Интеграция региональной/локальной и мировой истории в отечественную на примере фрагмента урока в соответствии с нормами ФГОС и ИКС
план-конспект урока на тему

Муравьева Анна Валерьевна

Фрагмент урока истории "Культура в меняющемся мире"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_integratsiya.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока на тему

«Культура в меняющемся мире»

(и конкретно его часть, связанную с архитектурой, в том числе г. Москвы)

Тема урока рассчитана на 2 часа.

Цели и задачи урока:

- создать полное представление о многообразии стилей и направлений в искусстве к. XIX – н. XX века; познакомиться с основными достижениями культуры к. XIX – н. XX века;

- развивать познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников; устанавливать причинно–следственные связи; описывать и сопоставлять произведения искусства, определять их особенности и характерные черты; составлять сравнительную таблицу;

- продолжать развитие информационных компетенций студентов: поиск необходимой информации и библиотеке, электронных энциклопедиях, Интернете; создание мини - проектов в Power Paint;

- содействовать развитию коммуникативных компетенций: участвовать в обсуждении и диалоге, формулировать выводы; использовать выразительные средства знаковых систем (таблица, визуальный ряд);

- личностные УУД: выработать принципы личностного понимания сути изобразительного искусства данного периода; развитие эстетического вкуса; воспитание интереса к культурным ценностям человечества;

-содействовать формированию умения оценивать свою работу на уроке (рефлексия)

Педагогические технологии: подводящий к проблеме диалог, метод проблемного изложения, эвристическая беседа, сообщения студентов и презентация, работа с учебником, описание, сопоставление, составление сравнительной таблицы.

Планируемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

Инициатива, находчивость, активность при решении проблем. Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. Сотрудничество со сверстниками и преподавателем

Формируется целостное представление о направлениях в изобразительном искусстве в  к.XIX- н.XX века, одновременно с чем идёт формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД.

Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем. Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Работать с информацией, использовать знаково-символические средства.

Проблемный вопрос:

«Почему модерн является символом нового мировоззрения?»

Ответить на вопрос вы сможете в том случае, если:

-выявите, какими характерными чертами обладает стиль модерн, в чем его отличие от других художественных стилей.

-выясните, с какими идеями, историческими процессами и изменениями в мировоззрении было связано зарождения стиля модерн в Москве.

- исследуйте здания стиля модерн, представьте внутренние интерьеры здание, декоративное оформление торговых залов, парадных входов и других объектов.

    Студенты получили опережающее задание, они выступают с презентациями (примеры слайдов прикреплены - Приложение), организуется обсуждение, составляется сравнительная таблица с пошаговой проверкой на основании материала презентаций и материала соответствующих параграфов учебника (В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков История –для СПО §75, 84)

Направление в искусстве XIX-XX века

Где и когда возникло?

Основные этические и философские принципы направления

Имена и произведения, относящиеся к данному направлению.

Отличительные черты

 

 

 

 

Россия

Западная Европа

Краткое содержание материала + Приложение.

РубежXIX-XX веков – время постоянных контрастов и противоречий во всех сферах жизни человека. Перемены очень ярко нашли свое отражение в мировом и отечественном искусстве того времени. Желание соединить красоту и практичность в единое целое дало возможность показать миру такое творение как модерн (от фр. modera – новейший, современный).

Сложная и необычайно напряженная духовна жизнь русского общества в начале XX века, заставляла зодчих, художников, музыкантов, актеров, поэтов упорно искать новые формы выражения, новые приемы синтеза искусств.

Основные признаки модерна принято считать – свободная планировка, новые строительные материалы: это - натуральное дерево, неотесанный камень, стекло, металл. Тонкий фарфор, цветное стекло, керамика, ткани своеобразного цветового рисунка, расписное стекло.

 Главная задача архитекторов – целостное представление о едином архитектурном стиле, основанном на синтезе искусств. Здание – это не просто жилище, а символ единения с природой, символ красоты, заключенной в природе исполненный через образы цветов, животных, птиц.

В стиле модерн преобладают асимметрия основных и второстепенных объемов зданий. Можно отметить тесную связь экстерьера и интерьера в архитектурных замыслах художника. Архитекторы в стиле модерн нашли свое самовыражение через такие формы зданий как доходные и торговые дома, особняки, вокзалы, школы. Взгляд зрителя приковывают как детали декора здания, так и само архитектурное строение в целом.

У Москвы никогда не было единого архитектурного стиля — ее облик складывался на протяжении столетий, и каждое откладывало свой отпечаток на зданиях. Одним из самых ярко проявленных стилей стал модерн. Расцвет архитектуры стиля модерн в России связан с именем Федора Шехтеля (1859–1926 гг.). Работы признанного мастера и сегодня во многом определяют лицо города. Он строил необычайно много — городские особняки, банки, торговые дома, промышленные здания, типографии и даже бани. Строил для ситцевых, фарфоровых, водочных королей, мечтавших пустить пыль в глаза. Никто не умел так удивлять, как Шехтель. «Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского…» — писал один из современников.

Хотя творчество Шехтеля тесно связано с Москвой, родился он в Петербурге, детство провел в Саратове, а немалую роль в его вхождении в московский художественный круг сыграл Павел Третьяков. Шестнадцатилетний Франц-Альберт (ставший потом Федором Осиповичем) переехал в Москву с матерью и двоюродной теткой. Благодаря дальнему родству, семейство поселилось в доме Третьяковых, где мать Шехтеля была экономкой, а будущий архитектор оказался под опекой устроителя художественной галереи. Там же, у Третьяковых, Шехтель познакомился с видным архитектором Александром Каминским, сыгравшим в его судьбе значительную роль. Шехтель начал работать в его мастерской и даже выполнил вместе с мэтром конкурсный проект фасада Исторического музея (который, впрочем, не был реализован).

Подведение итогов:

-Какие идеи времени нашли отражения в стиле модерн?

-Как проявил себя стиль модерн в искусстве Москвы?

-Каким образом стиль модерн находит отражение в окружении человека – интерьерах, фасадах жилых домов, предметов того времени?

-Способен ли стиль повлиять на облик человека, его мировоззрение – его внешний вид, манеру поведения и как сам человек способен повлиял на формирующейся новый стиль?

- Какие характерные черты позволяют вам утверждать, что модерн является новейшим стилем на рубеже веков?

- Удалось ли нам ответить на основной (проблемный) вопрос?

Домашнее задание по данному блоку урока: Самый лучший способ подробно узнать о чём-то это увидеть самому, подробно рассмотреть и прикоснуться. На многочисленных улочках и переулках Москвы, тут и там прячутся необычные здания архитектуры модерна - отделённые от внешнего мира витьеватыми оградами, никогда не повторяющие одной и той же формы ассиметричные постройки. Поэтому можно предложить прогулку по Москве и создание тематических фотоальбомов и видеороликов (можно организовать экскурсию, например, прогуляться по Китай-городу, где сохранилось много работ Шехтеля).

Рефлексия (в конце урока):

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Внеклассное мероприятие по истории и спецтехнологии Познавательная конференция: «Разработка и внедрение сварочных технологии во время Второй Мировой и Великой Отечественной войн»

2015 год – год семидесятилетия окончания Великой Отечественной войны. В дело Великой победы огромный вклад внесли наука и специалисты сварочного дела по разработке и внедрению новых сварочных технолог...

Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованием ФГОС

      Одним  из  важнейших  принципов  эффективного  урока  на  современном  этапе  является принцип личностного целеполагания ученик...

Оценка урока на соответствие требованиям ФГОС

Оценка урока на соответствие требованиям ФГОС...

Методические разработки по истории и философии для студентов 2 курса в соответствии с ФГОС

Методические разработки составлены по дисциплинам " История" и " Основы философии" для студентов 2 курса....

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС и ГТО

Анализ   урока  в соответствии с требованиями  ФГОС и ГТО...