Методическая разработка открытого внеурочного мероприятия "Я - гражданин России"
методическая разработка на тему
Методическая разработка открытого внеурочного мероприяти " Я - гражданин России" преурочена ко Дню Конституции РФ, предназначена для студентов СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrab_otkr_meropr.docx | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого внеурочного мероприятия «Я – гражданин России».
Пояснительная записка
Гражданин России – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на ее изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
В настоящее время большое внимание уделяется гражданскому и патриотическому воспитанию молодёжи. Главный смысл гражданственности – это патриотизм, нравственность, правовая культура. Поэтому патриотическое воспитание стоит в центре гражданского воспитания, а патриотизм является основой становления личности. Гражданин-патриот должен знать свою страну, её историю и современность, её политику и экономику.
Хотелось бы обратить внимание на то, что гражданско-патриотическое воспитание берёт своё начало в детском возрасте, где немаловажную роль играют семейные традиции, семейные реликвии, воспитание. В колледж студенты приходят уже с определённым багажом знаний, определённым жизненным опытом и социальным мировоззрением. Поэтому необходимо, с одной стороны, начать работу по формированию коллектива и его нравственного и гражданско-патриотического воспитания, а с другой стороны, продолжить формирование личности, её мировоззрение.
Большое значение в формировании гражданских позиций имеет изучение истории родного края. «Нет будущего у народа, который не помнит своей Родины», - важно не забывать этого никогда. Нельзя любить то, чего не знаешь, поэтому трудно заставить любить неизвестную Родину. Чем больше молодёжь будет знать историю своего Отечества, тем больше у неё будет свободы выбора.
Основными задачами гражданско-патриотического воспитания считается:
- воспитание преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу;
- познание истории во взаимодействии её прошлого и настоящего;
- формирование ответственности за судьбу своей Родины.
Для реализации этих задач используются разнообразные формы и методы учебной и внеклассной работы, которые должны отвечать следующим требованиям:
- быть значимыми, способными вовлечь в деятельность студентов;
- быть согласованными со всеми звеньями системы воспитания;
- способствовать развитию интересов и потребностей студентов, проявляющихся в гражданско-патриотической деятельности;
- располагать возможностями для постоянного усложнения гражданско-патриотической деятельности.
План открытого внеурочного мероприятия «Я - гражданин России»
Цель: формирование у студентов понимания роли и значения Конституции и государственных символов в жизни гражданина и страны.
Задачи:
- популяризировать государственные символы РФ;
- развивать познавательные способности;
- формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои студентов;
-воспитывать уважение к символам государства.
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Презентация «Символы государства РФ».
Предварительная подготовка:
1. Группа разбивается на две равные команды. Команды придумывают название, девиз, эмблему, выбирают капитана, выпускают газету.
2. Формируется жюри из студентов (2 человека).
Форма проведения: представление презентации, состязания двух команд в конкурсах.
Ход мероприятия:
Чтец:
Конституция – главная книга страны,
Ты её от корочки до корочки прочти,
Изучи свои права назубок,
И тогда в законах будешь знать толк.
С Днём Конституции России поздравляем всех,
Пусть ждёт вас в жизни огромнейший успех,
Пускай живёт и процветает страна,
Пусть в ней законы соблюдаются всегда
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на открытом мероприятии, посвященном Дню Конституции России, который празднуется в нашей стране 12 декабря.
Конституция - это Основной Закон нашей страны. Нынешняя Конституция была принята 12 декабря 1993 года, в результате всенародного референдума, и впервые закрепила, что Российская Федерация является демократическим правовым государством с республиканской формой правления, полномочия и правовой статус Президента, порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы, основные права человека и гражданина, а также правовые основы деятельности местного самоуправления и судебной власти. Но такой наша Конституция была не всегда:
В настоящий момент действует Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. До ее принятия конституционный строй российского государства прошел сложный путь развития, начиная с Конституций СССР. Впервые Конституция была принята в 1918 г. Она основывалась на «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское государство федерацией советских национальных республик, а Россию – республикой Советов.
Последующая Конституция СССР принята в 1924 г., она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового государства СССР действие Конституции республики Советов 1918 г. стало затруднительным, что и послужило причиной для принятия новой Конституции. В целом Конституция 1924 г. закрепляла создание СССР и действие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а более четкое регулирование государственной власти осуществлялось конституциями отдельных союзных республик.
Последующая Конституция СССР принята в 1924 г., она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового государства СССР действие Конституции республики Советов 1918 г. стало затруднительным, что и послужило причиной для принятия новой Конституции. В целом Конституция 1924 г. закрепляла создание СССР и действие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а более четкое регулирование государственной власти осуществлялось конституциями отдельных союзных республик.
В 1936 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая закрепляла победу социализма, установление новой системы органов власти, всеобщее равноправное избирательное право при тайном голосовании, расширенные права и свободы граждан СССР. Она просуществовала довольно долго, но в 1959 г. Советская власть пришла к выводу о полной победе социализма и потому возникла необходимость в принятии новой Конституции СССР, которая появилась только в 1978 г. Данная Конституция СССР стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия, таким образом, Конституция 1978 г., хотя и устанавливала демократические принципы, все же в целом оставалась формальной, как и все предыдущие Конституции СССР. С этого момента начинается история развития Конституции РФ. Ее принятие было связано с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту.
Так, в 1990–1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1 990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным, которая впервые занялась разработкой новой Конституции.
Так, в 1990–1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1 990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным, которая впервые занялась разработкой новой Конституции. Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России, поэтому в начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.
Таким образом, в результате референдума 12 декабря 1993 года , была принята ныне действующая Конституция.
Ведущий: ребята нам подготовили презентацию о государственных символах.
Презентация (приложение 1).
Первый конкурс. Разминка: Блиц - вопросы по Конституции РФ.
Ведущий:
- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )
- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства. )
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
Второй конкурс. Найди соответствие.
Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.
-право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;
-мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;
-демократия- власть народа;
-амнистия- частичное или полное освобождение от наказания ;
-кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;
-свидетель-очевидец преступления;
-адвокат-защитник;
-преступление- особо тяжкое противоправное действие;
-закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;
-гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;
-импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;
-суверенитет-независимость.
Третий конкурс. "Конституционные термины".
Ведущий:
По подсказкам определите, о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:
1 термин: (конституция)
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
-одно из значений - построение;
-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
-на латинском - установление;
-в политике - основной закон государства;
2 термин: (государство)
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
-возникла в Древней Греции;
-на латыни - общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
- устанавливает государство;
-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
-идёт на содержание госструктур, армию, образование;
-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
Конкурс капитанов.
-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)
-Форма правления в России? (Республика)
-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )
-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )
Четвертый конкурс. «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
Карточка №5.
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е
Пятый конкурс. «Вопрос-ответ».
Ведущий:
Вопросы.1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).
2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)
3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).
4.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).
5.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).
6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).
7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация – с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания
- Известно, что бракоразводные процессы в суде идут в закрытом режиме, какое конституционное право охраняется этим механизмом? Неприкосновенность частной жизни
- Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. Супруг, близкие родственники
Седьмой конкурс «Моя Родина - Россия».
Команде предлагается ответить на большее количество вопросов за ограниченное время.
ВОПРОСЫ:
- Что такое символ? (условный знак, обозначение).
- Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
- Что такое герб? (эмблема государства).
- Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).
- Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
- Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).
- Что такое гимн? (торжественная песня).
- Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).
- Символом чего является белый цвет флага? (чистота).
- Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).
- Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).
- Что означает слово «герб»? (наследство).
- Старинное русское название флага? (стяг).
- Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).
- Кто является главой Российского государства? (президент).
- Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).
- Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
- Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
- Назовите денежную единицу России. (Рубль).
- Назовите растение – символ России. (Береза).
- Назовите столицу России. (Москва).
- Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).
- Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
- Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).
- Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).
- Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).
Рефлексия.
Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.
А напоследок хочется сказать:
Что Родина - это как вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Чтец:
Страна моя, любимая Отчизна,
В твои просторы вглядываюсь я.
Ты - свет моих очей, вершина жизни,
Ты - наше знамя мира и труда!
Твои леса, озёра и равнины
Куда не глянешь - русская земля.
Я - гражданин Великой всей России,
Мне нет дороже и милей тебя.
Многострадальная моя Россия,
Ты вынесла все тяготы войны.
В суровых тех боях ты победила,
Весь мир спасла и честь своей страны!
Люблю тебя я всей своей душою,
Ты мне как мать - приветлива, добра.
Тобой рождаются народные герои,
И их мы помним вечно имена.
За новую Россию, за свободу,
Пусть крепнет мощь моей страны всегда!
Я - Родины солдат, служу народу!
С тобою моя связана судьба.
И с гимном просыпается Россия -
Огромная, Великая страна.
Пусть дружба будет вечно нерушима,
Я - гражданин твой, славься, Русь моя!
Использованная литература:
- Конституция Российской Федерации
- Конвенция «О правах ребенка». – М.:Издательство «Омега – Л», 2014г.
- Конституционный строй России// Вопросы парламентского права. – М., 2014.
- Некрасов С.И. Конституционное право России: учебное пособие/рекомендовано Мин. образования и науки РФ. –М.: Юрайт, 2015. – 351 с.
- Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник/рекомендовано Мин. образования и науки РФ. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 316 с.
- Смоленский М.Б. Конституционное прао России для ССУЗов. – М: КноруС, 2016. – 232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Санкт-Петербургский колледж управления и коммерции» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого ...
Методическая разработка открытого внеурочного мероприятия по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Микрозаймы»
Методическая разработка открытого внеурочного мероприятия по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Микрозаймы»...
Методическая разработка открытого урока, посвященного Дню России.Государственные символы России
Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока патриотической направленности...
Методическая разработка Открытого внеклассного мероприятия посвященного Дню Конституции Российской Федерации Тема: Наш дом Россия!
Методическая разработка Открытого внеклассного мероприятия посвященного Дню Конституции Российской федерации на тему "Наш дом Россия!"...
Методическая разработка сценария внеурочного мероприятия Литературный квест «По следам Шерлока Холмса»
Методическая разработка литературного квеста представляет собой описание подготовки и проведения внеурочного мероприятия по английскому языку для студентов первого курса. Данная разработка включает в ...
Методическая разработка открытого внеурочного занятия по теме «Милосердие и благотворительность в профессии медицинской сестры»
Методическая разработка «Милосердие и благотворительность в профессии медицинской сестры» предназначена для проведения внеурочного занятия, которое рассчитано на студентов, обучающихся в с...