Методическая разработка.Модуль на тему: "Великие реформы 1860-1870 гг."
методическая разработка на тему
История Отечества. Тема: «Великие реформы 1860-1870-х гг.»
Александр II - Освободитель.
А) Крестьянская реформа
Б) Реформа местного самоуправления
1. Земская.
2. Городская.
В) Судебная реформа
Г) Военная реформа
Д) Реформа просвещения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._velikie_reformy60-70gg.docx | 622.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования г.Москвы
«Медицинское училище №1 Департамента здравоохранения г.Москвы»
Методическая разработка
Модуль
по теме: «Великие реформы
1860 – 1870 х гг».
Дисциплина История.
Специальность 34.02.01.
«Сестринское дело»
Курс I
Разработчик преподаватель
Высшей квалификационной
категории МУ № 1
Сейранян Г.
Москва 2015
Пояснительная записка.
Изучение истории, особенно своего Отечества, имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения. Человек, не знающий и не ценящий и не любящий прошлого России, по существу, утрачивает принадлежность к своему народу.
История как основа культуры дает широту взглядов, помогает за случайным видеть главное, учит в событиях современности обнаруживать связь с прошлым, а в какой-то степени и предвидеть будущее, вырабатывает чувство ответственности за судьбу Родины.
Поэтому изучение истории очень важно и большую роль в этом играет активизация познавательной деятельности студентов, которые более эффективно можно достичь путем модульного обучения.
Модуль – технология обучения для развития у учеников интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умений управлять учебно-познавательной деятельностью.
Он обеспечивает программированное обучение – идея активности ученика идет в определенной логике, на основе самоконтроля, индивидуализированного темп, ритма, учебно-познавательной деятельности.
Модульное обучение – обеспечивает образовательные возможности ученика в соответствии с его потребностями. Для эффективного обучения предполагается разнообразное организация учебной деятельности ученика, при которой он сам оперирует учебным содержанием, где идет сознательное усвоение материала и развитие интеллекта.
Ученик учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление обучением: организует, координирует, консультирует, контролирует.
Структура модуля
1. Цели изучаемого модуля
1.1 Дидактические.
1.2 Воспитательные.
1.3 Основные.
2. Опорные знания
2.1 Извлечение знаний из пройденного учебного материала .
3. Содержание модуля
3.1 Четкое определение темы.
3.2 Информационный материал.
3.3 Главный лист контроля.
3.4 Рабочий лист контроля для студентов.
4.Котрольно - измерительные материалы модуля
4.1Оценочный лист по теме
4.2 Разноуровневые тестовые задания
4.3 Головоломка
4.4 Дополнительные здания повышенной сложности
5. Основная и дополнительная литература, лежащая в основе модуля
1. Цели изучения модуля
1.1 Дидактические цели
а) обобщение знаний студентов по теме учебной дисциплины «История»
б)проверка уровня подготовки студентов и их имения использовать полученные знания в различных ситуациях, умение правильно сформулировать и высказать свои предложения.
1.2 Воспитательные цели
а) выработать у студентов, сознание о необходимости знаний содержания учебной дисциплины «История».
б) воспитывать у студентов чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к ее истории, к героическим страницам ее прошлого.
1.3 Основные цели
После изучения данного модуля вы сможете:
а) понять, почему путь капиталистического развития для России стал тяжелым и разорительным для народа.
б) выявить условия, которые способствовали формированию системы общественных ценностей, таких, как Личность, Свобода, Закон, Частная собственность.
в) объяснить, почему реформы 1860 – 1870х гг. затронули не все стороны жизни российского общества.
г) различать в исторической информации, факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.
2. Опорные знания
Для изучения данного модуля Вам необходимо вспомнить следующий пройденный учебный материал.
2.1 Результаты Крымской войны
2.2 Меры, проведенные Александром I и Николаем I, направленные на решение крестьянского вопроса.
2.3 Кто из российских императоров первым высказал мысль о необходимости ликвидации крепостного права и почему?
2.4 Что такое реформа?
2.5 Какие процессы шли в странах Западной Европы в 1860 – 1870г. в экономике и социальных отношениях?
3. Содержание обучаемого модуля.
3.1 История Отечества. Тема: «Великие реформы 1860-1870-х гг.»
А) Крестьянская реформа
Б) Реформа местного самоуправления
1. Земская.
2. Городская.
В) Судебная реформа
Г) Военная реформа
Д) Реформа просвещения
Александр II - Освободитель.
3.2 Информационный материал
А) Новый рубеж в истории в России
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..."
На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И.Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы. Однако, существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.
Б) Крестьянская реформа
3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее.
В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости», а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.
«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных. Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.
Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А.
Герцена и Н. Огарева в “Колоколе”, Н. Чернышевского в “Современнике”.
В. Реформа местного самоуправления.
1.Земская реформа
После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.
Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных (депутатов) - проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 ООО рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 ООО рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы - земские управы - в составе председателя и нескольких членов.
Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.
Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.
В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.
2.Городская реформа
76 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.
Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью - все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.
Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, штрафных солдат, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).
Г. Судебная реформа.
В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.
Страна была разделена на 108 судебных округов.
Сущность судебной реформы сводится к следующему: суд делается устным и гласным;
власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;
основной формой судопроизводства является процесс состязательный; дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях.
Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию, по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий; устраняется канцелярская тайна;
и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.
Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.
В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюрократии».
Проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен в конце августа 1859 года, но какое-то время подвергался небольшим исправлениям и уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии», завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела.
Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.
«Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 ООО помещичьих имений. Прежде всего была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.
«Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения
крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.
«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных.
Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.
Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А.
Герцена и Н. Огарева в “Колоколе”, Н. Чернышевского в “Современнике”.
Д. Военная реформа.
Военное управление подверглось также преобразованиям.
Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.
Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.
В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного...... По
новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военноокружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал- губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.
К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников - 47 тысяч, нижних чинов - 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 ООО человек, причем военный потенциал сохранялся.
В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились
железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.
Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.
Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.
Е. Реформа просвещения.
Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административнофинансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.
Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).
19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.
Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.
3.3 Главный лист контроля по теме: «Великие реформы 1860-1870-х гг.»
Реформы | Важнейшие даты | Имена | Понятия и термины |
1855-1881гг. | Александр II | Манифест. | |
Крестьянская | 1861г. | Я.И. Ростовцев | «Временно обязанные» |
Земская | 1864г. | П.А. Валуев | Земство. |
Городская | 1870г. | Н.А. Милютин | Городская управа. |
Судебная | 1864г. | А.Ф. Кони | Бессословный суд. Присяжные заседатели. |
Военная | 1874г. | Д.А. Милютин | Всеобщая воинская повинность. |
Реформа просвещения | 1863г. | В.Н. Чичерин | Устав. Цензура. |
3.4. Рабочий лист контроля для учащихся.
Тема: «Великие реформы 1860-1870-x гг.»
Сегодня вам предстоит большая работа. Вы продолжите учить себя сами. Сами оцените свои успехи в новой для Вас теме. В вашем распоряжении информационный- учебный материал. Постарайтесь разобраться и сформировать собственное представление о необходимости реформ 1860-1870-x гг. и их значение для дальнейшего развития России.
Первое. Задайте вопрос к разделу. Новый рубеж в истории
России , который начинается со слов «Великие
реформы…»
Второе. Работа в паре. Ответьте на вопрос сокурсника и
запишите ответ в тетрадь
Третье. Расположите название реформ в хронологической
последовательности
городская, крестьянская, судебная, земская,
военная, реформа просвещения.
Четвертое. Используя материал раздела «Крестьянская
Реформа» выявите на каких условиях
освобождались крепостные крестьяне.
Пятое. Сформулируйте вопрос к разделу. « Реформа
местного самоуправления», который начинался
бы со слов «Какие …………».
Шестое. Продолжите фразу « Задачей судебной
реформы…..»
Седьмое. Используя материал раздела : « Военная
реформа» закончите следующее предложение:
« Поражение России в Крымской войне……..»
Восьмое. Работа в паре. Ответьте на вопрос сокурсника и.
запишите в тетрадь.
Девятое. Самостоятельно составьте задание к разделу
« Реформа печати».
Десятое. Используя весь информационный материал
составьте таблицу.
Даты | Реформы | Результат |
4. Контрольно-измерительные материалы модуля.
4.1. Оценочный лист по теме
Ф.И.О. студ. | знание основного материала | сообщения по теме | работа по тестам | кроссворд | дополнительное задание повышенной сложности | итоговая сумма баллов |
15 баллов | 10 баллов | 5 баллов | 10 баллов | 10 баллов |
4.2 Разноуровневые тестовые задания.
Вариант I
1. Выберите правильный ответ
а) годы правления АлександраII
1) 1825 – 1855
2) 1855 – 1861
3) 1855 – 1881
4) 1856 - 1881
б) совокупность средств и способов осуществления государственной власти, выражающие ее характер:
1)политическая система
2) форма правления
3) политический режим
4) форма государственного устройства
в) бывшие крепостные, несущие после 1861г. повинности в пользу помещика за пользование землей, назывались:
1) «обязанные» крестьяне
2) черносошные крестьяне
3) «временнообязанные» крестьяне
4) дворовые крестьяне
г) председателем редакционных комиссий по проекту освобождения крестьян был назначен:
1) Ю. Ф. Самарин
2) Я. И. Ростовцев
3) В. Н. Назимов
4) вел. Кн. Константин Николаевич
д) Манифест об освобождении крестьян был подписан императором в 1861г.:
1) 5 февраля 3) 5 марта
2) 19 февраля 4) 8 марта
2. Установите правильную последовательность событий:
1) образование Негласного (секреторного) комитета
2) переименование Негласного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу
3) рескрипт В. И. Назимову
4) учреждение редакционных комиссий
5) учреждение «губернских комитетов об улучшении быта помещичьих крестьян»
3. Выберите верные утверждения
а) законы, указы XIX в., подтачивающие устои крепостного права в России:
1) о «вольных хлебопашцах»
2) о трехдневной барщине
3) об «обязанных» крестьянах
4) о прикрепленных к фабрикам крестьянах
5) об инвентарных правилах
б) меры, предпринятые Александром II для смягчения политического режима в стране:
1) ослабление цензуры
2) ликвидация военных поселений
3) амнистия декабристам
4) списание недоимок
5) издание «Колокола»
в) Согласно документам об отмене крепостного права:
1) землю крестьяне должны были выкупить
2) крестьяне получали гражданские права
3) земля переходила в личную собственность крестьянина
4) крестьянская земля, превышающая законную норму, «отрезалась» помещиком
5) за реализацией реформы на местах следили судебные приставы
г) крестьянская реформа 1861 г. давала возможность:
1) личного освобождения крестьян
2) полной перестройки крестьянского хозяйства на капиталистической основе
3) сохранения помещичьего землевладения
4) утверждения капиталистического уклада в экономике
5) ликвидировать сословное деление в обществе
4. Укажите принцип образования ряда:
дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных владельцев
5. Кому принадлежат слова?
«Государь, дайте свободу русскому слову…. Дайте нам вольную речь... Нам есть, что сказать миру и своим. Дайте землю крестьянам... смойте с России позорное пятно крепостного состояния...»
Вариант II
1. Выберите правильный ответ
а) из либеральных реформ позже других проводилась.
1) земская 3) городская
2) военная 4) судебная
б) наиболее последовательной из буржуазных преобразований являлась реформа:
1) городская 3) судебная
2) земская 4) крестьянская
в) гимназии как основной тип учебных средних заведений разделялись на:
1) государственные и церковно-приходские
2) семилетние и восьмилетние
3) земские и городские
4) реальные и классические
г) насильственные действия с целью уст подавления, уничтожения политических противников называются
1) диктатурой 3) террором
2) блокадой 4) режимом
д) «диктатурой сердца» современники назвали время деятельности
1) Александра II
2) М. Т. Лорис-Меликова
3) П. А. Валуева
4) М. М. Сперанского
2. Выберите верные утверждения
a) земства создавались
1) в уездах
2) в волостях
3) в губерниях
4) в городах
5) в столичных центрах
б) в результате проведения реформ 60-70-х гг. в России:
1) изменились основы политического строя
2) ускорилось развитие рыночных отношений
3) ликвидировалась сословность в общественно-политической жизни страны
4) крестьяне получили гражданские права
5) уменьшалось экономическое значение землевладельческого дворянства
в) в основе судебной реформы лежат следующие принципы:
1) выборность некоторых судебных органов
2) демократия
3) всесословность
4) состязательность
5) разделение властей
3. Установите соответствие
Реформы - Год
a) крестьянская 1) 1861
б) военная 2) 1864
в) земская 3) 1870
г) судебная 4) 1874
д) городская 5) 1878
4. Укажите принцип образования ряда
Д. A. Милютин, Н.А. Милютин, я. И. Ростовцев А. В. Головнин
5. О чем идет речь?
a) Современники называли это событие «19 февраля 1861 года в русской армии».
б) «Это первое собрание,- пишет современник, - поразило меня во многих отношениях: гласные из крестьян, наши вчерашние крепостные люди, сели меж нами так просто и бесцеремонно, как будто век так сидели; они слушали нас с большим вниманием, спрашивали объяснение насчет того, что не понимали, и соглашались с нами со смыслом».
4.3 Головоломка
А | ||||||||||
л | ||||||||||
е | ||||||||||
к | ||||||||||
с | ||||||||||
а | ||||||||||
н | ||||||||||
д | ||||||||||
р |
Впишите слова.
1. Титул.
2. Военный министр.
3. Просмотр произведений с целью надзора.
4. …… реформы
5. Орган местного самоуправления.
6. Документ, утвердивший автономию учебных заведений.
7. Документ, по которому отменили крепостное право.
8. Орган городского самоуправления.
9. Преобразования в какой – либо сфере.
4.4 Дополнительные задания повышенной сложности
Задание 1.
Бесспорно, что отмена крепостного права в России имела колоссальное значение для дальнейшего развития страны во всех сферах жизнедеятельности общества.
Реформа принципиально изменила социально-экономическое и правовое положение двух главных coсловий - дворян и крестьян,- и расчистила путь для развития капиталистических отношений.
Вместе с тем, реформа носила двойственный характер, имея в своем содержании как буржуазные, так и крепостнические черты.
Какие вы можете назвать буржуазные и феодальные черты реформы 1861 год?
Задание 2.
Самой радикальной и последовательной была судебная реформа, осуществленная путем введения в правовую сферу новых судебных уставов, утвержденных 20 ноября 1864г. Согласно этим нормативным актам внедрялись самые передовые по тем временам принципы организации судопроизводства и ведения судебных процессов. К ним относились:
- бессословный характер суда и равенство всех граждан перед законом;
- отделение судебной власти от административной и провозглашение несменяемости судей;
- гласность и состязательность судопроизводства;
- введение новых правовых институтов:
а) присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел и выносящих вердикт (виновен или невиновен);
б) присяжных (частных) поверенных – адвокатов – которые осуществляли юридическое консультирование и защиту сторон;
- сокращение числа, судебных инстанций и упрощение системы судопроизводства.
Судебная система России второй половины XIX века
1-я инстанция- рассмотрение мелких уголовных и
мировой суд- гражданские дел на местах;
2-я инстанция-
съезд мировых судей;
3- инстанция- рассмотрение крупных уголовных и
окружной суд- гражданских дел;
4-я инстанция- рассмотрение апелляций из окружных
судебная палата-судов;
5-я инстанция- высшая апелляционная инстанция и
Сенат - надзор за судебной деятельностью.
Судебная реформа 1864г. Была серьезным шагом России в сторону гражданского общества и правового государства.
Какие элементы судопроизводства второй половины XIX в. возрождаются в современной России?
Основная и дополнительная литература лежащая в основе модуля.
1. Платонов С.Ф. « Лекции по русской истории». Москва\. Издательство «Высшая школа». 1993г.
2. Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н. « История отечества, Москва, издательство « Мастерство». 2002г.
3. Волобуев О.В., Клопов В.А. « Россия и мир». Москва. Издательство «Дрофа» 2002г.
4. Каргалов В.В. Савельев Ю.С., Федоров В.А. « История с древнейших времен до 1917 года». Москва. Издательство «Русское слово». 1998г.
5. Зуева М.Н. « История России с древности до наших дней». Москва. Издательство « Высшая школа» 1998г.
6. Яковер Л.Б. « Пособие по истории Отечества». Москва. Издательство « Сфера» . 1992г.
Эталон ответов на тестовые задания.
Вариант I
1. а) – 3
б) – 3
в) – 3
г) – 2
д) – 2
2. 1
3
5
2
4
3. А – 2
Б – 1
В – 3
Г – 4
4. Группа крестьян, не получившие земли при освобождении.
5. А.И. Герцену
Вариант II1. а) – 2
б) – 3
в) – 4
г) – 3
д) – 2
2. а – 1, 3
б – 2, 4, 5
в – 1, 3, 4
3. а – 1
б – 4
в – 2
г – 2
д – 3
4. Разработчики, либеральных реформ.
5. а) о введении всеобщей воинской повинности
б) о земском собрании
Ответы головоломки
1. Император
2. Милютин
3. Цензура
4. Великие
5. Земства
6. Устав
7. Манифест
8. Дума
9. Реформа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему : « Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев»
Детство Д. И. МенделееваОбразованиеПодъём на научный олимпНаучно-практическая деятельностьЧемоданных дел мастерПоследние годыПамять о великом русском ученом Д.И. Менделееве....
Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап» Дисциплина: «История»
Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»Дисциплина: «История»...
Стержневые линии в преподавании темы "Великая Отечественная война 1941-1945 гг". Презентация
Данная презентация создана в помощь учителю истории. Материал можно использовать при планировании уроков по теме "Великая Отечественная война". Весь материал темы нашел отражение в стержневых линиях. ...
Методическая разработка открытого учебного занятия на тему "Великая Отечественная война. Страницы военной истории"
Методическая разработка содержит развернутый конспект проведения учебного занятия по дисциплине "История", по типу студенческой научно-практической конференции, на тему " Великая Отечес...
методическая разработка урока на тему:"Экономические реформы П.А.Столыпина. Политическая жизнь России 1907-1914 гг.
Презентация для проведения урока истории (общеобразовательный цикл) 1 курс....
Методическое пособие урока по теме «Великая российская революция - февраль 1917 года» для специальностей 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 43.02.13 Технология парикмахерского искусства.
Методическое пособие разработано с учётом Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 ...
Презентация «Реформы Александра II 1860-1870-х годов: социальная и правовая модернизация» на Всероссийский конкурс работников образования "Учитель года - 2023"
Презентация «Реформы Александра II 1860-1870-х годов: социальная и правовая модернизация»...