. Маркса была дополнена В. И. Лениным, и в науке утвердилось классическое пятичленное формационное деление истории:

1.Первобытная формация.

2.Рабовладельческая формация.

3.Феодальная формация.

4.Капиталистическая формация.

5.Коммунистическая формация. Первый этап коммунизма

- социализм.

Однако, данная модель исторического процесса была раскритикована уже в ХГХ в. Она очень хороша для изучения экономической истории человечества, и мы будем с Вами пользоваться такими понятиями как «феодализм», «капитализм». Но опять в этой периодизации не видно духовное взросление человечества. «Какой же универсальный критерий можно использовать в периодизации, чтобы были видны изменения во всех четырех сферах жизни общества?», - думали историки и философы. И впервые, во 2 пол. ХГХ в. наш соотечественник - Николай Яковлевич Данилевский, в работе «Россия и Европа» (1869), выдвинул предположение о том, что таким критерием может быть - культура. Он стал родоначальником культурологического подхода к истории. Была выдвинута мысль о том, что каждая культура имеет свою судьбу, что «каждая историческая национальность имеет свою собственную задачу».

Что же такое культура?

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей. Ценности же - это совокупность значений и смыслов, то есть индивидуального восприятия знаковой системы (системы кодов, принятых обществом).

Чтобы проще понять это определение, надо вспомнить как были придуманы современные языки программирования? Первоначально, было изучено, каким образом человек передает и сохраняет информацию. Посредством знаковых систем, базирующихся всего на двух символах - «+» и «-», соответственно - «приводит к выживанию» или «к смерти». Все объекты окружающего мира, наделяются подобными кодами, и в соответствии с ними мы выстаиваем свое поведение. Мы думаем: «Сейчас, после занятия, я пойду в столовую «+», после занятий постараюсь побыстрей сделать уроки «+» (чтобы организм потом отдыхал). На основании знаний о такой системе кодировки информации в человеческом мозге, была создана бинарная система кодировки информации в искусственных системах, где «+» превратился в «1», а «-» в «0». Следовательно, на каждом новом этапе развития человечества усложняется алгоритм поведения, набор ценностей, которые предлагают модель выживания при усложнившихся условиях.

Н.Я. Данилевский выдвинул теорию культурно-исторических типов. Это «многообразие типов» составляет своеобразную иерархию мира. В ее основе пять культурных типов (египетский, индийский, китайский, сирийский, вавилонский), названные «первичными» или «подготовительными», то есть созданными на «голом месте», на первобытной основе. На следующей ступени — древнееврейская цивилизация, создавшая Библию; древнегреческая, внесшая особый вклад в интеллектуально-художественную сферу, давшая человечеству классическую скульптуру, архитектуру, философию; римская, ставшая творцом классической системы права, хорошо управляемого государства. В то же время греки не создали ни развитой религии, ни единой государственности, а римляне не внесли такого вклада в философию, как греки. Это были «одноосновные», «однонаправленные» культуры, внесшие вклад в определенные сферы жизни общества. На следующую ступень Н.Я. Данилевский поставил современные культуры, которые были названы составными, т. к. они заимствовали ценности от ряда предшествующих культур. Последней в его иерархии стоит славянская культура, которая, по его мнению, призвана творить во всех направлениях.

Каждая культура, по мнению Н. Я. Данилевского, имеет законченный цикл развития: она рождается, достигает расцвета, гибнет. Понятно, по каким причинам теория данного автора была не очень популярна на Западе. Наибольшую известность в Европе получила теория О. Шпенглера, который в работе «Закат Европы» (1918) также предположил, что история - это череда сменяющих друг друга культур. Причем, как писал О. Шпенглер, «культуры -это организмы, а мировая история есть их коллективная биография». Философ считал, что культуры рождаются, растут и, выполнив свое предназначение, умирают. Каждая культура проходит через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов (человека, дерева, цветка): Детство, Юность, Зрелость, Старость.

О. Шпенглер говорил, что среди культур как и среди людей, были «великие культуры», которые внесли значительный вклад в формирование системы ценностей всего человечества. Он выделял восемь «великих культур»: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, арабскую, греко-римскую, западную и мексиканскую.

Рождение великих культур - это всегда необъяснимая тайна, выбор сделанный космическими силами. По Шпенглеру, каждая культура имеет свою душу. Когда же огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию - стадию цивилизации. Цивилизация - это смерть культуры, переход точки зрения на мир с «орлиной» (Шпенглер) на «лягушачью» (Ницше). Шпенглер считал, что время существования культуры -приблизительно тысяча лет. В античности переход культуры в цивилизацию происходил в IVв., период развития западной культуры - в XIXв. Цивилизация, считал О. Шпенглер, неизбежная судьба культуры. Она - ее завершение. Она - уже не становление, а ставшее.

Культура - это не только множество «локальных» ограниченных временем и пространством культур каких-либо этносов, это также мировая культура, единый культурный поток от Шумера, Вавилона и Древнего Египта до наших дней.

Культурологический подход дает целостное представление о развитии человечества, однако в настоящее время наиболее популярным является цивилизационный подход к истории, критерий которого - цивилизация - учитывает также историю этническую и ареал проживания народов.

Впервые, такой подход к истории был предложен Арнольдом Дж. Тойнби в работе «Постижение истории» (1955). Философ предположил, что история - это череда сменяющих друг друга «локальных цивилизаций», которыми он называл общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем жизнь государства. Он выделил 23 существовавшие в истории цивилизации: западную, две православные (византийскую и русскую), иранскую, арабскую, индийскую, две дальневосточные, античную, сирийскую, цивилизацию Инда, китайскую, минойскую, шумерскую, кеттскую, вавилонскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, египетскую и цивилизацию майя. При этом «живыми» он считал западную, православно-христианскую, исламскую, индуистскую и дальневосточную. А. Дж. Тойнби считал греко-римскую цивилизацию «общей» матерью для западноевропейской и православно-христианской цивилизаций.

А. Тойнби указывал, что рост цивилизации не означает и не вызывается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом, ни увеличением господства человека над внешней средой. Рост цивилизации - это прогресс ее внутреннего самоопределения и самовыражения, ее специфики. Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эстетические - в античной, религиозные в индийской, научно-механические - в западной.

Важнейшей особенностью цивилизации А. Дж. Тойнби считал ее конфессиональную окраску и давал такое определение: цивилизация - это многообразные способы реакции людей на Божественное проявление. Небольшие цивилизации Египта, Индии, Двуречья, государства Шан сменились гигантами, например Римской империей, государством Мин, империей Моголов.

Локальные цивилизации подобны молекулам. (Вспомним броуновское движение в физике!) Они пересекаются, поглощаются, гибнут, обогащаются, прогрессируют, ассимилируются, двигаясь в едином «цивилизованном канале».

Со времен Великих географических открытий и особенно с промышленной революции взаимосвязь культур и цивилизаций стала столь сильна, что можно говорить о начале единой мировой цивилизации.

 

5. Место России среди других цивилизаций

Современные историки различают три типа цивилизаций.

1.       Первичные, очаговые, возникшие на «голом месте», их называют древними цивилизациями (древнеегипетская, вавилонская, шумерская, древнекитайская и др.). Многие объединяют их одним названием - Восток, т. к. на базе культур, созданных этими цивилизациями возникли современные восточные цивилизации.

2.       Вторичные, возникшие на обломках первичных, территориально со смещением с Востока на Запад (Древний Рим, европейская цивилизация). Обобщающее название - Запад.

3.       Периферийные, возникшие на «голом месте», но под влиянием экономических, политических, культурных и иных контактов с развитыми цивилизациями. К этой группе цивилизаций можно отнести и российскую.

 По сути, цивилизация - это определенная общность людей, на определенной территории, в определенный промежуток времени. У каждой цивилизации есть набор идентификационных признаков (мы можем ее узнать и по внешним признакам, и по поведению доминирующего этноса данной цивилизации).

 

Внешние признаки:

1.   Временная протяженность, т. е. возраст цивилизации. Россия не более Iтыс. лет.

2.   Территориальное ядро. Цивилизация может полнеть, худеть после войн. Но костяк тела должен оставаться, иначе цивилизация погибнет. У России - это евроазийское плато.

3.   Доминирующий этнос. Лицо цивилизации. У нас - это русский этнос. Хотя внешность изменчива...

4.   Русский язык.

5.   Вероисповедание. До н. ХХ в. - у нас, доминирующее вероисповедание - православное христианство. Сейчас, говорят о том. Что нашим признаком становится поликонфессиональность.

6.   Обычаи и традиции.

Внутренние признаки: черты характера, темперамент, из которых складывается менталитет государства - своеобразный, оригинальный способ мышления доминирующего этноса. Мы уже с вами говорили о том, что логика мышления опирается на определенные абстрактные символы, которыми наделяется вся объективная реальность. Часть этих символов (ценностей) формируется у российского общества в настоящее время. Но костяк мышления, базовые ценности передаются нам через гены от предков. Эти ценности, коллективные бессознательные модели поведения, называются - архетипами. Они закрепляются на генетическом уровне. Если только один и тот же алгоритм поведения и обстоятельства ему способствовавшие, повторялись несколько поколений. Чтобы их изжить тоже понадобится не одна жизнь. Ломка характера не у одного поколения. Среди российских архетипов можно перечислить:

Общинность.

Этатизм, т. е. преклонение перед властью. Сказалась длительная жизнь при крепостном праве.

Безграничное терпение, чередуемое с периодами неконтролируемой всеразрушающей агрессии. Сказалось длительное пребывание в лоне Православия.

Лень, чередуемая с краткосрочными периодами активности, невероятной по производительности. Мы с Вами будем разговаривать в дальнейшем об особенностях сельскохозяйственного цикла у наших предков.

Духовное неприятие модернизации. Сказалась «вторичность» нашей модернизации и многие другие.

 

 

Литература

1.   Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. М. История России. Учебный минимум для абитуриента: Учеб. пособие. - М., 2011.

2.   Гергиев В. А., Георгиева Н. Г. История России. - М., 2014.

3.   Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник. - М., 2010.

4.   Семеникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 2012.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются особенности формационного, цивилизационного и культурологического подходов к изучению истории общества?

2.        К какого рода цивилизациям относят - Российскую?

3.        К какого рода цивилизациям Россию относите Вы?

4.        Расскажите об ментальных особенностях России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-морские силы России в Первой мировой войне

Буклет посвящен военно морским силам России в Первой мировой войне.В России были разработаны эскадренные миноносцы типа “Новик”. Корабль к началу Первой мировой войны являлся лучшим эсминцем в своем к...

Методическая разработка урока "Россия в Первой мировой войне"

Методическая разработка открытого урока по истории "Россия в Первой мировой войне".На основе "каркасной" презентации построен урок. Студенты отвечают на вопросы, возникающие на экране. Вопросы поставл...

Студенческая презентация "Россия в Первой Мировой войне".

Мы отправляем фрагмент презентации, которая раскрывает деятельность ученых в годы Первой Мировой войны: И.И.Сикорского, Н.Д.Зелинского и В.К.Зворыкина....

Позиционный семинар "Роль России в развитии мирового хозяйства"

Методическая разработка позиционного семинара по социально-экономической географии...

Знаменитые женщины в мировой истории

Представление отчета по воспитательной работе за 2021-2022 уч. год...

Статья на тему: "Краткий обзор участия России в первой мировой войне !1914 - 1918 годы)"

Статья предназначена для изучения курса истории ОУДБ.05 студентами первого курса СПО. Тема: "Краткий обзор участия России в первой мировой войне"...