Конкурс Знатоков Русского языка
материал на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса течет как гордая, величественная река- шумит и гремит- и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
Об истории нашей письменности 2. Тысяча и одна Задача по семантике 3. Слова… Слова… Слова… 4. Говорю правильно 5. Наши помощники – словари 6. Этот загадочный фразеологизм 7. Язык и культура речи 8. Орфографический марафон номинации конкурса
Об истории нашей письменности Во многих случаях наше правописание установилось давно уже, хотя и не всегда правильно: изменять его в подобных случаях не представлялось удобным, потому что такого рода изменения могли бы только поколебать существующее соглашение и вызвать новое разноречие в нашем письме (предисловие к кн. «Русское правописание» Я.К. Грота, 1885 г.)
I . Прочитайте термины. Какие определения соответствуют языку: 1. Про славянский язык (общеславянский) 2. Восточнославян-ский (древнерусский) язык 3. Старославянский язык 1. Литературный язык славян, созданный Кириллом и Мефодием 2. Общий язык славян ( X в. до н.э. - I - V вв. н.э.) 3. Язык восточных славян Киевской Руси VI-XIII вв.
II . Прочитайте и сопоставьте тексты. Найдите черты сходства и различия. Какие из языков являются родственными и почему? Татарский язык : «Мин Пугачев янынан урамга чыктым. Тон тыныч h әм салкын иде. Ай белән йолдызлар яп-якты булып янып, мәйданны h әм дар агачаларын яктыртылар. Крепстьта тыныч h әм карангы » Болгарский язык : «Аз оставих Пугачов и из лязох на улицата. Нощта бели тиха и мразовита. Месецът извездите светаха силно и осветяваха площада и бесияката. Навсекъеде в крепостта беше спокойно и тъмно».
III . Попробуйте разобраться в словах, пришедших из старославянского языка; для этого установите значение составляющих их частей, соотнеся с русскими словами современного языка: благо-денствие – благо+день, т.е. хорошие счастливые дни (благо в старославянском языке означало «добро, счастье») Благо-дарить – … Благо-делеть – … Благо-ухание – … Благо-получие – … Благо-родный – …
IV . Кто являются авторами первой славянской письменности – азбуки?
V . Раскройте понятие «литературный язык».
Тысяча и одна Задача по семантике 1.Какое слово может означать и предмет мебели и учреждение? 2.Какое слово может означать и гриб и сладкое? 3.Какое слово может означать и часть одежды и природное явление? 4.Какой глагол может означать и неприятное воздействие на человека, и способ приготовления пищи? 5.Какой глагол может означать и издание звука, и сообщение негативной информаций?
Слова, слова, слова… 1.Все древнерусские имена, как известно, что-то обозначали. Смысл приведенных здесь личных имен славянского происхождения очень прост. Угадайте его: Всеволод, Владимир, Злата, Драгомир, Владислав .
2.Выпишите однокоренные слова- братья. Выделите чередующиеся сочетания звуков: Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, Середина, голос, младенец, шлем, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, ошеломить, млекопитающее .
3.Какие слова называются паронимами? Исправьте ошибки в употреблении паронимов. 1.Это был умный, красивый, горделивый человек. 2.Ты совершил поступок и должен ответить за это. 3.Почва в этом районе тяжелая, глиняная. 4.Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.
Этот загадочный фразеологизм… 1.Найдите пары фразеологизмов- антонимов: Голубая кровь, сердце кровью обливается, черная кость, сердце обросло мохом, вставлять палки в колеса, хоть пруд пруди, кот наплакал, дать зеленый свет.
2. Прочитайте переводы иноязычных фразеологизмов. Каким русским фразеологическим оборотам они соответствуют? 1) одним камнем дважды ударить; 2) жить как петух на откорме; 3) король не кузен; 4)принять пузыри за фонари .
3. Прочитайте отрывок из стихотворений поэта 20 в, найдите фразеологизмы. Назовите имя поэта. 1) Хотя я с барством был знаком И с публикою деликатной, Я дармоедству был врагом И другом голи перекатной.
2) Море им по колено, И в безумье своем Им дороже вселенной Миг короткий вдвоем. 3) Ты завтра очнешься от спячки И, выйдя на зимнюю гладь, Опять за углом водокачки Как вкопанный будешь стоять.
4) Грустно в нашем саду Он день ото дня краше В нем и в этом году Жить бы полною чашей. 5) И вот теперь ее отъезд, Насильственный, быть может! Разлука их обоих съест. Тоска с костями сгложет .
4.Ответьте на поставленные вопросы фразеологизмами. Как говорят: О том, кто часто меняет свои решения; 2) о человеке, который пришел не вовремя; 3) о кротком, безобидном человеке; 5) об очень дальних родственниках .
5. Расставьте ударение во фразеологизмах. Какова их стилистическая принадлежность ? Земля обетованная; Как с гуся вода; Гол как сокол; Отрезанный ломоть; Час пробил.
Слова… слова… слова… 1. Перед вами отрывок из поэмы А, С, Пушкина «Евгений Онегин» Прочитайте внимательно и определите, чем здесь является слово Диана: Как часто летнею порою, Когда прозрачно и светло Ночное небо над Невою И под веселое стекло Не отражает лик Дианы …
Говорю правильно… 1.Какие ошибки возможны , если говорить следующие слова: 1) по..скользнуться 2) на..смехаться 3) инци..дент 4) компроме..тировать 5) преце..дент 6) Флюорография 7) братьям 9) шарфы
2.В словаре И. Л. Резниченко предлагается следующий порядок, облегчающий запоминание правильного варианта произношения слов. Прочитайте внимательно! Приговор- договор Мусоропровод- водопровод Ревень-щавель-кисель Каталог- некролог Квартал- отчет Бронировать- резервировать Обезуметь- помешаться Благовест- колокол Банты- ленты- шарфы Включит- облегчит звучит
Попробуйте восстановить цепочку: Приговор- Мусоропровод Ревень- Каталог- Отчет Резервировать Полировать Помешаться Колокол Ленты Звучит
3. Определите, в каких словах сочетание чн произносится как шн наро чн о яи чн ица Ильини чн а закусо чн ая игруше чн ый
4.Образуйте множественное число слов: Профессор-… Лектор-… Ректор-… Бухгалтер-… Конструктор-… Лифтер-… Кондитер-… Кондуктор- …
5.Как вы произносите следующие слова: арТЭрия или арТЕрия? бакТЭрия или бакТЕрия? брюНЭт или брюНЕт? конСЭрвы или конСЕрвы? ДЭкан или ДЭкан? буТЭрброд или буТЕрброд? иНЭртный или иНЕртный? шиНЭль или шиНЕль?
Словарь…какое привычное слово… 1.Подумайте и ответьте, как назывались словари на Руси в средние века? Наши помощники- словари.
2.В каком известном словаре представлены слова с противоположным лексическим значением?
Наши помощники- словари. 3.Этот великий ученый стоит у истоков отечественного языкознания. его работы в области лексикологии, научные труды по истории стилей литературного языка легли в основу первого академического толкового словаря. Назовите имя этого ученого.
4. Какой тип словаря в лексикографии называется глоссарием?
5.Орфоэпический словарь помогает нам правильно произносить слова и ставить ударение. Поэтому словарь очень строг и имеет целую систему запретительных помет. Назовите эти пометы .
Культура речи 1.Кто автор следующих строчек? Какое значение у слова смысл в этом отрывке? «Руслан томился молчаливо, И смысл и память потерял»
2.Найдите ошибки, и скажите к какому типу относится каждая из них: 1.Собаки бежат быстро. 2.Инженера собрались на совещании. Он сказал обидчивое слово. 3.Во время интервалами между уроками в аудиторию вошел преподаватель. 4.Хоккейная команда потерпела фиаско.
3.Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий. Орудий труда, производственных процессов, материалов. Они обладают экспрессией, что сближает их с жаргонизмами.В большинстве случаев они не относятся к официальным. Узаконенным наименованиям Как вы думаете, о какой группе слов идет речь?.
4.Закончи пословицу: 1) Когда говоришь-… 2) Не бросай слов на-… 3) Много наговорено, да мало-… 4) Во многословии не без-… 5) Из пустого в порожнее-… В каких из пословиц присутствуют черты архаичности?
5.Культура речи- это умение, во- первых, правильно говорить и писать и, во- вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка- произносительными, грамматическими, лексическими.
Передайте своими словами содержание статьи В.В. Виноградова(в сокращении), помещенной в «Энциклопедическом словаре» юного филолога. Используйте при пересказе содержащиеся в статье лингвистические термины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир знатоков русского языка
Конкурсы для предметной недели по русскому языку...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Конкурс знатоков английского языка» по ОУД 2
Конкурсные задания, составленные на основе - quiz (опросников, викторин) и групповых видов работы, я нередко применяю на этапе систематизации учебного материала и во внеурочной деятельности (Ден...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Конкурс знатоков русского языка»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия ко дню родного языка «Конкурс знатоков русского языка»» для студентов 1 курса всех специальностей составлена в соответствии с плано...
методическая разработка внеучебного занятия "Знатоки русского языка"
Методическая разработка предназначена для преподавателей русского языка, классных руководителей групп студентов, обучающихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, и может быть исп...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» Викторина «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Викторина "Знатоки русского языка"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Знатоки русского языка"
Методическая разработка «Знатоки русского языка» содержит большой занимательный материал по основным разделам курса русского языка: лексике, фразеологии, фонетике, орфоэпии, этимологии, гр...
Методическая разработка " Конкурс знатоков русского языка".
Разработан материал для конкурса по русскому языку....