Практические задания
учебно-методический материал по теме
Практические задания.
1. Практические задания по Истории Отечества
2.Практические задания по Обществознанию
3.Логические задания по Основам философии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практические задания | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические задания
по Истории Отечества (1985-2015гг)
Задание 1
Дайте характеристику внешнеполитического курса
М. С. Горбачева.
Обратите внимание на изменение международных условий, в
которых развивалась внешняя политика.
Задание 2
Назовите регионы, в которых сложились очаги напряженности.
В каких формах разворачивались там межнациональные конфликты
Какие требования выдвигались.
Задание 3
Сравните социально-экономическое и внутриполитическое
положение СССР до и после перестройки.
Какие задачи перед ней стояли.
Как они выполнялись.
Задание 4
Перечислите основные причины, приведшие к обострению
межнациональных отношений в СССР к началу 1990-х гг.
Задание 5
Назовите факторы, действующие в разных сферах общественной жизни,
которые препятствовали перестройке.
Можно ли назвать их факторами объективного характера.
Задание 6
Охарактеризуйте основные этапы становления новой
Российской государственности в 90-х годах.
Можно ли считать, что в России построено правовое
государство.
Задание 7
Охарактеризуйте международное положение СССР,
в результате перестройки.
Задание 8
Сравните, что общего у «оттепели» Хрущевского времени и
политики гласности М. С. Горбачева.
В чем они отличаются
Задание 9
Охарактеризуйте состояние экономики России после
распада СССР.
Задание 10
Охарактеризуйте события осени 1993 г.
В чем состояли причины конфронтации между
исполнительной и законодательной ветвями власти.
Задание 11
Расскажите о новой Конституции Российской Федерации.
Дайте ей оценку
Задание 12
Сравните характер действий федеральных сил во время
первой и второй чеченских кампаний.
Задание 13
Назовите позитивные изменения, произошедшие в социально-
экономическом развитии страны за последние годы. Насколько вы
их в своей повседневной жизни ощущаете
Задание 14
Охарактеризуйте особенности духовной жизни российского
общества в последнее десятилетие.
Задание 15
Сравните задачи внешнеполитической деятельности, которые
ставились в СССР начале 1990-х гг. и в новой России.
Чем были вызваны эти изменения.
Задание 16
Чем вы объясните, тот парадокс, что «перестройка» цель которой
провозглашалась «социализм с человеческим лицом», привела к
крушению социализма в Советском Союзе.
Задание 17
Дайте оценку событиям 19-20 августа 1991года и их
последствиям.
Задание 18
Составьте список десяти наиболее значимых, на ваш взгляд научно-
технических достижений ХХ столетия.
Задание 19
Сравните ход «перестройки» в СССР с крахом коммунистических
режимов в странах Восточной Европы
Выделите общее и особенное.
Задание 20
Перечислите и кратко охарактеризуйте экономические и
политические реформы, которые были проведены в период
«перестройки».
Задание 21
Охарактеризуйте основные изменения в социальном облике
населения страны.
Как вы считаете, что помешало сформировать средний класс в
России
Задание 22
Назовите и охарактеризуйте основные направления
национального проекта «Здоровье»
Задание 23
Назовите и охарактеризуйте основные направления
национального проекта «Доступное и комфортное жилье
гражданам РФ»
Задание 24
Назовите и охарактеризуйте основные направления
национального проекта «Развитие агропромышленного
комплекса»
Задание 25
Назовите и охарактеризуйте основные направления
национального проекта «Развитие агропромышленного
комплекса»
Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы
Для студентов
1. Волобуев О.В., Клоков А.В., Пономарев Н.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. Учебник.- М.: Дрофа, 2013.
2. Герасимов Г.И. История России. Учебное пособие. - М.: РИОР ИНФРА-М, 2014.\
3. Загладин Н.В., Козленко С.А., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. Учебник.- М.: Русское слово, 2014
4. Аганбегян А. Проект Россия. Кризис: беда и шанс для России./ А. Аганбегян. – М.: Астрел, 2009.- 285с.
5. Артемьев В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. С древнейших времен до наших дней. Учебник для студентов СПО./ В.В.Артемьев, Ю.Н.Лубченков.- М.: Академия, 2010.- 448с.
6. Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./ Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2007. – 400с.
7. Исторический энциклопедический словарь./ М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.- 928с.
8. Кириллов В.В. История России. / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2010.- 661с.
9. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История советского государства. / Ш.М Мунчаев, В.М.Устинов. – М.: Норма, 2008.- 720с.
10. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. / А.С. Орлов, Сивохина Т.А., В.А.Георгиев и др. – М.: Проспект, 2010.- 592с.
11. Рогозин Д. НАТО точка РУ. / Д.Рогозин. – М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2009.- 288с.
12. Шевелев В.Н. История Отечества. / В.Н.Шевелев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 604с.
13. Шевелев В.Н. История для колледжей. / В.Н.Шевелев, Е.В.Шевелева. – Ростов-на-Дону.
Интернет-ресурсы
1.istorja. ru
2. http://www.bibliotekar.ru
3. http://www.ronl. ru
4. http:// ru.wikipedia.
5. http://student. Ru
Практические задания
по Обществознанию
Задание 1
Противоречат ли друг другу следующие утверждения о природе
человека?
А) Аристотель, древний философ, ученый-энциклопедист писал: «Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами и полезно, и справедливо».
Б) Ученый Антифонт, современник Аристотеля: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом – через рот и нос, и едим мы все одинаково – при помощи рук».
Подумайте: если бы Аристотель и Антифонт дожили до создания теории естественного происхождения прав человека, как бы они, на ваш взгляд, к этой теории отнеслись? Обоснуйте свое мнение.
Задание 2
«Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит с
ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится
своей просвещенностью, он не считает себя выше других», - говорил К.
Гельвеций. Опираясь на данное высказывание, раскройте
самопознания и развития личности
Задание 3
Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь
землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих предков». Какой смысл
вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?
Задание 4
Из приведенных ниже суждений выберите близкие по смыслу. В чем,
по-вашему, проявляется эта близость? Чем суждения отличаются друг
от друга.
А) «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор).
Б) «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды» (Я. А. Коменский).
В) «Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н. И. Пирогов).
Задание 5
Известно, что впервые в истории вопросы, каким должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму правления характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму правления.
Задание 6
Перечислите любые три психологические причины вхождения индивида в
малую социальную группу и каждую из них проиллюстрируйте конкретным
примером.
Задание 7
По мнению социологов, государственных и общественных деятелей,
существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение
рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более
реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.
Задание 8
У французского писателя и философа XVII в. Блеза Паскаля есть такие
высказывания:
А) «Справедливо то, что установлено. Поэтому все наши законы, раз установленные, будут считаться за справедливые».
Б) «Справедливость без силы не имеет никакой власти; сила без справедливости обращается в деспотизм».
В) «Будучи не в состоянии сделать справедливое сильным, люди сделали сильное справедливым».
Оцените суждения философа с позиций демократических ценностей и принципов правового государства.
Задание 9
Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и
одним из доказательств «упадка семьи» является, на их взгляд, то, что семья
утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной
социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Другие
социологи этот же факт расценивают как доказательство не упадка семьи, а ее
«специализации» и повышения роли в обществе. Возможно, вам известны
другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи». Что вы сами
думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»?
Обоснуйте свою позицию.
Задание 10
Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф. Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью?
Задание 11
Экономисты утверждают, что отношения распределения и потребления людьми
товаров и услуг существенно влияют на производство. Подтвердите данную
связь с помощью конкретных примеров и ситуаций социальной жизни.
Задание 12
Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, характеризует
демократию:
- свобода высказывания мнений;
- свобода мысли и свобода выбора;
- равенство людей перед законом;
- справедливые, хорошие отношения между людьми;
- участие в управлении, в осуществлении власти всего народа;
- отсутствие бюрократизма;
- гласность.
Свой выбор обоснуйте.
Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?
Задание 13
Существует точка зрения: «Если органы государственной власти совершают
какие-либо действия, посягающие на естественные права человека, народ в
лице гражданского общества имеет право на сопротивление и низложение
тех, кто это делает». Разделяете ли вы это мнение? Поясните, что имеется в
виду под естественными правами человека. Приведите примеры из жизни
различных народов и стран, подтверждающие неизбежность выступления
гражданского общества против ущемления естественных прав граждан.
Задание14
В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям города, и это улучшило бы их материальное положение. В местной прессе началась дискуссия. Одни считали, что нельзя рисковать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при установлении контроля со стороны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?
Задание 15
Французскому писателю А. Камю принадлежат слова: «Познать себя до конца –
значит умереть». Данное высказывание в одном из выпускных классов стало
предметом дискуссии о самопознании. Одни усматривали в высказывании идею
бесперспективности самопознания, другие – мысль о необходимости
самопознания на протяжении всей жизни человека. Кого бы поддержали вы?
Аргументируйте свою позицию.
Задание 16
Противоречат ли друг другу следующие утверждения?
А) Смысл жизни заключается в наслаждении всевозможными материальными и духовными благами, создании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей.
Б) Человека не может радовать счастье общества, если у него нет своего личного счастья.
Аргументируйте свой ответ.
Задание 17
По мнению социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.
Задание 18
Ниже приводятся черты, характеризующие семью. Определите, какие из них
присущи семье как малой группе, а какие характеризуют ее как социальный
институт.
Совместное проживание, эмоциональная связь, заключение брачного контракта,
первичная социализация детей, юридические права супругов, совместное ведение
хозяйства, взаимная моральная поддержка.
Задание 19
В современных производствах на одно рабочее место, требующее
преимущественно физических усилий работника, приходится четыре-пять мест,
требующих умственного труда. О какой особенности постиндустриального
общества говорит данный факт? Назовите другие черты этого общества.
Задание 20
В Италии президента избирают члены обеих палат парламента, а также
представители областей. Для избрания кандидату в президенты необходимо
набрать две трети голосов. Президент избирается сроком на семь лет.
Можно ли на основании приведенных фактов утверждать, что в Италии существует президентская республика? Свой вывод обоснуйте.
Задание 21
«Цель общества состоит не в придумывании мнимых свобод, которые могут обернуться полной анархией, а в защите существующих свобод, основывающихся на традиции».
Приверженцу какой идеологии могут принадлежать эти слова? Что привело вас к такому выво
Задание 22
Утверждают, что к концу XX в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству и человеческий интеллект, его возможности превратились в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства. Разделяете ли вы данную точку зрения? Аргументируйте свою позицию.
Задание 23
Изучая вопрос, почему люди объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе, ученые отмечают, что группы помогают удовлетворению таких универсальных потребностей каждого индивида, как потребности во внимании, признании и самовыражении.
Опираясь на знания курса и свой жизненный опыт, докажите, что группы действительно способны удовлетворить эти потребности.
Задание 24
О. де Бальзак писал, что воля «может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитая природная склонность, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Почему Бальзак считал волю предметом гордости? Разделяете ли вы его мнение? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факты социальной жизни и личный опыт.
Задание 25
«Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Баранов П.А.,Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. - М.,2014.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-
научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-
научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-
научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-
экономического профиля. — М., 2014.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-
экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. - М., 2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
Сазонова Т.Г. Обществознание в схемах и таблицах. — СПб., 2015.
Сычев А.А., Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2016.
Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
http://www.alleng.ru/ (Образовательные ресурсы Интернета)
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
по Основам философии
Задание 1
Разум считается благом для человека. А вот первооснователь буддизма Будда (556
– 476 гг. до н.э.) говорил: «Предайте смерти анализирующий интеллект, пронзите
его одним ударом и выбросьте голодным псам»
Почему основатель буддизма так отрицательно настроен по отношению к разуму?
Сравните понимание человека в западной и восточной философии
Задание 2
Русский философ Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856) писал: «Горе народу,
если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом».
Как Вы поняли это суждение?
Можно ли говорить о народе, что он раб?
Что такое рабская психология?
Что можно противопоставить рабству как состоянию души?
Задание 3
В теологии известен так называемый «парадокс Фомы». Речь идет об итальянском философе Фоме Аквинском (1225 – 1274): «Теология – это интеллектуальная процедура, предназначенная для укрепления веры. Но ежели человек верит, если им инстинктивно овладевает дух Божий, зачем ему схоластические размышления? Ведь последнее слово предоставлено вовсе не систематическому рассуждению. Кто же не знает, что божественное откровение превосходит совершенное использование разума?»
Попытайтесь оспорить этот парадокс.
Задание 4
Древнегреческий мудрец Периандр Коринфский (666 – 586 гг. до н.э.) сказал:
«Что самое великое? – Здравый смысл!»
Согласны ли Вы с этим утверждением?
Здравомыслие – это практическая жизненная логика. Чем оно отличается от разума?
Всегда ли можно довериться здравому смыслу?
Задание 5
Русский философ XIX в. Н. В. Киреевский утверждал: «Истина не дается
нравственно ущербному человеку».
Прокомментируйте эту фразу. Согласны ли Вы с ней?
Разве безнравственный человек не познает мир?
Почему для достижения истины нужна мораль?
Задание 6
Немецкий философ Фридрих Ницше (1844 – 1900) писал: «Признаем же
следующую истину, как бы жестоко она не звучала: рабство необходимо для
развития культуры; это истина, не составляющая никакого сомнения в
абсолютной ценности бытия. И если можно сказать, что Греция пала от того, что
носила в себе рабство, то гораздо справедливее будет другое мнение: мы
погибаем, потому что у нас нет рабов».
Действительно ли нужно иметь рабов, чтобы не погибнуть?
Почему Ницше славит рабство?
Может ли возродиться рабство, которое было в Древней Греции?
Задание 7
Французский философ Монтескье (1689-1755) утверждал: «Не Полтава
погубила шведского короля Карла ХII, он все ровно погиб бы, если не в
этом, так в другом месте. Случайность фортуны можно легко исправить,
но нельзя отразить события, постоянно порождаемые природой вещей.»
О чем толкует философ.
Что такое «случайность фортуны».
Что имел в виду Монтескье, когда говорил о «природе вещей»
Задание 8
«Всякая философия есть постижение абсолютного».
Это мысль немецкого философа Гегеля (1770 – 1831)
Подумайте, что имел в виду Гегель?
Какое понятие для него является самым главным?
Задание 9
«Усилия на ложном пути множат заблуждения».
Эти слова принадлежат Ф. Бэкону (1561 – 1626).
Какова главенствующая мировоззренческая установка его философии?
Попробуйте объяснить, почему философы исстари обращались к темам
Бога, природы, общества, человека, знания.
Задание 10
Итальянский философ Никколо Макиавелли (1469 – 1527) известен как мыслитель, оценивающий трезво политические процессы. «В действительности нет способа надежно овладеть городом иначе, как подвергнуть его разрушению. Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит».
Можно ли принять этот вывод философа?
Действительно ли город нужно разрушить?
Можете ли Вы связать суждение политического мыслителя с судьбой Хиросимы, Кабула, Грозного?
Задание 11
Древнегреческий философ, Зенон из Китая (336 – 264 гг. до н.э.), отмечал, что
«Философия похожа на фруктовый сад, полный различных плодов, в котором
логика является оградой, физика – деревьями, а этика – плодами».
Определите предмет таких наук, как логика, этика, физика.
Прокомментируйте высказывание Зенона
Задание 12
Услышав от кого-то фразу: «Афиняне осудили тебя, Сократ, на смерть», - он
спокойно ответил: «А их к смерти осудила природа».
Как Вам кажется, мудро ли ответил Сократ?
В чем выразилось превосходство Сократа как философа над простыми смертными в этой реплике?
Задание 13
«Искать истину – и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни
целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет
понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих
факторов складывается величественная картина».
- Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)
Какие стороны учения об истине отражены в данном высказывании?
Задание 14
Немецкий философ Иоганн Фихте (1762-1814) отмечал: «Вся философия не имеет в виду никакой иной цели, как только ответ на поставленные вопросы, и в особенности на последний, высший: каково назначение человека вообще и какими средствами он может вернее всего его достигнуть?»
Как Фихте формулирует главный философский вопрос?
Согласны ли Вы с ним?
Есть ли у Вас возражения?
К какой философской школе принадлежал И. Фихте.
Задание 15
В чем парадоксальность мысли Будды: «Освободиться от страданий можно, лишь отказавшись от желаний, подавив в себе все страсти»? Попробуйте построить противоположную мысль: «Освободиться от желаний можно, лишь удовлетворив желания…»
Покажите, что эти две фразы выражают различие европейской и индийской философии
Задание 16
«Книга, в которой заключены все тайны, есть сам человек; он сам есть книга
всех сущностей, так как он есть подобие божества, великая тайна заключена в
нем».
Это слова Якова Беме (1575 – 1624). Обдумайте эту фразу.
Определите, что хотел сказать мистик?
Можно ли, по его мнению, постичь человека, или это тайна?
Чем можно объяснить загадочность человека, согласно Беме?
Задание 17
Французский философ Франсуа Мари Вольтер (1694 – 1778) писал:
«Социальное равенство – это и наиболее естественная и наиболее химерическая
идея. На нашей несчастной планете люди, живущие в обществе, не могут не
разделяться на два класса – на богатых, которые распоряжаются, и бедных,
которые служат».
Продумайте эту мысль Вольтера. Согласны ли Вы с ней?
Действительно ли идея равенства призрачна?
Можно ли построить общество, где будет господствовать принцип равенства?
Задание 18
Древнекитайский философ Мэн-цзы (ок. 372 – 289 гг. до н.э.) говорил:
Человек по природе добр».
Обсудите это соображение. Согласны ли Вы с ним? Если да, то почему человек поступает не по-доброму? Что его делает злым?
Если это утверждение неверно, то почему человек подвержен злу?
Древнекитайский философ Сюнь-цзы (ок. 313 – 238 гг. до н.э.) говорил: «Человек по своей природе зол… Человек рождается с инстинктивным желанием наживы… Человек рождается завистливым… Когда человек вежлив и уступчив, это противоречит его природе».
Согласны ли Вы с этим суждением? Можно ли родиться с чувством зависти
и наживы? Откуда берутся эти качества – от природы или они
приобретаются в обществе? Изложите доводы «за» и «против»
Задание 19
Вот суждение Пифагора: «Боги (говорят жрецы) скоро раскаялись, что сотворили
человека. Мы равномерно им ответствуем: человек раскаялся, что сотворил
богов».
Можно ли считать это высказывание безбожным? В чем дерзость философа?
Что такое атеизм?
Попробуйте дать определение и обоснование такого мировоззрения.
Почему атеизм иногда называют светским гуманизмом?
Задание 20
Древнегреческий философ Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) писал: «Когда мы
говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не
наслаждение распутства или чувственности, как полагают те, кто не знает, не
разделяет или плохо понимает наше учение, - нет, мы разумеем свободу от
страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники
делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее
причины всякого нашего предпочтения и изгоняющее мнения, поселяющие
великую тревогу в душе».
Прочитайте внимательно текст. Какую мировоззренческую установку демонстрирует Эпикур?
Как он понимает наслаждение?
В чем видит предназначение философии?
Задание 21
Спустя 16 лет после смерти Р. Декарта, Д. Алибер, один из его друзей, при
содействии французского посланника в Швеции, сделал распоряжение о
перевезении праха Декарта за свой счет во Францию. 1мая 1666 года он был
перенесен на корабль и 25 июня 1667 года погреблен торжественно в церкви
святой Женевьены, нынешнем Пантеоне.
Церковные власти долго не соглашались оказать высшей церковной почести праху человека, имя которого несколько лет стояло в «Индексе….».
Почему книги Р. Декарта, его философские идеи, могли быть осуждены церковью.
Задание 22
Шопенгауэр писал: «Едва бы люди стали философствовать, если бы не было
смерти».
Может быть, это и есть основной вопрос философии?
Ваше мнение?
Ответ аргументируйте.
Задание 23
В китайской философской притче рассказывается о двух мудрецах. Однажды
они гуляли по парку и переходили по мостику через водоем.
- Смотри, как играют и радуются рыбки в воде! – сказал один из них.
- А откуда ты знаешь, что я не знаю? – парировал с улыбкой первый.
Подумайте, опираясь на текст, какие гносеологические позиции занимает каждый из этих мудрецов? И почему один из них улыбался при своем ответе?
В чем ирония данной ситуации?
Задание 24
Почему Карл Ясперс называет свое учение «философской верой»? Философия
строится на доказательствах, а вера – на интуиции. Возможно ли соединение
философии и веры? Как бы вы это объяснили? Можно ли назвать Ясперса
религиозным мыслителем?
К какому философскому течению XX века принадлежит Карл Ясперс?
Задание 25
Древнегреческий философ Ксенофан (580 – 450 гг до н.э.) говорил: Не от
начала все открыли боги смертным, но постепенно, ища, люди находят
лучшее».
Почему люди не располагают абсолютной мудростью?
Отчего им приходится постепенно приобретать знания?
Чем может закончиться этот процесс (выберите нужное):
- люди наконец обретут полное знание;
- люди никогда не приобретут всю мудрость;
- люди накопят больше заблуждений, нежели истин.
Список рекомендуемой литературы
Для студентов
1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА
г. - 288 с. (Профессиональное образование)
2 .Медаков И. Ю. Практикум по философии - учебное пособие -М: Форум:
НИФРА-М 2015 г. – 192 с (Профессиональное образование).
3 .Руденко А. М. Философия. Конспект лекций. Ростов-на-Дону «Феникс»
2016 г.-252с.
4. Алексеев А. П. Философия. Краткий курс. Учебное издание. Москва.Рипол
классик- 2016 г
5. Анишкин, В.Г., Шманева, Л.В. Великие мыслители: история и основные
направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Балашов, В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.
7. Гаспаров, М.Л. Занимательная Греция. М., Новое литературное обозрение.
2004.
8. Гусев, Д. А. История философии : учебное пособие / Д. А. Гусев, П. В. Рябов,
Р. В. Манекин. - М. : Слово : Эксмо, 2004.
9. Гусев, Д.А. Введение в философию 10-11класс: учебник. М., Просвещение.
2009.
10. Гусев, Д.А. Рябов П.В. Великие философы. М., АСТ, Астарель, Транзиткнига,
2005
11. Гусев, Д.А. Философия. Популярное учебное пособие. М., МПСИ. 2004
12. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы
философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.:
Феникс. 2010. – 315 с
13. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс.
2010. – 496 с.
Интернет-ресурсы
http://www.alleg.ru/edu/philos1.htm
http://www.diplom-inet.ru/resursfilos
http://filam.ru/
http://www.svalkafailov.ru/article/tekst_library
http://www.twirpx.com/files/phylosofy/common/sources/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое задание по по Microsoft Office Excel.Построение диаграмм.
В задании приведены варианты построения диаграмм....
Практические задания к экзамену по дисциплине "Информатика и информационно-коммуникационные технологии" для специальности 101101 "Гостиничный сервис"
Практические заданияк экзаменационным билетампо дисциплине «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 101101 «Гостиничный сервис»...
Практические задания "Windows 7"
Инструкционно-технологичекие карты по теме "ОС Windows 7"...
Технические средства информатизации. Практические задания.
Цели работы:1. Вовлечение студентов в самостоятельную работу по углублению и совершенствованию знаний по Техническим средствам информатизации.2. Развитие умений студентов работать самостоятельно...
Практические задания по дисциплине Право и организация социального обеспечения.
Практическое задание 1-2 ПСО...
Практические задания по МДК "Изготовление столярно-плотничных изделий и конструкций"
Практические задания разработаны в соответствии с ФГОС по профессии 270802.08 "Мастер сухого строительства", предназначены для организации самостоятельной работы учащихся при закреплении знаний по тем...
Практические задания
Практические задания по математике для студентов 1 курса...