"Сохраняя память"...
статья по теме
Данный материал был представлен на конкурс студентом Антипиным А. А. на конкурс. Научным руководителем работы выступала я. Дочтоинством работы является стиль её изложения и проблемы, поднятые в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranyaya_pamyat.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
СОХРАНЯЯ ПАМЯТЬ
А.А.Антипин( Урайский политехнический колледж)
Научный руководитель Л.П. Захарьян,
преподаватель общественных дисциплин УПК
«Давайте… не забывать уроки прошлых лет…
Алесь Адамович
Есть на берегу озера Селява, что в Крупском районе Минской области, обелиск. На нём - высечены имена воевавших в годы войны в тех местах партизан. Среди них есть и фамилия Юркевич. Из рода Юркевичей и мой наставник- Людмила Петровна Захарьян.
«…Мой отец (батька)- Юркевич Пётр Антонович родился 8 июля 1935года; «когда жито жали», в деревне Малые Хольневичи. Сегодня о таких, как он, говорят: дети войны. Да, его детство пришлось на неё, самую жестокую и чудовищную в XX веке. Он не любил говорить о том времени, тем более, что его родной батька сгинул без вести. И матка одна поднимала их четверых (брат Лёня, с 1933года, брат Володя с 1937 года, сестра Зина с 1940 года рождения). На всю жизнь отец сохранил уважение к хлебу, к еде в целом, а картошку до конца своей жизни (он умер в 2006 году) считал главной едой! Это передалось и нам; мне и моей сестре. Мне было лет семь, сестре и того меньше, когда мы обе получили оплеухи за то, что крошки хлеба смахнули на пол. Сам же он никогда не позволял себе такого. Всегда аккуратно согребал их- и в рот. А как он учил нас чистить картошку! Тонкой змейкой и у меня извивается из- под ножа очисток. И теперь этой виртуозностью я удивляю своего сына, его внука. Он очень его любил, и именно ему он однажды рассказал, как столкнулся с фашизмом, именно с фашизмом. Они с братом добирали остатки картошки с поля, когда над ними пролетал самолёт с крестами. Брат взял да и «выстрелил», насадив на палку бульбу. В ответ раздалась настоящая пулемётная очередь. Он говорил это, а у меня перед глазами предстала картина «Фашист пролетел» Пластова. А ещё он рассказывал, как фашисты искали хлеб, что бабушка моя напекла для партизан. Они ворвались в дом неожиданно, печь не успела остыть, тогда бабушка посадила быстро младших перед заслонкой, мол, замёрзли, греются; а за заслонкой тот хлеб и находился...Вроде просто рассказ, а ведь за ним- смертельная опасность.
Папа прожил обычную жизнь: четыре класса отучился у себя в деревне, где писать учился на старых газетах между строк, а чернила из сажи делали. Семилетку заканчивал в Яновщине, пять километров туда и обратно, что зимой в пургу, что осенью в дождь, когда ноги под глиной разъезжаются. Потом работа в Минске на радиозаводе, потом армия. Служба проходила далеко от дома, в туркменском городе Чарджоу. Там он и познакомился с моей мамой, и жизнь его прошла в Башкирии. Но каждый год мы ездили в Белоруссию. Благодаря родителям я узнала, что такое фашизм, когда побывала в Хатыни и Бресте. Благодаря отцу я с младых ногтей впитала чувство любви к малой Родине; научилась бережливости и ответственности. Как и мой батька, я прожила жизнь не там, где родилась, но сколько общего у таёжной Конды с Беларусью! В природе, погоде, даже озеро здесь есть с названием Силава! Невидимыми нитями переплелись и судьбы жителей Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа- Югры с белыми росами…А наш город Урай славен черным золотом земли- нефтью, которую здесь нашли в середине прошлого века».
Когда грянула война, на территории района с центром в селе Нахрачи (ныне Кондинское) располагалось 7 сельских советов депутатов трудящихся, куда входили деревни с названиями колхозов:
1. Красноярский – с. Алтай
2. Болчаровский –с. Болчары
3. Нахрачинский –с. Нахрачи
4. Леушинский –с. Леуши
5. Карымский –с. Карым
6. Сатыгинский –д. Сатыга
7. Шаимский –д. Чантырья
Урай входил в колхоз имени Декабристов, а деревня Евра- в колхоз «Молодой активист». На территории района проживало примерно 15 тысяч человек, главным занятием жителей было сельское хозяйство и рыболовство…
Война ворвалась сразу в каждый дом и в каждую семью. Кондинцы не поставляли фронту боевую технику и боеприпасы, но под стать воинам трудились люди в тылу. Всенародный призыв « Все для фронта! Все для Победы!» прибавлял сил даже тогда, когда их уже, казалось вовсе не оставалось, забывая об отдыхе и сне. Вся тяжесть трудовых дел легла на плечи женщин, стариков и подростков. Они ловили рыбу, заготовляли лес и пушнину, заготовляли корма, ухаживали за скотом. Заготовка леса осуществлялась вручную, лес вывозился на быках, лошадях. Существовало фронтовое задание по сдаче хлеба государству, вылову пушнины, сбору ягод и выработке экстракта. Надо было обрабатывать поля, посеять, убрать, обмолотить, сдать хлеб государству. Все это приходилось делать вручную, так как техники было незначительное количество, полторы десятка тракторов на весь район. Несмотря ни на что люди трудились по-фронтовому, забывая об отдыхе. Ни стужа, ни дождь, ни метель, не урезанные пайки – ничто не останавливало их. Что только не приходилось делать женщинам? Их можно встретить на валке и вывозке леса, заготовке спецассортиментов ( авиасосна, ружболванка, лыжкряж), за рулем трактора , за плугом; они пилили дрова, корчевали лес, косили сено, закладывали силос, сеяли, убирали хлеб, молотили, пекли хлеб, ловили рыбу, ухаживали за зверями, работали конюхами, грузчиками, мотористами, сопровождающими и возчиками почты, звеньевыми, бригадирами. Легче сказать, кем только не работали. А лесозаготовки, рыбодобыча, заготовка кормов была порой за сотню километров от дома, а почти у каждой были дети. А дети, подростки военной поры тоже не знали покоя: зарабатывали трудодни, ходили за ягодами, ловили рыбу и сдавали для армии. Одним из интереснейших проявлений детской инициативы было тимуровское движение – когда дети помогали семьям фронтовиков в заготовке дров, сена, их подвозке, в других домашних делах. Подвиг тружеников тыла, как и подвиг партизан, приблизил победу в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов, определил дальнейший ход мировой истории, послужил объединению всех прогрессивных сил в борьбе против агрессии и фашизма.
Но главная тяжесть войны легла на плечи простых солдат, от рядового до маршала. Около трех тысяч кондинцев с оружием в руках встали в ряды защитников Родины, почти половина не вернулась с полей сражений. Воины- кондинцы сражались под Москвой и Ленинградом, стояли на смерть под Сталинградом, на Орловско-Курской дуге, принимали участи в операции «Багратион», штурмовали Кёнигсберг, освобождали Варшаву, Прагу, Будапешт, брали Берлин и расписались на стенах рейхстага. За дело святое - свободу отчизны сибирские парни крушили врага…
Судьба одного из них- Фёдора Васильевича Саламатова тоже переплелась с Беларусью. Судьба мальчишки деревни Евра, что находилась среди топей и болот в Сибири, чем-то схожа с судьбой моего отца, только мой был помладше. Какую только работу не приходилось ему исполнять в колхозе: землю пахать, хлеб сеять, за скотом ухаживать, заниматься рыбной ловлей, собирать ягоды, грибы, кедровые орехи… Как и все работал Федор Васильевич, не покладая рук! Но пришла беда. Ему едва исполнилось 18, когда их, семерых евринских парней, забрали на фронт. От поселка до поселка на телегах, всё дальше и дальше увозили в июле 42-го года новобранцев. Только в Новосибирске сформировали кавалерийский корпус. Федор Васильевич и дня не мог прожить без коня. С детства знал, как подойти с добрым словом к самому строптивому рысаку, укротить любого коня.
-Лошадью управлять умеешь? -спросили меня,-рассказывает Федор Васильевич.-В седле я никогда не ездил, а без седла проеду и проскачу на любом коне. Ко мне подвели рыжей масти коня. Он дважды сделал «свечу», пытаясь сбросить меня, но не тут-то было! Девять тысяч километров прошел с боями сибиряк.. 1300 дней и ночей провел он в седле… Не раз приходилось ходить в рейды по тылам врага в качестве дивизионного разведчика. Федор Васильевич сражался на Брянщине, под Витебском, Варшавой
В боях под Витебском Саламатов проявил смекалку и мужество при взятии высоты….По предложенному им плану, в обход высоты, были спасены двадцать два бойца, находившихся в окружении. За эту операцию он получил орден Славы III степени. Другой раз, переплывая Западную Двину, держа в зубах телефонный провод, бесстрашный солдат обеспечил связь своим товарищам. И медаль «За отвагу» была наградой за стойкость и мужество. Он и после войны, несмотря на тяжёлое ранение, остаётся в строю, а награды его - орден Октябрьской революции и Трудового Красного знамени- доказательство его достойной жизни.
Доклад свой я завершаю словами А. Адамовича: «Время…не отнимает у нас права писать о войне, о войнах, об орудиях убийств. Вопрос лишь в том: как писать?...»[2]. Целями моего изложения является: ещё раз напомнить, что честь, отвага, мужество, верность Родине, долг-это не только слова, но и смысл жизни каждого человека, а особенно тех молодых людей, кто задумывается «делать жизнь с кого?»; показать роль и значение труда в жизни страны и отдельного человека ( ведь я – студент колледжа, где получают профессию); сохранить - сохранять память о тех, кто дал нам жизнь. Воспитание бережного отношения к старшим надо формировать постоянно! Мы склоняем голову перед героями – победителями за их храбрость, за бессонные ночи у мартеновских печей, за спасённый мир, за веру в будущее. Наше глубокое уважение и благодарность- в заботе и внимание, в повседневной помощи и поддержке людям старшего поколения, ветеранам войны. Мы можем и должны успеть сделать их жизнь легче, принести радость и добро в каждый новый мирный день. Сегодня в свете тех событий, которые происходят в мире в отношении нашей Победы, хочется ещё раз сказать, что память о войне нужна не им, а прежде всего нам, молодым. И мы никому не позволим фальсифицировать эту память!
Литература
- А. Адамович «Ни слова против совести» Интервью газете «Советская Россия» от 25.07 1987г.
- А. Адамович «Отвоевались!» Известия, 2.11.86г.
- Е. Колмаков «Доброе дело Фёдора Саломатова» Знамя 07.12.2000г.
- «О том, кто ходил в разведку» Новости Югры 23.04 2005г.
- Интернет –ресурсы http://www.pomnivoinu.ru/home/catalog/6/
- http://www.pobediteli.ru/
- http://www.polk.ru/
Заявка
НА УЧАСТИЕ В РЕСПУБЛИКАНСКОЙ НАУЧНОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ,
СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ
«ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПРОТИВ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ», ПОСВЯЩЁННОЙ 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПОБЕДЫ НАДГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМНИЕЙ И ЕЁ СОЮЗНИКАМИ
Форма участия- дистанционная
Название доклада «Сохраняя память»
Андрей Алексеевич Антипин Урайский политехнический колледж,
1 курс, специальность «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
Людмила Петровна Захарьян Урайский политехнический колледж, преподаватель общеобразовательных дисциплин
Россия, г. Урай, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,
микрорайон 3, д.13, кв.79 телефон 89224183410 ,
Е- mail: rus-sia_urai@mail.ru
подпись: Захарьян
Дата 6.05 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в медицинском колледже позволяющие сохранять и укреплять здоровье студентов.
Существуют разные иннвационные технологии применяемые в обучении и одними из важных и нужных являются здоровьесберегающие технологии. именно онип позволяют сохранять и укреплять здоровье не только сту...
Положение о конкурсе творческих работ "Их имена мы в сердце сохраним"
Конкурс проектов, рефератов, творческих работ " Их имена мы в сердце сохраним", посвящённый участникам Великой Отечественной войны....
Проект "Сохраним, чтобы помнили..."
Данный проект создан совместно с организацией "Боевое братство" и Советом ветеранов Наро-Фоминского муниципального района....
Научно-практическая краеведческая конференция "Их имена мы в сердце сохраним"
Областная научно-практическая конференция, проводилась среди студентов Барышского индустриально-технологического техникума и Жадовского сельскохозяйственного техникума. Были подготовлены рефераты об у...
Доклад на тему: "Проблема связей между поколениями: что сохраняется, а что утрачивается?"
Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало сво...
здоровьесберегающие технологии в медицинском колледже позволяющие сохранять и укреплять здоровье студентов
здоровьесберегающие технологии в медицинском колледже позволяющие сохранять и укреплять здоровье студентовПроблема сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни во все времена ...
Статья о музее Героя Российской Федерации генерал -майора М.Ю. Малофеева "Сохраняя память- мы строим будущее!"
Сохраняя память – мы строим будущее! Школа - это целый мир со своими законами и традициями, праздниками и буднями, это особая неповторимая атмосфера. Большое значени...