Контрольная работа по Обществу
материал на тему
Вариант 7
1. Познание. Виды познания.
Познавательная деятельность осуществляется посредством гностических действий, которые делятся на два класса: внешние и внутренние.
Внешние гностические действия направлены на познание предметов и явлений, которые непосредственно действуют на органы чувств. Эти действия осуществляются в процессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами. Внешние действия, совершаемые органами чувств, могут быть поисковыми, установочными, фиксирующими и прослеживающими. Поисковые действия направлены на обнаружения объекта познания, установочные - на выделение его среди других объектов, фиксирующие - на обнаружение наиболее характерных его свойств и качеств, прослеживающие - на получение информации о тех изменениях, которые происходят в объекте.
Продуктом этих действий являются сенсорные познавательные процессы - ощущения и восприятия, которые отражают состояние внешней и внутренней среды и отдельные объекты.
Результатом познавательной деятельности на чувственной ступени познания являются субъективные впечатления и образы, которые отражают предметы и их свойства как при непосредственном контакте, так и на расстоянии. Возникновение субъективных впечатлений и образов осуществляется на основе сенсорных и перцептивных действий, направленных на обнаружение, различение, отождествление и опознание предметов и их свойств.
Впечатления и образы, возникающие на чувственной ступени познания, являются основой для осуществления внутренних гностических действий, на основе которых проявляются интеллектуальные процессы: память, воображение и мышление.
Память закрепляет впечатления и образы, сохраняет их на определенное время и в нужный момент воспроизводит.
Воображение дает возможность преобразовывать образы воспринимаемых предметов и явлений и создавать новые представления о таких объектах, которые недосягаемы для человека или которые вообще не существуют в данное время. Благодаря воображению человек может познать будущее, прогнозировать свое поведение, планировать деятельность и предвидеть ее результаты.
Мышление дает возможность отвлечься от чувственно воспринимаемой действительности, обобщить результаты познавательной деятельности, проникнуть в сущность вещей и познать такие предметы и явления, которые существуют за пределами ощущений и восприятия.
В процессе познания происходит движение мыслей в сознании субъекта от незнания к знанию, от неполного знания к полному, от знаний, отражающих внешние свойства предметов, к знаниям о их сущности, от ложных знаний к истинным, адекватно отражающим мир.
Между сенсорными и интеллектуальными процессами существует постоянная связь. Содержание сенсорных познавательных процессов является материалом для функционирования интеллектуальных процессов, а последние, в свою очередь, делают их осмысленными и понятными для личности. Все это происходит потому, что познавательная деятельность человека осуществляется в рамках сознания, которое интегрирует их в единый процесс познания.
Объединение всех элементов познавательной деятельности в единое целое осуществляет также язык и речь, на базе которых функционирует сознание.
Посредством слов человек обозначает все, что он ощущает, воспринимает, запоминает, о чем думает, мечтает, переживает. Благодаря этому человек не только осознает окружающий его мир и самого себя, но и в состоянии регулировать свою познавательную деятельность.
Большую роль в процессе познания играет внимание. Оно направляет и сосредотачивает сознание человека на познаваемых предметах и явлениях.
Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных срезах и соответственно в совокупности своих специфических элементов.
К развивающаяся система знания, наука включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности - эмпирическое (опытное) и теоретическое (рациональное) исследования - две основополагающие формы научного познания, а также структурные компоненты и уровни научного знания. Оба эти вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.
Получение и обоснование объективно-истинного знания в науке происходит при помощи научных методов.
Метод (от греч. metodos - путь исследования или познания) - совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Основная функция метода в научном знании - внутренняя организация и регулирование процесса познания того или иного объекта.
Методология определяется как система методов и как учение об этой системе, общая теория метода.
Современная система методов науки столь же разнообразна, как и сама наука. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук подразделяют на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.
Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д. Методы, подходящие для одной области научного знания, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. Методы, использовавшиеся на этапе становления научной дисциплины, уступают место более сложным и совершенным методам на последующей ступени её развития. В то же время многие выдающиеся достижения явились следствием переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие отрасли научного знания. Например, в биологии успешно применяются методы физики, химии, общей теории систем. Обобщенные характеристики методов, выработанных в термодинамике, химии, биологии, дали толчок к возникновению синергетики. В самых разнообразных науках оправдали себя математические методы.
Таким образом, на основе применяемых методов происходят противоположные процессы дифференциации и интеграции наук.
В теории науки и методологии научного познания разработаны различные классификации методов. Так, в типологии научных методов, предложенной В.А. Канке, выделены:
- индуктивный метод, который регламентирует перенос знаний с известных объектов на неизвестные и тесно сопряжен с проблематикой научных открытий;
- гипотетико-дедуктивный метод, определяющий правила научного объяснения в естествознании и основанный на определении соответствия научных понятий реальной ситуации;
- аксиоматический и конструктивистский методы, определяющие правила логических и математических рассуждений;
- прагматический метод, применяемый преимущественно в социально-гуманитарном знании метод понимания (интерпретации) явлений, основанный на установлении ценностного отношения между исследователем и миром культуры.
Различают также методы:
- общие - методы, которые применяются в человеческом познании вообще: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогияи др.;
- специфические - те, которыми пользуется наука: научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.;
- практические - применяемые на предметно-чувственном уровне научного познания: наблюдение, измерение, практический эксперимент;
- логические, являющиеся результатом обобщения много раз повторяющихся действий: доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, выведение следствий, оправдание.
Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их доказательство или выведение следствий. Такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими. Существуют методы, приспособленные преимущественно для обоснования знаний (эксперимент, доказательство, объяснение, интерпретация), другие направлены на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия, мысленный эксперимент).
Определим критерии истины. Что такое истина? Истина – правильное представление о действительности, об окружающем мире. Понятие истины – это соответствие знаний действительности. Критерии истины (от греч. мерило для оценки) – средства проверки истинности или ложности утверждения.
Критерии истины: очевидность, проверяемость на опытах и экспериментах (эксперимент – исследование путем активного действия, выдвижения гипотезы, наблюдения и измерения). Согласно прагматической философской концепции истинными являются только ценные знания (Ч. Пирс, Y Джемс). Для сторонников «теории конвенции» (А. Пуанкаре, П. Дюгем) нет ничего истинного, а истина – это всего лишь соглашение (конвенция) между учеными о том, что считать истинным и ложным.
Существует разделение на объективную и абсолютную истину. Абсолютная истина – исчерпывающее, полное и достоверное знание о природе, человеке и обществе. Объективная истина – неполное или недостоверное знание о чем-либо, которое соответствует уровню развития общества. Объективная истина – это знания, которые когда-то считались истинными, но в дальнейшем были опровергнуты (например, средневековые представления о небе как стеклянном куполе и вращении звезд вокруг Земли).
Анализируя вышесказанное можно сказать, что процесс познания является очень сложным и трудным, часто связан с преодолением разнообразных препятствий и поэтому требует проявления волевых усилий. Отсюда познавательная деятельность связана не только с познавательными, но и с волевыми процессами. Воля регулирует познавательную деятельность человека. Она мобилизует все ресурсы на преодоление трудностей, возникающих в процессе познания.
А научное познание представляет собой отношение субъекта и объекта; обладает специфическим языком и включает в себя различные уровни, формы и методы: эмпирическое исследование (научный факт, наблюдение, измерение, эксперимент); теоретическое исследование (проблема, гипотеза, теория).
Основным критерием истины в познании выступает практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей. Этот критерий обладает по меньшей мере двумя достоинствами:
- апеллируя к материальному началу, он выводит нас за пределы чисто идеальной познавательной деятельности, т.е. обладает свойством объективности;
- позволяет обосновать предельную для человечества общность (всеобщность) суждений, ибо включает весь многомиллионолетний исторический его опыт. Однако и этот критерий не может быть абсолютным, так как человечество накопило хотя и большой, но все же ограниченный практический опыт, и его может просто не хватить для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы.
2. Модернизация и глобализация
Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу - современному. В переводе с английского «модернизация» означает "осовременивание".
Наиболее полное определение модернизации дал в 1960-е годы Ш.Эйзенштадт: «Модернизация - это процесс поступательного развития общества в направлении той социально-экономической и политической системы, которая сформировалась в Западной Европе и Северной Америке в период с XVII по XIX век, затем распространилась на другие европейские страны, охватив в XIX и XX веках южноамериканский, азиатский и африканский континенты».
М.Леви трактовал модернизацию как социальную революцию, заходящую столь далеко, насколько это возможно без разрушения самого общества.
Содержательное ядро модернизации составляют рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация и глобализация.
Глобализация - сравнительно новый термин, получивший в последнее десятилетие распространение в научной и политической литературе. По поводу его определения до сих пор идут горячие дискуссии. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели, люди искусства, журналисты. Предметом оживленных дебатов служит буквально все - что такое глобализация, когда она началась, как она соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия.
В США глобализация описывает процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных отношений, разворачивающихся поверх государственных границ. Его итогом становится гомогенное мировое пространство, которое охватывает все или большинство стран. Это пространство, воспринимаемое как глобальная сцена, включает такие сегменты, как 1) геоэкономика, 2) геополитика и 3) геокультура..
Глобальное общество - это новый расклад социальных связей, культурных норм, психологических установок, духовных ценностей, индивидуальных моделей поведения, политических режимов, экономических институтов. Оставаясь клеточками национальных организмов, люди становятся гражданами мира. В процессе повседневной деятельности они все чаще вступают в контакты с иноземцами и иноверцами. Они учатся жить и работать в мире без границ.
Глобализация - историческая тенденция современной эпохи. Стираются традиционные границы и общества превращаются в одну политическую систему. Этого не было даже в недавнем прошлом.
Вместе с тем глобализация - это еще и такие гигантские проблемы, с которыми не могут справиться отдельные страны и которые касаются всего человечества. К ним, в частности, относится угроза термоядерной катастрофы тесно взаимосвязана с угрозой ядерной войны, а также техногенными катастрофами. В свою очередь эти проблемы взаимосвязаны с угрозой третьей мировой войны. Всё это связано с истощением традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов энергии. Нерешённость этой проблемы ведёт к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продовольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т.д.). Остро стоит проблема изменения климата на планете, которая может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередь связан с демографической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубоким противоречием: в развивающихся странах идёт интенсивный рост населения, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития.
Одновременно обостряется проблема "Север-Юг", т.е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами "третьего мира". Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей.
Сегодня специалисты ООН определили три первоочередных глобальных проблемы для всего человечества:
· климатические изменения, вызванные деятельностью человека;
· исчезновение биологических видов;
· продолжающийся рост народонаселения и уровня потребления.
Поскольку именно нищета является той движущей силой, которая провоцирует действия, нарушающие окружающую среду, то ее можно причислить четвертой глобальной проблемой. Именно в бедных странах быстрее всего растет население и крайне ограниченными являются запасы продовольствия, именно здесь меньше всего денег на защиту окружающей среды, в то время именно отставшие в техническом развитии страны продолжают интенсивно вырубить леса и загрязнять природу.
Прошлое общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная с орд, племен, царств, империй и кончая появившемся недавно национальным государством. Каждая из этих единиц имела независимую и самодостаточную экономику, собственную культуру.
Нынешнее общество - совсем иное. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп ("Большая семерка"), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные организации (ООН).
Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу планету в "большую деревню"..
Мотором глобализации экономической системы наряду с мировыми финансовыми рынками сегодня выступают 1) мультинациональные предприятия (МНП) и мультинациональное предпринимательство, 2) неправительственные организации (НПО), которые выступают межгосударственными объединениями людей по интересам. Их спектр весьма широк - от медицинских союзов, опекающих пленных и заключенных в кризисных регионах мира, до научного исследования антропогенных изменений климата. Особенно активна их деятельность в странах третьего мира.
В мировом сообществе моментально распространяются не только потоки информации, но и любые социальные нововведения, интеллектуальные открытия. Государства заимствуют у других государств программы социальной защиты, структуры школьной системы и т.д. Взаимообмен неизбежно ведет к гомогенизации мирового общества, повышению степени его однородности: молодые россияне одеваются так же, как их сверстники в Лондоне или Нью-Йорке, одинаково проводят досуг и разделяют общие музыкальные предпочтения.
Современность обладает не только положительными, но и отрицательными чертами. Одна из них отчуждение. И не только в области труда, но и в политике, культуре образовании, религии, искусстве отдыхе, семье и т.п. Концентрация рабочей силы в городах, установка на получение прибыли, использование в производстве достижений науки и техники, возникновение антагонизма между хозяевами и наемными работниками, усиление социального неравенства, формирование экономической системы, основанной на свободном предпринимательстве и конкуренции.
Быстрый экономический рост в XX веке, приведший к появлению глобальной экономики, не привел ее ни к стабильному социальному развитию, ни к решению основных проблем в социальной сфере.
3. Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧЕРЕДЖЕНИЯ СФЕРЫ ЖИЗНИ
(ОРГАНИЗАЦИИ) ОБЩЕСТВА
А) парламент 1) социальная сфера
Б) система здравоохранения 2) политическая сфера
В) общественные организации
Г) правительство
Д) коммунальные службы
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
4.Установите соответствие между видами статей государственного бюджета и их конкретным выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВИДЫ СТАТЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
СТАТЕЙ БЮДЖЕТА
А) акцизные сборы -2 1) расходные статьи
Б) обслуживание государственного 2) доходные статьи
Долга-1
В) проценты по
государственным облигациям-2
Г) личный подоходный налог-2
Д) выплата жалования госслужащим-1
Ответ:
А | 2 |
Б | 1 |
В | 2 |
Г | 2 |
Д | 1 |
Список информационного обеспечения
1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2010.
2. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание.
– М., 2003–2006.
Интернет-ресурсы
http://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00090400_0.html Конспект Познание, его виды, уровни и формы
http://fevt.ru/load/istina_kratko/30-1-0-1479 Статья Философское понимание истины. Критерии истины
http://studbooks.net/705566/sotsiologiya/modernizatsiya_globalizatsiya_sovremennogo_obschestva Статья Модернизация и глобализация современного общества
http://lektsii.com/2-108085.html Конспект Модернизация и глобализация общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo.docx | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 7
- Познание. Виды познания.
Познавательная деятельность осуществляется посредством гностических действий, которые делятся на два класса: внешние и внутренние.
Внешние гностические действия направлены на познание предметов и явлений, которые непосредственно действуют на органы чувств. Эти действия осуществляются в процессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами. Внешние действия, совершаемые органами чувств, могут быть поисковыми, установочными, фиксирующими и прослеживающими. Поисковые действия направлены на обнаружения объекта познания, установочные - на выделение его среди других объектов, фиксирующие - на обнаружение наиболее характерных его свойств и качеств, прослеживающие - на получение информации о тех изменениях, которые происходят в объекте.
Продуктом этих действий являются сенсорные познавательные процессы - ощущения и восприятия, которые отражают состояние внешней и внутренней среды и отдельные объекты.
Результатом познавательной деятельности на чувственной ступени познания являются субъективные впечатления и образы, которые отражают предметы и их свойства как при непосредственном контакте, так и на расстоянии. Возникновение субъективных впечатлений и образов осуществляется на основе сенсорных и перцептивных действий, направленных на обнаружение, различение, отождествление и опознание предметов и их свойств.
Впечатления и образы, возникающие на чувственной ступени познания, являются основой для осуществления внутренних гностических действий, на основе которых проявляются интеллектуальные процессы: память, воображение и мышление.
Память закрепляет впечатления и образы, сохраняет их на определенное время и в нужный момент воспроизводит.
Воображение дает возможность преобразовывать образы воспринимаемых предметов и явлений и создавать новые представления о таких объектах, которые недосягаемы для человека или которые вообще не существуют в данное время. Благодаря воображению человек может познать будущее, прогнозировать свое поведение, планировать деятельность и предвидеть ее результаты.
Мышление дает возможность отвлечься от чувственно воспринимаемой действительности, обобщить результаты познавательной деятельности, проникнуть в сущность вещей и познать такие предметы и явления, которые существуют за пределами ощущений и восприятия.
В процессе познания происходит движение мыслей в сознании субъекта от незнания к знанию, от неполного знания к полному, от знаний, отражающих внешние свойства предметов, к знаниям о их сущности, от ложных знаний к истинным, адекватно отражающим мир.
Между сенсорными и интеллектуальными процессами существует постоянная связь. Содержание сенсорных познавательных процессов является материалом для функционирования интеллектуальных процессов, а последние, в свою очередь, делают их осмысленными и понятными для личности. Все это происходит потому, что познавательная деятельность человека осуществляется в рамках сознания, которое интегрирует их в единый процесс познания.
Объединение всех элементов познавательной деятельности в единое целое осуществляет также язык и речь, на базе которых функционирует сознание.
Посредством слов человек обозначает все, что он ощущает, воспринимает, запоминает, о чем думает, мечтает, переживает. Благодаря этому человек не только осознает окружающий его мир и самого себя, но и в состоянии регулировать свою познавательную деятельность.
Большую роль в процессе познания играет внимание. Оно направляет и сосредотачивает сознание человека на познаваемых предметах и явлениях.
Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных срезах и соответственно в совокупности своих специфических элементов.
К развивающаяся система знания, наука включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности - эмпирическое (опытное) и теоретическое (рациональное) исследования - две основополагающие формы научного познания, а также структурные компоненты и уровни научного знания. Оба эти вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.
Получение и обоснование объективно-истинного знания в науке происходит при помощи научных методов.
Метод (от греч. metodos - путь исследования или познания) - совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Основная функция метода в научном знании - внутренняя организация и регулирование процесса познания того или иного объекта.
Методология определяется как система методов и как учение об этой системе, общая теория метода.
Современная система методов науки столь же разнообразна, как и сама наука. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук подразделяют на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.
Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д. Методы, подходящие для одной области научного знания, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. Методы, использовавшиеся на этапе становления научной дисциплины, уступают место более сложным и совершенным методам на последующей ступени её развития. В то же время многие выдающиеся достижения явились следствием переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие отрасли научного знания. Например, в биологии успешно применяются методы физики, химии, общей теории систем. Обобщенные характеристики методов, выработанных в термодинамике, химии, биологии, дали толчок к возникновению синергетики. В самых разнообразных науках оправдали себя математические методы.
Таким образом, на основе применяемых методов происходят противоположные процессы дифференциации и интеграции наук.
В теории науки и методологии научного познания разработаны различные классификации методов. Так, в типологии научных методов, предложенной В.А. Канке, выделены:
- индуктивный метод, который регламентирует перенос знаний с известных объектов на неизвестные и тесно сопряжен с проблематикой научных открытий;
- гипотетико-дедуктивный метод, определяющий правила научного объяснения в естествознании и основанный на определении соответствия научных понятий реальной ситуации;
- аксиоматический и конструктивистский методы, определяющие правила логических и математических рассуждений;
- прагматический метод, применяемый преимущественно в социально-гуманитарном знании метод понимания (интерпретации) явлений, основанный на установлении ценностного отношения между исследователем и миром культуры.
Различают также методы:
- общие - методы, которые применяются в человеческом познании вообще: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогияи др.;
- специфические - те, которыми пользуется наука: научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.;
- практические - применяемые на предметно-чувственном уровне научного познания: наблюдение, измерение, практический эксперимент;
- логические, являющиеся результатом обобщения много раз повторяющихся действий: доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, выведение следствий, оправдание.
Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их доказательство или выведение следствий. Такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими. Существуют методы, приспособленные преимущественно для обоснования знаний (эксперимент, доказательство, объяснение, интерпретация), другие направлены на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия, мысленный эксперимент).
Определим критерии истины. Что такое истина? Истина – правильное представление о действительности, об окружающем мире. Понятие истины – это соответствие знаний действительности. Критерии истины (от греч. мерило для оценки) – средства проверки истинности или ложности утверждения.
Критерии истины: очевидность, проверяемость на опытах и экспериментах (эксперимент – исследование путем активного действия, выдвижения гипотезы, наблюдения и измерения). Согласно прагматической философской концепции истинными являются только ценные знания (Ч. Пирс, Y Джемс). Для сторонников «теории конвенции» (А. Пуанкаре, П. Дюгем) нет ничего истинного, а истина – это всего лишь соглашение (конвенция) между учеными о том, что считать истинным и ложным.
Существует разделение на объективную и абсолютную истину. Абсолютная истина – исчерпывающее, полное и достоверное знание о природе, человеке и обществе. Объективная истина – неполное или недостоверное знание о чем-либо, которое соответствует уровню развития общества. Объективная истина – это знания, которые когда-то считались истинными, но в дальнейшем были опровергнуты (например, средневековые представления о небе как стеклянном куполе и вращении звезд вокруг Земли).
Анализируя вышесказанное можно сказать, что процесс познания является очень сложным и трудным, часто связан с преодолением разнообразных препятствий и поэтому требует проявления волевых усилий. Отсюда познавательная деятельность связана не только с познавательными, но и с волевыми процессами. Воля регулирует познавательную деятельность человека. Она мобилизует все ресурсы на преодоление трудностей, возникающих в процессе познания.
А научное познание представляет собой отношение субъекта и объекта; обладает специфическим языком и включает в себя различные уровни, формы и методы: эмпирическое исследование (научный факт, наблюдение, измерение, эксперимент); теоретическое исследование (проблема, гипотеза, теория).
Основным критерием истины в познании выступает практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей. Этот критерий обладает по меньшей мере двумя достоинствами:
- апеллируя к материальному началу, он выводит нас за пределы чисто идеальной познавательной деятельности, т.е. обладает свойством объективности;
- позволяет обосновать предельную для человечества общность (всеобщность) суждений, ибо включает весь многомиллионолетний исторический его опыт. Однако и этот критерий не может быть абсолютным, так как человечество накопило хотя и большой, но все же ограниченный практический опыт, и его может просто не хватить для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы.
- Модернизация и глобализация
Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу - современному. В переводе с английского «модернизация» означает "осовременивание".
Наиболее полное определение модернизации дал в 1960-е годы Ш.Эйзенштадт: «Модернизация - это процесс поступательного развития общества в направлении той социально-экономической и политической системы, которая сформировалась в Западной Европе и Северной Америке в период с XVII по XIX век, затем распространилась на другие европейские страны, охватив в XIX и XX веках южноамериканский, азиатский и африканский континенты».
М.Леви трактовал модернизацию как социальную революцию, заходящую столь далеко, насколько это возможно без разрушения самого общества.
Содержательное ядро модернизации составляют рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация и глобализация.
Глобализация - сравнительно новый термин, получивший в последнее десятилетие распространение в научной и политической литературе. По поводу его определения до сих пор идут горячие дискуссии. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели, люди искусства, журналисты. Предметом оживленных дебатов служит буквально все - что такое глобализация, когда она началась, как она соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия.
В США глобализация описывает процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных отношений, разворачивающихся поверх государственных границ. Его итогом становится гомогенное мировое пространство, которое охватывает все или большинство стран. Это пространство, воспринимаемое как глобальная сцена, включает такие сегменты, как 1) геоэкономика, 2) геополитика и 3) геокультура..
Глобальное общество - это новый расклад социальных связей, культурных норм, психологических установок, духовных ценностей, индивидуальных моделей поведения, политических режимов, экономических институтов. Оставаясь клеточками национальных организмов, люди становятся гражданами мира. В процессе повседневной деятельности они все чаще вступают в контакты с иноземцами и иноверцами. Они учатся жить и работать в мире без границ.
Глобализация - историческая тенденция современной эпохи. Стираются традиционные границы и общества превращаются в одну политическую систему. Этого не было даже в недавнем прошлом.
Вместе с тем глобализация - это еще и такие гигантские проблемы, с которыми не могут справиться отдельные страны и которые касаются всего человечества. К ним, в частности, относится угроза термоядерной катастрофы тесно взаимосвязана с угрозой ядерной войны, а также техногенными катастрофами. В свою очередь эти проблемы взаимосвязаны с угрозой третьей мировой войны. Всё это связано с истощением традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов энергии. Нерешённость этой проблемы ведёт к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продовольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т.д.). Остро стоит проблема изменения климата на планете, которая может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередь связан с демографической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубоким противоречием: в развивающихся странах идёт интенсивный рост населения, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития.
Одновременно обостряется проблема "Север-Юг", т.е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами "третьего мира". Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей.
Сегодня специалисты ООН определили три первоочередных глобальных проблемы для всего человечества:
· климатические изменения, вызванные деятельностью человека;
· исчезновение биологических видов;
· продолжающийся рост народонаселения и уровня потребления.
Поскольку именно нищета является той движущей силой, которая провоцирует действия, нарушающие окружающую среду, то ее можно причислить четвертой глобальной проблемой. Именно в бедных странах быстрее всего растет население и крайне ограниченными являются запасы продовольствия, именно здесь меньше всего денег на защиту окружающей среды, в то время именно отставшие в техническом развитии страны продолжают интенсивно вырубить леса и загрязнять природу.
Прошлое общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная с орд, племен, царств, империй и кончая появившемся недавно национальным государством. Каждая из этих единиц имела независимую и самодостаточную экономику, собственную культуру.
Нынешнее общество - совсем иное. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп ("Большая семерка"), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные организации (ООН).
Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу планету в "большую деревню"..
Мотором глобализации экономической системы наряду с мировыми финансовыми рынками сегодня выступают 1) мультинациональные предприятия (МНП) и мультинациональное предпринимательство, 2) неправительственные организации (НПО), которые выступают межгосударственными объединениями людей по интересам. Их спектр весьма широк - от медицинских союзов, опекающих пленных и заключенных в кризисных регионах мира, до научного исследования антропогенных изменений климата. Особенно активна их деятельность в странах третьего мира.
В мировом сообществе моментально распространяются не только потоки информации, но и любые социальные нововведения, интеллектуальные открытия. Государства заимствуют у других государств программы социальной защиты, структуры школьной системы и т.д. Взаимообмен неизбежно ведет к гомогенизации мирового общества, повышению степени его однородности: молодые россияне одеваются так же, как их сверстники в Лондоне или Нью-Йорке, одинаково проводят досуг и разделяют общие музыкальные предпочтения.
Современность обладает не только положительными, но и отрицательными чертами. Одна из них отчуждение. И не только в области труда, но и в политике, культуре образовании, религии, искусстве отдыхе, семье и т.п. Концентрация рабочей силы в городах, установка на получение прибыли, использование в производстве достижений науки и техники, возникновение антагонизма между хозяевами и наемными работниками, усиление социального неравенства, формирование экономической системы, основанной на свободном предпринимательстве и конкуренции.
Быстрый экономический рост в XX веке, приведший к появлению глобальной экономики, не привел ее ни к стабильному социальному развитию, ни к решению основных проблем в социальной сфере.
3. Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧЕРЕДЖЕНИЯ СФЕРЫ ЖИЗНИ
(ОРГАНИЗАЦИИ) ОБЩЕСТВА
А) парламент 1) социальная сфера
Б) система здравоохранения 2) политическая сфера
В) общественные организации
Г) правительство
Д) коммунальные службы
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
4.Установите соответствие между видами статей государственного бюджета и их конкретным выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВИДЫ СТАТЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
СТАТЕЙ БЮДЖЕТА
А) акцизные сборы -2 1) расходные статьи
Б) обслуживание государственного 2) доходные статьи
Долга-1
В) проценты по
государственным облигациям-2
Г) личный подоходный налог-2
Д) выплата жалования госслужащим-1
Ответ:
А | 2 |
Б | 1 |
В | 2 |
Г | 2 |
Д | 1 |
Список информационного обеспечения
- Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2010.
- Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание.
– М., 2003–2006.
Интернет-ресурсы
http://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00090400_0.html Конспект Познание, его виды, уровни и формы
http://fevt.ru/load/istina_kratko/30-1-0-1479 Статья Философское понимание истины. Критерии истины
http://studbooks.net/705566/sotsiologiya/modernizatsiya_globalizatsiya_sovremennogo_obschestva Статья Модернизация и глобализация современного общества
http://lektsii.com/2-108085.html Конспект Модернизация и глобализация общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические указания по выполнению контрольной работы и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений СПО по дисциплине "Электротехнике и электронике" для заочного отделения
В методических указаниях представлены: примерная программа дисциплины с перечнем рекомендуемой литературы; общие методические указания с примерами решений; варианты контрольной работы; экзаменационные...
Контрольная работа по по теме "Древнерусское общество"
тест по истории...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЕН. 01. МАТЕМАТИКА для студентов 3 курса заочной формы обучения специальность 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Общие методические указания по выполнениюдомашней контрольной работы Основной принцип изучения теоретического материала студента заочной формы обучения - это самостоятельная работа над учебным ма...
Контрольно-оценочные средства (контрольная работа)
приведены примеры контрольно- оценочных средств по общеобразовательной и общепрофессиональной дисциплинам...
Итоговая контрольная работа для 1 курса СПО Итоговая контрольная работа предназначена для студентов 1 курса. . Цель контрольной работы: систематизировать и закрепить знания студентов по изученным темам
19.06.2019г. Итоговая контрольная работа 1 курса СПО. Итоговая контрольная работа предназначена для студентов 1 курса .Цель контрольной работы: систематиз...
Материалы для проведения контрольной работы по учебной дисциплине "Обществознание". Раздел Духовная жизнь общество. наука. образование. культура
Материалы для проведения контрольной работы по учебной дисциплине "Обществознание". Раздел Духовная жизнь общество. наука. образование. культура...
Контрольные работы за первое полугодие общество
Контрольные работы за первое полугодие общество...