"Воспитание молодежи на примере Новомучеников и Исповедников земли Смоленской", выступление на V ежегодной Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», посвященной почитанию Новомучеников
статья по теме

Хохлова Мери Стефановна

Пример новомучеников чрезвычайно важен для современной молодежи, окруженной зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Основание нашей надежды на блаженство – Христос, давший учение о спасении в Нагорной проповеди.  «Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7; 21). Нравственная высота заповедей блаженства может показаться недостижимой, и потому следует приводить множество примеров возможности и необходимости их исполнения в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_molodezhi_na_primere_novomuchenikov.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Хохлова М.С.

преподаватель основ православной культуры

Воспитание молодежи на примере

Новомучеников и Исповедников земли Смоленской

Пример новомучеников чрезвычайно важен для современной молодежи, окруженной зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Основание нашей надежды на блаженство – Христос, давший учение о спасении в Нагорной проповеди.  «Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7; 21). Нравственная высота заповедей блаженства может показаться недостижимой, и потому следует приводить множество примеров возможности и необходимости их исполнения в современных условиях.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.

Страх перед заключением и связанные с ним мучения, страх перед смертью, страх за судьбу родных и за свою жизнь были испытанием веры человека. И в этой глубине человеческого страдания только сердце сокрушенное и смиренное получало венец мученический – высочайшую награду ученику Христову.

Я стараюсь объяснить детям, что мученическая кончина – плод той духовной жизни, которую вел христианин до этого, это плод такого смирения, когда он, не надеясь на свои силы, уповает лишь на Бога. Тогда только сбывается обетование Спасителя: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10,19-20).

Соприкасаясь с подвигом новомучеников и исповедников, учащиеся начинают осознавать, что нищета духовная и смирение – это не слабость, а великая сила.

Это победа человека над самим собой, над своим эгоизмом, над разрушающими нас страстями. Это способность поверить и открыть свое сердце Богу.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Молодой возраст – это время поиска, когда человек ищет смысл во всем и формирует свое отношение к действительности и свои идеалы.

Человеку как существу не только телесному, но и духовному, необходимы осмысленность жизни и существование идеалов, к которым он стремится или будет стремиться. И если случается  их крушение, если вдруг пропадает смысл, ради которого человек живет, то наступает духовный кризис. Когда человек не находит в себе сил выйти из этого кризиса или претерпеть его, развязка бывает страшной. Жизнь, лишенная духовного смысла, может вызвать у человека желание прекратить свое  физическое существование.

Поэтому вопрос о смысле жизни и о месте страдания в человеческой жизни волнует современную молодежь.

Я говорю своим воспитанникам, что ни одно философское учение, кроме христианского, не сумело справиться с вопросом о человеческом страдании.

        Слова  «Блаженны плачущие» означает, что страдание есть реальность нашего мира, жизни без страдания не бывает, поэтому страдание следует воспринимать как данность. Страдание может быть благотворным, если оно мобилизует внутренние силы человека, и тогда оно становится источником человеческого мужества и духовного возрастания.

Я стараюсь объяснить учащимся, что через Божественное испытание страданием проводит нас Бог ради нашего же спасения и очищения. В тяжелые минуты жизни  мы неизбежно задумываемся над тем, почему именно нас посетила беда и в чем наша вина. И если страданию сопутствуют внутренняя работа и честный самоанализ, то нахлынувшие слезы покаяния даруют человеку утешение, блаженство и духовный рост.

Мне хотелось бы, чтобы воспитанники убедились, что успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется», - говорит Христос (Мк.13,13).

 Испытывая натиск зла и неправды, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живаго, его реальное присутствие даже в глубинах человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями – не по силе, а по благодати.

Пример новомучеников и исповедников учит нас тому, что проходя через нравственные и физические страдания с живым религиозным чувством, человек не только побеждает страдания, но очищается, обновляется, преображается.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Святые Новомученики и исповедники Российские, которые с кротостью и смирением приняли бесчисленные жизненные испытания и мученическую смерть, является бесценным достоянием нашей Церкви…

 Необходимо рассказывать нашим воспитанникам о Новомучениках, чтобы они могли воспитываться не на примере придуманных псевдогероев западных боевиков, а на жизни и смерти наших новомучеников и исповедников,  нравственный потенциал  жизни и подвигов которых абсолютно несопоставим с приключениями голливудских суперменов или героев «Дома 2».

Я объясняю ученикам, что кротость - великая способность человека понять и простить другого; кротость есть терпение и великодушие. И мы должны быть способными принимать, понимать и прощать друг друга.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

«Я есмь путь…» (Ин. 14; 6).

Алчущими и жаждущими правды были все те, кто с самого начала пошли за Христом и не оставили Его до смерти. Многие Новомученики приняли жребий апостольского служения именно во время гонений. Лишение гражданских прав, ссылки и лагеря, изъятие имущества – такого рода притеснения претерпели новомученики и исповедники, и эти испытания не заставили их изменить вере православной.

Пример тому - жизнь священномученика Владимира Константиновича Лозина-Лозинского, протоиерея, который родился 26 мая 1885 года в городе Духовщина Смоленской губернии в семье земских врачей. Впервые он заявил о своём решении стать священником в дни, когда начались открытые гонения на Церковь.

Батюшка неоднократно подвергался аресту: в 1924 году по делу "Спасское Братство", а после ареста в феврале 1925 года  приговорён к десяти годам лагерей по обвинению в монархическом заговоре и служении панихид с поминовением Императорской Семьи. Сначала он отбывал срок на Соловках, затем в Сибири. После освобождения батюшка с 1934 года служил в Новгороде, где  в 1935 г.был вновь арестован и 13 (26) декабря  расстрелян.

Другим примером пути поиска истины и бескорыстного служения людям является жизненный путь нашего земляка, мученика Иоанна Попова.

Свидетель пребывания Ивана Васильевича на Соловках протоиерей Михаил Польский писал о нем: "Иван Васильевич был учителем школы грамотности при Соловецком лагере... Говорить об учено-богословской работе Ивана Васильевича Попова – особая отдельная задача. Во всяком случае, в России патрология как наука впервые создана им... Характеризуя его ученость, архиепископ Иларион (Троицкий) говорил: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича»".

Исследуя документальные материалы о святом Иоанне Попове, учащиеся убеждаются, что действительно  жизнь и подвиг новомученика и исповедника совершены в правде и истине, в единстве с Церковью, с Богом до последней минуты жизни.

Блаженны милостивые, ибо помилованы будут.

Святая преподобномученица княгиня Елизавета Федоровна говорила: «Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворе и быть богатым. Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить, ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливыми тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив».

Новомученикам были присущи добродетели, ставшие сегодня такими дефицитными: доброта, отзывчивость, сердечность, мягкость русской души, напитанной тысячелетней христианской культурой.

Яркий пример тому - документальные свидетельства о священномученике Петре Чельцове: с 19 июня 1927 года отец Петр отбывал срок на Соловках. В лагере он закончил курсы и работал фельдшером.

В 1929 году отца Петра досрочно освободили из лагеря и сослали на три года в  город Кадников Вологодской области, где он работал на дому сапожником. 7 марта 1933 года протоиерей Петр был арестован вместе с отбывавшим там же ссылку протоиереем Сергием Мечевым и другими лицами. На допросе 7 мая 1933 года он показал, что придерживается «Тихоновской» ориентации. Кроме этого  отца Петра обвиняли и в помощи ссыльным. Зная доброту и отзывчивость батюшки и матушки, можно предполагать, что они и в стесненных обстоятельствах помогали нуждавшимся. На этот раз отец Петр отбывал срок в исправительно-трудовой колонии в Коноше, где работал фельдшером, но  он часто повторял: «Я не врач, я помочь не могу, я молиться буду, и Господь исцелит».

Даже находясь при последнем издыхании, умирая, от рака, отец Петр принимал людей. В полузабытьи молился, служил молебны, панихиды, отпевания. Особо молился за Отечество.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

        Подавляющее большинство оклеветанных и униженных, подвергнутых физическим и моральным истязаниям пастырей и мирян РПЦ не лжесвидетельствовали ни против себя, ни против Церкви.

Сохранились документальные сведения о допросе священномученика Иакова  (Леоновича), арестованного и заключенного осенью 1937 года  в Смоленскую тюрьму.

      - Следствие располагает данными, что во время собрания членов церковного совета вы вели контрреволюционную деятельность.

      - Я никогда среди этих людей контрреволюционной деятельности не проводил, газет им не читал.

      - Следствие располагает данными, что вы среди верующих своего прихода и окружающего населения вели контрреволюционную деятельность, говоря о гибели советской власти, о голоде в стране, роспуске колхозов и так далее. Что вы скажете на это?

      - Я об этом никому не говорил...

      - Следствие располагает данными о вашей контрреволюционной деятельности по вопросу насильственного закрытия церквей и уничтожения религии через большие налоги на Церковь и духовенство.

    - Этого я никому никогда не говорил.

Священник Иаков Леонович был расстрелян 28 сентября 1937 года.

Следствие стремилось доказать вину человека перед государством, оправдав тем самым жестокости, которые применялись по отношению к арестованным, а в совокупности по отношению к самой Церкви. Мучителя и теперь, как и в древности, не интересует богословие, он разбирает сугубо политическое преступление. Но в том-то и подвиг мучеников, что за этими на первый взгляд второстепенными вопросами, они прозревали вопросы существенные, их совесть никак не могла мириться и идти на компромиссы с обвинением, потому что это значило признать ложь за правду. Правда состоит в том, что нельзя по своему малодушию путать небесное с земным, нельзя прямо или косвенно оговорить Церковь Христову, нельзя признать Её институтом политическим.

При изучении житий новомучеников в рамках курса детям дается возможность увидеть, что люди способны остаться верными заповедям Божьим, даже если кругом хаос, и помогает им в этом чистота помыслов, вера в Воскресение Христово.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.

По словам Николая Сербского, миротворец неминуемо проповедует великое и близкое родство семьи Божьей, он проповедник небесного отцовства и братства людей.  «Вы братья, ибо имеете единого Отца на небесах!» Это его непогрешимый аргумент в пользу достижения мира между людьми. Из-за этого миротворец непрестанно обращается к оскорбленному Богу с молитвой: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят; прости им, это дети Твои, Ты им Отец!».  И Отец слушает сына-миротворца, а через Него дарует людям Свой Дух Святый, Который доносит небесный дар мира озлобленным людям.

4 (17) сентября 1918 г. святителя Макария (Гневушева), епископа Вяземского и Орловского, в составе группы из 14 человек вывезли в пустынное место под Смоленском. Арестованных  поставили спиной к свежевырытой могиле и убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка стоял последним. Он молился с четками в руках и благословлял каждого умирающего: «С миром отыди». Когда до него дошла очередь, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, Владыка сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твое, и твори волю пославшего тебя». Вскоре этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его. «Я так понимаю, что убили мы святого человека, иначе как он мог узнать, что у меня захолонуло сердце?  А ведь он узнал и благословил из жалости. И теперь из жалости является ко мне, благословляя, как бы говоря, что не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения. Божий свет мне стал не мил, жить я не достоин и не хочу», - так говорил этот несчастный, совершивший убийство Святителя.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

«Служение священническое есть крестоношение, и каждый священник страдает со Христом и во священнике страдает Христос», -  говорил св. праведный протоиерей Петр Чельцов.

Страшна толпа, руководимая корыстными людьми, которые по отношению к людям, не согласным с ними, готовы прибегнуть к любым методам – от лжи и клеветы до физического уничтожения. Но ложь может процветать лишь там, где уже нет места для истины, ибо истина будет ее обличать самим своим существованием. И потому ложь всегда будет построена к истине непримиримо. По словам Достоевского; «дьявол борется с Богом, а поле битвы – сердца людей». Но победит в этой великой битве Истина, так как «Господь поругаем не бывает». И об этом я постоянно повторяю детям.

Иоанн Златоуст толкует плоды гонения таким образом: «Подобно тому, как растение растет, когда его поливают, так наша вера сильнее расцветает и быстрее умножается, когда подвергается гонениям».

 «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».

                «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2,10).

Я объясняю учащимся, что в данной заповеди идет речь о мученичестве во имя Христа. Тот,  кто живет по заповедям Блаженств, дарованных нам Богом, ничего на свете не желает больше, чем от всего сердца отдать жизнь свою за Господа своего. Подобная жажда была жива, как живой огонь в Церкви Христовой, со времен апостольских до наших дней. Новомученики засвидетельствовали и напомнили всему миру, что все еще длятся апостольские времена,  и жатва Господня также обильна, как и в прежние дни. Новомученики и исповедники смогли засвидетельствовать веру, жившую в их сердцах, явить высший подвиг человеческой души.

Я очень надеюсь, что образ новомучеников укрепит наших детей в борьбе с грехом и ложью, поможет преодолеть соблазны лжеучений, научит давать отпор всем тем, кто стремится оторвать их от родной почвы, и зажжет в их душах пламень веры и любви к Богу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

IX ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»

Секция: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИТема: АНАЛИЗ СТРУКТУРИРОВАННОЙ КАБЕЛЬНОЙ СЕТИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ...

Православный календарь "Святые земли Смоленской" (УМК "История святости и главные святыни земли Смоленской")

Православный календарь «Святые земли Смоленской» содержит Жития Смоленских святых, почитаемых Русской Православной Церковью, иллюстративный ряд икон, тропари, агиологические статьи, духовные поучения ...

Место и роль молодежи в инновационном развитии транспортной отрасли : VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и специалистов, Курск 2016 г.

Завьялова С.В., Едоков И., Соснин В., Харчевников А. Перспективы развития пригородного железнодорожного собщения по направлению Нижний Новгород - Котельнич / Место и роль молодежи в инновационном разв...

Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе СПО» Пути совершенствования духовно - нравственных ценностей у современной молодежи

Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин дает возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, формирует духовно богатую личность, обладающую высокими нравственными и гражданск...

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...

Презентация к занятию Новомученики и Исповедники земли Смоленской

Презентация к занятию Новомученики и Исповедники земли Смоленской...