Урок по истории "Итоги гражданской войны в России: победа "красных"
план-конспект занятия на тему

Маткаримова Юлия Юрьевна

методическая разработка урока по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «открытого урока» по истории

преподавателя Маткаримовой Ю.Ю.

Тема:   Итоги Гражданской войны в России: победа «красных»

                                                           “Да, мы были противниками, но      

                                                            странными. У нас была одна любовь. . .

                                                               И мы, … как двуглавый орёл, смотрели в  

                                                           разные стороны, в то время как сердце

                                                           билось одно”

                                                                                                            А. Герцен

Цели урока:

  • Обучающая: Проанализировать мероприятия Советского правительства, действия белых в период гражданской войны и сделать обоснованный вывод, почему в гражданской войне победили красные.
  • Развивающая: Развивать интеллектуальные умения (определение причинно – следственных связей, умение оценивать исторические процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы) .
  • Воспитательная: Способствовать воспитанию интереса и уважения, любви к истории своей Родины, своего народа; осознанию того, что гражданская война – это одна из трагических страниц нашей истории, повторение которой не должно произойти в нашем обществе, у нашего народа.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: “круглый стол” с элементами ролевой игры.

Основные понятия: гражданская война, интервенция, «красные», «белые»

Персоналии: В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, А. В. Колчак, А. Деникин, П. Врангель.

Оборудование урока:

Слайдовая презентация к уроку, содержащая портреты В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, А. Колчака, А. Деникина, П. Врангеля, иллюстрации, фото, плакаты времён гражданской войны, аудиофайлы с песнями о гражданской войне. К уроку подготовлены бейджики для студентов, на которых написаны

 выбранные ими роли: белогвардеец, интеллигент, кадет, бывший депутат Госдумы, красногвардеец, представитель Коминтерна и т. д.

Предварительная подготовка к уроку.

Предложено заранее определить с позиций какого лагеря – «белых» или «красных» – студенты будут участвовать в дискуссии по теме “Почему в гражданской войне победили «красные»?” Какую роль они выберут для себя на данный урок.

Ход урока

Организационный момент

Студенты занимают места за “круглым столом” в соответствии с выбранными ими ролями. Преподаватель ставит перед ними задачу, что в ходе урока каждый должен выбрать момент по ходу дискуссии, чтобы высказать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме. В конце урока за участие в обсуждении каждый из них получит три оценки: самооценку, оценки от товарищей, сидящих от них слева и справа.

Проверка знаний:

Выполнение индивидуальных разноуровневых заданий по теме: “Гражданская война и иностранная интервенция” (5 минут) . (В ходе урока выполненные задания проверяют 2 консультанта из числа студентов и в конце урока подводят общие итоги их выполнения. )

Задание№1. (Низкий уровень сложности) .

Необходимо из предложенных вариантов выбрать правильный ответ.

1. Одна из основных целей белого движения в Гражданской войне:

а)укрепление Советского государства
б) уничтожение Советской власти
в) восстановление самодержавной монархии

2. В лагерь белых во время Гражданской войны не входили

а) представители кадетов и эсеров
б) русское офицерство
в) комитеты бедноты

3. Найдите лишнюю среди целей интервенции

а) предотвращение мировой революции
б) возврат царских долгов
в) экономическое и политическое ослабление России
г) налаживание отношений с новой властью в России

4. Главным фронтом лета 1918 года являлся:

а) Южный фронт
б) Восточный фронт
в) Западный фронт

5. К красным командирам Гражданской войны не принадлежал:

а) Ф. Миронов
б) М. Фрунзе
в) Н. Юденич
г) В. Блюхер

Задание №2(Средний уровень сложности)

1. Совместите названия противоборствующих сил и их цели в борьбе.

а ) лагерь красных 
б) лагерь белых 
в) лагерь интервентов

1.уничтожениеСоветской власти
2. сохранение и укрепление Советского государства
3. политическое экономическое ослабление России

2. Совместите фамилии руководителей белого движения и места существования их режимов:

А) А. Колчак
Б) А. Деникин 
В) Н. Юденич
Г) П. Врангель

1. Юг России
2. Крым
3. Сибирь. 
4. Северо-Запад России

3Разнесите партии и социальные группы на входящие в лагерь красных (А) и лагерь белых(Б)

А) большевики,
б) кадеты,
в) эсеры, 
г) беднейшее крестьянство,
д) зажиточное крестьянство,
е) помещики,
ж) рабочие

Задание №3 (Повышенный уровень сложности)

Кому из деятелей белого движения принадлежат данные ниже характеристики? (А. Деникину, А. Колчаку, П. Врангелю)

Это был необычно способный, знающий и талантливый офицер, обладал редкой памятью, прекрасно владел тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, историю почти всех европейских флотов и морских сражений.

Г. Цывинский

За полярный поход был награжден орденом Святого Владимира 4 степени.

Как выдающегося флотоводца прекрасно знали в России и за рубежом. . . . Однако по характеру своему . . . был нетерпелив, капризен, легко поддавался чужому влиянию. . . . однако был истинным патриотом России ,который твердо верил, что может возродить былую мощь отечества.

А. Керенский.

Он - политически безличная фигура. Он - простая игрушка в руках держав Антанты. У него, с его голой идеей военной диктатуры и скрытой мыслью восстановления монархии, нет никакой политики, кроме той, которая диктуется ему противоречивыми влияниями этих держав, и окружающих его торгово-промышленных кругов.

К. Попов

Ответ: А. Колчак.

Основной этап урока. Дискуссия.

Преподаватель: Задача нашего урока обсудить проблему “Почему в Гражданской войне победили красные?” Предлагаю прослушать два песенных отрывка об этих событиях. Определите разницу в содержаниях, идеях двух этих песен.

Звучат в перезентации песни М. Блантера “Мы красные кавалеристы”. (Прославляет героизм красных в Гражданской войне, сражавшихся за родину);

и песни “Поручик Голицын, корнет Оболенский” (Считает и белогвардейцев героями, отдавшими жизнь за родину).

Преподаватель: Почему не пересматривают итоги других войн, а гражданскую войну оценивают по-разному? В чем особенности гражданской войны?

Студенты дают определение гражданской войны, называют ее особенности.

Гражданская война - непримиримая вооруженная борьба больших, относящихся к различным классам и социальным группам масс людей, за государственную власть и собственность.

В отличие от других войн гражданская война не имеет четких границ ни во времени , ни в пространстве. Трудно установить точную дату ее начала, провести четко линию фронта. На первый план в ней выходят классовые интересы. Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм отодвигаются на второй план. Главным является принцип: “Кто не с нами, тот против нас”. Гражданская война – величайшая трагедия в истории нашей страны.

Обстановку периода гражданской войны мы можем представить себе при помощи фотографий, плакатов, листовок того времени. (слайды презентации)

Студент читает стихотворение М. Волошина “Гражданская война”.

“Одни взрастали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные тёмной волей
И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных
Дворянских разорённых гнёзд
Где проводили на покой 
Отцов и братьев убиенных

В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров
И жив разбойный древний дух 
Зарудских, Стенек, Кудияров.

В других, лишенных всех корней 
Тлетворный дух столицы Невской
Толстой, и Чехов, Достоевский
Надрыв и смута наших дней.

Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле
О светлых пролетариатах
Мещанском рае на земле

В других – весь цвет и гниль империй
Всё золото, весь тлен идей. 
Прах всех богов и фетишей
Научных вер и суеверий

Одни идут освобождать
Москву и вновь ковать стихию
Другие, разнуздав стихию, 
Хотят весь мир пересоздать.

И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас - тот против нас,
Нет безразличных, правда с нами. ”

Преподаватель:

Как вы поняли, о чём это стихотворение, в чём его смысл? (Два лагеря в гражданской войне. Каждый защищает свои идеалы и именно свои идеалы считает благородными, справедливыми)

“Обратите внимание на высказывание А. Герцена, которое взято в качестве эпиграфа для нашего урока и в конце занятия объясните смысл этих слов, сказанных в конце 19 века, применительно к нашей теме.

И «красные» и «белые» сражались за Родину. Почему победили «красные»?

Слово участникам дискуссии.

План дискуссии:

  1. Вооруженные силы сторон.
  2. Политика «белых» и «красных» на занятой ими территории.
  3. Позиция “третьей силы” в войне.
  4. Взаимоотношения с внешним окружением.

(Студенты вправе начать обсуждение проблемы с любого из предложенных пунктов плана. )

«Белые»

Объясняют причины победы «красных», характеризуя Вооруженные силы Красной Армии. Раскрывают численность, принципы формирования, возможности увеличения численности за счет дополнительных мобилизаций, подчеркивают наличие единого органа для руководства вооруженными силами на всех фронтах, рассказывают о привлечении в ряды РККА офицеров царской армии, о создании института красных комиссаров и их полномочиях.

«Красные»

Подчеркивают, что у «белых» не было единого командования вооруженными силами, единого лидера, общих целей движения, кроме уничтожения власти большевиков. В разное время против Советской власти действовали разные командующие белыми армиями, действия их были несогласованными, каждый из них стремился присвоить себе лавры победителя. Все это ослабляло силы белой армии.

«Красные»

Обращают внимание на политику, проводимую «белыми» правительствами на занятой ими территории, подчеркивают, что эта политика не устраивала народные массы, потому что была направлена на реставрацию порядков Российской империи, на возвращение земли и промышленных предприятий в собственность прежним владельцам.

«Белые»

Раскрывают сущность политики “военного коммунизма”, подчёркивают, что крестьянство было крайне недовольно введением продразвёрстки.

«Красные»

Сообщают о том, что В. Ленин понимал необходимость союза с крестьянством, называл его “третьей силой” в войне. На VIII съезде РКП (б) Ленин выдвинул лозунг “Не сметь командовать середняком!”

В ходе войны крестьяне поддерживают «красных», так как их удовлетворяет большевистский Декрет о земле.

«Белые»

Рассказывают о том, что в борьбе с «красными» рассчитывали на поддержку иностранной интервенции, но страны Антанты в России преследовали собственные цели, направленные на разграбление богатств страны, а это также способствовало ослаблению «белого» движения, приводят примеры, как при поддержке Колчака иностранные компании расхищали богатства Сибири.

«Красные»

Подчёркивают, что на их стороне в годы войны выступали рабочие стран Европы. Они организовали движение “Руки прочь от Советской России!”, благодаря их действиям интервенты вынуждены были в 1919 году увести свой флот из Черноморских портов на родину. Это ослабило силы врагов Советской власти.

Преподаватель вновь обращает внимание на слова А. Герцена-эпиграф урока и просит раскрыть их смысл применительно к теме дискуссии. (Противники-«красные» и «белые». Одна любовь – Россия. Одно сердце, которое билось за судьбу России. Но смотрели в разные стороны, потому что судьбу России видели по-разному.

Подведение итогов урока.

Преподаватель: слова писателя Б. Васильева: “Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей. Братья, щедро проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию, за её завтрашний день, которая каждая из сторон видела и понимала по-разному. Они поступили так, как велела им совесть. И было бы в высшей степени справедливо воздать должное всем павшим за Родину в гражданской войне. Так поступили после гражданской войны в Америке, в Испании, в Финляндии. Предлагается возвести общий памятник жертвам гражданской войны, чтобы над красным и белым обелиском вознесла мать Россия венок скорби и уважения. Придёт покаяние и закончится гражданская война”

Подумайте, вы согласны с этим предложением?

Оценивание.

На этом наше занятие окончено. Поставьте оценки за участие в обсуждении проблемы себе и своим товарищам слева и справа. (На основании полученных оценок преподаватель  выставляет средний балл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «Революция 1917 года и Гражданская война в России».

Проверка знаний обучающихся по теме  «Революция 1917 года и Гражданская война в России»....

Методическая разработка урока истории "Гражданская война в России"

Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, страшна для ...

Открытый урок в технологии кейс-стади по теме "Гражданская война в России"

Представлена методическая разработка открытого урока в технологии кейс-стади по теме "Гражданская война в России"...

Конспект урока истории на тему "Гражданская война в России"

Целью данного урока являетя сосредоточение внимания студентов на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления. Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, как пр...

План-конспект учебного занятия по Истории на тему "Гражданская война в России"

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.02 «ИСТОРИЯ» специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. Тема: «Гражданская война в России»...

Тестовые задания для проведения контроля знаний по истории по теме "Гражданская война в России"

Тестовые задания составлены для контроля знаний по теме "Гражданская война в России" и содержат задания разного уровня сложности....