Что такое обращение
учебно-методический материал на тему
Актуацизация знаний учащихся о понятии обращение,знакомство с этим понятием, рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка, что такое обращение | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое обращение.
Цели урока:
Обучающие:
Познакомить детей с понятием «обращение». Учить находить обращения в тексте и выде-
лять их пунктуационно.
Дать представление об использовании обращения в речи.
Научиться расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями.
Распознавать в письменной и устной речи предложения , содержащие обращения.
Развивающие:
Научить находить обращения в предложении, составлять предложения с обращениями, использовать обращение как средство вежливой речи. Развивать устную речь, коммуникативные умения, орфографическую зоркость.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся. Культуру общения и вежливое обращение. Воспитывать интерес к русскому языку. Воспитывать умение сотрудничать.
- Орг. Момент
Покажите умные глазки, ровные спинки, улыбнитесь от души!
Готовы ли мы к уроку?
- Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.
«Друзья мои, прекрасен наш союз» - эти строчки А.С. Пушкин посвятил своим друзьям- лицеистам
У: Сегодняшний урок я не случайно начала этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернёмся к этому вопросу в конце урока.
У: Я хочу , чтобы каждый из вас сегодня сделал маленькое открытие. А помогут нам в этом наши старые друзья – Маша, Миша и Анишит Йокоповна.
Ребята, прочитайте записанные предложения!
Миша, подойди к Маше!
Миша подошёл к Маше.
- С разной ли интонацией вы читали эти предложения?
-Где вы голосом выделили слово Миша, а где нет?
- В каком предложении о Мише что то сообщается?
-В каком предложении к Мише обращаются?
-А как я к вам сегодня обращалась?
У: Как ,вы, думаете какова тема нашего урока?
Ребята, прочитайте тему в учебнике на с. 54
У: Начиная с первого дня своей жизни человек нуждается в общении. Люди общаются между собой не только в семье, но и на улице. В магазине. На работе, в общественном транспорте и других местах. При этом в разговоре они часто обращаются друг к другу. Сегодня на уроке мы и поговорим об обращении. Узнаем , что такое обращение. Научимся выделять его в устной и письменной речи.
3 . Открытие нового знания.
Словарная работа.
Запишите слова с объяснением! ( Показ нужных букв)
Здра-ствуйте, будьте д-бры, пр-шу пр-щения, до св-дания, изв-ните пожалуйста.
У: Как вы думаете, что это за слова?
У: вежливые слова
У: С этими словами обращаются воспитанные люди.
Устно придумайте предложения с какой либо просьбой или пожеланием!
( поприветствуй Ваню, попрощайся с Вадимом, извинитесь за что либо.)
У: А сейчас вы будете исследователями. Вы будете исследовать правило Летучей мыши на с. 54
- Что вы узнали?
Что такое обращение?
Как выделяют обращение в устной речи?
А в письменной речи?
( У: обращение – это слово. Которое выделяется голосом в устной речи и запятыми , воскл. .знаком в письменной речи)
У: Ребята, обратитесь друг к другу с какой –нибудь просьбой!
(Ваня попроси Армана передать книгу, Оля попроси Свету выйти к доске)
Придумайте свои обращения по картинке на с.54
У: Так как обращения выделяются в устной речи?
У: прочитайте предложения на с.55
-Какое предложение лишнее?
- Где обращение стоит в 1-м предложении? Как выделяется?
………..
В: Так , как обращения выделяются в письменной речи?
У Прочитайте и сравните начало 2-х записок на с.55
- Какое слово в каждом из них является обращением?
- В каком случае обращение нужно читать с большим чувством?
-Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случаях?
Стихотворение: Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться
Только, друг , не забывай:
Запятые расставляй!
У: В этом стихотворении есть ли обращение? Назовите!
- Как выделяется в устной речи? А как на письме?
В: Так что же такое обращение?
у: Слово называющее того, к кому обращаются.
Физ-ка
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом.
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише , тише не спешите!
Карусель остановите.
Раз два, раз , два,
Вот и кончилась игра!
4.Закрепление изученного.
- У : давайте вспомним своих друзей по именам. Придумайте обращение к своему другу! ( с просьбой или вопросом)
- Хорошо это ваши друзья, а как вы обратитесь ко взрослому человеку?
Например к учителю?
У- по имени, отчеству.
-Ну-ка придумайте обращение к учителю с какой- нибудь просьбой!
- А как вы обратитесь к президенту страны?
У: Запишите обращение к президенту к себе в тетрадь!
Вспомните с какой буквы пишутся имена, отчества?
Что нужно помнить?
( проверка на доске)
А какими словами может выражаться обращение, если мы разговариваем с близкими людьми, родственниками?
(мама, папа…..)
В: Так что же такое обращение?
У : это слова, имена, отчества фамилии. Которые необходимы , чтобы один человек….к другому.
2)А сейчас, ребята, поработаете по группам. У вас в группах есть лист со стихотворением.
Вам необходимо найти в стихотворении обращения, выделить их с помощью знаков препинания!
(рус. Яз. 2 ч.)
В: так как же обр… выделяют в устной речи, а в письменной?
Гимнастика для глаз.
- А сейчас вновь поработаем по группам.
-Сложите из слов предложения, чтобы в предложении было обращение !
Смилуйся, государыня рыбка!
Кумушка, мне странно это!
Бог с тобою, Золотая рыбка!
Здравствуй, красная девица!
У: Как выделяются обращения в устной речи? В письменной речи?
Для чего они нужны?
- А сейчас прочитайте на экране слова, какие из них можно использовать в речи и в какой ситуации, а какие вообще неуместны?
(Ольга Николаевна, милый мальчик, ты, моё солнышко, ботаник Саша, обедать, сколько тебе лет?)
– Посмотрите, кто сидит рядом с вами. Как вы обращаетесь друг к другу?
– Обменяйтесь тетрадями с соседом. Запишите ему в тетрадь комплемент, похвалите за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
-Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли вы поставили знаки при обращении.
- Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
5. Обобщение знаний учащихся.
- «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Как вы думаете, случайно ли яначала наш урок с этих слов А. С. Пушкина?
- Что вы узнали об обращении?
- Что вы узнали об обращении?
- Можно ли в жизни обойтись без обращения?
6. Подведение итогов.
Молодцы, ребята. сегодня я очень довольна вашими успехами.
- А теперь оцените свою деятельность на уроке.
( На доске записаны глаголы:: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял)
Оценки
7. Д.З. 5 предложений к близким , друзьям, незнакомым людям с обращениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект по теме "Знаки препинания при обращениях"
Подготовлен для повторения материала студентами самостоятельно...
Контрольная работа по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"
Для проверки знания студентов проводится контрольная работа. В результате изучения дисциплины студент должен:Иметь представления и знать:основные направления финансовой политики государства;социально-...
Понятие об интервалах. Составные интервалы. Обращение интервалов.
Лекционный мультимедийный материал по предмету "Элементарная теория музыки" на темы: "Понятие об интервалах" и "Составные интервалы. Обращение интервалов". (Автор - М.С.Коняхина)....
Методическая разработка учебного занятия с активным участием студентов «Мы такие разные, но все таки мы вместе!»
Большинство обучающихся Технологического колледжа № 28 проживает в Юго-восточном административном округе в котором находятся все подразделения колледжа. Социальный состав населения можно назвать ...
Классный час для 7-9 классов. "Что такое хорошо и что такое плохо".
Воспитание у обучающихся ответственности за своё здоровье, устойчивого негативного отношения к курению...
Картотека "Что такое хорошо и что такое плохо".
Картотека...
«Что такое хорошо и что такое плохо» (И.Б.Дерманов)
laquo;Что такое хорошо и что такое плохо» (И.Б.Дерманов)...