Методическое пособие для студентов заочного отделения образовательных учреждений среднего профессионального образования по предмету "Охрана труда"
учебно-методическое пособие на тему
Данное методическое пособие представляет материал для организации учебных действий студентов по изучению тем дисциплины и выполнению контрольной работы. Методическое пособие рекомендовано для студентов по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТВЕРСКОЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТУРИЗМА
Охрана труда
для студентов заочного отделения специальности
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
Методическое пособие
Тверь, 2014
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТВЕРСКОЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТУРИЗМА
Охрана труда
для студентов заочного отделения специальности
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
Методическое пособие
Охрана труда: Методическое пособие для студентов заочного отделения образовательных учреждений среднего профессионального образования /Н.В. Туршатова. – Тверь, 2014. – 7 с.
Данное методическое пособие представляет материал для организации учебных действий студентов по изучению тем дисциплины и выполнению контрольной работы.
Методическое пособие рекомендовано для студентов по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
Содержание методических указаний.
1 Пояснительная записка стр. 4
2 Рекомендации по выполнению домашней контрольной работы стр. 5
3 Содержание дисциплины «Охрана труда» стр. 6
4 Вопросы итоговой контрольной работы стр. 7
5 Задания для домашней контрольной работы стр. 7
6 Рекомендуемая литература стр. 7
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Охрана труда относится к профессиональному циклу общепрофессиональных дисциплин и нацелена на приобретения слушателями программы знаний по охране труда, с их последующим применением в практической деятельности в области безопасности и охраны труда. Кроме того, целью дисцилины является обеспечение мер профилактики, сокращения травматизма на производстве и профессиональных заболеваний
Цель курса - предоставление теоретических знаний и практических навыков, необходимых для решения вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, при разработке и использовании новой техники и технологических процессов, организации производства, исключающих негативное воздействие на человека и окружающую
Охрана труда — это система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, санитарно-гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Полностью безопасных и безвредных производств не существует. Задача охраны труда — свести к минимальной вероятности поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда.
Система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов, называется техникой безопасности. Государство заботится об улучшении условий труда на производстве.
По окончании курса студент должен уметь:
выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;
участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оценивать условия труда и уровень травмобезопасности;
проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда; навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;
знать:
системы управления охраной труда в организации;
законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);
порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);
порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты обязанности работников в области охраны труда;
фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1) Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы рукописного текста или 8-10 страниц машинописного или компьютерного текста (формат А4, шрифт - 12, интервал - 1,5).
2) Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком литературы;
3) Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть в соответствии с графиком до начала сессии.
4) В случае неудовлетворительного выполнения домашняя контрольная работа должна быть переделана в установленные сроки.
5) Номер темы работы определяется последней цифрой индивидуального номера студента (определяется по групповому журналу).
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Охрана труда»
Раздел 1. Законодательные положения по охране труда.
Тема №1.1 Основные законодательные положения и организация охраны труда.
Основные документы, регламентирующие охрану труда. Рабочее время и время отдыха. Ответственность за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда. Надзор и контроль по охране труда. Обязанности работодателя. Обязанности работника. Рабочее место. Аттестация рабочего места.
Вопросы для самоконтроля.
- Какое определение установлено законодательством для термина «Охрана труда»?
- Какое определение установлено законодательством для термина «рабочее место»?
- Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательных актов о труде?
- Какие основные документы имеются по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии?
- Расскажите содержание статей Конституции РФ, имеющих отношение к охране труда.
- Перечислите органы надзора по охране труда.
- Какие функции осуществляют органы надзора по охране труда?
- Какие виды ответственности устанавливает Российское законодательство при нарушении законов и положении об охране труда, правил и норм техники безопасности?
Тема 1.2 Производственный травматизм и профессиональные заболевания.
Причины профессиональных заболеваний и травматизма. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве. Организация обучения работающих безопасности труда. Классификация производственных травм и причины несчастных случаев. Понятия о социальном и экономическом ущербах.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Документации по расследованию и учету несчастных случаев. Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом. Отчетность о несчастных случаях и анализ их причин
Вопросы для самоконтроля:
- Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?
- На кого возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации?
- Какие виды инструктажей вы знаете?
- Расскажите о порядке проведения вводного инструктажа.
- Как проводится инструктаж на рабочем месте, как он оформляется.
Раздел 2. Производственная санитария.
Т е м а 2.2 Производственная санитария.
Вредные производственные факторы и меры защиты. Гигиенические критерии оценки условий труда. Шум и вибрация. Электромагнитные излучения. Санитарно - гигиенические условия и физиологические особенности труда.
Вопросы для самоконтроля.
- Чем отличаются вредные производственные факторы от опасных производственных факторов?
- Назовите источники ЭМИ.
- Какие способы защиты от шума и вибрации существуют на производстве?
Раздел 3. Техника безопасности.
Тема 3.1 Требования техники безопасности, производственной экологии, санитарной и пожарной безопасности к устройству и содержанию предприятий.
Устройство предприятий и содержание территорий и помещений. Организация технологических процессов и рабочих мест
Тема 3.2 Электробезопасность.
Опасность поражения и действие электрического тока на человека. Первая помощь при поражении электрическим током.
Раздел 4. Пожарная безопасность.
Тема 4.1 Организация пожарной охраны
Организация пожарной охраны. Пожароопасные свойства веществ и материалов.
Тема 4.2 Противопожарная профилактика, средства пожаротушения. Противопожарная профилактика. Пожарная безопасность на территории предприятия и в цехе. Средства тушения пожаров и правила пользования ими. Пожарная сигнализация. Действия в случае пожара.
Вопросы для самоконтроля:
- Назовите требования к планировке производственных помещений.
- Назовите классификацию электротравм по степени тяжести.
- Какое действие оказывает электрический ток на организм человека?
- Перечислите факторы, влияющие на исход поражения
электрическим током - Назовите способы освобождения от действия электрического тока.
- Назовите правила пожарной безопасности на территории предприятия.
.ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Нормативная документация по ОТ
- Органы госнадзора и общественного контроля за соблюдением законодательства и нормативов по ОТ.
- Организация работы по ОТ
- Виды производственных травм и их причины
- Профессиональные заболевания и их причины.
- Расследование и учет несчастных случаев.
- Профилактика производственного травматизма.
- Эл. энергия, как опасный производственный фактор.
- Основные меры защиты от поражения эл. током -ограждение токоведущих частей.
10. Средства и способы тушения пожаров.
- Пожарная сигнализация.
- Обеспечение противопожарного состояния объекта.
- Требования пожарной безопасности.
5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
1. Конституция РФ и кодекс Законов о труде.
2. Рабочее время и время отдыха
3. Органы надзора и контроля по охране труда
4. Профессиональные заболевания и их причины.
5. Источники ЭМИ, способы защиты от ЭМИ.
Вариант 2
1. Вредные производственные факторы и меры защиты.
2. Первая помощь при поражении электрическим током.
3. Пожароопасные свойства веществ и материалов.
4. действия в случае пожара.
5. Порядок расследования и учёта несчастных случаев на производстве.
Основная литература
1. Конституция Российской Федерации
2. Кодекс законов о труде Российской Федерации, 2001г.
3 .Ю.П.Попов. – Охрана труда. Учебное пособие. –М. Кнорус, 2009г.
4. Д.Ф. Фатыхов, А.Н. Белехов Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах, в малом бизнесе и быту. М. – Академия, 2000г.
.
Дополнительная литература
- Межгосударственный стандарт. Организация обучения работающих безопасности труда. Электронный ресурс. http://www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=659
- Обучение безопасности труда. Виды инструктажей. Электронный ресурс http://www.znakcomplect.ru/obuchenie-bezopasnosti-truda-i-vidy-instruktazha.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА С ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯЭТЮДА НАТЮРМОРТАС ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА Учебно-методическая разработка для студентов3 курса по с...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования
Настоящие методические рекоммендации освещают виды и формы СРС по всем аспектам языка, систематизируют формы контроля СРС и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения английског...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей СПО
Предлагаемые методические указания и контрольные задания содержат методические указания к выполнению контрольной работы, варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачёту....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА для студентов 1 курса образовательных учреждений среднего профессионального образования
Методическая разработка урока представляет собой проект занятия по английскому языку, предназначена для преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования и школьных...
Методические указания к выполнению практических занятий для студентов очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания к выполнению практических занятий по учебной дисциплине статистика созданы для изучения количественных и качественных сторон общественных явлений, чтобы выявить и оценить масштаб...
ОП.05 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторож
Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация...
Готовность студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования к профессиональной деятельности
Статья освещающая проблемы готовности студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования к профессиональной деятельности. Данная статья может быть предназначена ...