разработка урока "Путешествие в мир деепричастий" в 6 классе
методическая разработка по теме
Данная разработка урока "Путешествие в мир деепричастий" представляет собой обобщение и систематизацию материала в виде занимательных заданий, основанных на умении образовать нужную форму деепричастия от заданных глаголов, а также умении находить деепричастия и деепричастные обороты в поэтических отрывках и составлять фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по теме "Употребление деепричастий" | 35.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Употребление деепричастий»
Класс: 6
. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: игра - путешествие
Цель методическая:
Знать: правило постановки знаков препинания при деепричастиях;
о выразительных особенностях деепричастий.
Уметь: Находить деепричастия, умело использовать деепричастия в речи, правильно выделять знаки препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Цели.
Образовательные:
- Активизировать знания по теме “Деепричастие”;
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;
- Отработать практическое умение образовывать деепричастия ;
- Формировать умение нахождения деепричастий в тексте, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера),
- Воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
- Работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет деепричастий, конструирование предложений;
- Работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
Повторение: НЕ с различными частями речи, орфограммы в корне
Оборудование:карточки для индивидуальной работы, таблички с заданиями, изображения рыб, вырезанные из плотной бумаги, иллюстрации, жетоны, магнитофон с аудиозаписями
7. Материально-техническое обеспечение урока:мультимедийный проектор, компьютер, экран.
8. Межпредметные и внутрипредметные связи: литература, отработка синтаксических и пунктуационных навыков,все уроки темы.
Ход урока
I. Организационный момент
1.Создание настроя на работу (аудиозапись)
2. Учитель:-Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный. Мы отправляемся в виртуальное путешествие по необычному маршруту, чтобы посмотреть на удивительный мир и полюбоваться красотами русского языка. Мы поплывём на теплоходе. Наш путь будет нелёгкий, и на пути встретятся различные преграды, которые мы должны преодолеть.
II. Повторение изученного материала-Но сначала чтобы попасть на теплоход необходимо выполнить задания и получить жетон.
Учащиеся получают карточки, на которых написана какая- либо буква
Учитель: - Из полученных букв вы должны образовать 5-6 деепричастий.
( Учитель приводит пример)
А - ахая, агитируя, адресовав, активизируя, анатомируя.
Для справки:
Б- бормоча, бедствуя, болея, бросив, беседуя.
В- вредничая, ворча, выходя, взвесив, выхватив.
Г- гадая, гремя, грохнувшись, гася, грызя.
Д- держа, думая, дробя, дрожа, держав.
Ж- журча, жужжа, жаря, желая, жалея.
З- зимуя, заснув, забежав, заскучав, засмотревшись.
- Я вас поздравляю, вы все попали на теплоход, но вы не пассажиры, а члены команды. Нужно узнать , кто станет помощником капитана, кто старшим, а кто младшим.(слайд 1-2)
- Ребята, но чтобы узнать название нашего маршрута вам необходимо разгадать ключевое слово в кроссворде. Для этого задания мне нужны капитан, кок, рулевой.
Задание 1: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.
1.Оглядываться (деепричастие несов. в.) | 7. Распечатать (деепричастие сов.в.) |
2. Сверкать (деепричастие несов. в.) | 8. Оторваться (деепричастие сов.в.) |
3. Спешить (деепричастие несов. в.) | 9. Остановить (деепричастие сов.в.) |
4. Купить (деепричастие сов.в.) | 10. Стучать (деепричастие несов. в.) |
5. Прыгать (деепричастие несов. в.) | 11. Играть (деепричастие несов. в.) |
6. Увидеть (деепричастие сов.в.) | 12. Шествовать (деепричастие несов. в.) |
- Вся команда справилась с заданиями, мы начинаем путешествие по маршруту «Деепричастие».
Слово учителя - Ребята, а для чего нужны деепричастия? (ответы учеников)
Вывод: Конечно же, деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Давайте убедимся в этом, наблюдая за тем, как умело используют деепричастия поэты.
Задание 2 (Карточки)
Задание: найти деепричастия, объяснить постановку знаков препинания
Вариант 1
И ночь тянулась без конца...
Порой, дремотой обвевая.
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.
Вариант 2
Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый,
Затих, прохладою дыша.
Вариант 3
Опять привольные поля,
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя,
Плывут, скрываясь за полями.
Вариант 4
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.
IV. Один из учеников работает у доски (задание 3). Класс - на местах.
Задание: переписать предложение, выполнить морфологический разбор деепричастия
И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.
Учитель: Стихийное бедствие! Град! Огромные градины повредили судно. Надо срочно заделывать пробоины.
На доске записаны словосочетания с пропущенными буквами, члены команды по очереди подходят к доске и вставляют буквы. ( слайд3, проверка - слайд 4)
Путеше…твуя по морю, расст…лив карту, экзам…нуяэкипаж, к...мандуя кораблём, проб…раясь между рифами, следуя избра…ым курсом, пр…став к берегу, вз…бравшись на мачту, увид…в землю.
Учитель: Проверяем задание. Путешествуя по морю, расстелив карту, экзаменуя экипаж, командуя кораблём, пробираясь между рифами, следуя избранным курсом, пристав к берегу, взобравшись на мачту, увидев землю.
Учитель: Молодцы!Судно спасено! А сейчас всей команде необходимо отдохнуть и мы поиграем.
Игра « Распознай свою пару» ( проверка - слайд 5)
Игровое действие - поиски своей пары. На разрезных табличках записаны глаголы. Нужно найти деепричастие, которое от него образовано в соответствии с видом глагола. Ученики по очереди подходят и «ищут пару» глаголу.
Физминутка
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да, осмотром я доволен –
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к заданиям готов!
Учитель: Итак, мы плывём дальше, двигаясь навстречу яркому солнцу, и на пути снова задание.
Задание “ Узнай устойчивые выражения»( составь фразеологизмы) (слайд 6)
Учитель показывает табличку с деепричастием, которое употребляется в устойчивых выражениях, поэтому не обособляется. Семиклассники называют вторую часть устойчивого оборота.
Учащиеся договаривают: голову, рукава, глаз, руки, сердце, рукава, себя, не солоно, рук.
Учитель: Работа выполнена успешно. Молодцы! А сейчас наловим рыбок для нашего будущего аквариума. Но рыба считается пойманной только в том случае, если будет выполнено задание ( каждая рыбка пронумерована)( слайд 8,9)
Учитель: Те, кто ответил неверно, рыба утащит в воду. Спасайте утопающих. Кто бросит спасательные круги? (слайд 10)
Задания для утопающих:
- Продолжите пушкинские строки или сочините собственное продолжение: Под голубыми небесами…
- Превратите причастный оборот в деепричастный: Матросы, стремившиеся выполнить задание в срок, работали без устали.
- Замените, где возможно, глаголы деепричастиями: Корабль шёл, не торопился, не терял берега из виду.
Учитель: Ребята, мы с вами проделали очень долгий и сложный путь. Все спасены, путешествие подходит к концу, вся команда в сборе. Пора нам причаливать. Вы можете гордиться своей победой, вы молодцы, достойно преодолели все трудности.
Учитель подводит итог урока. Оценки. (слайды 11-13
Домашнее задание: Дома вам будет необходимо выполнить задание по карточкам, пользуясь темой «Деепричастие», расставляя знаки препинания.
( Задания распечатаны для каждого ученика)
– С каким настроением вы уходите сегодня с урока? Оцените его.
Приложение.
Таблички
Слова для справок: голову, рукава, глаз, руки, сердце, рукава, себя, не солоно, рук.
Задания для команды
4.
Д/З
1 вариант
| 2 вариант
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе по УМК М.З. Биболетовой с применением отдельных обучающих структур.
Тема урока «Страдательный залог»...
Разработка урока "Путешествие в страну Красивой речи"
разработка открытого логопедического занятия...
Разработка урока геометрии в 8-м классе."Касательная к окружности".
Цели: Образовательные: ввести понятие касательной, точки касания,рассмотреть свойство касательной и её признак; обеспечить овладение основными алгоритмическими приёмам...
Активные методы обучения на уроках музыки.Разработка урока "Путешествие в древнюю Русь. Русская народная песня"
Урок с использованием активных методов обучения...
Методическая разработка урока математики для обучающихся 3 класса школы для детей с ТНР
Методическая разработка урока математики для обучающихся 3 класса школы для детей с ТНР на тему "Проверка деления с остатком"...
Разработка урока по русскому языку 3 класс узнаем род глагола прошедшего времени
Здравствуйте, уважаемые эксперты, меня зовут Хамадуллина Элина Айдаровна, я студентка 4 курса группы Б, специальности преподавание в начальных классах. Сегодня я хочу предоставить вам уровневые задани...
Методическая разработка Урока- викторины в 5-6 классах по теме «“Новый год в Великобритании и в России / New Year’s Day in the UK and in Russia”.»
План конспект урока- викторины для 6 классов на тему "Празднование Нового года"...