Петр I
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Дарья Алексеевна Смирнова

Петр I

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_i.docx44.21 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция № 7

Тема: Россия в эпоху петровских преобразований

 

Цель лекции: сформировать знания студентов о причинах, ходе и последствиях реформ Петра I; особенностях утверждения и укрепления абсолютизма сочетавшихся с процессом начала модернизации России.

 

План лекции

1.   Воцарение Петра Iна русском престоле.

2.   Борьба за выход к Балтийскому и Черному морям.

3.   Основные Петровские реформы.

4.   Европеизация русского общества.

5.   Оценки преобразовательной деятельности Петра I.

 

1. Воцарение Петра I на русский престол

Нет сколько-нибудь существенной области общественной и хозяйственной жизни, сферы функционирования государства, которые бы оказались не захваченными кипучей реформаторской деятельностью Петра Великого.

Если в правление его отца, Алексея Михайловича, началось приобщение России к западной культуре, был подготовлен плацдарм для масштабных преобразований, то с приходом Петра Iна исторической арене появилась сильная личность, которая обладала не только верховной властью, но и пониманием необходимости серьезных перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Благодаря его усилиям масштабы модернизации жизни страны приобрели действительно широкие масштабы, что и позволило России за короткое время войти в круг европейских держав.

Петр Iбыл младшим сыном царя Алексея Михайловича. Второй Романов был женат дважды. Первый раз на М.И. Мило-славской. У них было 13 детей, многие из которых умерли еще при жизни отца. После смерти первой жены Алексей Михайлович женился во второй раз - на молодой, красивой девушке Наталье Ки-риловне Нарышкиной. В 1672 г. Нарышкина родила сына Петра.

А через 4 года Алексей Михайлович умер. После его смерти некоторое время правил его болезненный сын от Милославской - Фёдор (1676-1682 гг.). После смерти Федора в результате интриг

91 со стороны Милославских и Нарышкиных в 1682 г. на престоле оказываются двое царевичей - болезненный Иван V (16 лет) от Милославской и Пётр I (10 лет) - крепкий и здоровый мальчик от Нарышкиной. До их совершеннолетия страной правила их сестра Софья (1682 - 1689 гг.).

Царевна Софья - феномен русской истории. До неё, за исключением далёкой княгини Ольги, женщин - правительниц в стране не было. Широко образованная, властная, честолюбивая, Софья достаточно уверенно правила государством. При ней в 1686 г. был заключён "вечный мир с Польшей" - Левобережная Украина с Киевом "навсегда" вошли в состав России. В 1687 г. было основано первое высшее учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия. В 1689 г. был заключён Нерчинский договор с Китаем о разграничении границ между Россией и Китаем. Софья попыталась добиться выхода в Чёрное море. В 1687 и 1689 гг. под руководством её фаворита князя В.В. Голицына были совершены два крымских похода. Они были неудачны, но свидетельствовали о серьёзности намерений московской правительницы.

Дети царя от Милославской получили прекрасное образование. Они изучали латинский язык, древнегреческий, грамматику, риторику, стихосложение. Мать же Петра, по отзывам современников, была женщиной «ума лёгкого». Её мало заботило образование и воспитание сына. В учителя к Петру был определён думный дьяк Никита Зотов - большой любитель хмельного. Царевич научился читать и писать, получил отрывочные сведения по истории, географии, знал наизусть некоторые тексты богослужебных книг.

Образованнейшим человеком Пётр стал только благодаря неуёмной жажде знаний и упорному самообразованию в течение всей своей жизни. Зато Никита Зотов привил царевичу любовь к физическому труду. Пётр столярничал, плотничал, работал в кузне. В детские годы у Петра обнаружились две страсти: к военным играм и большой воде. Для воинских «забав» царевича вначале были приставлены 10 конюхов. Затем из царской дворни были составлены два батальона - один из села Семёновского, другой - из Преображенского. Позже они были преобразованы в «потешные» полки и станут ядром петровской гвардии. Со временем любовь Петра к армии и большой воде - морю - воплотятся в серьёзные государственные дела.

Рядом с Преображенским находилась Немецкая слобода. Молодой Пётр стал здесь частым гостем. Посещение Немецкой слободы оказало большое влияние на мировоззрение и стиль поведения будущего великого преобразователя России.

Голландский инженер Франц Тиммерман стал заниматься с ним арифметикой, алгеброй, геометрией, артиллерийской наукой, научил основам строительства крепостей и укреплений. Более всего Пётр привязался к Францу Лефорту. Лефорт был выходцем из Швейцарии и находился на русской службе в чине полковника. Он и стал наставником царя в его знакомстве со своеобразной культурой «московской» Европы.

 

2. Борьба за выход к Балтийскому и Чёрному морям

Вначале своего правления Пётр поставил задачу - добиться выхода к тёплым морям.

Для развития внешнеэкономических связей с Западной Европой России нужны были морские - самые дешёвые - пути передвижения. Но на Балтийском море владычицей была Швеция, на Чёрном - Османская империя. Тем не менее, вначале Пётр решает добиться выхода к тёплому Чёрному морю. Для этого нужно было взять турецкую крепость Азов у устья Дона, которая «запирала» выход к Азовскому и Чёрному морям.

В 1695 г. начинается первый азовский поход Петра I. С наспех снаряжёнными «потешными» полками Пётр отправился к Азову. Русские войска осадили крепость, но взять её не смогли, так как крепость получала подкрепление с моря, а у Петра кораблей не было. Первый азовский поход закончился поражением. Причины поражения были Петру ясны - отсутствие хорошо обученной армии и флота.

Пётр решил создать свой морской флот. В 1696 г. в районе г. Воронежа началось строительство флота. За очень короткий срок было построено 30 военных кораблей.

Так, Пётр I положил начало великому делу - созданию в России военно-морского флота, 1696 г. считается датой основания русского флота.

В этом же 1696 г. Пётр начинает второй азовский поход. Когда русские корабли появились у стен Азова, турки не поверили своим глазам - ещё совсем недавно у русских никакого флота не было. На этот раз Азов был взят. Для укрепления позиций России на юге Петру нужна была гавань для будущего флота. Недалеко от Азова Пётр Iзаложил город Таганрог. Но чтобы удержать выход к морю, предстояла долгая и упорная борьба с владычицей Чёрного моря - Османской империей. В одиночку Россия вести её не могла: нужны были союзники, кредиты, вооружение.

В 1697 г. в Европу отправляется делегация из России, так называемое «Великое посольство» в составе 250 человек. В «Великом посольстве» находился сам царь под именем Петра Михайлова. Ему было 25 лет. Целью «Великого посольства» было:

•    оповестить западные страны о благополучном начале правления Петра;

•    найти союзников в борьбе с Османской империей;

•    познакомиться с западными законами, обычаями, культурой;

•    пригласить на службу в Россию иностранных специалистов различных профессий, в первую очередь знатоков военного и морского дела.

Делегация посетила Голландию, Англию, Австрию, Саксонию, Ватикан. Пётр знакомился с обычаями, законами, наукой, техникой и политическим устройством западноевропейских стран. Все это убедило Петра в необходимости преобразований всех сфер русской жизни по западноевропейским образцам. Но решить главную задачу - заключить анти турецкий союз Петру не удалось.

В июне 1698 г. Вене Петр получил сообщение о большом восстании стрельцов в Москве. Им часто не выплачивали жалованья, хотя относились к их нуждам и потребностям. В докладе Петру говорилось о том, что на этот раз они, якобы, замышляли и его убийство. Царь немедленно возвратился в Москву и сразу же учинил над ними кровавую расправу. Только в октябре 1698 г. было казнено 799 стрельцов. Причём, Пётр сам рубил им головы и приказывал это делать своим приближённым. Москва была потрясена жестокостью молодого царя. Пётр же был убеждён в своей правоте. Позже он говорил: «Если бы я не был жестоким, я бы давно не был русским царём».

В Европе Петру заключить антитурецкий союз не удалось. Однако он нашёл союзников против Швеции, что давало возможность начать борьбу за выход к морю на севере. В 1699 - 1700 гг. Петр заключил против Швеции Северный союз в составе России, Дании, Речи Посполитой, Саксонии.

В 1700 г. Россия объявила войну Швеции. Началась Северная война (1700 - 1721 гг.). Королём Швеции в это время был Карл XII. Ему было всего 18 лет (Петру было 28 лет), но он оказался талантливым полководцем. Первое серьёзное столкновение русских и шведских войск произошло в 1700 г. у крепости Нарва. Русской армией командовал французский герцог де Сент Круа, недавно принятый на русскую службу. Плохо обученные русские войска сразу же бежали с поля сражения. Устояли только Семёновский, Преображенский да солдатский Лефортов полк. В знак уважения к их воинской стойкости только им шведы разрешили уйти с поля боя с личным оружием. Командующий русской армией герцог де Сент Круа сам вручил свою шпагу шведам, его примеру последовали почти все военачальники из иноземцев. Русская армия потеряла 6000 человек, весь офицерский состав, состоявший из наёмников - иностранцев, всю артиллерию.

После Нарвского сражения Карл XII решил, что Россия окончательно выбыла из войны и все свои усилия направил против Польши - союзницу России в Северной войне.

Пётр I обладал ценнейшим качеством: извлекать уроки даже из своих поражений. Он принимает решение и приступает к создании армии и флота.

Пётр начал создавать регулярную армию, артиллерию, их обучение, подготовку офицерского состава. Строительство военных кораблей осуществлялось в Воронеже, затем в Архангельске. Их волоком через Карелию стали переправлять в Ладожское озеро. И уже в 1702 г. была взята шведская крепость Нотебург (Орешек, позже Шлиссельбург). Но чтобы укрепиться у Балтийского моря, России на Балтике необходимо было иметь город, который бы был крепостью, торговой гаванью, верфями для строительства будущего флота.

И весной 1703 г. у устья Невы на Заячьем острове, на исконно русских землях, началось строительство военной крепости, которая стала именоваться Петропавловской. Вскоре в крепости под руководством итальянского архитектора Доменико Трезини началось строительство Петропавловского собора. Петропавловский собор стал символом города и усыпальницей царской династии. В 1725 г. здесь был упокоен Пётр I, а потом и все остальные Романовы. Город получил название Санкт-Петербурга. В 1713 г. Пётр Iперенёс сюда столицу России.

Продолжалось завоевание южного берега Финского залива: были взяты Копорье, Ям (Ямбург), а в 1704г., благодаря завоеваниям Петра, началась торговля с Западом новым путем. 28 сентября 1708 г. у деревни Лесной (близ Могилёва) русский 12 -тыс. отряд во главе с Петром разбил 16-тыс. корпус одного из лучших шведских генералов А.-Л. Левенгаупта с обозом в 8 тыс. телег. Это была крупная победа русских войск над превосходящими силами шведов, и она имела большое, прежде всего, моральное значение.

27 июня 1709 г. рано утром состоялось решающее сражение между русскми и шведскими войсками - Полтавская битва. До этого Карл ХП не проиграл ни одного сражения. Он без подготовки в «лоб» бросил все свои силы на русские позиции. Пётр Iже разделил свои силы на два батальона. На первую линию обороны русских шведы обрушили бешеную атаку. Она была прорвана. Пришло время вступать в бой главным силам русских - второму батальону. Перед этим Пётр Iобратился к войскам с простыми и ясными словами, суть которых можно свести к следующему: «Вы сражаетесь не за меня, а за государство, Петру вручённое. Что касается меня, то знайте, Петру жизнь не дорога, жила бы только Россия». Второй батальон в атаку Пётр Iповёл сам. Два часа по шведам в упор била русская артиллерия. Шведы не выдержали страшной бойни и побежали с поля боя. К 11 часам утра шведская армия - сильнейшая в Европе - перестала существовать. Из 30 тыс. шведских солдат 9 тыс. были убиты, 3 тыс. взяты в плен. Ещё 16 тыс. были пленены в ходе преследования. Карл ХП, изменник Иван Мазепа и весь штаб шведской армии бежали в Турцию.

Значение Полтавской битвы в русской истории очень велико:

•    Россия была избавлена от шведского завоевания;

•    расстановка сил в Северной войне в корне изменилась;

• Полтавская битва поставила Россию в ряд великих европейских держав: отныне все важнейшие вопросы европейской политики будут решаться с участием России.

Страх русских перед шведами растворился и не появлялся в истории уже никогда.

Прутский поход 1711 г. В 1710 г. Османская империя, не смирившись с потерей Азова, объявила России войну. Россия продолжала войну на два фронта.

В начале 1711 г. Пётр Iс войском двинулся к границам Молдавии. Но на реке Прут ситуация для русской армии стала критической: русский 40-тыс. лагерь оказался прижат к реке 130тыс. турецким войском. Турки установили свою артиллерию на высотах и могли разгромить не только русский лагерь, но и пленить самого царя. О сложности момента говорит и факт того, что Петр I заготовил указ Сенату: в случае пленения его государем не считать и его распоряжений из плена не выполнять. Судьба Петра Iи русской армии была в руках командующего турецкой армией -визиря Балтаджи - паша.

Пётр I решил вступить в переговоры с турками. Вести их было поручено талантливому дипломату П. П. Шафирову. Только благодаря его дипломатическому искусству, царь был избавлен от небывалого позора. По легенде, тайные переговоры с визирем начала вторая жена Петра I- Екатерина Литовская крестьянка Марта Скавронская приняла православие, и была наречена Екатериной Алексеевной. Екатерина принимала участие в Прутском походе. Получив от турок намёк на взятку, Она собрала все свои украшения, украшения русских офицеров. Драгоценности были искусно защиты в тушу осетра. Осетра преподнесли визирю. Переговры закончились тем, что русской армии было разрешено уйти в Россию без артиллерии. Россия отдавала Азов, срывала Таганрог, укрепления на Дону и Днестре. Пётр I обязался также не вмешиваться в польские дела и дать пропуск Карлу XIIв Швецию. В 1713 г. в честь достойного поведения супруги во время Прутского похода Пётр I учредил Орден Святой Екатерины. Первой кавалерственной дамой этого ордена стала сама Екатерина Алексеевна.

Гангутский бой (1714 г.). После поражения на юге Пётр ещё решительнее стал действовать против Швеции. Швеция потеряла всю свою армию под Полтавой, но сохранила мощный флот на Балтике. Пётр основательно готовился к морским сражениям: активно строился Балтийский флот, шла усиленная подготовка личного состава.

В 1714 г. у мыса Гангут шведский флот потерпел поражение от русского флота. Это была первая победа молодого русского флота. При Гангуте родилась новая военно-морская держава - Россия. В 1720 г. русские войска высадились на территории самой Швеции. В том же году у острова Гренгам была одержана вторая крупная победа морская над шведами. Шведы были вынуждены сесть за стол переговоров.

Ништадтский мир (1721 г.). 10 сентября 1721 г. в г. Ништадте в Финляндии был подписан мирный договор со Швецией. Позже Пётр I признавался, что это был самый счастливый день в его жизни. Северная война, длившаяся 21 год, от которой устали и сам царь, и народ, закончилась победой России. К Швеции возвращалась большая часть Финляндии. Россия получала широкий выход в Балтийское море (Ингрию, Эстляндию, Лифляндию, Карелию, часть Финляндии), стала обладательницей первоклассных морских портов (Петербурга, Риги, Ревеля), стала европейской державой. Балтийское море перестало быть внутренним озером Швеции. 20 октября 1721 г. Сенат преподнёс царю титул «Пётр Великий, Отец Отечества и Император Всероссийский».

Каспийский поход 1722 г. Начиная с ХVI в., русские стремились на Восток: их влекла Индия - страна несметных богатств. Во время правления Петра Iшли поиски сухопутного пути в Индию. Были снаряжены два отряда, но они не имели даже карт, поэтому закончились неудачей. Закончив Северную войну, Пётр Iвновь обратил свои взоры на Восток. Ещё в 1718 г. Россия заключила торговый договор с Персией. Но в Персии царила анархия, договор персами не соблюдался, что приносило большие убытки русской торговле. Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Персии, решено было предпринять против Персии поход. Весной 1722 г. русские войска отправились из Астрахани по берегу Каспийского моря в Персию. Значительных столкновений не произошло. К осени 1722 г. была присоединена северная Персия. Три персидские провинции - с Баку, Дербентом, Астрабадом - стали русской областью.

 

3.Основные Петровские реформы Военная реформа была самой главной из всех реформ Петра I. Она продолжалась весь период правления и была самой тяжёлой как для царя, так и для всей России. В 1698 г. сразу после возвращения из Европы Пётр расформировал все старые полки, за исключением самых надёжных -Преображенского, Семёновского, Лефортовского, Гордоновского. Сохранялись некоторые виды иррегулярных частей: запорожское, донское, терское, яицкое, сибирское казачество, которые несли пограничную и сторожевую службу. Началось создание новой армии и флота

•              Комплектование армии стало осуществляться на исконно русском принципе - повинности. Исстари защищать свою землю, своего князя на Руси считалось делом каждого. С 1699 г. армия стала комплектоваться на основе рекрутских (солдатских) наборов от определённого количества всего податного мужского населения страны. С 1705 г. рекрутские наборы стали постоянными. Отныне всё податное население каждый год отдавало одного рекрута (солдата) с определённого числа душ (вначале с 500, затем с 300 и даже 100). Вначале было решено брать только холостых с 15 до 20 лет. Но шла война, армия нуждалась в людях, и позже эти возрастные пределы не соблюдались. В армию брали даже 45-ти летних, а военная служба становится пожизненной.

•    В структуре армии появляются рода войск: конные (драгуны), пехотные и артиллерийские.

•    Ядром армии стала мобильная, хорошо вооружённая конница. Было сформировано 30 драгунских полков по 1300 чел. в каждом. Служба в драгунах - коннице - была привилегией русского дворянства. В драгунских и пехотных полках Пётр стал создавать гренадёрские части (гренадёры - метатели гранат). Граната обычно весила до 1 кг. Поэтому в гренадёры набирали рекрутов рослых, крепких, сноровистых. Гренадёры были элитой в армии Петра.

•    Важнейшей составной частью русской армии стали пехотные полки. Пётр Iрешил создать передовую по тем временам русскую пехоту. Была создана система русского рукопашного боя. Она впитала всё самое передовое и эффективное из национального опыта, а также из западноевропейской и восточной систем. Русский рукопашный бой стал достижением русского военного искусства.

•    Крупным успехом военной реформы стало создание русской артиллерии. Одним из организаторов русской артиллерии стал сподвижник Петра IЯ. В. Брюс. Службу в артиллерии в это время начал также любимец Петра IАбрам Петрович Ганнибал, сын эфиопского вельможи, проданный в рабство в Константинополь и оттуда попавший к Петру I. Царь послал его на учёбу во

Францию, после чего тот стал крупнейшим военным инженером. (В 1799 г. у него родится правнук Александр Сергеевич Пушкин -великий русский поэт). Если до Северной войны артиллерийские орудия поступали из Швеции, теперь же потребности артиллерии обеспечивали два больших оружейных завода в Туле и Сестрорец-ке, два крупных пороховых завода в Петербурге и Охте, а также комплекс железоплавильных заводов в центре, на севере и Урале. Таким образом при Петре Iбыла создана российская отечественная артиллерия.

•    В 1696 г. в Воронеже было положено начало военному флоту. К концу 90-х гг. было построено около 30 военных кораблей. С началом Северной войны в Архангельске, на Балтике началось строительство Балтийского флота. Строительство флота резко активизируется в 1711 - 1713 гг. на верфях Петербурга. К окончанию Северной войны Россия на Балтике имела самый мощный флот.

•    В 20-е гг. на Каспийском море был создан Каспийский флот. За 15 лет в совершенно сухопутной стране был создан мощный военный и торговый флот - 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажем в 28 тыс. чел.

•    Государство наладило переобмундирование войск по образцу саксонской армии. В основном она была одета по подобию семёновцев и преображенцев.

•    Было проведено перевооружение армии - в войсках стали применяться регламентированные виды оружия: ружьё со штыком, кремнёвый пистолет, шпага, палаш, офицерский протазан, сержантская алебарда, казачья пика и сабля.

•    Возникала военная наука. В ходе Северной войны приобретался опыт ведения войны. Военный опыт отливался в форме уставов, инструкций, наставлений. Значительным среди них был «Устав воинский» (1716 г.), состоящий из 3 книг. В его составлении принимал участие сам Пётр I.

•    Была налажена система профессионального военного образования. Базовыми для подготовки офицерского состава стали Преображенский и Семёновский полки. В 1701 г. открылась артиллерийская школа в Москве, в 1712 г. в Петербурге. Затем были открыты две военно-инженерные школы. Для подготовки низшего офицерского состава была организована сеть гарнизонных школ. Для подготовки кадров для флота были открыты мореходная школа, Морская академия офицерских кадров, гардемаринская школа (гардемарин - будущий морской офицер). В конечном итоге к 20-м гг. Россия смогла полностью обеспечивать армию и флот своими кадрами морских, пехотных, артиллерийских и инженерных офицеров.

•    Существенно была укреплена дисциплина в армии. Она была суровой, но не отличалась от порядков в армиях Швеции, Англии, Франции. Известен случай, когда генерал А.И. Репнин после неудачного сражения под Головчином был разжалован в рядовые. После А.И. Репнину было возвращено звание генерала.

•    У вооружённых сил России появился главный символ -боевое знамя. При Алексее Михайловиче первые военные корабли ходили под бело - сине - красными с двуглавым орлом знамёнами. Эти цвета символизировали древнерусское понимание мира: красный цвет - мир физический, земной; синий - небесный, белый -мир божественный. С 1705 г. военному флоту Пётр передал Андреевский флаг (синий косой крест на белом поле). Бело - сине -красный флаг был передан торговым судам. У каждого полка были свои знамёна с использованием символики того места, где полк комплектовался.

•    У русской армии появилась целая плеяда талантливых полководцев: А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Ф.М. Апраксин, Я. В. Брюс и др.

Итогом военной реформы стало появление у России регулярной, одной из сильнейших армий в Европе. Она насчитывала до 200 тыс. чел., в т.ч. 100 тыс. казачества. Русская армия смогла побеждать своих основных противников.

Развитие промышленности. До Петра I в России существовало около 30 мануфактур - предприятий капиталистического типа. При Петре было построено еще 200 мануфактур. Мануфактурные предприятия основывались на самых передовых знаниях той эпохи, но строили свою деятельность на подневольном труде (а не на вольнонаёмном, как на Западе). В первом десятилетии XVIII в. государство играло огромную роль в экономике, особенно в промышленности и торговле. Оно строило заводы, затем передавал их в частные руки или специально созданным кампаниям, снабжала кадрами, помогала поставкой оборудования. Но государство оставляло за собой право детального контроля за деятельностью частных заводов.

Первостепенное внимание было уделено развитию тяжёлой промышленности. Развивалось производство в старых металлургических центрах: Олонецком крае (Карелии), в Туле, Кашире, Липецке. Создаются новые металлургические центры на Урале (Невьяновский завод), в Петербурге. Вскоре уральское железо оказалось лучше шведского. После этого потребности страны в чугуне и железе были удовлетворены. В 1712 г. в Туле был основан первый в России оружейный завод.

Активно строились предприятия лёгкой промышленности в Москве, на Украине, Казани, Калуге, Боровске. Развивалось полотняное, винокуренное производство, было налажено производство отечественной бумаги.

Уже в середине века Россия вышла на первое место в мире по производству железа, на второе - по производству полотна. Возникли производства, которых ранее в России не было: канатное, суконное, кожевенное, пороховое, стекольное, винокуренное, производство бумаги.

В результате российская промышленность не только совершила гигантский скачок вверх, но и сравнялась с промышленностью наиболее развитых стран.

Политика правительства в области торговли. Один из быстрых путей пополнения казны - торговля. Чтобы наполнить казну, государство объявляло производство и продажу того или иного товара своей монополией. Под нее попали: зерно, щетину, пеньку, мачтовый лес, табак, воск, железо, парусину и т. д. Затем стали проводить и политику протекционизма, т. е. поощрение экспорта и ограничение импорта. В 1724 г. был принят таможенный тариф протекционистского характера - на экспорт были установлены низкие таможенные тарифы, на ввозимые товары высокие. В результате к 1726 г. российский вывоз вдвое превысил ввоз. Это давало возможность развития молодой российской промышленности.

Реформа государственного управления. До Петра I в России существовал средневековый аппарат управления - приказы, в котором отсутствовала специализация и чёткое распределение функций, был разнобой в обязанностях чиновников.

Пётр I решил создать в России современный государственный аппарат. Образцом для подражания он избрал шведское государственное управление. Его характерными чертами было: создание учреждений, специализирующихся в какой - либо области (например, финансовой, юстиции и т.д.), устройство учреждений на началах коллегиальности, чёткой регламентации обязанностей чиновников, установление единообразных штатов и жалований.

Вначале была проведена реформа местного управления. В 1708 г. территория страны была разделена на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Во главе губерний были поставлены губернаторы. Губерния делилась на провинции. Во главе с воеводой их было 50, в каждой размещался полк солдат.

Провинции делились на уезды, во главе - воеводы.

Затем была проведена реформа центрального управления. В 1717-1718 гг. приказы были заменены коллегиями. Вместо 50 приказов было образовано 9 коллегий: иностранных дел, военная, адмиралтейская (ведомство флота), юстиц - коллегия, камер - коллегия (государственные доходы), штатс - контора (государственные расходы), ревизион - коллегия (финансовый контроль), ком-мерц - коллегия, мануфактур - коллегия, берг - коллегия (металлургическая промышленность). Коллегии отличались единообразными штатами с чётким разграничением обязанностей.

В 1711 г. вместо Боярской думы учреждён Сенат, он разрабатывал законы, следил за финансами страны, контролировал деятельность администрации. В 1722 г. Сенат возглавил генерал -прокурор - «око государево».

В отличие от отца и деда Пётр был равнодушен к религии. Он старался уменьшить роль Церкви в государстве, упразднил должность патриарха. В 1721 г. для управления Церковью был создан Синод или Духовная коллегия, которую возглавлял гражданский чиновник - обер-прокурор. В 1722 г. были утверждены штаты священнослужителей - на 150 дворов полагался один священник. Остальные священники облагались налогом. Старообрядцы облагались двойным налогом.

Пирамиду власти с 1721 г. венчал император. Россия стала абсолютной империей, где всей полнотой власти обладал император.

На тот момент времени абсолютистская власть упорядочивала жизнь многонационального российского общества, способствовала устойчивости его внутренней структуры. В 1722 г. Пётр I издал указ, согласно которому глава государства мог сам по своему усмотрению назначать себе и преемника. Но сделать это при жизни Пётр Iне успел. После его смерти это привело к эпохе дворцовых переворотов.

Социальная политика. Пётр решил, что в государстве все люди должны служить. В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии», согласно которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной: отныне дворянское поместье можно было передавать по наследству, но только старшему сыну. Имение нельзя было дробить, продавать и закладывать. Остальные сыновья собственность себе должны были заслужить.

В 1722 г. Пётр Iутвердил Закон о порядке государственной службы - «Табель о рангах» В основу «Табели» были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, «Табель о рангах» устранил назначение на государственную службу по степени родовитости и ставил на первый план заслуги перед Отечеством.

Вся служба в государстве была разделена на три вида: воинскую (сухопутную, гвардейскую, артиллерийскую, морскую), гражданскую и придворную. Каждый вид службы был разбит на 14 классов или рангов. Высшим классом считался первый, низшим - четырнадцатый. Причём, военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и придворных чинов.

Значение «Табели о рангах» - не позволяла дворянскому сословию вырождаться, т. к. господствующий слой постоянно укреплялся за счёт включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.

Таким образом, два сословия феодалов, бояре и помещики, сливались в одно. За ним закрепляется название «дворяне». Петровские преобразования завершили долгий процесс формирования дворянского сословия.

Финансовая политика государства. Важной составной частью социальной политики Петра I явилась финансовая политика того времени. Северная война постоянно требовала больших финансовых расходов. Государство увеличивало налоги, изыскивало новые объекты налогообложения (дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, бороды и т. д.). В 1718 - 1724 гг. Пётр Iв вёл новый налог - подушную подать. Теперь налогом стали облагать каждую душу мужского населения: и стариков, и младенцев. Для учёта мужского населения в стране в 1720 г. была проведена перепись мужского населения - были составлены ревизские сказки. Впоследствии перепись проводилась раз в 20 лет. Со всех, числящихся в ревизских сказках, взималась подушная подать.

 

4.Европеизация русского общества

Со времён принятия православия и до Петра русское общество воспитывалось под влиянием византийского аскетизма, который запрещал многие стороны человеческого развития. Православная Церковь ставила идеалом жизни суровое монашество, отрицала всякие житейские наслаждения и радости, противопоставляя им пост, молитву, как существенное средство для достижения загробного блаженства.

Еще в Немецкой слободе молодой Пётр увидел другой мир, другой стиль жизни, который был больше по душе его любознательной и деятельной натуре. В период пребывания в составе «Великого посольства» в Западной Европе, Пётр окончательно пришёл к выводу, что русское общество отстало от стран Западной Европы и в культурном отношении.

И он решил европеизировать русское общество, т.е., перенести западноевропейские культурные традиции на русское общество. Указы, коренным образом менявшие старый русский быт, следовали один за другим. Бояре в них с трудом разбирались, роптали, стенали, но нужно было покоряться воле государевой. Следует отметить, что некоторые западноевропейские традиции стали проникать в Россию после воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Так, бритье бород по польскому образцу стало распространяться среди дворянства в середине XVIIв. В 1672 г. в России появился первый театр под руководством немецкого пастора И.- Г. Грегори при дворе Алексея Михайловича. В 1687 г. при царевне Софье появилось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.

Пётр запретил носить бороды (за ношение бороды полагался ежегодный налог в 100 рублей), дворянам велел пить кофе, солдатам курить.

До Петра I школа была подчинена Церкви. Она не могла дать обществу технически грамотных и образованных людей. При Петре I отношение к школе стало политикой государства. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, «навигацким» (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из - за границы учителей, начал создавать в России сеть школ. В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта первая в России светская Школа математических и навигацких наук. В 1711 г. в Москве была создана Инженерная школа. Причём, в этих учебных заведениях могли учиться как дети дворян, так и других сословий. В 1705 г. саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное искусство и верховая езда. В 1707 г. при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия. Так, при Петре Iв России было положено начало системе образования в России.

При Петре, с 1 января 1700 г., Россия перешла на европейское летоисчисление на основе юлианского календаря от «рождества Христова».

В 1703 г. в России появилась первая газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». В редактировании газеты принимал участие сам царь. В 1708 г. церковнославянский шрифт был заменён на латинизированный «гражданский».

Просвещению народа должен был способствовать театр. В 1702 г. в Россию был приглашен странствующий немецкий театр под руководством актёра и драматурга Куншта. Здание для театра построили на Красной площади, и он стал общедоступным для всех сословий.

Пётр I положил начало складывания наградной системы России. В 1699 г. был учреждён первый российский орден - Андрея Первозванного, ставший высшей государственной наградой в России. В 1713 г. Пётр учредил орден Святой Екатерины, ставший высшей наградой для дам. Царь задумал также учредить орден для награждения за воинские успехи. Он обратился к имени Александра Невского. В 1710 г. на берегу Невы, на том самом месте, где в 1240 г. состоялась Невская битва, по воле Петра был основан монастырь в память Александра Невского. В 1724 г. сюда из Владимира были перевезены останки князя и преданы земле. После этого указом Петра монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру. В 1722 г. был учреждён орден Святого Александра Невского. Но первые награждения орденом были произведены в царствование его жены, императрицы Екатерины I.

Петром были произведены перемены в быту дворян - в 1717 г. для дворянских детей был переведён и издан специальный учебник «Юности честное зерцало или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов», где просто и доходчиво объяснялись правила поведения образованного, воспитанного дворянина в обществе. В 1718 г. для проведения досуга дворян были учреждены Ассамблеи - вольные собрания. До петровского времени русская женщина вела теремной (закрытый) образ жизни. При этом жизнь мужчин и женщин проходила отдельно. Пётр I потребовал, чтобы русская женщина заняла в обществе то место, которое она занимала в Западной Европе. Поэтому ассамблеи обязательно должны были проходить с участием женщин.

Следует заметить, что все культурные преобразования -проводились сверху, путём навязывания русскому обществу европейских бытовых традиций, которые из них без пользы раздражали подданных, оскорбляли их религиозные чувства.

 

5. Оценки преобразовательной деятельности Петра Великого

28 января 1725 г., простудившись в ходе спасения людей в период осеннего наводнения Петр I умирает. При жизни он был отмечен орденом Андрея Первозданного. В оценке личности и деятельности Петра I существуют разные мнения, еще в XVIII веке одни, признавая успехи преобразовательной деятельности Петра, скорбели об ушедших при нем в прошлое старинных нравах и обычаях Московской Руси, упадке аристократических фамилий. Другие (например, А. Н. Радищев), отмечая заслуги великого реформатора, ставил ему в упрек то, что он истребил «последние признаки дикой вольности своего Отечества». Все эти споры перешли в XIXв. и продолжаются поныне. По словам А. С. Пушкина, «Россия молодая мужала гением Петра», при нём «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, -при стуке топора и громе пушек». Другие придерживаются противоположного мнения. Так Н. М. Карамзин говорил: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России - виною Петр!». Другой крупнейший историк России С. М. Соловьев назвал Петра «революционером на троне». В.О.

Ключевский, его ученик, скажет, что реформы Петра - это борьба деспотизма с народом, его косностью. В этих крайних точках зрения отразились противоречивые итоги деятельности Петра, черты его эпохи. Думается, что Петр I, как никто другой оказался вовремя на месте исторического развития России. Наиболее четко и кратко эту мысль сформулировал С. М. Соловьев «Народ собирался в дорогу... ждали вождя и вождь явился».

Благодаря этой личности, Россия в новых условиях смогла ответить на вызов времени, провести модернизацию, перестройку страны и занять свое достойное место в мире. Вместе с тем весь период царствования Петра - это непрерывные войны и милитаризация внутренней жизни страны. Он унаследовал от московских великих князей идею Третьего Рима права на Константинопольское наследство. Вопрос был только во времени и средствах. А это все вело к истощению людских и финансовых ресурсов. Миллионы российских граждан умерли в сражениях, от голода, от непосильного труда. Как известно, население России сократилось при Петре Iна одну треть. Стоили ли того приобретения, которые страна получила в результате таких жестоких реформ и войны? Вот оно - «цель оправдывает средства», считавшееся в России чуть ли не аксиомой на всем этапе ее развития.

Контрольные вопросы

1.   С какой целью в 1697 г. из России в Европу отправилось «Великое посольство»?

2.   Назовите слагаемые успеха армии Петра Iв Полтавской битве

(1709 г.)?

3.   Итоги Северной войны для России?

4.   Каковы причины бурного развития российской промышленности в начале XVIIIв.?

5.   Какие изменения в системе центрального управления были проведены Петром I?

6.   Укажите особенности культурных преобразований, проводившихся в петровское время?

7.   Как оценивается личность Петра Iи его преобразования?

 

Литература

1.   Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Савохина Т.А. История России. Учебник. - М., 2011.

2.   Казарезов В. В. Самые знаменитые реформаторы России. - М., 2012.

3.   Богданов А. П. В тени Великого Петра. - М., 2012.

4.   Павленко Н.И. Петр Великий - М., 2012.

5.   Милов Л.В., Зырянов П.Н., Боханов А.Н. История России с начала XVIII до конца XIX века. - М., 2013

6.   Кулюгин А.И. Энциклопедия российских царей. - М., 2011.


Контрольные вопросы к лекции 7

1.   С какой целью в 1697 г. из России в Европу отправилось «Великое посольство»?

2.   Назовите слагаемые успеха армии Петра Iв Полтавской битве

(1709 г.)?

3.   Итоги Северной войны для России?

4.   Каковы причины бурного развития российской промышленности в начале XVIIIв.?

5.   Какие изменения в системе центрального управления были проведены Петром I?

6.   Укажите особенности культурных преобразований, проводившихся в петровское время?

7.   Как оценивается личность Петра Iи его преобразования?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в период правления Петра I

Методическая разработка занятия и презентация Power Point 2007...

Россия в период правления Петра I

Методическая разработка занятия и презентация Power Point 2007...

Урок истории по теме «Реформы Петра I: зло или благо для России?»

Урок истории по теме «Реформы Петра I: зло или благо для России?»Цель урока:на основе полученных ранее знаний, чтения исторической литературы показать учащимся вклад Петра I в дело преобразовани...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»

Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус...

Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"

В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА  КАКИЕ  ЗАСЛУГИ  ПЕРЕД  ОТЕЧЕСТВОМ  ПЕТР I   НАЗВАН  ВЕЛИКИМ»...

план урока по итории "Правление Петра I

Правление и реформы ПтраI....