"Социология"-электронная презентация ОПК.
презентация урока для интерактивной доски на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социология Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе. Социология - наука о законах становления , функционирования , развития общества в целом , социальных отношений и социальных общностей , механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями , а также между общностями и личностью
Уровни социологического знания Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, эмпирические социологические исследования. Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическое социологическое исследование - это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения). Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет собрать, обобщить социальные факты и на основе их спрогнозировать социальные явления.
Макро- и микро- социологический анализ Макросоциологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоёв, систем и процессов в них происходящих. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами Микросоциологический уровень касается анализа конкретных социальных процессов в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых и индивидуальных поступков. Изучается в основном эмпирическими методами исследования. Эмпирический социологический анализ осуществляется на основе социологический исследований.
Что такое социологическое исследование ? Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое .
Разведывательное исследование Разведывательное исследование — это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики — от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование , как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.
Описательное исследование Описательное исследование — это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа — большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.
Аналитическое исследование Самый серьезный вид социологического исследования — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе . В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
2.Социологический анализ профессионального развития персонала. Профессиональное развитие – это процессы измерения качеств работников как субъектов профессионального труда, результат повышения профессионализма и специального образования, профессионального совершенствования и самообразования работника. Управление профессиональным развитием – процесс целенаправленного влияния руководителей органов управления и кадровых служб на совершенствование профессионализма , расширения профессиональной компетенции ( диапазон возможностей проявления знаний и навыков) и повышения компетентности (степень выраженности профессионального опыта и знаний у человека ) кадров
Профессиональное развитие имеет два содержательных аспекта - профессионально-квалификационное развитие путем повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки работников - профессиональное должностное развитие кадров, обусловленное их должностным продвижением и потребностью организации в наиболее эффективном использовании трудового потенциала каждого работника.
Социологическое исследование в области профессионального развития персонала –это инструмент социологического изучения явлений и процессов в профессиональной трудовой деятельности с помощью методов, позволяющих производить количественный и качественный сбор, измерение, обобщение и анализ социологической информации в профессиональной области для принятия управленческих решений и разработки мероприятий по профессионально-квалификационному, кадровому и социальному развитию организаций.
Цели и задачи социологических исследований сложны и многообразны и зависят от специфики предприятия, условий труда в нем, от качества управления, от социальной структуры персонала, от протекающих в организациях социальных и кадровых процессов. от стиля управленческой деятельности. от финансового состояния предприятия.
Сферы социологических исследований в области профессионального развития Как правило, цели социологических исследований в трудовой сфере касаются, прежде всего, 1 . Изучения профессиональных знаний, умений и навыков работников с целью повышения социальной и экономической эффективности их трудовой деятельности, 2 . обеспечения профессионального и карьерного роста работников, 3. удовлетворения их профессиональных потребностей, 4. Определения профессиональных и должностных требований со стороны руководства к персоналу 5. снятия противоречий и конфликтов в коллективе и формирования позитивных трудовых взаимоотношений. 6. Оценки индивидуальных свойств и качеств персонала. 7.заработной платы различных категорий работников. 8.управления профессиональным развитием в организации.
Организация социологического исследования требует составления программы исследования, выявления объекта, разработку методик исследования, сбора и анализа полученного материала. Объект исследования – это носитель проблемной ситуации, как правило, персонал организации или его часть, а также социальная группа, если исследование касается изучения большого спектра организаций (рабочие, служащие, менеджеры, управленцы и т.д.). Объект исследования всегда должен быть четко количественно определен, ограничен временными рамками и описан в системе факторов, влияющих на его состояние. Предмет исследования – это определенные стороны объекта, которые нужно изучить (взаимоотношения в коллективе, стиль руководства, причины конфликта, текучесть кадров, снижение мотивации, уменьшение норм выработки, состояние и иерархия трудовых ценностей и т.д.)
После определения объекта и предмета составляется программа конкретного социологического исследования. Программа социологического исследования – это последовательное изложение теоретико-методологических основ исследования (общей его концепции), гипотез, правил, процедур и операций. Она содержит два раздела: методологический и методический (процедурный), а также приложения.
Раздел программы Содержание Методологический раздел Постановка проблемы Формулировка цели и задач Определение объекта и предмета Уточнение основных понятий Предварительный системный анализ объекта исследования Выдвижение рабочих гипотез Методический (процедурный) раздел Изложение принципиального (стратегического) плана Обоснование выборки Определение последовательности основных процедур сбора и анализа исходных данных Описание рабочего плана с указанием этапов, сроков, исполнителей и необходимых ресурсов. приложение Список руководителей и участников План исследования Социологический инструментарий
Этапы Название первый Подготовка к проведению исследования второй Сбор первичной информации третий Подготовка собранной информации к обработке четвертый Анализ информации, составление выводов и предложений пятый Подготовка отчета о результатах и предоставление практических рекомендаций Социологическое исследование проводится в несколько этапов. Этапы социологического исследования
Источник информации Методы Документальный Анализ документов, контент-анализ. Внешние проявления социальных явлений Наблюдение Человек Опрос (анкета, интервью) Малая группа Социометрический опрос Социальный опыт Экспертный опрос Организованная группа Эксперимент Методы социологического исследования
Основными методами исследования, используемыми в трудовой сфере, являются: изучение документов, наблюдение, опрос и эксперимент. Анализ документов социолог рассматривает как источник сведений об интересующих фактах. Для анализа документации на предприятии используют официальные и неофициальные документы. Особой надежностью отличаются юридические документы. Они помогают дать взвешенную оценку, происходящим в организации процессам. Наблюдение – это прямая регистрация событий исследователем. Наблюдения на рабочем месте дают существенную информацию об индивидуальном и поточном характере, содержании и условиях труда, о рациональности трудовых операций, а также о взаимоотношениях в коллективе, причинах конфликтных ситуаций.
Опросные методы – самые распространенные из всех методов сбора первичной информации. Существуют два класса опросных методов: интервью и анкетный опрос. Интервью – это непосредственное общение респондента и интервьюера. Анкетирование – это опрос с помощью анкеты, документа, содержащего вопросы, отвечать на которые следует письменно. Эти методы исследования помогают установить причинно-следственные связи многих социально-трудовых процессов на предприятии, показать тенденции развития трудового коллектива, устранить барьеры и установки, которые мешают качественно исполнять персоналом свои должностные обязанности и т.д. Успех интервью и анкетирования во многом зависит от правильности формулировок и последовательности вопросов. Эксперимент помогает опытным путем, моделированием ситуаций и явлений, проанализировать конкретную проблему. Этот метод используется как для изучения поведенческих моделей работников (сотрудничества, конкуренции), так и для оптимизации производственных процессов, введения инновационных технологий.
Анкета Анкета (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Он не должен длиться более 30 – 40 минут , в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных ответов. Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и восприятию) вопросы должны следовать за более простыми. Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим . Лучше всего, если он будет нейтральным. Трудные вопросы целесообразно поместить в середину, чтобы респондент «включился» в тему. Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения). Вопросы должны отвечать требованиям логики : в начале речь должна идти об установлении какого-либо факта, а потом уже о его оценке. Это самое важное требование социологического исследования.
Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению. 1.Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. 2.Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования , на который распространяются выводы социологического анализа.
ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора. если генеральная совокупность у нас представлена 5000 человек, из них 2000 женщин и 3000 мужчин, тогда в квотной выборке у нас будут 20 женщин и 30 мужчин, либо 200 женщин и 300 мужчин. Квотированные выборки чаще всего основываются на демографических критериях: пол, возраст, регион, доход, образование и прочих.
ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ Довольно популярен метод серийной выборки . В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней. Иногда социологи используют метод гнездовой выборки . В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту, видам обучения. Также в исследованиях применяется целенаправленная выборка . В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.
Вопросы анкеты По форме вопросы делятся на: 1.Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ. 2. Полузакрытые вопросы . Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляться возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.
Вопросы анкеты 3. Шкальные вопросы . Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель. Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов. Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да - нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены. 5 . Вопрос с преамбулой . Вопрос о фактах, как любой другой, может быть воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?” Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более свободно рассказать о своем поведении. 6. Вопросы- таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на них. В таких вопросах речь идет о вещах, ответить на которые можно лишь тогда, когда используются знания и умственные способности респондентов. После таких вопросов желательно переходить к более простым.
По функциям различают: :1) основные вопросы, сформулированные для получения необходимой информации о предмете исследования; 2) контрольные вопросы, функциональное назначение которых состоит в проверке правдивости ответов на основные вопросы, уточнении получаемых сведений. Вопросы-фильтры - относятся к классу неосновных вопросов социологической анкеты, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую ее часть. Для того чтобы отделить интересующую исследователя часть респондентов от всех других, и задаются вопросы-фильтры.
Композиция анкеты Композиция анкеты включает: 1) титульный лист .Титульный лист должен содержать наименование организации проводящей социолог. исслед. и тему; 2) вводная часть (содержит обращение к респонденту, краткое указание на цель опроса, анонимность опроса, организация, которая проводит опрос, инструкции по заполнению анкеты, выражение благодарности респонденту); 3) основная (содержательная) часть (вопросы анкеты, направленные на исследование проблемы); Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. 4) социально-демографическая часть (паспортичка). Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности результатов, проведения сравнительных исследований и т. д. Нельзя начинать опрос с "паспортички", которая вообще тревожит некоторых людей. Сведения о демографических данных опрашиваемого полезно относить в заключение анкетного листа.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронная презентация "Мир общения. Мы познаем, узнаем и понимаем".
Электронная презентация, классный час, открытое мероприятие....
Электронная презентация "Элементы русского народного танца"
Электронная презентация "Элементы русского народного танца" по МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом...
Электронная презентация "Реализация антиангинальных лекарственных средств аптечными организациями"
Презентация подготовлена с целью проведения учебно-исследовательской конференции по ПМ.01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента...
Темы для электронной презентации по инфекционным заболеваниям
Темы и план для создания презентации по ИЗ...
Электронная презентация "Компьютерная графика"
В презентации демонстрируются особенности растровой и векторной графики....
Электронная презентация по теме "Цивилизация Древней Греции"
В презентации освещается развитие цивилизации Древней Греции в период с Цивилизации Минойского Крита до Эллинистического периода...
Электронная презентация "Деятельность фармацевта в реализации противокашлевых лекарственных средств"
Предназначена для проведения учебно-исследовательской конференции по ПМ.01 Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного при...