ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Учебно-методическое пособие по дисциплине "История" для среднего профессионального образования
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение………………………………………………………………………………2
Тематика семинарских занятий…………………………………………………...5
Планы семинарски занятий ……………………………………………….............5
Заключение………………………………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Преподавание дисциплины «История» в средних специальных учебных заведениях имеет четко определенную цель, направленную на реализацию определенных функций процесса обучения:
• образовательную – формирование объективного и всестороннего представления учащихся об основных событиях, фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, углубление и конкретизация исторических знаний.
• познавательную - овладение основными историческими концепциями, понятиями, суждениями, способностью осмысливать и сопоставлять огромное количество исторических фактов, критически оценивать результаты научных исследований, выдвигать гипотезы, строить различного типа модели исторических процессов и явлений.
• воспитательную - формирование исторического сознания, научной добросовестности, корректности в отношении трудов и идей предшественников, бережного отношения к наследию в сфере исторической мысли, творческой инициативы, нравственных взглядов и убеждений, понимания общественной роли и значимости исторической науки.
Согласно учебно-тематическому плану на аудиторные занятия по дисциплине «История» на 1 курсе отводится 117 часов учебного времени, из них на практические занятия - 12 часов.
В данном учебно-методическом пособии предлагаются планы семинарских занятий по дисциплине «История».
Урок-семинар1 - позволяет развить интерес учащихся к предмету, овладеть навыками самостоятельной работы с источниками, составления конспектов, получить информацию по теме выходящую за пределы общеобразовательного цикла, развить культуру речи и дискуссий. Данная форма урока позволяет педагогу осуществить дифференцированный подход в обучении.
1Семинар (от лат. seminarium - рассадник, переносное - школа), один из основных видов учебных практических занятий, состоящий из обсуждения проблемных вопросов, сообщений, докладов, рефератов, подготовленных и выполненных в соответствии с учебно-тематическим планом дисциплины.
Другой немаловажной задачей семинарских занятий служит всестороннее развитие у студентов навыков устной речи, а именно: умения четко и точно отвечать на вопросы преподавателя, правильно формулировать собственные вопросы, участвовать в дискуссиях, логично и последовательно отстаивать свою точку зрения, составлять и произносить как небольшие сообщения (на 5-10 минут), так и продолжительные доклады (на 30 минут и более).
Задача преподавателя состоит в том, чтобы сделать участие студентов в семинарских занятиях как можно более активным. Необходимо определять задания по учебнику и хрестоматии к каждому следующему занятию, что будет стимулировать подготовку студентов к занятиям, а это, в свою очередь, приведет к постепенному, то есть более тщательному, усвоению полученных знаний по предмету и будет способствовать правильной и качественной подготовке к экзамену. Опыт же, приобретенный студентами при сборе материала, подготовке и исполнении собственных выступлений, пригодится в дальнейшем как для написания творческих, исследовательских работ, так и для совершенствования лекторских навыков.
Формы семинара могут быть самыми различными, к примеру, семинар-дискуссия, теоретические конференции, круглые столы, деловые игры, многожанровый семинар и т.д. Форма обучения, в отличие от методов, отвечает на вопрос не как учить, а каким образом организовать процесс обучения. И в этом случае, применение активных форм обучения позволяет реализовать поставленные в процессе обучения образовательно-воспитательные задачи.
Подготовка к семинару предусматривает соблюдение следующих правил:
• усвоение материала лекции, соответствующей теме семинара; в случае несовпадения темы лекции с семинарским занятием либо пропуском соответствующей лекции следует самостоятельно составить конспект лекции по рекомендованным учебным пособиям;
• изучение и анализ рекомендованной дополнительной литературы по теме семинара;
• составление плана и/или тезисов выступления на семинаре;
• написание развернутого выступления по одному/всем вопросам семинарского занятия.
В процессе семинарских занятий предполагается:
• закрепить знания, усвоенные на лекциях и в процессе самостоятельной работы;
• организовать самоконтроль по усвоению основных теоретических положений исторической науки, фактов, понятий, терминов, имен исторических деятелей;
• выработать умение использовать понятийный аппарат исторической науки при анализе событий, процессов прошлого и настоящего;
• развить навыки анализа исторических источников и литературы, участия в дискуссиях, выступлениях с докладами и сообщениями.
Ответ на семинаре оценивается на «отлично» при условии, если студент свободно владеет материалом; использует учебную, научную литературу; воспроизводя текст ответа (автор/ы отмечают), озвучивает личные комментарии (я считаю/ полагаю); убедительно отвечает на дополнительные вопросы и/или работает в течение всего семинара.
Оценка «хорошо» ставится в том случае, если допущены некоторые неточности в констатации фактов, либо выступающий ответил не на все дополнительные вопросы.
«Удовлетворительно» оценивается ответ, построенный на основе лекционного и учебного материала, неубедительный с точки зрения аргументации, не свободно озвучиваемый студентом.
«Неудовлетворительно» ставится в случае отказа от выступления, незнания материала.
Примерный план работы.
- Подготовительный этап – Тема семинара оповещается не позднее, чем за 7-10 дней.
- Лекция преподавателя по изучаемой теме (1-2 урока) или чтение соответствующего материала в учебнике и дополнительной литературе.
- Учащиеся составляют конспект или тезисный план изучаемых вопросов. Преподаватель помогает в подборе литературы, вносит поправки и др.
- Ход семинара:
- вводное слово педагога;
- выступления учащихся по планам семинара;
- обсуждение сообщений, ответы на вопросы педагога и учащихся;
- подведение итогов семинара;
- выставление оценок.
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема № 1. Восточные славяне в VII-VIII вв.
Тема №2 Политическая раздробленность на Руси.
Тема №3 Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время
Тема №4 Эпоха Петровских преобразований
Тема №5 Гражданская война и военная интервенция
Тема №6 СССР в период правления Н. С. Хрущёва
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема № 1. Восточные славяне в VII-VIII вв.
План
1. Русь изначальная:
- природные условия,
- географическое пространство и соседи славян,
- расселение славянских племён.
2. Экономическое развитие, основные занятия.
3. Общественный строй, традиции родоплеменных отношений.
4. Обычаи, нравы и верования.
5.Защита творческих отчетов по итогам посещения археологического музея.
Комментарии.
1. Определить роль природно-географического фактора в развитии восточных славян. Особенности климата. Расселение восточных славянских племён: поляне, северяне, дреговичи, полочане, кривичи и другие. Происхождение названия “Русь”. Соседи славян на западе, востоке, юге.
2. Определить основные занятия, систему землепользования, промыслы, ремесло.
3. Понятия род, старейшины, племя, вождь, мир, вервь. Формирование княжеской власти. Военная демократия. Создание предпосылок образования государства.
4. Быт, языческие праздники, верования восточных славян. Свадебные и погребальные обряды. Языческие боги. Нравы.
Основные вопросы:
1)Теории происхождения славян
2)Древние авторы о славянах
3)Общественный строй восточных славян в 6-8 веке н. э.
4)Религиозные верования славян, быт, нравы и обычаи
5)Происхождение древнего Русского государства. Политический строй Киевской Руси
6)Норманнская, антинорманистская, умеренно-норманистская теории о возникновении государства у восточных славян
7)Социально - политический строй и экономика
8)Политика первых Киевских князей
Методические указания:
Готовясь к данному семинару необходимо познакомиться с традиционными и современными концепциями происхождения и расселения восточных славян. Каково происхождение слова «Русь»?
Первый вопрос предполагает выявление причин образования государства у восточных славян, какова точка зрения на этот счет у В.О. Ключевского, был ли этот процесс естественным, либо носил насильственный характер. В чем сущность и значение норманской и антинорманской теорий?
Социально-политическая сущность Киевского периода рассматривается во втором вопросе. Обратите внимание на функции основных элементов политической системы Древнерусского государства. Постарайтесь осмыслить различные подходы к политическим и социально-экономическим характеристикам древнерусского государства, опираясь на «Русскую правду» – первый свод русских законов.
Следует иметь в виду, что ряд исследователей (И.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко) придерживаются взглядов, суть которых сводится к тому, что социально-экономический строй Древнего Киева имел переходной характер, содержал в себе много архаичных черт. Это отчетливо проявилось и в политических реалиях Киевской Руси, в частности, в том, что имевшая место социальная борьба не приобрела еще классового характера.
Обратите внимание на структуру населения Киевской Руси и положение таких категорий населения, как «закупы», «рядовичи», «пущенники», «изгои»; на социально-политическую роль городов.
Рассматривая проблему формирования мировоззрения древнерусского человека, обратите внимание сущность языческих верований восточных славян, на выбор веры и крещение Руси. Ознакомьтесь с различными точками зрения исследователей о последствиях принятия Русью христианства.
Процесс расселения восточных славян по территории Восточноевропейской (Русской) равнине сопровождался усложнением социально-экономических и политических отношений, переходом от догосударственных начал к государственности.
Вопрос о происхождении славян дискуссионен в современной науке. Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь — «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.
Правда, В.О. Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (ВосточноЕвропейской) равнине.
Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера). Академик Б.А. Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).
По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян.
В науке высказано мнение, что указанные три группы в своем развитии дали три ветви славянства: южную (склавины), западную (венеды) и восточную (анты).
Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов. «Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали труд «рабов — военнопленных.
Структура творческого отчёта
- Название музея (выставки).
- Тема экскурсии, дата посещения.
- Что заполнилось во время осмотра экспозиции.
- Что интересного, нового я узнал(а) во время экскурсии по музею(выставке)? Где я смогу применить полученные сведения?
- Какие впечатления у меня остались после посещения экскурсии? Чтобы я ещё хотел(а) узнать посещая этот музей(выставку)?
- Творческая часть: рисунок, фотографии, стихотворение, рассказ (по желанию), иллюстрирующие посещение музея (выставки).
Темы рефератов:
1. Влияние природно-климатических условий на этническое и историческое развитие России.
2. Языческая культура Древней Руси.
3. Гуманизм древнерусской культуры.
4. Роль демократических институтов в Древней Руси.
5. Роль христианства в развитии культуры Киевской Руси.
6. Традиции древнерусской иконописи.
7. Характер и особенности культурного развития Киевской Руси.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите предпосылки формирования государственности у восточных славян в VI - IX вв.
2. Кто из русских князей первым получил титул Великий князь Киевский?
3. Кто из киевских князей получил прозвище «Красное солнышко»?
4. Кто и когда крестил Русь?
5. Когда был создан и как назывался первый Свод Русских законов?
6. Какой принцип передачи власти действовал в Киевской Руси?
7. Кто из правителей Древней Руси способствовал развитию образования?
8. Когда в русской истории появились бояре? Какое положение в обществе они занимали?
9. Какое государство называют раннефеодальным? Была ли Киевская Русь таким государством?
Рекомендуемая литература
Авдусин, Д. А. Современный антинорманизм (о концепциях истории образования древнерусского государства) //Вопр. истории. - 1988. - № 7.
Арцибашева, Т.Н. Славяне - русы - варяги - кто они? //Вопросы истории. - 2004. - №1.
Бычков, В. 2000 лет христианской культуры 8иЪ зреые аезШейс: В 2-х томах. - Т. 1 / В. Бычков. СПб., 1999.
Введение христианства на Руси /Отв. ред. А. Д. Сухов. М., 1987
Вернадский, Г. В. Древняя Русь /Г.В. Вернадский. М., 2000.
Вернадский, Г.В. История России: Древняя Русь /Г.В. Вернадский. Тверь, 2000.
Горский, А. А. Россия в конце Х — нач. ХI вв. Территориально-политическая структура //Отечествен. история. - 1992. - № 4.
Вернадский В. Г. Древняя Русь. Тверь. 1996.
Думин, СВ., Турилов, А.А. Откуда есть пошла земля русская?//В кн.: История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. М., 1999.
Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.1. М., 1989.
Ключевский В. О. Курс русской истории. Т.1 М., 1987.
Павленко Н. И. Россия с древнейших времён до 60-х годов XIX века. М., 1996.
Сахаров А. Н, Россия с древнейших времён до конца XVII века. М., 1997.
Тема №2 Политическая раздробленность на Руси
План.
1. Предпосылки и причины раздробленности на Руси.
2. Образование новых государственных центров. Русь удельная:
- Владимиро-Суздальская земля,
- Новгород Великий,
- Галицко-Волынское княжество.
3. Личности и деяния князей Руси удельной.
4. Значение периода раздробленности в русской истории.
Комментарии.
1. Отметить роль географического, политического и др. факторов в складывании раздробленности. Раздел Ярославом Мудрым земель между сыновьями. Понятие политической раздробленности (1054). Понятие феодальной раздробленности (1097).
2. Охарактеризовать крупнейшие политические центры Руси: географическое положение, природные условия, этнический состав, особенности хозяйственной жизни. Особо обратить внимание на политическую организацию княжеств - демократия, монархический и аристократический элементы.
3. Правители Руси удельной: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий и другие в оценках летописцев, современников и историков.
4. Оценка раздробленности. Положительные и отрицательные последствия.
Методические указания:
При подготовке данного семинара важно усвоить комплекс причин феодальной раздробленности и ее хронологические рамки. Следует обратить внимание на различие в управлении земель в период феодальной раздробленности (княжеская монархия и феодальная боярская республика).
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое феодальная раздробленность?
2. Какие особенности географического положения способствовали усиленному развитию Северо-Восточной Руси?
3. Каково значение Куликовской битвы в борьбе с Ордой за независимость Русского государства?
4. Какова сущность феодальной войны второй четверти XV в.
5. Какие общественные группы были заинтересованы в объединении Руси?
Темы рефератов.
- Новгородская республика.
- Исторический портрет Юрия Долгорукого.
Рекомендуемая литература.
Вернадский В. Г. Киевская Русь. Тверь. 1996.
Зуев М. Н. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы. М., 1997.
История России IX-XX вв.: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов. СПб.,1997.
Бушуев С. В. История государства Российского: Историко-биографические очерки. Кн. 1: IX-XVI вв. М., 1991.
Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1995.
Тема №3
« Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время»
План
1. Понятие “Смутное время” и его трактовка в исторической науке.
2. Основные события Смутного времени:
- конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии,
- правление Бориса Годунова,
- обострение социальных противоречий в нач. XVII века,
- Лжедмитрий I,
- интервенция и освободительная борьба русского народа. Лжедмитрий II.
3. Земский собор 1613 г. Начало правления династии Романовых.
4. Последствия и значение Смутного времени в истории русского государства.
Вопросы для самоконтроля
В чем сущность эпохи Смутного времени?
Что стало причиной раскола церкви в XVII в?
Каковы основные направления внешней политики России в XVII в.?
Рекомендуемая литература.
Заичкин И. А. Русская история IX- сер. XVIII в.: Популярный очерк. М., 1992.
Павленко Н. И. История России с древнейших времён до 60-х годов XIX века. М., 1996.
Бушуев С. В. История государства Российского. XVII-XVIII вв. М., 1994.
Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988.
Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. СПб, 1997.
Тема №4
«Эпоха Петровских преобразований»
План
1. Особенности социально-экономического развития России в конце XVII- нач. XVIII вв. Истоки и сущность преобразований Петра I.
2. Реформы Петра I:
- экономические преобразования,
- государственные и административные реформы,
- военная реформа,
- социальная политика,
- реформы в области образования и культуры.
3. Реформы и российское общество в эпоху Петра Великого:
- народные движения: стрелецкий бунт, восстание под предводительством К. Булавина,
- дело царевича Алексея,
- сподвижники царя - “птенцы гнезда Петрова”.
4. Значение и цена петровских реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи.
Комментарии.
1. Дать характеристику состояния развития России накануне преобразований. Определить причину необходимости реформ. По какому образцу и в чьих интересах они проводились.
2. Возникновение мануфактур. Протекционизм и меркантилизм. Всероссийский рынок.. Особенности государственного устройства. Петровская модель идеального государства. Создание новых органов власти: Сенат, Коллегии, Синод. Утверждение абсолютизма. Табель о рангах. Рост сословных привилегии.
3. Отношение к преобразовательской деятельности Петра различных социальных групп.
Методические указания:
Разбирая тему данного семинарского занятия, особое внимание обратите на понятие государства-империи. Как и почему начинает складываться российская империя, каков ее характер и специфика. В чем сущность имперской политики.
Процесс становления эпохи Нового времени в зарубежной и российской историографии получил название модернизации. Особенностью российской модернизации, по мнению многих исследователей, является ее догоняющий характер, как ответ на вызов более развитых стран. В чем сущность этого вызова?
Как известно, мощным импульсом для проведения реформ стала Северная война (1700-1721 г.г.), она задала направления и предопределила специфику начального этапа модернизации. Обратите внимание на то, что социальная база западного уклада в России в период царствования Петра I расширилась, но европеизация носила поверхностный характер, она почти не коснулась политической сферы общественной жизни. Главным итогом реформ Петра I стало утверждение абсолютизма в России. Какова сущность данного явления и как это связано с процессом модернизации в целом?
Вопросы для самоконтроля
1. Докажите, что реформы Петра I были подготовлены всем ходом предшествующего развития?
2. Перечислите административные реформы Петра I.
3. В чем выразилась европеизация русской культуры при Петре I?
4. Каковы последствия преобразований Петра I в области центрального и местного управления?
5. Правильно ли утверждение, что Петр Великий является «отцом российской бюрократии»?
6. В чем сущность преобразований Петра I в военной сфере?
Темы рефератов:
1. Петр I и русская православная церковь.
2. История создания российской армии и флота.
Рекомендуемая литература.
Багер, Х. Реформы Петра Великого /Х. Баргер. М.,1985.
Беспятых, Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях (Введение. Тексты. Комментарии) / Ю.Н. Беспятых. СПб., 1997.
Брикнер, А.Г. История Екатерины Второй. В 3-х т /А.Г. Брикнер. М., 1996. Т.1,2,3.
Буганов, В.И. Петр Великий и его время /В.И. Буганов. М., 1989.- 118 с.
История внешней политики России XVIII в.: от Северной войны до войны против Наполеона. М., 1998.
Павленко Н. И. Пётр Великий М., 1994.
Каменский, А.Б. Под сенью Екатерины... Вторая половина XVIII в. /А.Б. Каменский. СПб., 1992.
Каменский, А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация /А.Б. Каменский. М., 1999.
Кизеветтер, А. Исторические силуэты (Протопоп Аввакум, Екатерина I, Меньшиков, Толстой, Ягужинский, Дм. Голицын, Волынский, Екатерина II,
Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М., 1990.
Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1990.
Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988.
Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1990.
Тема №5
Гражданская война и военная интервенция
План
1. Причины Гражданской войны. Периодизация войны.
2. Основные события на фронтах войны:
- май–ноябрь 1918 г.,
- ноябрь 1918– март 1919 г.,
- март 1919– март 1920 г.,
- весна–осень 1920 г.,
- 1920–1922 гг.
3. Праведники и мученики Гражданской войны:
- Белые в Гражданской войне,
- Красные в Гражданской войне,
- Зелёные в Гражданской войне.
4. Победа в Гражданской войне: непомерность цены. Причины побед и поражений основных участников войны.
Комментарии.
1. Изложить теоретический материал. Обстановка в стране, взаимоотношения с бывшими союзниками по Антанте, последствия Брестского мира. Дать определение гражданской войны и интервенции. Осветить дискуссионные вопросы относительно периодизации войны.
2. Назвать основные фронты, участников, командующих. Определить суть каждого из этапов. Осветить важнейшие сражения: место проведения, участники, результаты.
3. Охарактеризовать ярких представителей движений войны - Будённый, Чапаев, Корнилов, Колчак, Деникин, Махно, Петлюра и другие (по выбору). Высказать собственное отношение к персоне, определиться в вопросе: “Кто он – праведник или мученик?”.
4. Причины победы Красных, причины поражения Белых. Итоги войны, её результаты.
Темы рефератов
- Гражданская война: военный коммунизм против рыночной экономики.
- Три цвета в гражданской войне.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему в ноябре 1917 г. победили большевики? Была ли возможность иного выхода из общенационального кризиса?
2. Какие основные цели преследовали противоборствующие стороны в гражданской войне?
3. В чем заключается сущность политики «военного коммунизма»?
4. В чем отличие нэпа от политики «военного коммунизма»?
5. Когда был создан СССР и принята его первая Конституция?
Рекомендуемая литература.
Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. М., 1983.
Поцелуев В. А. История России 20 столетия (Основные проблемы). М., 1997.
Гражданская война в России: перекрёсток мнений. М., 1994.
Захарова Е. История Отечества 1917–1939. М., 1996.
Лехович Д. В. Белые против Красных. М., 1992.
Майсурян А. Гражданская война. Деятели Гражданской войны. Партия большевиков в 17 19-1921 годах.// Энциклопедия. Т. 3. М., 1995
Тема №6
«СССР в период правления Н. С. Хрущёва»
План
1. Альтернативы политического развития в 50-е годы. Причины победы Хрущёва в борьбе за власть.
2. Реформы Н. С. Хрущёва:
- развитие промышленности. Государственная поддержка научно-технической мысли,
- реорганизация системы управления,
- реформирование сельского хозяйства,
- социальная политика,
- реформирование системы образования.
3. “ Оттепель” в духовной жизни советского народа.
4. Общие итоги и значение хрущёвского десятилетия.
Темы рефератов
- Политический портрет Н.С. Хрущева.
- Развитие строительства в СССР при Н.С. Хрущеве.(презентационный проект)
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите причины неудачного реформирования экономики во 2-ой половине 60-х гг.?
2. Чем было вызвано зарождение диссидентского движения в советском обществе?
3. В чем проявились трудности и неблагоприятные тенденции в социально-экономическом развитии страны в 70-х – начале 80-х годов?
Рекомендуемая литература.
Аксютин, Ю.В., Пыжиков, А.В. Постсталинское общество: проблемы лидерства и трансформации власти /Ю.В Аксютин. А.В. Пыжиков. М., 1999.
Барсуков Н. Как был смещён Н. С. Хрущёв. М, 1991.
Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1992.
Опенкин Л. На историческом перепутье. М., 1991.
XX съезд и его исторические реальности. М., 1991.
Политическая история. Россия- СССР – Российская Федерация. Т. 2. М., 1996.
Хрущёв Н. С. Воспоминания. М., 1992.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В помощь студенту
ПРАВИЛА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
1. Названия тем выделять ярким цветом.
2.Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.
3. Оставлять свободные, поля (до 1/3 страницы) для записи даты конспектирования, заметок учителя и последующей проработки конспекта.
4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац начинается с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.
5. В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.
6. В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «таким образом» или «итак».
7. В тетради недопустимы посторонние записи, рисунки, наклейки и т. д., не относящиеся к изучаемому предмету.
8. Следует отметить, что конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету изучения; он является не только отчетным учащимся документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ (РАЗВИТИЮ) УМЕНИЯ ДОКАЗЫВАТЬ
1. Доказательство состоит из аргументов (довода), рассуждения и вывода.
2. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
3. Определите вывод, который будете доказывать.
4. Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.
5. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод и систематизируйте их.
6. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
7. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМЛА СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ
СОБЫТИИ И ЯВЛЕНИИ
1. Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения.
2. Определите черты сходства и различия.
3. Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этих этапах, а что осталось без изменений.
4. Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.
5. Свои действия можете оформить в текстовую таблицу:
Линии сравнения | Общее | Различное |
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ТРЕБОВАНИЯМ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ
1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
5. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
4. Правильность и чистота речи.
5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА О ВОИНАХ
1. Причина и характер войны: основные противоречия, приведшие к воине; подготовка к войне, соотношение сил; планы сторон.
2. Ход воины (основные этапы): повод к войне и ее начало; основные этапы и главные сражения; окончание войны, условия мира, итоги.
3. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙЛИЧНОСТИ
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
2. Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения.
3. Интересы, какого класса выражает исторический деятель?
4. Значение его личных качеств.
5. Оценка результатов деятельности исторической личности.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ О РЕВОЛЮЦИИ
1. Причины революции.
2. Задачи революции ("зеркально" причинам).
3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
4. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).
5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
7. Итоги революции.
8. Значение: а) международное, б) внутреннее.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
ПРЕЗЕНТАЦИОННОГО ПРОЕКТА
- Слайд – титул (наименование образовательного учреждения, тема проекта, Ф.И.О. студента и преподавателя).
- Слайд- план презентационного проекта.
- Слайды – содержание презентационного проекта (не более 15).
- Заключение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной деятельности», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Данное учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной...
Методическое пособие для студентов заочного отделения образовательных учреждений среднего профессионального образования по предмету "Охрана труда"
Данное методическое пособие представляет материал для организации учебных действий студентов по изучению тем дисциплины и выполнению контрольной работы. Методическое пособие рекомендовано для студенто...
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ для специальности среднего профессионального образования: 54.02.01(072501) Дизайн (по отраслям) и 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Учебное пособие для подготовки к лабораторным работамПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮдля специальности среднего профессионального образования:54.02.01(072501) Дизайн (по отраслям) и 29.02.04 Конструирование,...
Методическое пособие для студентов и преподавателей по организации и выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Рисунок и живопись» для специальности среднего профессионального образования 07.02.01 Архитектура
Данная методическая разработка ориентирована на студентов 2-4 курсов, изучающих дисциплину "Рисунок и живопись" в соответствии с рабочей программой дисциплины и учебным планом для специальности 07.02....
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КУРС ЛЕКЦИЙ ОП.01 И ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. ТЕКСТИЛЬНЫЕ ВОЛОКНА для специальности среднего профессионального образования: 54.02.01(072501) Дизайн (по отраслям) и 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изде
Учебное пособие курс лекций ОП.01 и ОП.03 Материаловедение к разделу 1. Текстильные волокна для специальностей 54.02.01(072501) Дизайн (по отраслям) и 29.02.04 Конструирование, моделирование и технол...
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КУРС ЛЕКЦИЙ ОП.01 И ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ТЕКСТИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА для специальности среднего профессионального образования: 54.02.01(072501) Дизайн (по отраслям) и 29.02.04 Конструирование, моделирование и
Учебное пособие курс лекций ОП.01 и ОП.03 Материаловедение к разделу 2. Основы технологии текстильного производства для специальностей 54.02.01(072501) Дизайн (по отраслям) и 29.02.04 Конструирование...
Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельных работ по МДК 02.02 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы питания для специальности среднего профессионального образования 43.02.14 Гостиничное дело
В учебно-методическом пособии даны рекомендации по организации и выполнению самостоятельных работ по дисциплине МДК 02.02 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы питания, спе...