Развитие мотивации изучения биологии через организацию самостоятельной работы студентов
статья на тему
В ФГОС четко прослеживается идея: любой выпускник, независимо от уровня образования и направления подготовки, должен обладать целым рядом общих и профессиональных компетенций, формирование которых невозможно без увеличения доли самостоятельной работы студентов в изучении учебных дисциплин. Такое внимание к проблеме развития самостоятельности студентов и использовании самостоятельной работы в изучении учебных дисциплин объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле образования, но и в подготовке студентов к их дальнейшей трудовой деятельности, она необходима для любого человека независимо от того, в какой области он будет работать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мотивации изучения биологии через организацию самостоятельной работы студентов
В условиях стремительного развития современной системы образования работники среднего профессионального образования должны ориентироваться на такую организацию учебного процесса, в которой будут созданы условия для реализации системно-деятельностного подхода в подготовке специалистов. В ФГОС четко прослеживается идея: любой выпускник, независимо от уровня образования и направления подготовки, должен обладать целым рядом общих и профессиональных компетенций, формирование которых невозможно без увеличения доли самостоятельной работы студентов в изучении учебных дисциплин. Такое внимание к проблеме развития самостоятельности студентов и использовании самостоятельной работы в изучении учебных дисциплин объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле образования, но и в подготовке студентов к их дальнейшей трудовой деятельности, она необходима для любого человека независимо от того, в какой области он будет работать.
Стоит особо отметить, что качество знаний студентов, уровень их умственного развития находится в прямой зависимости от характера обучения. Самыми глубокими и прочными являются те знания, которые получены в результате активного самостоятельного труда, когда обучающийся самостоятельно открывает для себя новый объем изучаемого материала. Способность размышлять, анализировать, создавать модели и проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.
В Белгородском индустриальном колледже разработано положение о самостоятельной работе студентов, в соответствии с которым преподаватели колледжа организуют самостоятельную работу студентов по преподаваемым дисциплинам.
Особое место в организации самостоятельной работы по изучению биологии преподаватели уделяют контролю самостоятельной работы студентов.
Психолого-педагогическая сущность контроля самостоятельной работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности студентов, а также в помощи при возникающих затруднениях.
Современный педагог не должен ограничиваться реализацией функции трансляции опыта, он должен создавать условия для перевода студентов в позицию субъектов учебной деятельности.
Содержание самостоятельной работы носит двусторонний характер: с одной стороны - это способ деятельности студентов во всех организационных формах учебных занятий и во внеаудиторное время, когда они по своей инициативе изучают материал, определенный содержанием учебной программы; с другой стороны - это система учебных заданий, которые должен исполнить студент во время обучения, например, подготовить сообщение по какой-либо теме, составить конспект, реферат, эссе и др.
Формы контроля самостоятельной работы выбираются самим преподавателем и имеют следующее выражение:
- текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т.п.;
- решение ситуационных задач;
- конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
- представленный текст контрольной работы;
- тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
- статьи, тезисы выступления на студенческой научно-практической конференции, публикации и т.п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации колледжа.
В качестве форм и активных методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов по биологии используются студенческие научно-практические конференции, обмен информационными файлами, семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и электронных презентаций и др.
Организуя самостоятельную работу студентов в изучении биологии стоит отметить, что без самостоятельности в обучении немыслимо и невозможно глубокое усвоение знаний. Это является одним из средств мотивации студентов к изучению дисциплины. Такая форма предполагает не пассивное восприятие и воспроизведение информации, а развитие навыков самообучения, самостоятельной работы, необходимости обновлять знания, осваивать и применять новые разнообразные средства понимания. Реалии современной жизни диктуют человеку о необходимости быть грамотным, а значит и образованным, чтобы нормально функционировать в сложном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации
для специальности СПО "Агрономия"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ОП 04. Основы технологии отделочных строительных работ
Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОП.04 «Основы технологии отделочных строительных работ»....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ПМ 01. Выполнение штукатурных работ
Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение штукатурных раб...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ПМ 03. Выполнение малярных работ
Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение малярных работ». Методические указани...
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
Методические указания включают некоторые содержательные аспекты практики работы по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста детей в ДОУ, формы и методы, ис...
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения МДК. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей
Методические указания включают некоторые содержательные аспекты практики работы по развитию речи у детей в ДОУ, формы и методы, используемые сегодня педагогом на занятиях психолого-педагогич...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Среднее профессиональное образование. 2018. № 3. С. 22-25....