Интеграция региональной/локальной и мировой истории в отечественную на примере фрагмента урока в соответствии с нормами ФГОС и ИКС
план-конспект урока на тему
Фрагмент урока истории "Культура в меняющемся мире"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока на тему
«Культура в меняющемся мире»
(и конкретно его часть, связанную с архитектурой, в том числе г. Москвы)
Тема урока рассчитана на 2 часа.
Цели и задачи урока:
- создать полное представление о многообразии стилей и направлений в искусстве к. XIX – н. XX века; познакомиться с основными достижениями культуры к. XIX – н. XX века;
- развивать познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников; устанавливать причинно–следственные связи; описывать и сопоставлять произведения искусства, определять их особенности и характерные черты; составлять сравнительную таблицу;
- продолжать развитие информационных компетенций студентов: поиск необходимой информации и библиотеке, электронных энциклопедиях, Интернете; создание мини - проектов в Power Paint;
- содействовать развитию коммуникативных компетенций: участвовать в обсуждении и диалоге, формулировать выводы; использовать выразительные средства знаковых систем (таблица, визуальный ряд);
- личностные УУД: выработать принципы личностного понимания сути изобразительного искусства данного периода; развитие эстетического вкуса; воспитание интереса к культурным ценностям человечества;
-содействовать формированию умения оценивать свою работу на уроке (рефлексия)
Педагогические технологии: подводящий к проблеме диалог, метод проблемного изложения, эвристическая беседа, сообщения студентов и презентация, работа с учебником, описание, сопоставление, составление сравнительной таблицы.
Планируемые результаты:
личностные | предметные | метапредметные |
Инициатива, находчивость, активность при решении проблем. Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. Сотрудничество со сверстниками и преподавателем | Формируется целостное представление о направлениях в изобразительном искусстве в к.XIX- н.XX века, одновременно с чем идёт формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД. | Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем. Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Работать с информацией, использовать знаково-символические средства. |
Проблемный вопрос:
«Почему модерн является символом нового мировоззрения?»
Ответить на вопрос вы сможете в том случае, если:
-выявите, какими характерными чертами обладает стиль модерн, в чем его отличие от других художественных стилей.
-выясните, с какими идеями, историческими процессами и изменениями в мировоззрении было связано зарождения стиля модерн в Москве.
- исследуйте здания стиля модерн, представьте внутренние интерьеры здание, декоративное оформление торговых залов, парадных входов и других объектов.
Студенты получили опережающее задание, они выступают с презентациями (примеры слайдов прикреплены - Приложение), организуется обсуждение, составляется сравнительная таблица с пошаговой проверкой на основании материала презентаций и материала соответствующих параграфов учебника (В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков История –для СПО §75, 84)
Направление в искусстве XIX-XX века | Где и когда возникло? | Основные этические и философские принципы направления | Имена и произведения, относящиеся к данному направлению. | Отличительные черты | |
|
|
|
| Россия | Западная Европа |
Краткое содержание материала + Приложение.
РубежXIX-XX веков – время постоянных контрастов и противоречий во всех сферах жизни человека. Перемены очень ярко нашли свое отражение в мировом и отечественном искусстве того времени. Желание соединить красоту и практичность в единое целое дало возможность показать миру такое творение как модерн (от фр. modera – новейший, современный).
Сложная и необычайно напряженная духовна жизнь русского общества в начале XX века, заставляла зодчих, художников, музыкантов, актеров, поэтов упорно искать новые формы выражения, новые приемы синтеза искусств.
Основные признаки модерна принято считать – свободная планировка, новые строительные материалы: это - натуральное дерево, неотесанный камень, стекло, металл. Тонкий фарфор, цветное стекло, керамика, ткани своеобразного цветового рисунка, расписное стекло.
Главная задача архитекторов – целостное представление о едином архитектурном стиле, основанном на синтезе искусств. Здание – это не просто жилище, а символ единения с природой, символ красоты, заключенной в природе исполненный через образы цветов, животных, птиц.
В стиле модерн преобладают асимметрия основных и второстепенных объемов зданий. Можно отметить тесную связь экстерьера и интерьера в архитектурных замыслах художника. Архитекторы в стиле модерн нашли свое самовыражение через такие формы зданий как доходные и торговые дома, особняки, вокзалы, школы. Взгляд зрителя приковывают как детали декора здания, так и само архитектурное строение в целом.
У Москвы никогда не было единого архитектурного стиля — ее облик складывался на протяжении столетий, и каждое откладывало свой отпечаток на зданиях. Одним из самых ярко проявленных стилей стал модерн. Расцвет архитектуры стиля модерн в России связан с именем Федора Шехтеля (1859–1926 гг.). Работы признанного мастера и сегодня во многом определяют лицо города. Он строил необычайно много — городские особняки, банки, торговые дома, промышленные здания, типографии и даже бани. Строил для ситцевых, фарфоровых, водочных королей, мечтавших пустить пыль в глаза. Никто не умел так удивлять, как Шехтель. «Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского…» — писал один из современников.
Хотя творчество Шехтеля тесно связано с Москвой, родился он в Петербурге, детство провел в Саратове, а немалую роль в его вхождении в московский художественный круг сыграл Павел Третьяков. Шестнадцатилетний Франц-Альберт (ставший потом Федором Осиповичем) переехал в Москву с матерью и двоюродной теткой. Благодаря дальнему родству, семейство поселилось в доме Третьяковых, где мать Шехтеля была экономкой, а будущий архитектор оказался под опекой устроителя художественной галереи. Там же, у Третьяковых, Шехтель познакомился с видным архитектором Александром Каминским, сыгравшим в его судьбе значительную роль. Шехтель начал работать в его мастерской и даже выполнил вместе с мэтром конкурсный проект фасада Исторического музея (который, впрочем, не был реализован).
Подведение итогов:
-Какие идеи времени нашли отражения в стиле модерн?
-Как проявил себя стиль модерн в искусстве Москвы?
-Каким образом стиль модерн находит отражение в окружении человека – интерьерах, фасадах жилых домов, предметов того времени?
-Способен ли стиль повлиять на облик человека, его мировоззрение – его внешний вид, манеру поведения и как сам человек способен повлиял на формирующейся новый стиль?
- Какие характерные черты позволяют вам утверждать, что модерн является новейшим стилем на рубеже веков?
- Удалось ли нам ответить на основной (проблемный) вопрос?
Домашнее задание по данному блоку урока: Самый лучший способ подробно узнать о чём-то это увидеть самому, подробно рассмотреть и прикоснуться. На многочисленных улочках и переулках Москвы, тут и там прячутся необычные здания архитектуры модерна - отделённые от внешнего мира витьеватыми оградами, никогда не повторяющие одной и той же формы ассиметричные постройки. Поэтому можно предложить прогулку по Москве и создание тематических фотоальбомов и видеороликов (можно организовать экскурсию, например, прогуляться по Китай-городу, где сохранилось много работ Шехтеля).
Рефлексия (в конце урока):
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-320237-1382270500.jpg)
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/02/picture-701095-1446491984.jpg)
Внеклассное мероприятие по истории и спецтехнологии Познавательная конференция: «Разработка и внедрение сварочных технологии во время Второй Мировой и Великой Отечественной войн»
2015 год – год семидесятилетия окончания Великой Отечественной войны. В дело Великой победы огромный вклад внесли наука и специалисты сварочного дела по разработке и внедрению новых сварочных технолог...
Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованием ФГОС
Одним из важнейших принципов эффективного урока на современном этапе является принцип личностного целеполагания ученик...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/18/picture-949203-1505746975.jpg)
Методические разработки по истории и философии для студентов 2 курса в соответствии с ФГОС
Методические разработки составлены по дисциплинам " История" и " Основы философии" для студентов 2 курса....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-882618-1486239359.jpg)
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС и ГТО
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС и ГТО...