Системно- деятельностный подход в обучении грамматике.
презентация к уроку на тему

Проворова Галина Петровна
Cистемно - деятельностный подход в обучении грамматике позволяет определить подход, составляющий ее основу.  Он определяет новую методическую систему как интегральную, поскольку в ней сконцентрированы те фрагменты, которые уже применяются в средней школе как самостоятельные и инновационные без ссылок на РО. Кроме того, системно-деятельностный подход (СДП) выступает как интегральный, т.к. является междисциплинарным и позволяет осуществить интеграцию школьных дисциплин естественнонаучного цикла.

Инновационное развивающее обучение:  

1) опирается на зону ближайшего развития;

2) учащийся действует как субъект собственной УД;

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материал к РМО учителей немецкого языка. Системно- деятельностный подход в обучении грамматике. МКОУ Никулинская основная общеобразовательная школа 11 . 01 . 201 7. ПРОВОРОВА Г.П.

Слайд 4

Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу как системно-деятельностный. Он определяет новую методическую систему как интегральную, поскольку в ней сконцентрированы те фрагменты, который уже применяются в средней школе как самостоятельные и инновационные без ссылок на РО. Кроме того, системно-деятельностный подход (СДП) выступает как интегральный, т.к. является междисциплинарным и позволяет осуществить интеграцию школьных дисциплин естественнонаучного цикла. системы → системный подход → деятельность

Слайд 5

Концепция СДП базируется в следующих основополагающих тезисах : Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный . Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.

Слайд 6

Меня учат Я учусь!

Слайд 7

основные компоненты – учебно-познавательные мотивы осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект» выбор средств и методов планирование решения «как и в какой последовательности я должен решить задачу» решение задач и рефлексивно -оценочные действия «все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели» действие целеполагания «что я должен сделать...»

Слайд 8

В УД указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику» «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно» «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»

Слайд 9

В доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания – единство анализа и синтеза. Действует правило: не «закрой тетрадь» и не «подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ

Слайд 10

Традиционное обучение Инновационное Развивающее обучение 1) базируется на принципе доступности; 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 2) учащийся действует как субъект собственной УД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Слайд 11

Технология деятельностного подхода представляет одну из возможных моделей интегративной технологии развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Слайд 12

Система дидактических принципов, обеспечивающих системно – деятельностный подход. Принцип деятельности. Принцип непрерывности. Принцип целостного представления о мире. Принцип психологической комфортности. Принцип творчества.

Слайд 13

Применение SOS- модели на уроке иностранного языка позволяет избежать в той или иной степени однообразной механической тренировки на уроке. Одним из таких способов, применяемых как русскими, так и немецкими педагогами, является применение SOS -модели, которая состоит из 3 этапов: Sammeln – Ordnen – Systematisieren

Слайд 14

Рассмотрим эффективность этой модели на примере объяснения темы «Прямой и обратный порядок слов в немецком предложении». Для большей наглядности возьмем следующий текст: Peter treibt gern Sport . Er spielt am Montag Fu β ball. Dienstags geht er zum Schwimmen. Am Mittwoch spielt er Handball und jeden Donnerstag geht er zum Sportplatz. Er arbeitet samstags an einer Tankstelle, am Sonntagnachmittag spielt er wieder Fu β ball.

Слайд 15

Итак, на первом этапе – sammeln – учащиеся должны подчеркнуть в этих предложениях подлежащие, сказуемое и обстоятельства и определить, какие из них похожи по своей структуре. Второй шаг – ordnen – предполагает упорядочивание данных предложений, т.е. учащиеся фактически должны разделить все предложения на 2 группы и выписать их следующим образом: Peter treibt gern Sport. Er spielt am Montag Fu β ball. Er arbeitet samstags an einer Tankstelle. Dienstags geht er zum Schwimmen. Am Mittwoch spielt er Handball und jeden Donnerstag geht er zum Sportplatz . А m Sonntagnachmittag spielt er wieder Fu β ball.

Слайд 16

Третий этап – systematisieren . Ученики анализируют сгруппированные предложения, находят грамматические закономерности, формулируют правило и записывают его в виде схемы, таблицы или при помощи символов.

Слайд 17

Тренировочные упражнения. Определите порядок слов в следующих повествовательных предложениях: а) – прямой порядок; б) – обратный порядок слов. 1. In der Bundesrepublik Deutschland leben rund 80 Mio Einwohner. 2. Wir bereiten uns immer gründlich zu allen Kontrollarbeiten vor. 3. In der Versammlung besprechen die Kollegen die wichtigsten Fragen 4. 4. Im nächsten Jahr erholt sich unsere Familie an der Ostsee. 5. Nach Berlin fliegen wir mit der Fluggeselschaft “Lufthansa”.

Слайд 18

II .Прочитайте вопросы и ответы на них. Приведете свои ответы на данные вопросы, изменив порядок слов. 1. Wo machen Sie gewöhnlich Ihre Hausaufgaben? 2 . Wer hat an dieser Arbeitet teilgenommen? 3 . Wieviel Stunden arbeiten Sie täglich? 4 .Wann beginnt der Unterricht ? 1. Meine Hausaufgaben mache ich gewöhnlich zu Hause. 2. Mein Freund hat an dieser Arbeit teilgenommen. 3. Ich arbeite täglich 4 Stunden. 4. Der Unterricht beginnt um 8 Uhr.

Слайд 19

Использование SOS-модели повышает активность учащихся, самостоятельность, развивает навыки анализа и синтеза. Применяя эту модель, учащиеся легко усваивают новое грамматическое явление, самостоятельно формулируют правило, визуализируют его с помощью схемы или рисунка и применяют затем новую грамматическую конструкцию при решении конкретной коммуникативной задачи.

Слайд 20

Сказка про прилагательное. Давным-давно в одном царстве, в грамматическом государстве правил король Adjektiv. И было у него три дочери: младшая Positiv , средняя Komparativ и старшая Superlativ . Хоть и были они родными сестрами и внешне очень походили друг на друга, но по характеру сильно отличались. Младшая Positiv была доброй, во всем отцу послушной, всегда с ним соглашалась. Бывало, скажет король Adjektiv: «Du bist klein, meineTochter.» Она соглашается с ним: «Ja, ich bin klein, meinVater.» «Du bist gut, meine Tochter.» – «Ja, ich bin gut, mein Vater», – отвечает Positiv .

Слайд 21

Вторая же дочь Komparativ любила с отцом поспорить. Скажет ей король Adjektiv : «Du bist schön, meineTochter.» А она в ответ ему : «Nein, ich bin schöner als meine Scwestern.» «Du bist flei β ig wie deine Schwestern», – скажет ей отец . «Nein, ich bin flei β iger als meine Schwestern, lieber Vater.» Где тут королю родную дочь переспорить ?

Слайд 22

А третья дочь была до того заносчивой, что с ней королю никакого сладу не было. Она во всем себя превозносила. «Du bist so klug, meine Tochter», — говорит отец. «Ich bin am klügsten in der ganze Welt!» – похваляется Superlativ.

Слайд 23

В ходе объяснения, как образуются степени сравнения прилагательных, уместно будет использовать опоры, например: Adjektiv: klein Positiv: klein Komparativ: kleiner Superlativ: am kleinste Учащимся предлагается прослушать еще раз высказывания трех сестер и поднять соответствующую карточку, когда они услышат предложение в Positiv, Komparativ или Superlativ.

Слайд 24

Учащимся предлагается прослушать еще раз высказывания трех сестер и поднять соответствующую карточку, когда они услышат предложение в Positiv, Komparativ или Superlativ. Можно также предложить разыграть детям собственные диалоги по ситуациям: разговор отца с младшей дочерью; спор короля и средней дочери; беседа короля со старшей дочерью; спор трех сестер, используя другие прилагательные.

Слайд 25

И спользование SOS-модели: Sammeln - подчеркнуть прилагательные в тексте 2) Ordnen - распределить все прилагательные в таблицу Positiv Komparativ Superlativ 3) Systematisieren - вывести закономерности и сформулировать правило.

Слайд 26

SOS-модель Sammeln Ordnen Systematisieren собрать: Грамматический материал предъявляется всегда в контексте (лучше в тексте, ещё лучше в аутентичном, но приемлемы и просто предложения связанные по смыслу) Задача – найти, заметить представленные в тексте общности/схожесть (или различия) грамматических структур. Текст должен быть понятным, в ином случае предварительно необходимо поработать над пониманием текста. Лучше это делать в парах тогда обмен мнениями будет более интенсивным (задание: выписать или подчеркнуть) осмыслить (упорядочить): Выписанные предложения (словосочетания, слова) необходимо упорядочить, т.е. отнести к определённым группам (задание: заполни таблицу, выдели цветом и т.д.) Именно эта работа позволяет структурировать общности/схожесть (или различия) грамматических структур систематизировать: Именно на этой фазе происходит открытие правила. (задание: сформулируйте правило, приведите примеры)

Слайд 27

Я слышу, и я забываю Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю. Конфуций

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамматике английского языка с использованием алгоритмов - действия

Разработка может быть использована в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе; средней (полной) общеобразовательной школе, в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов...

Немецкий язык. Учебно-методическое пособие по грамматике для студентов очной и заочной форм обучения

Данное учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов системы СПО.   Учебно-методическое пособие состоит из 5-ти грамматических тем: 1. Страдательный залог, 2. Инф...

ЧЕРЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ В ХОДЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ.

ЧЕРЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ В ХОДЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ. Статья....

Использование ИКТ как способ повышения эффективности обучения грамматике английского языка

С этой статьей участвовала в XXI городских открытых Педагогических чтениях «Современное образование: новые требования, новые возможности»В статье предсавлен опыт использования ИКТ при обучении граммат...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР. Волшебство грамматики

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи содержит занимательные игры и упражнения, способствующие развитию интереса к обучению....

Коммуникативный подход к обучению грамматике английского языка

        Актуальность данного исследования определяется тем, что результаты коммуникативного грамматического навыка обучающихся приводят к слабому формированию иноязычной ком...

Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций

1. Определить методику объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка.2. Написать конкретную методику и план объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного язык...