Использование игровых приемов на уроках английского языка.
статья на тему
Игра – это «уникальный феномен общечеловеческой культуры, которая обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, сохраняя при этом свою самоценность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых приемов на уроках английского языка.
Современная концепция образования предполагает поиск новых форм, методов и приемов обучения. Термин «дидактическая игра», под которым понимаются специально создаваемые для обучения игры, впервые ввели Ф.Фребель и М. Монтессори.[9;48]. Считалось, что игра – это «уникальный феномен общечеловеческой культуры, которая обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, сохраняя при этом свою самоценность».[9;86]. Суть человеческой игры – в способности, «отображая, преображать действительность».[1;15]. Игровая концепция преподавания получила широкое применение в обучении иностранным языкам. Речь идет о таких формах занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса к изучению иностранного языка. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов. Следует отметить тот факт, что еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. В современном мире, являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений. Американский психолог Д. Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самостоятельностью» −человека−собирание своего «я».[6;97]. Мотивацию к изучению иностранного языка с использованием игровых приемов обучения исследовали многие отечественные ученые (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В. М. Филатов и др.). Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» дает следующее определение игры: «Игра - объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, предоставляющий ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения окружающих его людей».[10;34]. М.Ф. Стронин выделяет два раздела игр: 1)игры, способствующие формированию языковых навыков (грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры); 2)игры, способствующие проявлению самостоятельности в процессе обучения (творческие игры). [8].
Игровой метод также имеет богатый обучающий и психотерапевтический потенциал. Исследования в психологии и методике показали, что успешность овладения иностранным языком определяют не только когнитивные процессы, но и эмоциональная сфера личности. Гуманистическая концепция К. Роджерса применительно к обучению иностранным языкам определяет человека, прежде всего, как «эмоциональное существо» [6;135], а среди качеств личности важными для изучения иностранного языка выделяли «мотивацию, уровень тревожности и самооценки, скованность (раскованность) и склонность к риску» [6;136]. Для дошкольника игра - первичная стихийная школа, которая предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями той культурной среды, в которой он живет. Игровые формы обучения иностранному языку актуальны и на старшей ступени школьного образования, так как они диктуются особенностями развития и мировосприятия старших подростков. Г. Лебедев указывал, что познавательная активность – «это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». [7].
Пусковым механизмом всякой деятельности является мотивация. Успехи в деятельности увеличивают мотивацию. Низкая самооценка нередко ведет к скованности, «закомплексованности» и связана с ошибкобоязнью, что негативно влияет на овладение языком. Игра создает умственное напряжение, без которого невозможен активный процесс обучения. Игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, постепенно снижается тревожность и скованность, появляется позитивный образ самого себя. Следует отметить тот факт, что огромное значение при организации игры в любой учебной деятельности имеет позиция преподавателя. Важно быть уверенным в ее полезности, необходимо продумать все необходимые детали ее подготовки, а также уверенно управлять ею. Легкость и импровизация во время игры - это результат тщательнейшей подготовки.
Существует огромное количество игр, направленных на формирование основных языковых навыков.
I.Грамматические игры, направленные на обучение употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создание естественной ситуации для употребления данного речевого образца, развитие речевой активности и самостоятельности учащихся.
1.Примером такой игры может служить игра «Найди ошибку», в которой в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях изучаемого времени, например, The Present Simple Tense, смысловые и вспомогательные глаголы употреблены грамматически неверно. Необходимо исправить ошибку и дать соответствующее объяснение.
2.Игра «Комментатор». Цель игры – отработка временных конструкций The Present Continuous Tense. Учащийся выполняет какие-либо действия по заданной ситуации и комментирует их вслух.
II.Лексические игры, направленные на отработку употребления лексических единиц в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, активизацию речемыслительной деятельности учащихся, развитие речевой реакции учащихся. Приведем примеры лексических игр.
1 Игра «До и после». Тема – Количественные и порядковые числительные. Цель: - закрепление правил употребления количественных и порядковых числительных. Ход игры: образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
2.Игра «Последняя буква». Цель: активизация лексики по изученным темам. Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
3.Игра «Соревнование». Игра состоит из двух этапов. 1 этап-отработка орфографических навыков. Учащиеся соревнуются в правильности написания лексических единиц по теме. 2 этап – отработка лексических навыков с целью использования новой лексики в диалоговой речи. Учащиеся играют в парах. На первом этапе учащиеся пишут максимальное количество слов по теме. На втором этапе составляют диалоги с данными словами.
III.Фонетические игры, предназначенные для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений посредством формирование навыков фонетического слуха.
1.Например, игра «Угадай звук». Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
2. «Сколько в слове звуков?». Игра на внимание. Учитель называет слова и выбранный учащийся должен назвать количество звуков в данных словах за 1 минуту. Выигрывает тот, кто назвал большее количество правильных вариантов.
IV.Орфографические игры, способствующие формированию и развитию лексических и произносительных навыков. Их цель – упражнения в написании английских слов. Например, игра-упражнение «Вставьте букву». Описание: преподаватель пишет на доске слова из активного словаря, пропускает одну или несколько букв. Задача учащихся - вставить пропущенные буквы
Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить тот факт, что игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых методов на уроках иностранного языка, соответствующим познавательным потребностям, дает ученику возможность активизировать мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Игровые формы и приемы очень разнообразны и могут быть использованы на каждом этапе работы с различными аспектами иностранного языка.
Список использованной литературы
- Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева - М.: Просвещение
- Выгодский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
- Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр « Академия», 2005.
- Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006.
- Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985.
6. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. – М.: Прогресс; Универс, 1994.-480 с.
- Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова - М.: Просвещение, 2005.
- Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // ИЯШ. - 2004.
- Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин - М.: Просвещение, 1984.
- Хайдаров, Ж. С., Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии / В. М. Филатов, П. И. Пидкасистый - М., 1996..
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийной системы на уроках английского языка
Применение лексического и грамматического материала по учебным темам, тестовых заданий, презентаций....
Использование информационных технологий на уроке английского языка
Использование информационных технологий...
Игровые элементы на уроках английского языка с целью повышения активизации познавательного интереса учащихся
Игровые элементы на уроках английского языка...
Статья "Использование игровых технологий на уроках английского языка"
Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возни...
«Использование игрового материала на уроках иностранного языка»
В данной статье предложены лексические, грамматические и ролевые игры на занятиях английского языка.Предложенные игры можно использовать при изучении разных тем. Игры для тем "Путешествие", ...
Геймификация. Игровые элементы на уроках английского языка в школе.
В данной презентации освещены основные принципы геймификации, типичные заблуждения относительно этого метода, а также нескоько примеров сайтов, с помощью которых можно самому создать полезную игру или...
Статья " Использование игровых технологий на уроках английского языка"
Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возни...