Творческий отчет «Оптимизация преподавания истории и обществознания через применение ИКТ».
проект на тему
Творческий отчет
«Оптимизация преподавания
истории и обществознания через применение ИКТ».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Какрыбашево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Не спрашивайте, что история
может сделать в области ИКТ,
необходимо спросить, что ИКТ
могут сделать для истории!
Творческий отчет
«Оптимизация преподавания
истории и обществознания через применение ИКТ».
Подготовила: учитель
истории и обществознания
Зарипова Л.Ф.
2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Сведения о педагоге.
- Введение. «Оптимизация преподавания истории и обществознания через применение ИКТ».
- Аналитическая часть. Анализ продуктивности применения ИКТ.
- Проектная часть. Информационные технологии как неотъемлемая часть образования.
- Заключение.
- Приложение.
Сведения о педагоге
ФИО: Зарипова Ляйсан Фагимовна
Должность: учитель истории и обществознания
Образование: высшее, окончила Башкирский государственный педагогический университет, 2005г.
по специальности «История»
Стаж работы: 14 лет, в данном учреждении 9 лет
«Оптимизация преподавания
истории и обществознания через применение ИКТ»
Введение
Деятельность современного педагога немыслима без применения передовых информационных технологий. Эту очевидную истину подтверждает и тот факт, что зачастую ученики являются более компетентными в области информационных технологий, что не добавляет учителю авторитета. Именно поэтому необходимость, в том числе быть интересной своим ученикам и подвигла меня на изучение данной области. С 2011 года появилась возможность работать с проектором.
В настоящее время к учителю предъявляются новые требования. Он должен уметь ориентироваться во все обновляющемся историческом образовании и методическом обеспечении уроков. В этих условиях владение ИКТ -методиками как нельзя кстати.
Первоначально использование ИКТ технологий происходило на уровне использования приложений WINDOWS. По мере накопления опыта и появления новых возможностей возникла проблема в систематизации применения информационных технологий. На современном этапе возможности использования передовых практик в области ИКТ очень большие. Однако возникает проблема рационального использования данного опыта. Всегда существует опасность перегрузить новшествами урок настолько, что он потеряет свою эффективность. В соответствии с санитарными нормами существуют определенные ограничения в использовании ИКТ. Так, например, в среднем звене целесообразно использовать мультимедиа от 10 до 15 минут, а в старшем звене от 10 до 25 минут в целом за урок. Поскольку сегодня почти все используют ИКТ на уроках, появляется у учеников определенная перегруженность и снижается восприятие учебного материала.
В результате с 2012 года темой самообразования была выбрана следующая: «Оптимизация преподавания истории и обществознания через применение ИКТ».
Цель данной темы: создание системы использования ИКТ на уроках истории и обществознания для подготовки учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружение его современными средствами и технологиями работы, формирование у него информационной культуры, ключевых компетентностей, подготовка к дальнейшему самообразованию.
На первоначальном этапе работы были поставлены следующие задачи:
1.Самообразование в области повышения ИКТ- компетентности;
2. Внедрение информационных технологий в учебный процесс;
3.Развитие ИКТ- компетентности учащихся;
4. Систематизация применения информационных технологий.
Для реализации поставленных задач была выбрана стратегия целенаправленного системного применения ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.
Аналитическая часть
Анализ продуктивности применения ИКТ
На каждом из этапов постоянной задачей стояло самообразование. И хотя существенную помощь оказывали курсы, все же без практического освоения и самостоятельного поиска новых форм и методов преподавания, выполнение задач внедрение ИКТ неосуществимо. На помощь пришел Интернет. Многочисленные публикации коллег, участие в форумах, дистанционных семинарах подсказали новые пути реализации выбранной стратегии. «http://www.zavuch.info/, http://his.1september.ru/urok/, http://lesson-history.narod.ru/nh10.htm, http://ucheba.pro/, http://www.prosv.ru/ebooks/ levandovskii_istoriya_10-11/10.html, http://www.oldgazette.ru/index.html, http:// www.uroki.net/docdir/docdir109.htm, http://it-n.ru/, www.TEST4U.ru,».
Постепенно появилась необходимость осваивать возможности компьютерной техники и технологий для учебного процесса, которые стали совершенной потребностью для создания необходимого образовательного пространства каждому ребёнку, чтобы раскрыть его личностный потенциал через учебную познавательную творческую деятельность на уроках и во внеклассных занятиях.
Особой и важной частью современного образовательного процесса является использование в нем мультимедийных технологий. При этом их можно использовать как для контроля знаний, так и для самого процесса обучения.
Систематическое применение ИКТ стало возможным при наличии компьютера в классе, подключения к Интернету, а также программного обеспечения. Помимо этого, при подготовке и проведении лекций постоянно использую электронные учебники, энциклопедии, видеофильмы по истории, фрагменты передач по и др.
Следующим шагом стало обучение учащихся активному использованию информационных технологий. В этом значительным подспорьем стали интегрированные уроки истории и информатики, где параллельно шло выполнение заданий на компьютерах, обучение использованию различных информационных технологий. Психология предмета История требует от учащихся овладения как общими, так и специфическими методами исторического познания. Наряду с традиционными методами можно ввести и методы познания, связанные с информационно-коммуникативными технологиями, что значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и разнообразит индивидуальную траекторию личностного и интеллектуального развития каждого ребенка.
Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый.
Различное восприятие информации у учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства. Если позволяет содержание учебного материала трактовать в виде текста и в виде схем, то это может способствовать расширению способов подачи материала.
Рассмотрим применение разнообразных приемов с ИКТ на уроке истории:
- Работа с понятиями. (На экран выводится несколько определений из разных источников)
- Подготовка презентаций и использование готовых для лекций.
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:
• возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
• обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
• иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
• применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.
- Подготовка конспектов и дальнейшая работа с ними на уроке и дома.
- Заполнение схем из коллекции ЦОР.
- Одновременное чтение и прослушивание фрагментов текста на уроке по электронному учебнику.
- Проведение практикумов по работе с документами.
При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
- Заполнение таблиц.
- Проверка знаний.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономиться до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, можно увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Применение Интерактивной доски стало большим подспорьем. По большому счету, в среде любой программы, предназначенной для подготовки материалов для ИД, имеется всего ДВЕ главные возможности: возможность «Перемещения объектов» и возможность «Спрятать – Предъявить информацию».
Можно перечислить следующие виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски:
- Работа с текстом и изображениями.
- Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати.
- Коллективный просмотр Web-сайтов.
- Создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий.
- Демонстрация цифровых материалов, созданных учащимися.
Проведение мониторинга и обработки данных также облегчает использование ИКТ. Особенно это значимо при профильном обучении, поскольку на каждом этапе позволяет систематизировать работу, ликвидировать пробелы в знаниях, а также использовать полученные данные учащимися для самоконтроля.
Необходимость в систематизации применения ИКТ привела к созданию схемы сочетания типологии урока с методами или способами учебной деятельности. За основу были взяты типология уроков (Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М., Центр «Педагогический поиск». 2003 год, стр.78-79) и классификация методов обучения (М.Н. Скаткин).
Оптимальность применения ИКТ на различных этапах урока
Типология уроков | Этап урока | Методы обучения | Применение ИКТ и мультимедиа | Время применения |
Комбинированный урок | Всесторонняя проверка знаний | Информационно-рецептивный эвристический | Диктант-презентация, работа с электронной картой, экспресс-опрос, сочетание иллюстративного материала и познавательных , поисковых задач | 3-5 минут |
Урок усвоения новых знаний | Усвоение новых знаний | Проблемное изложение исследовательский | Сопровождение школьной лекции видео материалами и презентацией, использование электронных учебников, одновременное чтение и прослушивание фрагментов текста на уроке по электронному учебнику, выведение на экран документов, ЦОР. | 10-15 минут |
Урок закрепления изучаемого материала | Закрепление знаний | Информационно-рецептивный | Тестирование, заполнение, самостоятельная подготовка мини-презентаций и конспектов, электронные практикумы. | 10-20 минут |
Урок повторения | повторение | репродуктивный | Повторение крупных блоков с помощью презентаций, заполнение таблиц, схем. | 10 -25 минут |
Урок систематизации и обобщения нового материала | Обобщение и систематизация изученного | Проблемное изложение Исследовательский | Сопровождение школьной обзорной лекции видео материалами и презентацией, использование электронных учебников, ЦОР. | до 20 минут |
Урок проверки и оценки знаний | Информационно-рецептивный репродуктивный | Электронное тестирование индивидуально в локальной сети, самостоятельное выполнение заданий на тренажерах и т.д. | 7-15 минут |
Преимущества использования ИКТ:
• возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков;
• интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, названий картин и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран);
• этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
• освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:
• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии, и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Об эффективности сбалансированного применения ИКТ в 5-6 классах говорят следующие данные:
Данные получены на основе исследований усвоения материала в 5 и 6 классе на этапе закрепления новых знаний в течении 4-х уроков. Конечно, результат усвоения новых знаний зависит от многих факторов, однако очевидно, что наглядность и эмоциональность восприятия нового значительно выше, поскольку:
- материал дается компактно, в оптимальной последовательности, в нем нет ничего лишнего, все работает на достижение целей и задач конкретного урока);
- материал рассчитан по времени;
- повышается интенсивность урока, усиливается его эмоциональное воздействие на учащихся;
- использование интерактивного режима позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала;
- облегчается установление межпредметных связей.
Безусловно применение информационных технологий сегодня сочетается с традиционными методами. В ходе работы над темой самообразования и в результате эффективного применения элементов технологии педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили), интерактивных подходов в обучении, проблемного(Г. К. Селевко), активного (В. Н. Кругликов) и разноуровнего обучения, применения ИКТ и интерактивной доски, а также в условиях реализации профильного обучения, у учащихся.
- с 2012 по 2014 гг. учебная мотивация к изучению истории и обществознания повысилась на 10%, качество знаний остается стабильно высоким
История
Класс: | Уровень усвоения: | Качество достижений: | Средний балл |
5 класс 2012 г | 100% | 62% | 4.1 |
6 класс 2012 г | 100% | 80% | 4.2 |
5 класс 2013 г | 100% | 68% | 4.2 |
6 класс 2013 г | 100% | 83% | 4.4 |
5 класс 2014 г | 100% | 72 % | 4.4 |
Обществознание
Класс: | Уровень усвоения: | Качество достижений: | Средний балл |
9 класс 2013 год | 100% | 78% | 4.2 |
10 класс 2013 год | 100% | 90% | 4.3 |
11 класс 2013 год | 100% | 100% | 4.4 |
результаты итоговой аттестации:
Результаты ГИА за 2013 г
В 2013 году 6 учащихся из 12 сдавали ГИА по обществознанию. Из них
Махмадиева Зиля 29 баллов, оценка «4»
Семенов Семен 21 балл, оценка «3»
Хайдаров Райхан 19 баллов , «3»
Шакиров Артур 31 балл, оценка «4»
Фаизова Чулпан 28 баллов, оценка «4»
Шакуров Динар 39 баллов, оценка «5»
Результаты ЕГЭ за 2013 г
Из 8 учащихся 11 класса, общество выбрали 4 ученика. Из них
Ахтареева А.льфия 57 баллов
Габдрахманова Миляуша 71 балл
Муллаярова Регина 46 баллов
Наширванова Алия 55 баллов
Результаты ЕГЭ за 2014 г
Из 7 учащихся 11 класса, общество выбрали 4 ученика. Из них
Ахмадеев Айдар 42 балла
Зарипов Тимур 42 балла
Хамидуллина Эльвира 42 балла
Шарифуллина Эльвира 54 балла
Формированию ИКТ – компетентностей учащихся, углублению знаний, повышению качества знаний способствует внеклассная работа по предмету, участие в районных и муниципальных олимпиадах, на научно – практических конференциях.
Педагогу необходимо не только применять новые технологии на уроках, но и совместно с коллегами добиваться повышения собственной компетентности. Самообразованию способствует участие в мероприятиях по обмену опытом, а так же обучение. Так, пройдены дистанционные курсы академии АйТи (использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по истории и обществознанию), курсы на оператора ЭВМ.
Таким образом, активно осваиваю интерактивные методы образования и самообразования.
Проектная часть
Информационные технологии как неотъемлемая часть образования
Перспективность данного направления работы считаю для себя очевидным:
- На этапе перехода к ФГОС и в условиях сельской школы без общения с коллегами педагогического сообщества в сети Интернет сделать это гораздо сложнее;
- ИКТ технологии непрерывно обновляются и чтобы шагать в ногу со временем, необходимо осваивать и внедрять новшества;
- Учитель должен ставить задачи на перспективу родителям и ученикам, а это возможно, лишь, когда компетентен и готов к постоянному самообразованию.
Одним из интересных направлений для себя вижу развитие в школе обществоведческого, а особенно экономического образования. Актуальность и необходимость изучения экономики со школьной скамьи несомненна, ведь грамотное поведение человека в рыночной среде- условие успешного выживания. Достойное и свободное поведение даже в самых неблагоприятных обстоятельствах, применение на практике знаний в ситуации потребления-вот чему, на мой взгляд, необходимо учить со школьной скамьи.
Планирую решать эту задачу через реализацию следующих факультативных и элективных занятий по программам:
1. Симоненко В.Д.Основы предпринимательства. Программа элективного курса для 10 класса общеобразовательной школы( для любого профиля обучения). М.: Вита-Пресс, 2005 год.
2. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры. Программа элективного курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вита-Пресс. 2003 год.
3. Б.И. Мишин, В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко. Основы потребительских знаний. М.: Вита-Пресс. 2006 год.
Заключение
Применение компьютерных технологий, став в последнее время модой, не должно быть самоцелью. В процессе преподавания и изучения истории "модные" средства должны использоваться там, где они действительно необходимы, и тогда, когда они действительно служат достижению тех целей, которые ставит перед собой учитель.
Очевидно и то, что включение НИТ (и в первую очередь Интернет-технологий) в активный багаж учителя истории не ограничивается рамками урока. Есть еще и самообразование, профессиональное общение, внеклассная и внешкольная работа… И, учитывая реальную обеспеченность учебных заведений компьютерной техникой, не очевидно, какие из этих направлений следует разрабатывать в первую очередь.
Интернет прочно входит в нашу жизнь. Овладение Интернет-технологиями позволяет учителю расширить образовательную информационную среду, создает условия для профессионального роста, меняет характер его деятельности, позицию. Интеграция новых информационных и педагогических технологий способствует созданию гуманистической образовательной среды, в которой развивается личность активная, умеющая приобретать знания и применять их, генерировать собственные идеи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания
Работа по использованию информационно-коммуникативных технологий на занятиях в колледже...
Статья " Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания"
Использование компьютера на уроках истории и обществознания....
Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "
"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация....
Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС нового поколения
В условиях модернизации российского образования “Образовательная политика России на современном этапе” как одна из ведущих для современной школы выступает задача формирования у обучающихся ключевых ко...
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Обобщение педагогического опыта.В моей работе с учащимися основными являются методы творческого характера. Исследование и анализ источника инспирации и отражение результатов в виде определ...
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Данная статья посвящена значимости образовательных и педагогических технологий в современном обществе....
Формирование творческого и познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания через проектно-исследовательскую деятельность
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению, проявлению самостоятельности, креативности, навыков публичного выступления....