Конспект урока "Восстание Пугачева"
план-конспект урока на тему
Цель урока: познакомить студентов с причинами, целями, движущими силами, основными событиями, результатами и значением восстания Емельяна Пугачева, дать характеристику личности вождя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._vosstanie_pugacheva.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Восстание Пугачева (1773—1775)
Цель урока: познакомить студентов с причинами, целями, движущими силами, основными событиями, результатами и значением восстания Емельяна Пугачева, дать характеристику личности вождя.
Основные понятия: дезертир, крестьянская война.
Оборудование: карта «Россия во второй половине XVIII в.»,презентация
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания Актуализация опорных знаний учащихся по теме Внутренняя политика Екатерины II.
Устный опрос или самостоятельная работа по вариантам
Вариант 1. Политика «просвещенного абсолютизма».
Вариант 2. Расширение привилегий российского дворянства при Екатерине П.
Вариант 3. Социальная политика Екатерины
1. Причины и особенности крестьянской войны
Я думаю вы уже сейчас можете предположить, почему в эпоху Екатерины Великой произошло такое крупное восстание крестьян., но это было бы для вас слишком легко, поэтому я предлагаю вам 3 афоризма из книги мудростей ,они помогут вам сформулировать причины восстания ,подтвердите их примерами.
Студенты : читают задание №1
- « Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остаётся как восстать или на самом деле превратиться в животных» Ф. Энгельс
- Когда все остальные права человека будут нарушены ,право на восстание становится бесспорным» У. Пейч
- «справедливость должна быть сильной ,а сила справедливой» Б. Паскаль
Преподаватель: Какие выводы можно сделать?
Обучающиеся: высказывают суждения
- Преподаватель: второе ,что мы должны выяснить это …. Руководитель и .участники восстания
Комментарий к схеме. Вспомните, когда в российской истории уже появлялись самозванцы? В Смутное время — Лжедмитрий I и Лжедмитрий П. Когда появляются самозванцы? Когда власть не может или не хочет улучшить тяжелое положение народа. Собственно говоря, это и есть главная причина народных восстаний. Вспомним Смуту, народные движения «бунташного» века и времен Петра I. Обратите внимание на причины восстания Пугачева. Есть ли среди них общие с причинами народных движений XVII в. и эпохи Петра I? Да, причины все те же. Почему народное
движение 1773—1775 гг. называется «крестьянской войной»? Потому что восставшие действовали на большой территории, довольно долго и ожесточенно, были многочисленны и организованны, большинство из них составляли крестьяне.
3. Цели восставших:
1.Омена крепостного права.
2.Отмена рекрутского набора.
3. Снижение налогов.
4. Истребление чиновников и дворян, как главных «возмутителей империи и разорителей крестьян».
5.Распростаранение казачьего самоуправления на всю Россию.
Заметим, что те же цели преследовал и Степан Разин в свое время, а также то, что Емельян Пугачев распространял свои идеи с помощью «прелестных писем», как и Степан Разин.
4. Емельян Иванович Пугачев — донской казак.
Казаки всегда отличались особым свободолюбием. Пугачев — участник войн с Пруссией и Турцией, но из армии бежал, стал дезертиром. С одной стороны, он — герой войны, с другой — дезертир, преступник. Но что его толкнуло ка бегство с военной службы? У Пугачева было обостренное чувство справедливости. Он вступался за своих товарищей, которых, по его мнению, несправедливо наказали офицеры (дворяне!). За это Пугачев был наказан сам. Есть еще одно обстоятельство, сближающее историю Пугачева с временами Смуты. В 1772 г. Россия вместе с Австрией и Пруссией участвовала в разделе территории Речи Посполитой. Обиженные этим поляки могли вспомнить свой успех с Лже-дмитрием и подготовить нового самозванца, благо для этого у них были серьезные основания — гибель Петра III и незаконный захват власти Екатериной II.
Преподаватель: В движении приняли участие яицкие казаки, ставшие главной военной силой восстания, крепостные крестьяне, работные люди Урала, обеспечивавшие повстанческую армию артиллерией, народы Поволжья (башкиры, татары, калмыки)
Мы с вами познакомились с причинами ,участниками, но этого недостаточно ,чтобы оценить восстание мы должны познакомиться с действиями восставших ,с ходом восстания
Обратимся к карте. Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволжье Началось оно в районе реки Яик ,сегодня это река Урал, впадающая в Каспийское море.
Восстание началось 17 сентября с выступления небольшого отряда казаков , но он увеличивался с каждым днём ,так как толпы беглых крестьян и работных людей присоединялись к нему .Это было уже мощное войско ,которое начало продвигаться к району уральских гор ,где находилось много заводов .
По дороге Пугачёву удалось захватить множество мелких и крупных городов. Были на его счету поражения и победы.
Назвав себя императором Петром 3,Пугачёв создаёт своё правительство, военную коллегию , щедро жалует своих соратников графским титулом., издаёт царские указы, манифесты
5. Ход восстания
Этап / даты | Движущие силы / численность | Основные события | Результат |
Август 1773 г. — март 1774 г. | Казаки, башкиры, рабочие, крестьяне / 30 тыс. человек | Осада Оренбурга | Поражение пугачевцев от войск А.И. Бибикова |
Апрель — июль 1774 г. | Рабочие, крестьяне: русские, марийцы, чуваши, удмурты, башкиры / 20 тыс. человек. | Взятие Казани | Пугачев идет на Москву. Екатерина II собирается бежать за границу, ее сын Павел — к Пугачеву |
Июль — сентябрь 1774 г. | Те же | 31 июля 1774 г. Пугачев отменяет крепостное право. Поражение Пугачева под Царицыном | Выдача Пугачева богатыми казаками властям. 10 января 1775 г.— казнь Пугачева. Окончательный разгром восстания войсками под командованием А.В. Суворова |
Пояснение к таблице. Почему крестьянская война потерпела поражение? Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на то, что большинство восставших не имело военного опыта, а против них действовала регулярная армия. Кроме того, отряды Пугачева были плохо вооружены. У восставших не было четкого понимания своих целей и конструктивной программы. Разбойный характер и жестокость восставших вызывали возмущение в различных слоях общества.
6. Результаты и значение восстания
Комментарий к схеме. Екатерина II сделала очень серьезные выводы из восстания Пугачева. Было улучшено положение рабочих мануфактур. Владельцы мануфактур были обязаны улучшить условия труда на своих предприятиях. Так сделал в свое время и Петр I. Екатерина П понимала важность мануфактурного производства для армии и флота. Императрица ликвидировала самоуправление казаков. Теперь их атаманы стали назначаться царицей из числа дворян. Но взамен казаки получили некоторые привилегии. Кроме того, была ликвидирована автономия Украины. Она основывалась на самоуправлении запорожских казаков. Восстание побудило правительство усовершенствовать систему управления страной. Екатерина II провела губернскую реформу. Россия была разделена на 50 губерний, каждая губерния делилась на 10— 15 уездов с населением до 30 тыс. человек. Во главе губерний стояли губернаторы, во главе уездов — капитаны-исправники, и те и другие имели в своем распоряжении отряды солдат. Они могли подавить восстание в самом зародыше. Восстание Пугачева оказало сильное впечатление на помещиков. Они стали меньше угнетать своих крестьян. В результате в России больше никогда не было крупных крестьянских восстаний.
IV. Закрепление изученного
Учащиеся по схемам и таблицам повторяют основные характеристики пугачевского восстания.
Вывод
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева привела к улучшению положения уральских рабочих, казаков, крестьян и централизации власти в России. Больше крестьянских войн в стране не было.
V. Итоги урока .Домашнее задание:
- Прочитать § 25, с.175.
- Подготовиться к проверочной работе.
- Нанести на контурную карту район крестьянской войны, направления походов восставших.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока" Оздоровительная гимнастика на фитболе"
обучение упражнениям на фитболах....
Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"
Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Моделирование конспекта НОД (плана - конспекта) по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Задание 14 22.12.2021 Чтение чертежей ,условные обозначения ,записать основы в конспект .Внимание 24 числа контроль пройденного по форме вопрос ответ ,присылать ответы и фото конспектов нужно будет мне на почту ,ответ без фотографии конспекта Незачет!
, Чертеж это полноценный документ ,выдаваемый на одну конкретную деталь или целую металлоконструкцию. Он содержит всю информацию, которая может понадобиться сварщику. Профессиональное чтение сварочных...
Конспект лекции Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности
Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности...
Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.
Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.Тема: «Храбрый Петушок» (рисование ладошкой)Про...
Реконструкция улицы Пугачева
В данной работе описывается проект и этапы реконструкции улицы Пугачева в городе Уфа....