Урок как основа эффективного и качественного образования
статья на тему
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для практического применения педагогическими работниками учреждений среднего профессионального образования. В них отражен анализ уроков традиционного и современного типов, рассмотрен вариант технологической карты, самоанализа урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._metodrekomendatsii.docx | 48.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок как основа эффективного и качественного образования
Принципиальным отличием современного подхода к организации образовательного процесса, в частности, к уроку является ориентация ФГОС СПО на результаты освоения основных профессиональных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В чем же особенности и новизна современного урока в условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения?
Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что преподаватели, которые многие годы работали по традиционной методике и использовали элементы современных технологий, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Преподавателю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.
Основной формой обучения сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело преподаватель ежедневно, это то, что ему понятно. Давайте вспомним, как проходит обычный урок? Преподаватель проводит опрос, с целью проверки домашнего задания. Вторая часть урока – преподаватель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию студента к изучению дисциплин, освоению профессиональных компетенций, продемонстрировать ему, что учебные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а, наоборот, необходимая подготовка к будущей профессии, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Рассмотрим, что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности преподавателя и студентов. В чём отличие дидактических требований к этим урокам.
Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):
- планирование;
- организация;
- реализация и контроль;
- коррекция;
- анализ.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Преподаватель и ранее, и теперь должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий студентов с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основныхдидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Преподаватель сообщает студентам | Формулируют сами студенты |
Сообщение целей и задач | Преподаватель формулирует и сообщает студентам, чему должны научиться | Формулируют сами студенты, определив границы знания и незнания |
Планирование | Преподаватель сообщает студентам, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование студентами способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность студентов | Под руководством преподавателя студенты выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Студенты осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Преподаватель осуществляет контроль за выполнением студентами практической работы | Студенты осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы студентами осуществляет коррекцию | Студенты формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью преподавателя и студентов на уроке. Студент из присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Преподаватель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем студентов. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Как же преподавателю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки?
Всем преподавателям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:
- определение цели и задач;
- отбор содержания учебного материала;
- подбор методов и приёмов обучения;
- определение форм организации деятельности студентов;
- подбор материала для домашней работы студентов;
- определение способов контроля;
- продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности студентов;
- подбор вопросов для подведения итога урока.
При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- преподаватель должен спланировать свою деятельность и деятельность студентов, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: преподаватель сам нацеливается на сотрудничество со студентами и умеет направлять студентов на сотрудничество с преподавателем и одногруппниками;
- преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность студентов;
- выводы делают сами студенты;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- экономия времени студента и преподавателя;
- в центре внимания урока - обучающиеся;
- учет уровня и возможностей студентов, в котором учтены такие аспекты, как профиль группы, стремление, настроение студентов;
- умение демонстрировать методическое искусство преподавателя;
- планирование обратной связи.
Преподаватель должен опираться на принципы педагогической техники:
- свободу выбора (в любом обучающем или управляющем действии студенту предоставляется право выбора);
- открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать обучающегося с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса);
- деятельность (освоение студентами знаний и умений, практический опыт преимущественно в форме деятельности, студент должен уметь использовать свои знания);
- идеальность (высокое КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы преподаватель поддерживал инициативу обучающегося в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Преподаватель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого студента – это и есть главный ресурс.
Многое зависит от желания и характера преподавателя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Технологическая карта — это вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных дисциплин и возможность достижения планируемых результатов освоения ОПОП.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС СПО, существенно сократить время на подготовку преподавателя к уроку.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для обучающихся по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные особенности: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения дисциплины, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовать действия преподавателя и студентов, организовать самостоятельную деятельность обучающихся в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока.
Технологическая карта с методической структурой урока
Ф.И.О. | ||
Дисциплина | ||
Группа | ||
Тема | ||
Цели | 1. 2. 3. | |
Тип урока | ||
Планируемый результат | - знать: - уметь: | |
Основные понятия | ||
Межпредметные связи | ||
Форма урока | ||
Технология | ||
Дидактическая структура урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
Оргмомент | ||
Проверка Д/З | ||
Изучение нового материала | ||
Закрепление нового материала | ||
Контроль знаний | ||
Рефлексия |
Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, преподаватель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования.
Основные пункты и требования аспектов анализа урока
- Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ):
- Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
- Результативность решения дидактической задачи
- Содержание урока:
- Соответствие основного содержания урока содержанию программы
- Методы и средства обучения:
- Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) цели.
- Использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиасредства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
- Формы обучения:
- Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.
- Целесообразность использования предложенных заданий.
- Результативность урока:
- Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
- Практическая направленность урока:
- Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения обучающимся
- Организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента.
- Самостоятельная работа обучающихся как форма организации учебной деятельности:
- Уровень самостоятельности при решении дидактической задачи урока.
- Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий).
- Взаимопомощь.
- Интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы обучающегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности.
- Формирование компетенций.
- Структура урока:
- Соответствие структуры урока основной дидактической задаче.
- Контрольно-оценочная деятельность:
- Использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий.
- Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов.
- Ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала.
- Педагогический стиль:
- Соблюдение норм педагогической этики.
- Гигиенические требования:
- Температурный режим, проветривание аудитории, чередование видов деятельности, динамические паузы.
- Соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям.
- Соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.
Список литературы
- Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
- Прягаева Е. А. Резервы качества современного урока в условиях реализации федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95617.htm.
- Петрушенко В.М. Современный урок в условиях реализации ФГОС – М., «ВАКО». – 2015.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Себряковский технологический техникум»
Методические рекомендации
Урок как основа эффективного и качественного образования
Составитель: Демченко З.Д., преподаватель
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ, «Федеральной целевой программой развития образования на 2011- 2015 годы» (ФЦПРО) (утверждена постановлением Правительством РФ от 7 февраля 2011 г. № 61) одной из основных задач системы образования является подготовка высокоорганизованных и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий, востребованных на рынке труда.
Подготовка таких специалистов невозможна без организации образовательного процесса с учетом современных достижений науки, инновационных педагогических технологий, систематического обновления всех сторон образования.
Одним из вопросов, который волнует педагогов в условиях реализации ФГОС СПО, является вопрос «В чем заключаются особенности современного урока и каковы основные требования к нему»?
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для практического применения педагогическими работниками техникума. В них отражены анализ уроков традиционного и современного типа, рассмотрен вариант технологической карты урока, самоанализа урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Исходя из стратегической цели развития Краснодарского края, заключающейся в усилении экономической роли региона, одним из основных условий обеспечения роста конкурентоспособности Кубани является...
Основы эффективного общения. Семинар для студентов
Общение составляет значительную часть человеческой жизни и основу взаимодействия людей. Мы ежедневно выстраиваем своё общение со многими людьми, часто не задумываясь над тем, как мы говорим, какое выр...
Уроки нового формата - залог качественного образования
Благодаря курсам моя педагогическая деятельность стала более интересной и не только для меня.Еще на первом этапе обучения данных курсов «лицом к лицу» я поняла, что все изучаемые нами модули вза...
Самосовершенствование педагогического мастерства – одно из условий повышения эффективности и качества образования
Самосовершенствование педагогического мастерства...
Основы эффективного общения
Лекция 3. Педагогическое общение. Стили общения преподавателя со студентами(взята из интернета)...
Совершенствование форм организации образовательного процесса как условие достижения качественного образования
Выступление на педагогическом совете "Совершенствование форм организации образовательного процесса как условие достижения качественного образования"...
Методики обучения взрослых: эффективные подходы к образованию
Обучение взрослых имеет свои особенности и требует особых методик, чтобы быть наиболее эффективным. Взрослые обучающиеся имеют опыт и знания, которые могут быть использованы в образовательном процессе...