«Игры на уроках немецкого языка как средство повышения мотивации»
материал на тему

Башина Фаина Евгеньевна

Методическая тема

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа Саратовской области
Ровенского района с.Луговское»

Методическая тема:

«Игры на уроках немецкого языка как средство повышения мотивации»

Автор: Башина Фаина Евгеньевна
учитель немецкого языка
первой квалификационной категории

2018 год

«Игры на уроках немецкого языка как средство повышения мотивации»

                      Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

    Учителю необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании иностранного языка, находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность обучаемых, позволили бы сделать учебный процесс качественным, эффективным и в то же время привлекательным и интересным.

     Психологи утверждают, что усвоение теоретических знаний посредством учебной деятельности происходит тогда, когда она сочетается с другими видами деятельности – трудом, общественно-организаторскими делами, игрой.

     Об обучающих возможностях игры известно давно.

     Игра, по моему мнению, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Для детей игра, прежде всего -увлекательное занятие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление, проявляются особенно полно и неожиданно способности человека, ребенка в особенности. В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы.

     Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Ученики черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.

     Играя, школьник получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания, ради поддержания совместной игры.

     Игра - интересное, увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры. В центре активного группового взаимодействия находится свободное самовыражение и самораскрытие.

     Игра на уроке повышает, во-первых, у учащихся готовность к сотрудничеству и открытию, консолидации с группой, во-вторых, способствует развитию творческой активности, а также стремлению регулировать свое поведение и влиять на других.

     В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

     Эффективность такого обучения выше индивидуального. Любого учителя иностранного языка не нужно убеждать в том, что игра - это мощный стимул к овладению языком.

     Любое обучение с помощью игры связано с необходимостью оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии.

   Основными функциями, которые игры выполняют в процессе обучения ребёнка иностранному языку, являются:
1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков. 
2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; учащимся вводятся фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость. 
3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир. 
4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке. 
5. Релаксационная функция- снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6. Психологическая функция- состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности. 
7. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. 

       Игра… Она входит в жизнь ребёнка с первых полусознательных движений. Без неё немыслимо детство. Через игру ребёнка можно не только научить читать и считать, закалить не только физически, но и нравственно. Ибо для  ребёнка игра – не развлечение, а сама жизнь.

Дети приступают к изучению немецкого языка с желанием и радостью. Новый предмет загадочен и влечет всех. Они еще не представляют себе какие это будут уроки и как они будут учиться, но все они уверенны в успехе и с нетерпением ждут первого урока. Как же хорошо нужно подготовиться учителю к этой первой встрече и как хорошо нужно работать дальше, чтобы не обмануть ожидания детей. В этом ему и поможет игра.

  Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

  Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В. М. Филатов и др.). В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка. 
    Очень часто на своих уроках я использую игровые технологии. Считаю, что игра – это превосходный способ заставить учащихся активно работать на уроке. Это идеальная возможность расслабиться после трудного задания. Разве можно придумать более продуктивный способ повторить изученный материал?
   Игра – ведущая деятельность детей всех возрастов. Правильно и грамотно подобранные игры позволяют повысить темпы ведения урока, снять психологический барьер. Существует большое разнообразие игр: фонетические, лексические, грамматические, а также индивидуальные и командные. В своей работе я рассматриваю различные категории игр: грамматические, речевые, лексические, фонетические, сюжетные, ролевые, деловые.

        Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д

        Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

              Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

      При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.

      Давайте запомним все – и учителя, и воспитатели, и родители – что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходима игра.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1)        соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2)        доступность для учащихся данного возраста;

3)        умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:

1)        ролевые игры на уроке (инсценирование);

2)        игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН); - Например: я использую игру «Кто хочет стать миллионером?»

- Первый слайд предлагает выполнить тест в игровой форме. Если ученик дает правильный ответ, он получает баллы и продолжает игру. Если ответ неправильный, то компьтер указывает на ошибку и игру продолжает другой ученик

3)        игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);.

4)        использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5)        различные виды внеклассной работы по немецкому языку (лингвистические викторины, экскурсии, олимпиады и т.п)


 
Мой педагогический опыт меня убедил, что игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Она несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд радостным, творческим и коллективным. В ходе исследований было выяснено, что игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка .

Исследовательская деятельность как средство повышения  мотивации обучающихся  к изучению английского языка ....

Средства повышения мотивации пассивных учащихся на уроках иностранного языка

Мотивация, конечно, важнейшая "пружина" процесса овладения иностранным языком, но нужно и знать, что она является стороной субъективного отношения к данному процессу ученика и определяется е...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В настоящее время применение компьютерных технологий в учебном процессе становится все более и более интенсивным. Все понимают, что в современном обучении компьютер – это не просто дань моде, эт...

Урок немецкого языка во 2 классе по ФГОС. Мы играем и поём. Чьи это семейные фотографии?

Урок немецкого языка во 2 классе по ФГОС. Мы играем и поём. Чьи это семейные фотографии?...

Тема мастер-класса: «Визуальные источники информации, как средство повышения мотивации учебной деятельности на уроках истории».

Цель мастер-класс обрести  союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности,...