Проект "Народная сказка"
проект на тему

Проект "Народная сказка".  В ходе реализации проекта у учащихся  сформируется  общее представление о сказке   как жанре устного народного творчества. Дети  познакомятся с историей народной сказки, узнают о сказочниках, собирателях сказок  родного края, об известных иллюстраторах  русских народных сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_skazka_proekt.docx45.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  « Русская народная сказка»

Сроки реализации проекта: 3,  4 четверть.

   Актуальность: Проект «Русская народная сказка" очень актуален в условиях современного образования, т.к. на изучение  русских народных сказок уделяется все меньше и меньше внимания.  Дети стали меньше читать и интересоваться историей сказки, это приводит к незнанию  культуры своего народа, к обеднению словарного запаса, к неумению грамотно и последовательно анализировать имеющиеся тексты, составлять самим объемные рассуждения по каким-либо проблемам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Мы считаем, что сказка    как жанр народного творчества, доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, очень лёгкое, интересное для чтения и повысит интерес и любовь  к чтению,  научит читать вдумчиво, анализировать прочитанное,  но так же  поможет воспитать у детей  уважение к истокам, традициям русского   народа.                                                                                                                                        В ходе реализации проекта у учащихся  сформируется  общее представление о сказке   как жанре устного народного творчества. Дети  познакомятся с историей народной сказки, узнают о сказочниках, собирателях сказок  родного края, об известных иллюстраторах  русских народных сказок. Общая работа в проекте  позволит развить  исследовательские и коммуникативные навыки у детей разного возраста, научит их взаимодействию и работе в группах.                                    

Описание проекта

Мы, учащиеся 5группы, представляем проект « Русская народная сказка» Прежде чем приступить к проекту  мы среди учеников  провели анкетирование, попросив  ответить на  вопросы:

  • Когда появилась народная  сказка?                                                
  • Кто такие  «Сказители»? Каких известных «сказителей» русских народных сказок вы знаете в Омской области?
  • Кто первым стал собирать и редактировать русские народные сказки.
  • Каких известных собирателей русских народных сказок вы знаете в Омской области?
  • Перечислите виды  русских народных сказок?
  • Каких известных иллюстраторов русских народных сказок вы знаете?                                                

             В результате проделанной работы мы выяснили, что из 20 детей   никто  правильно не ответил на эти вопросы.

      И мы сделали для себя вывод: что необходимо создать проект «Русские народные сказки».

 Мы поставили перед собой

Цель: Сформировать потребность к более глубокому изучению жанра сказки.

Задачи проекта:

Обучающие: 

  • Познакомить с  историей  и особенностями русских народных сказок,

известными  иллюстраторами

  • Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.

Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности.                                                                          

Развивающие: 

  • Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, словарный запас

Воспитательные: 

  • Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре
  • Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.
  • Приобщить детей к чтению художественной литературы.

Коррекционные:

  • Коррекция  речи, мышления.

Этапы реализации проекта

Наш проект длился 3,  4 четверть.  За это время мы

  • определили цель и задачи проекта,
  • составили план работы,
  • разбились на группы,
  • провели анкетирование,
  • нашли материал об истории народной сказки, видах и   особенностях русских народных сказок,
  • нашли материал об известных иллюстраторах народной сказки,
  • поставили спектакль «Курочка ряба».

Реализация проекта

Учащиеся работали в  5 – ти  творческих группах.                                                         1– я  собирала информацию о том,  как появилась народная  сказка, со скольких частей она состоит? Кто такие  «Сказители»?

  2– я    собирала информацию о первом собирателе русских народных сказок и   известных собирателях русских народных сказок в Омской области?                                                                             3 – я собирала информацию о видах  русских народных сказок.                                                                                                                             4 – я собирала информацию об известных иллюстраторах  русских народных сказок.

5 – я сборная группа (с каждой группы по 1 ученику)  работала над  постановкой  спектакля «Курочка ряба».


Планируя работу проекта, были определены индивидуальные планы работы каждого в группе по своей исследовательской задаче.                 Каждая группа подготовит  материал для оформления папки проекта.

Свой спектакль планируем показать в детском садике для детей.

Ожидаемые результаты

В результате этой работы мы и ребята других классов  приобретут представление

  •  об истории русских народных сказок,
  • познакомились с видами  русских народных сказок,  
  • узнали  об известных иллюстраторах  русских народных сказок,
  • поставили спектакль для ребят,  
  • сделали раскладушку  проекта «Русская народная сказка».                                            
  • расширили  читательский и культурный кругозор учащихся,
  • сформировали  у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности.

   

Защита проекта

  1.Орг. момент.  

Воспитатель: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые Мы пригласили вас на защиту проекта «Русская народная сказка».                                                                                                                                                                             

Ребята вы любите сказки?

С каких слов начинаются сказки?  («жили – были»…)                                                                  

- Что такое сказка?   (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях).                                                                       - Кто автор русских народных сказок? (народ)

Воспитатель: Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше,  и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, весёлая

У сказки чистая душа,

Как ручеёк лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ её творец,

Народ – хитрец, народ – мудрец,

В неё мечту свою вложил,

 Как золото в ларец.

Воспитатель: Народные сказки первоначально были связаны с мифами. В них отражалась мудрость народа, его мечта о счастье, его вера в силу любви и дружбы. Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте.  Как вы думаете почему? (очень лёгкое, интересное для чтения)                                                                                              

Воспитатель: Ребята нашей группы подготовили вашему вниманию проект  «Русская народная сказка». Прежде чем приступить к проекту  мы среди учеников  провели анкетирование, вопросы вы видите на слайде. К сожалению ребята не смогли ответить на многие вопросы,  и мы сделали для себя вывод: что необходимо создать проект, собрать вместе с детьми  информацию о сказках.

Воспитатель: исследуя данную тему, мы поставили перед собой

Цель: Сформировать потребность к более глубокому изучению жанра сказки.

Задачи проекта:

Обучающие: 

  • Познакомить с  историей  и особенностями русских народных сказок,

известными  иллюстраторами

  • Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.

Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности.                                                                          

Развивающие: 

  • Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, словарный запас

Воспитательные: 

  • Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре
  • Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.
  • Приобщить детей к чтению художественной литературы.

Коррекционные:

  • Коррекция  речи, мышления.

План проведения проекта 

 1 этап  подготовительный. Рассказ о будущем проекте, сбор литературы  необходимой для работы, диагностика.

2 этап –  основной.  Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – это чтение и анализ текстов. Работа с источниками информации, иллюстрирование рисунков к сказкам.

3 этап – Заключительный. Защита проекта учащихся путём представления своей работы перед детьми других групп на внеклассном мероприятии.  

Воспитатель: Учащиеся работали в  5-ти  творческих группах.                                                        

  • 1– я  собирала информацию о том,  когда появилась народная  сказка? Кто такие  «Сказители»?
  •   2– я    собирала информацию о первом собирателе русских народных сказок и   известных собирателях русских народных сказок в Омской области?                                                                            
  •  3 – я собирала информацию о  видах  русских народных сказок.                                                                              
  • 4 – я собирала информацию об известных иллюстраторах  русских народных сказок.
  • 5 – я сборная группа (с каждой группы по 1 ученику)  работала над  постановкой  спектакля «Курочка ряба».

Критерии оценки работы

Представленная информация ребят, в каждой группе оценивается по критериям:

- содержание представленного материала.                                                                    – выразительность, чёткость подачи материала.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужны народные  сказки и где нам они могут пригодиться в жизни?  (чтобы передать эти знания своим детям, знакомым, чтобы дети знали о корнях своих, с помощью сказок формируются хорошие качества личности – доброта, отзывчивость, храбрость и т.д.)

Воспитатель: Вы сегодня узнаете  очень много интересного об истории  народной сказки,  познакомитесь со «сказителями» сочинителями сказок Омской области  и первыми собирателями народных сказок, с видами и  особенностями сказок, а также  с  выдающимися иллюстраторами сказок.

-Воспитатель:  Ребята, чтобы вам узнать много интересного и полезного для себя вы должны внимательно слушать,  активно отвечать на вопросы и запоминать, что будут рассказывать ребята 5 группы. И тогда вы сами сможете рассказать обо всем, о чем узнаете своим друзьям и близким.

Итак, мы представляем вашему вниманию проект 5 ГРУППЫ «Русские народные сказки»

1 БЛОК

1группа  расскажет о своей работе.                                                                                            

– Ребята нашей группы собирали информацию о том,  когда появились народная  сказка? Кто такие  «Сказители»?  

Сказка родилась давно в глубокой древности, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки  сочинял народ и, передавая их из уст в уста, бережно пронёс через столетия.                                                                               В сказке рассказывается  то, чего не было и не могло быть, рассказывается так, как будто произошло на самом деле.

СКАЗИТЕЛЬ -  так называли раньше человека, который  сочинял, рассказывал  народные сказки.

Одной из лучших сказочниц в Омской области является жительница села Красноярское Омского района Анастасия Степановна Кожемякина. От нее записано сорок сказок. Начала она  рассказывать сказки с пятнадцати лет. «Сначала девчонкам и парнишкам рассказывала, когда стала бабушкой - племянницам и всем жителям села». Рассказывала она обо всем  хорошо,  интересно с  увлечением,  порой  заразительно  смеялась. Большинство  сказок А. С. Кожемякина переняла от своей  матери  и  рассказывала  их  так же, как когда-то слышала: редко  изменяла  что-нибудь  в  них,  еще  реже прибавляла что-либо от себя.

Анастасия Степановна Кожемякина рассказывала и богатырские, и волшебные,  и бытовые сказки. « Жихарка»,  «Как лиса волка обманула»  и другие.

 

 В   Любинском   районе  в деревне Веселая Поляна Омской Области,  живёт  сказочница Анна Кузьминична  Лукина,  которая знает около    тридцати  сказок.  Прекрасны  ее  сказки  «Белоснежка»,   «Ворон  и  Ворониха»,  «Иван  -  перекати  горошек» и другие.  Анна  Кузьминична  успешно  выступала  по телевидению.

Воспитатель: Спасибо 1 группе за интересную информацию, ребята так кто такие «Сказители»? А вы запомнили наших омских сказителей? Молодцы!

 

2 БЛОК

Воспитатель - Ребята,  как вы думаете, зачем сочиняют люди сказки? ( Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить  жизни различать добро и зло.)                                                                                    

Воспитатель. Сказки существовали в глубокой древности, но записывать и собирать их стали не так давно. В Древней Руси никому не приходило в голову записывать сказки, т.к. их знали все наизусть. Кто же собрал все сказки вместе?

 Об этих людях нам расскажет 2 группа.

Собиратели  сказок  - это люди, которые записывают, обрабатывают, пересказывают сказки, внося какие-то изменения, дополнения. Они ходили по деревням и селам и записывали песни, сказки. 

Александр Николаевич  Афанасьев первый собиратель и редактор русских народных сказок, самый известный собиратель сказок. В 17 веке были записаны первые 10 сказок для путешественника  Коллинга.                                                                                                                      Немного позже появилось несколько сборников сказок «Сказка о цыгане», «Народные сказки».                                                                                                     Собрание Афанасьева в основном состоит из сказок, записанных незадолго до крестьянской реформы, когда  крестьяне, были неграмотные, и церковь учила, покорности существующему порядку.  В сказках народ фантазировал, создавал образы красивой, свободной, справедливой жизни.    Афанасьевым было записано несколько сотен сказок, среди них и сказка «По щучьему велению».

           Худяков Иван  Александрович – собиратель русских народных песен и сказок. Одним из самых значительных и интересных собраний является сборник – «Великорусские сказки».   В нём помещено тридцать семь народных сказок, две саги, и рассказ о ведьме. Все они записаны лично в городах Тобольске, Казани.

Коровкин Иван Семёнович -  учитель, старейший  собиратель русских народных   сказок.  Иван Семёнович рос в Любинском районе Омской области в крестьянской семье. В поездках по Омской области он записал  около 400 обрядовых песен, сказок. Опубликовал сборники «Сибирские сказки», «Сказки Омской области» в которые записаны  со  слов сказочницы Анастасии  Семёновны Кожемякиной свыше 40 текстов сказок, из них 18 были опубликованы  в книге "Сказки Омской области. В сказках отражены сибирские традиции, быт народа Омской области.

Воспитатель. Спасибо вам ребята за информацию, так кто же такие собиратели сказок? А кто помнит, как звали первого собирателя сказок? Хорошо запоминаете, ребята! А теперь послушаем 3 группу.

3 БЛОК

3 группа мы  собирали информацию о  видах и   особенностях русских народных сказок.

Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и о животных.

Сказки о животных.   Главные герои - животные. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты,  повадки, "образ жизни". В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный. Особенно полезны  цепевидные сказки.  Например в сказке «Теремок» каждый герой делает одно и тоже: приходит, стучится в теремок и поселяется в нём. Кажется, сказка будет продолжаться бесконечно. Но герои все разные – каждый новый гость больше предыдущего, и обязательно появится медведь, который разрушит теремок. Это конец игры. Слушая сказки, дети  многое узнают, развивается  ум, фантазия – надо ведь увидеть, представить всех этих бегающих и играющих зверюшек.  

Сказки волшебные        Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок.    В волшебной сказке главные герои – люди, фантастические существа.  Человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем. Тут и невиданные звери:  Сивка – Бурка, Жар – птица. Все эти персонажи обладают невероятной силой и имеют очень страшный вид. Кроме живых существ героям сказки оказывают помощь в самую трудную минуту и различные чудесные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет,   живая и мертвая вода и т. п. Все эти предметы в волшебных сказках обладают чудодейственной силой.   Например, в сказке «Царевна-лягушка» все трудные задания помогает героине выполнять ее лягушачья шкура.                                                                                                                                                                    В волшебных сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т.д.) героями являются цари и царевичи, короли и королевичи. Сказки учат смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

 Бытовые сказки.  Позднее всех появились бытовые сказки. Главными героями в них являются обычные русские люди.                                                                                                                                             В них обычно рассказывается о богатых и бедных. Бедняки в этих сказках умные, трудолюбивые, умелые, а богачи – злые, глупые, жадные и ленивые. Правда,  в этих сказках всегда на стороне бедных. Бедняки благодаря своему уму и ловкости выполняют все поручения богатых, отгадывают загадки и наказывают глупых и трусливых царей, купцов, попов.   Народ смеётся над злыми и жадными богачами и славит добрых и смелых бедняков. Герой обычно бедный крестьянин, работник или солдат. Самый любимый герой сказки – солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, всё знающий, всё умеющий, весёлый.

Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Конец сказки всегда восстанавливает справедливость.

Воспитатель.  Молодцы ребята! Так какие  виды сказок бывают? Хорошо рассказали нам о сказках, ребята 5 группы нарисовали рисунки к сказкам.

Воспитатель: вы ребятки, наверное, устали, давайте немного разомнемся.

Физминутка «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем.
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
4 БЛОК
Воспитатель:
ребята, вы все читали сказки и, конечно же, любите в сказках картинки, правда? Так вот,  нарисованные картинки из сказок называются иллюстрациями, и о тех людях, кто делает иллюстрации  к сказкам, расскажет  4 группа

4 группа  

Мы,  готовясь к проекту, подобрали книги с народными сказками,  читали, рассматривали иллюстрации в книжках они все красивые, красочные, интересные.  Нам стало интересно, кто же  придумал рисовать  картинки к сказкам? И мы собрали информацию об известных художниках   русских народных сказок.

Юрий Алексеевич Васнецов  - художник русских народных сказок.                                                  Книжки-картинки   Ю. Васнецова знакомят детей с жизнью через искусство.                                               (Ю.Васнецов нарисовал иллюстрации к сказке  Л.Толстого "Три медведя", С. Маршака  «Кошкин дом" и др.)

  Евгений Михайлович   Рачёв -  художник, народных  сказок. Родился в городе Томске. Он рано потерял отца. Мать его была врачом, а отчим  инженером строителем.   Детство своё Евгений провел в деревне у деда, в сибирском селе Юдино. Окончил Кубанский художественно -педагогический техникум в Краснодаре. Иллюстрации написал к сказке «Колобок»,  «Лиса и дрозд»  и другие.                   

Билибин Иван Яковлевич – художник народных сказок, былин.                                                                         Разработал  систему графических приемов былинных и сказочных образов.  (Написал иллюстрации к сказке «Царь Горох»,  «Царевна лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Иллюстрация к былине «Вольга»)

Воспитатель: спасибо 4 группе за работу, надеюсь, наши гости запомнили известных иллюстраторов сказок?

5 БЛОК

5 – я сборная группа (с каждой группы по 1 ученику)  подготовила нам  постановку  сказки  «Курочка ряба».

Воспитатель: А пока ребята подготовятся к показу сказки, давайте с вами будем отгадывать загадки про сказки и заодно еще раз вспомним виды сказок.

Загадки про сказки

  1. В какой сказке вёдра сами ходили?
(«Про Емелю – дурака».    Сказка волшебная)    

  1. Летела стрела и попала в болото.                                                                                                    А в этом болоте поймал её кто – то.                                                                                             Кто распростился с зелёною кожей,                                                                             Стал мигом красивою и пригожей?

(«Царевна лягушка» волшебная сказка)

  1. Перед волком не дрожал,                                                                                              От медведя убежал,                                                                                                А лисице на зубок.                                                                                        Всё же попал.  

(«Колобок» сказка про животных)

  1. Помогала нам яблонька,                                                                        Помогала нам печка,                                                                             Помогала хорошая                                                                                         Голубая речка.                                                                                             Все нам помогали,                                                                                                                Все нас укрывали.                                                                                       К матушке и батюшке                                                                             Мы домой попали.                                                                                   Кто унёс братишку?                                      

 Назовите  книжку.

(«Гуси – лебеди» сказка волшебная)

  1. Угадайте, что такое?                                                                                     Мы мохнатые все трое,                                                                                  Мы за лесом на опушке.                                                                                Все втроём живём в избушке.                                                                           Там три стула и три кружки,                                                                     Три кровати, три подушки.                                                                   Угадайте все немедля,                                                                                                             Мы из сказки…

(«Три медведя», сказка про животных)

  1. Ку – кА – реку!                                                                                                Иду на ногах,                                                                                                            В красных сапогах,                                                                                              Несу косу на плечах:                                                                                               Хочу лису посечи.                                                                                      Пошла, лиса, с печи!

(«Заюшкина избушка») сказка про животных

  1. Кто в сказке варил кашу, применяя ум и смекалку?

(Солдат в бытовой сказке «Каша из топора»)

Показ сказки «Курочка Ряба»

Воспитатель. Понравилась вам сказка? Какая это сказка?

Итог:                                                                                                                                        - Когда появилась народная  сказка?                                                                                       - Кто же собрал все сказки вместе?                                                                                  – Назовите самого известного собирателя русских народных сказок?                             – На какие 3 группы делятся сказки?                                                                                 - Каких известных иллюстраторов русских народных сказок вы знаете?           - Чему учат нас сказки?                                                                                                           - Ребята, а как вы думаете, зачем нам сказки и где нам они  могут пригодиться?

- Ребята,  все вы правильно ответили на наши вопросы, значит,  вы теперь знаете и сможете рассказать своим родным и знакомым много интересного об истории  народной сказки,  о  сочинителях, собирателях сказок Омской области  о  выдающихся иллюстраторах  сказок.  Сможете назвать виды сказок.

Воспитатель – ну что же дорогие наши гости как говорится , тут и сказочке конец, а  кто внимательно слушал и много запомнил – молодец!

Все вместе:  спасибо за внимание и  всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебство бывает не только в сказках

Цели: воспитывать уважение к старшим членам семьи; прививать культуру поведения в семье; вырабатывать навыки поведения в конкретных конфликтных ситуациях. Оформление: выставка «Умей кр...

Конспект урока " Добро и зло в казке А.С. Пушкина Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

На уроке ставились цели:   1)  Раскрыть нравственный  смысл сказки Пушкина,     рассмотреть категории добра и зла  на  примере « Сказки о мёртвой цар...

Презентация к ур по сказке А.С Пушкина " Добро и зло в сказке о мертвой царевне и семи богатырях"

В данной презентации показываются этапы урока по сказке А.С Пушкина " Добро и зло в сказке о мертвой царевне и семи богатырях" Презентация красочная, интересная. Заставляет учащихся работать и с текст...

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Статья на тему: "Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»"

Противостояние добра и зла в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»...

Презентация В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". От сказки народной к сказке авторской

Аннотация к уроку литературного чтения 2 класс Учитель начальных классов: Храменкова Инна Анатольевна 1. Урок литературного чтения (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович») разработан в технологии критическо...

Статья на тему: «Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей»

Статья на тему: «Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей» Сказки – древнейшее средство нравственного, этического воспитания, они формируют поведенческие ст...