разработка урока "Путешествие в мир деепричастий" в 6 классе
методическая разработка по теме

Азарова Светлана Александровна

Данная разработка  урока  "Путешествие в мир  деепричастий" представляет собой обобщение и систематизацию материала  в виде занимательных заданий, основанных на умении образовать нужную форму деепричастия  от  заданных глаголов, а также умении находить деепричастия и деепричастные обороты в поэтических отрывках и составлять фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия. и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Употребление деепричастий»

Класс: 6

. Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: игра - путешествие

 Цель методическая:

Знать: правило постановки знаков препинания при деепричастиях;

 о выразительных особенностях деепричастий.

Уметь: Находить деепричастия, умело  использовать деепричастия в речи, правильно выделять знаки препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Цели.

Образовательные:

  1. Активизировать знания по теме “Деепричастие”;
  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;
  3. Отработать практическое умение образовывать деепричастия ;
  4. Формировать умение нахождения деепричастий в тексте, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера),
  2. Воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  1. Работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет деепричастий, конструирование предложений;
  2. Работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

Повторение: НЕ с различными частями речи, орфограммы в корне

Оборудование:карточки для индивидуальной работы, таблички с заданиями,  изображения  рыб, вырезанные из плотной бумаги, иллюстрации, жетоны, магнитофон с аудиозаписями

7. Материально-техническое обеспечение урока:мультимедийный проектор, компьютер, экран.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи:  литература, отработка синтаксических и пунктуационных навыков,все уроки темы.

Ход урока

I. Организационный момент

1.Создание настроя на работу (аудиозапись)

2. Учитель:-Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный. Мы отправляемся в виртуальное путешествие по необычному маршруту, чтобы посмотреть на удивительный мир и полюбоваться красотами русского языка. Мы поплывём на теплоходе. Наш путь будет нелёгкий, и на пути встретятся различные преграды, которые мы должны преодолеть.

II. Повторение изученного материала-Но сначала  чтобы попасть на теплоход необходимо выполнить задания и получить жетон.

Учащиеся получают карточки, на которых написана какая- либо буква

        

Учитель: - Из полученных букв вы должны образовать 5-6 деепричастий.

( Учитель приводит пример)

А - ахая, агитируя, адресовав, активизируя, анатомируя.

Для справки:

Б-  бормоча, бедствуя, болея, бросив, беседуя.

В-  вредничая, ворча, выходя, взвесив, выхватив.

Г-  гадая, гремя, грохнувшись, гася, грызя.

Д- держа, думая, дробя, дрожа, держав.

Ж- журча, жужжа, жаря, желая, жалея.

З-  зимуя, заснув, забежав, заскучав, засмотревшись.

- Я вас поздравляю, вы все попали на теплоход, но вы не пассажиры, а члены команды.   Нужно узнать , кто станет помощником капитана, кто старшим, а кто младшим.(слайд 1-2)

- Ребята, но чтобы узнать название нашего маршрута вам необходимо разгадать ключевое слово в кроссворде. Для этого задания мне нужны капитан, кок, рулевой.

Задание 1: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

1.Оглядываться (деепричастие несов. в.)

7. Распечатать (деепричастие сов.в.)

2. Сверкать (деепричастие несов. в.)

8. Оторваться (деепричастие сов.в.)

3. Спешить (деепричастие несов. в.)

9. Остановить (деепричастие сов.в.)

4. Купить (деепричастие сов.в.)

10. Стучать (деепричастие несов. в.)

5. Прыгать (деепричастие несов. в.)

11. Играть (деепричастие несов. в.)

6. Увидеть (деепричастие сов.в.)

12. Шествовать (деепричастие несов. в.)

- Вся команда справилась с заданиями, мы начинаем путешествие по маршруту «Деепричастие».

Слово учителя - Ребята, а для чего нужны деепричастия? (ответы учеников)

Вывод: Конечно же, деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Давайте убедимся в этом, наблюдая за тем, как умело используют деепричастия поэты.

Задание 2 (Карточки)

Задание: найти деепричастия, объяснить постановку знаков препинания

Вариант 1

И ночь тянулась без конца...
Порой, дремотой обвевая.
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.

Вариант 2

Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый,
Затих, прохладою дыша.

Вариант 3

Опять привольные поля,
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя,
Плывут, скрываясь за полями.

Вариант 4

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.

IV. Один из учеников работает у доски (задание 3). Класс - на местах.

Задание: переписать предложение, выполнить морфологический разбор деепричастия

И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.

Учитель:  Стихийное бедствие! Град! Огромные градины повредили судно. Надо срочно заделывать пробоины.

На доске  записаны словосочетания  с пропущенными буквами, члены команды по очереди подходят к доске и вставляют буквы. ( слайд3, проверка -  слайд 4)

Путеше…твуя по морю, расст…лив карту, экзам…нуяэкипаж, к...мандуя кораблём, проб…раясь между рифами, следуя  избра…ым курсом, пр…став к берегу,  вз…бравшись на мачту, увид…в землю.

Учитель: Проверяем задание. Путешествуя по морю, расстелив карту, экзаменуя экипаж, командуя кораблём, пробираясь между рифами, следуя  избранным курсом, пристав к берегу,  взобравшись на мачту, увидев землю.

Учитель: Молодцы!Судно спасено! А сейчас всей команде необходимо отдохнуть и мы поиграем.

Игра « Распознай свою пару» ( проверка - слайд 5)

Игровое действие - поиски своей пары. На разрезных табличках записаны глаголы. Нужно найти деепричастие, которое от него образовано в соответствии с видом глагола. Ученики по очереди подходят и «ищут пару» глаголу.

Физминутка

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке. Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь! Разогнитесь!

Встаньте прямо! Улыбнитесь!

Да, осмотром я доволен –

Из ребят никто не болен,

Каждый весел и здоров

И к заданиям готов!

Учитель: Итак, мы плывём дальше, двигаясь навстречу яркому солнцу, и на пути снова задание.  

Задание “ Узнай устойчивые выражения»( составь фразеологизмы) (слайд 6)

Учитель показывает табличку с деепричастием, которое употребляется в устойчивых выражениях, поэтому не обособляется. Семиклассники  называют вторую часть устойчивого оборота.

Учащиеся договаривают:  голову, рукава, глаз, руки, сердце, рукава, себя,  не солоно, рук.

Учитель: Работа выполнена успешно. Молодцы! А сейчас наловим рыбок для нашего будущего аквариума.  Но рыба считается пойманной только в том случае, если будет выполнено задание  ( каждая рыбка пронумерована)( слайд 8,9)

Учитель:  Те, кто ответил неверно, рыба утащит  в воду. Спасайте утопающих.  Кто бросит спасательные круги?   (слайд 10)

Задания для утопающих:

  1. Продолжите пушкинские строки  или сочините собственное продолжение: Под голубыми небесами…
  2. Превратите причастный оборот в деепричастный: Матросы, стремившиеся выполнить задание в срок, работали без устали.
  3. Замените, где возможно, глаголы деепричастиями: Корабль шёл, не торопился, не терял берега из виду.

Учитель:  Ребята, мы с вами проделали очень долгий и сложный путь.  Все спасены, путешествие подходит к концу, вся команда в сборе. Пора нам причаливать. Вы можете гордиться своей победой,  вы молодцы, достойно преодолели все трудности.

Учитель  подводит итог урока.  Оценки.  (слайды 11-13

Домашнее задание:  Дома вам будет необходимо выполнить задание по карточкам, пользуясь  темой «Деепричастие», расставляя знаки препинания.

 ( Задания распечатаны для каждого ученика)

– С каким настроением вы уходите сегодня с урока? Оцените его.

Приложение.

        

                        

Таблички

Слова для справок:        голову, рукава, глаз, руки, сердце, рукава, себя,  не солоно, рук.

Задания для команды

        

4.

Д/З

1 вариант

  1. Иду к дому не торопясь.
  2. Подумав я решил остаться у брата.
  3. В полночь хлопнула кухонная дверь и громко топая и громко разговаривая вошла Лиза и Марфуша.  ( А. Толстой)
  4. Хорь присел на скамью и преспокойно полгаживая свою курчавую бороду вступил ср мной в разговор ( И. Тургенев)
  5. Мальчик слушал затаив дыхание.

2 вариант

  1. Молча мы собираем разбросанные игрушки.
  2. Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.       ( М. Лермонтов)
  3. Каштанка вскочив присела на все четыре лапы и притягивая к коту морду залилась громким лаем.  ( А. Чехов)
  4. Лошадь круто остановилась у самого костра, и уцепившись за гриву проворно спрыгнул  с ней Павлуша. ( И. Тургенев)
  5. Дети разговаривали стоя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Путешествие в страну Красивой речи"

разработка открытого логопедического занятия...

Разработка урока геометрии в 8-м классе."Касательная к окружности".

  Цели:     Образовательные: ввести понятие касательной, точки касания,рассмотреть свойство касательной и её признак; обеспечить овладение основными алгоритмическими приёмам...

Методическая разработка урока математики для обучающихся 3 класса школы для детей с ТНР

Методическая разработка урока математики для обучающихся 3 класса школы для детей с ТНР на тему "Проверка деления с остатком"...

Разработка урока по русскому языку 3 класс узнаем род глагола прошедшего времени

Здравствуйте, уважаемые эксперты, меня зовут Хамадуллина Элина Айдаровна, я студентка 4 курса группы Б, специальности преподавание в начальных классах. Сегодня я хочу предоставить вам уровневые задани...