план-конспект урока
методическая разработка на тему

Лапина Елена Вячеславовна

план-конспект урока на тему "Уголовное наказание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_pravo_100_1_92_otkrytyy_urok.docx45.01 КБ

Предварительный просмотр:

государственное автономное  учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

ПЛАН   УРОКА

Дисциплина:   Право

Урок № 1/92

Тема урока:  Понятие и цели наказания.

Практическое занятие: Составление сравнительной таблицы:

«Общие виды уголовных наказаний и виды уголовных наказаний

несовершеннолетних" 

Цели урока:                                                                                                                                          

Образовательные: познакомить студентов с понятием и целями наказания, выявить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление основных понятий об уголовном праве, преступлении.

Развивающая: развивать общеучебные умения и навыки: работать с текстом, выделять главное, анализировать, делать выводы, самостоятельная работа, сотрудничество и работа в группе; продолжить выработку умений выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно; развивать познавательную деятельность студентов.

Воспитательная: воспитывать у студентов правое сознание, правовую и социальную культуру, нравственные качества личности

Тип урока:   комбинированный, урок повторения и обобщения, изучения нового материала, практическое занятие.

Методы проведения: наглядный, словесный, практический, решение задач

Межпредметные связи:   Право, обществознание, социология

Оснащение  урока: Конспект лекции, учебник, презентация  «Уголовная ответственность и уголовное наказание», Уголовный кодекс  РФ, раздаточный материал (Приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент.  Приветствие, аккумуляция внимания студентов, доклад дежурного, проверка присутствующих

II. Актуализация познавательной деятельности.

1. На предыдущих уроках мы приступили к рассмотрению  основных положений уголовного права, определили понятие «преступление», рассмотрели его признаки, а также познакомились с понятием «уголовная ответственность». Сегодня на уроке мы поговорим о наказании (Презентация, слайд 2). Одна из задач сегодняшнего урока выяснить, чем отличается понятие «ответственность» от понятия «наказание».

Является ли тема сегодняшнего урока важной? Тема  урока  всегда очень актуальна, так как история человеческой цивилизации показывает наглядно, что человек в силу его специфической психологической структуры и ряда внешних социальных обстоятельств не всегда может устоять перед различного рода соблазнами и иногда уклоняется в сторону противоправного, в том числе преступного, поведения. Преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. В целом нарастающая преступность стала реальной угрозой национальной безопасности России. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.

2. Прочитайте понятийный ряд, представленный на слайде (Презентация, слайд 3).

ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.                                    

Что общего между ними?  Можем ли сказать, что они обозначают одно и то же? Фронтальный опрос. Вопросы:  Что такое преступление? Какие бывают виды преступлений?   Назовите признаки и состав преступления.

Проверка  домашнего задания: привести примеры проступков и преступлений; приведите примеры преступлений небольшой тяжести, средней тяжести и особо тяжких

Одновременно  1 человек на доске составляет схему, используя опорные слова: правомерные действия, преступления, действия, проступки, неправомерные действия.

Проверка задания на доске.

3. Для того, чтобы лучше разобраться, где совершен проступок, а где преступление  проанализируем ряд ситуаций.

Ситуация № 1. (Презентация, слайд 4) Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? - Дима нарушал Устав школы, в котором говорится, что обучающиеся не должны пропускать уроки без уважительной причины. Попробуем сформулировать определение понятия проступок.

Проступок – это нарушение правил поведения. (Презентация, слайд 5, 6)

Ситуация № 2 (Презентация, слайд 7)  Десятиклассники Саша, Оля,  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в парк и распили там бутылку вина. Как можно расценить их поведение? -Это административное правонарушение, предусмотренное статьей КоАП Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Правонарушение - это противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.  (Презентация, слайд 8, 9, 10)

Ситуация № 3 (Презентация, слайд 11)  Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? -Действия Саши, Жени и Максима противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 УК РФ.

Так что же такое преступление? Найти верный ответ на данный вопрос нам поможет УК РФ. Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК  под угрозой наказания. (Презентация, слайд 12)

III. Изучение нового материала.

1. Сегодня мы рассмотрим вопрос о правовых последствиях совершения преступления, поговорим об уголовной ответственности и наказании. Уголовное право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, а также порядок и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности. Что такое юридическая ответственность?  Каковы основные виды юр ответственности? (Презентация, слайд 13, 14) Чем уголовная  ответственность отличается от других видов юр ответственности? Каковы основные отличительные признаки уголовной ответственности? (презентация, слайд 15,16) (ст. 8 УК РФ уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК).

2.  Что может быть причинами наступления ответственности? Уголовное законодательство определяет следующие основания для привлечения к уголовной ответственности: (Презентация, слайд 17)

Задание. Учащиеся получают четыре правовые ситуации. Необходимо определить, какая из причин наступления уголовной ответственности описана.  

Ситуация 1. (Презентация, слайд 18) Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнёв упал, как подкошенный колос, всё ещё сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой, ожидавшей его неподалеку, слышавшей и грохот рокового залпа, и последний возглас любимого: «Мама!»

Ситуация 2.  (Презентация, слайд 19) Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из местного коммерческого ларька партию продуктов. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились о сбыте товара, приготовили сумки для выноса краденого. Вечером они сели напротив ларька и стали ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, чьё поведение показалось ему подозрительным. Он обратился к участковому милиционеру. Тот задержал подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки.

Ситуация 3. (Презентация, слайд 20) Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и. обвязав компьютер верёвкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти всё удалось, но в последний момент в кабинете появились милиционеры. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника под окнами. Ничего украдено не было, но одноклассники были привлечены к уголовной ответственности.

Ситуация 4.  (Презентация, слайд 21)  Из показаний обвиняемой.11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, Ира Соколова, Оля Дмитриева, позже присоединилась Лена Коржова. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалёву. Я начала избивать её кулаками по лицу, подруги присоединились ко мне. Мы никак не могли остановиться. В результате, мы сильно избили её и порвали костюм. Что послужило причиной нашего поступка, я не знаю.

3. Какое лицо подлежит уголовной ответственности? (Презентация, слайд 22) Согласно ст. 18 УК РФ, уголовной ответственности подлежит только вменяемое лицо, достигшее возраста, установленного законом (с 16 лет, а за некоторые преступления – с 14 лет). Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении деяния, содержащего все признаки состава преступления.

4. Задание № 1 в рабочем листе. Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность. Один правильный ответ – 1 балл. Проверка, подсчет баллов. (Презентация, слайд 23)

5. Уголовная  ответственность заключается в том, что государство во, во-первых, порицает неправомерное  поведение человека, а во-вторых, наказывает его.  Наказание – особая мера гос-го принуждения, применяемая к лицу, совершившему преступление (Презентация, слайд 24). Цели и признаки наказания (Презентация, слайд 25- 27)

Уголовная ответственность и наказание  - это одно и тоже? (Нет, уг ответственность предшествует наказанию. Лицо, виновное в совершении преступления привлекают к уг ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет ему наказание).

6. Рассмотрим ст. 44 УК РФ. Какие виды наказаний предусмотрены уголовным  законодательством? (Презентация, слайд  28)  Задание № 2 в рабочем листе. Из перечисленных видов наказаний, за совершенное правонарушение, выберите только те, которые применяются при совершении уг преступления (ст. 44 УК РФ). Один правильный ответ – 1 балл. Проверка, подсчет баллов. (Презентация, слайд 29) 

7. Назначение наказания. На ваш взгляд, форма вины оказывает влияние на назначение наказания? Вспомните принцип презумпции невиновности: никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в строгом соответствии с законом. Факторы, определяющие наказание (Презентация, слайд  30).

Выполнение задания  №3 в рабочем листе. Один правильный ответ – 1 балл. Проверка, подсчет баллов (Презентация, слайд 31) 

8. Решение задачи (Презентация, слайд 32)  Судье в один день пришлось рассматривать два однотипных уголовных дела.

Дело №1. В день, когда его сынишке исполнилось 7 лет, шофер автобазы Хаманеев взял из гаража автомашину после работы без разрешения, посадил в кабину сынишку и помчался в райцентр покупать подарок. Чтобы успеть до закрытия магазинов, водитель ехал с превышением скорости. На крутом повороте он не справился с управлением, машина перевернулась и свалилась в кювет. Отец потерял единственного сына.

Дело №2. Пьяный водитель Фетисов мчался ан всех парах в райцентр, поскольку до закрытия винного магазина оставались считанные минуты. На одном из перекрестков райцентра он сбил человека и скрылся. Пострадавший умер.

Судья приговорил обоих подсудимых к 5 годам лишения свободы. Справедливо ли назначено наказание указанным лицам?

9.  Уголовная ответственность несовершеннолетних. Требования уголовного закона строги и к несовершеннолетним, причинившим вред общественным интересам, отдельным гражданам. В настоящее время выросло количество преступлений, совершённых несовершеннолетними. Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления 14 лет:   за убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью,  умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; похищение человека;  изнасилование;  насильственные действия сексуального характера;    кражу;  грабеж); разбой; вымогательство; неправомерное овладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;  терроризм; захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма; вандализм; хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;  хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;  приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. В УК РФ есть самостоятельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних. К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. (Презентация, слайд 33, 34). К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88): штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы;  арест;  лишение свободы на опр-ный срок. (Презентация, слайд 35). Выполнение задания  № 4 в рабочем листе. (Презентация, слайд 35). Работа с УК РФ- составление сравнит таблицы в рабочем листе

IV. Закрепление материала.1.Вопросы для повторения: Охарактеризуйте виды наказаний, предусмотренные УК РФ. Назовите возраст наступления уг. ответственности. Назовите, какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отягчающими уг. ответственность.

2.Решить задачи. Соловьев перебегал улицу на красный свет светофора. Водитель, пытаясь избежать наезда, резко вывернул руль влево. В результате произошло столкновение с машиной. Один человек погиб. Проанализировав ст. 264 и 268 УК, решите вопрос о том, кто виноват в случившемся, и назначьте меру наказания.

 Громов был осужден за хулиганство к 2 годам лишения свободы. Одновременно суд, учитывая, что у Громова имеется двое несовершеннолетних детей, для которых его поведение является не лучшим примером, применил к нему дополнительное наказание: лишение родительских прав. Законно ли назначено наказание?

Аверин осужден за изнасилование к 6 годам лишения свободы. При назначении наказания суд в качестве отягчающих учел след-щие обстоятельства  подсудимый не признал своей вины;- он не раскаялся в содеянном и не извинился перед потерпевшей; изнасилование как преступление распространено. Проанализируйте и оцените данный приговор.

V.Рефлексия. Продолжите предложение в рабочем листе: 1. Я узнал на уроке     _.2. Меня удивило, что  ________ . 3. Мне кажется_________.

VI. Подведение итогов урока Подведение итогов урока, выставление отметок за работу на уроке, инструктаж по выполнению домашнего задания.

VI. Домашнее задание Особенности применения наказаний к несовершеннолетним.

Преподаватель : _______________________________________Е. В. Лапина_

10*. Особенности применения наказаний к несовершеннолетним.

Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Для трудных подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции обязательных работ), Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 ч, заключаются в выполнении работ, посильных для несоверш-го, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 л  не может превышать 2 часов в день, а лицам в возрасте от 15 до 16 лет — 3 часов в день Исправит работы назначаются несоверш-м осужденным на срок до одного года.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним, осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

- несовершеннолетним мужского пола осужденным впервые к лишению свободы, также несовершеннолетним женского пола воспитательницы колониях общего режима;

- несовершеннолетним мужского пола ранее отбывавшими лишение свободы, — в воспитательных колониях усиленного режима.

Лишение свободы — самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему.

В системе воспитательных мер воздействий для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, может быть применено освобождение от уголовной ответственности. Оно используется, если будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Принудительные меры воспитательного воздействия:

-   предупреждение;

-   передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

-   возложение обязанности загладить причиненный вред;

-   ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например, запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания, вне дома после определенного времени суток.

Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они, прежде всего, в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.

Приложение 1

Рабочий лист

Задание

Ответ

I

Задание № 1. Выберите действия, за совершение которых последует уголовная ответственность.

1.  Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

2.  Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб.

3.  Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

4.  На перемене подросток зашёл в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.

5.  Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.

6.  Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

7.  Подростки курили в туалете школы.

8.  Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

9.  В нетрезвом состоянии шофёр не смог справиться с управлением автобусом на обледенелой дороге и наехал на проходившего по тротуару человека.

10. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики.

II

Из перечисленных видов наказаний, за совершенное правонарушение, выберите только те, которые применяются при совершении уголовного преступления (ст. 44 УК РФ).                                                                                                                           

1. Замечание

2. Штраф.                                                                                    

3. Лишение свободы на определенный срок.                                

4. Выплата процентов за просрочку исполнения договора

5. Пожизненное заключение.                                                        

6. Конфискация орудия совершения правонарушения.                  

7. Смертная казнь.                                                                

8. Конфискация имущества.                                                          

9. Обязательные работы.                                                            

10. Административное выдворение.

11. Ограничение по военной службе.                                                    

12. Лишение права занимать определенные должности

и заниматься  определенной деятельностью.

13. Лишение специального воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград.

14. Арест.

15. Увольнение.

16. Порицание.

17. Выговор.

18. Неустойка.

19. Взыскание.

20. Исправительные работы

21. Дисквалификация.

22. Ограничение свободы

III

Отметьте, какие обстоятельства совершения преступления смягчают уголовную ответственность, и какие отягчают (ст. 62, ст. 63 УК РФ). Распределите по группам.

1. Совершение преступления впервые.

2. Совершение преступления под угрозой.

3. Явка с повинной.

4. Совершение преступления организованной группой.

5. Совершение преступления женщиной, имеющей на иждивении малолетних детей.

6. Совершение преступления из корыстных побуждений.

7. Совершение преступления вследствие тяжелых жизненных или личных обстоятельств.

8. Чистосердечное раскаяние.

9. Оговор заведомо невиновного лица.

10. Активное способствование раскрытию преступления.

11. Совершение преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

12. Примирение с потерпевшим, заглаживание вины, возмещение материального ущерба.

13. Совершение преступления с особой жестокостью.

14. Совершение преступления женщиной, находящейся в состоянии беременности.

15. Совершение преступления против лица, находящегося в беспомощном состоянии.

16. несовершеннолетие виновного лица.

17. рецидив преступления.

18. аморальность поведения потерпевшего.

19. совершение преступления с использованием формы сотрудника ОВД.

20. не оказание медицинской и иной помощи потерпевшему.

I смягчающие ответственность

II отягчающие ответственность

IV

Составить сравнительную  таблицу:  «Общие виды уголовных наказаний и виды уголовных

наказаний несовершеннолетних"

Общие виды уголовных наказаний

Виды уголовных

наказаний несовершеннолетних

V

ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

1. Я узнал на уроке   __________________________________________________    

2. Меня удивило, что ___________________________________________________

3. Мне кажется_________________________________________________________

VI

Оценочный лист для учащихся.

Задания

I з.

Макс. 7 б.

II з.

Макс. 9 б.

III з.

Макс. 20 б.

IV з.

Макс. 4 б.

Всего  баллов

1.

2.

3.

4.

Всего: 40 б.

«5» - 40 - 37 б.

«4» - 37 - 30 б.

«3» - 30 - 20 б.

«2» - менее 20 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"

Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".

Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе ....

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».

План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...

План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»

Тема  программы: «Создание гипертекстовых документов».  Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...