Внеклассное мероприятие
классный час на тему

Литературно - музыкальная гостиная "Дни поздней осени бранят обыкновенно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dni_pozdney_oseni_branyat_obyknovenno.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

«ДНИ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ БРАНЯТ ОБЫКНОВЕННО…»

Преподаватель: Кубышкина Л.П.

ноябрь 2012г.

Через слияние искусств (поэзия, музыка, живописи) прививать студентам любовь к классическому наследию. Продолжать учить через звучащее слово выражать чувства, настроение, отношение к читаемому, увиденному и услышанному. Развивать коллективизм. Активизировать творческое воображение; развивать профессиональные навыки студентов.

Оформление: Девушки сидят за столами, накрытыми скатертями, на столах вазы с осенними листьями, вазы с фруктами. ha доске - картины художников Левитана, Поленова, Серова, Магнитофон, диск, аудиокассета.. Диск Антонио Вивальди «Времена года». Магнитофон, диск, кассета. аудиокассета В..Шевчук  «Что такое осень?».

 Учитель: Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы поговорить об осени. Как часто мы браним осень» называем её скучной, тоскливой порой...  Может быть мы правы? осенью короче становятся наши прогулки, тускнеет игра света и тени. А иногда, кажется, что неба вовсе нет: одна серея пелена,

Осенний скучный день.

От долгого дождя

И камни мостовой, и стены зданий серы;

В туман окутаны безжизненные скверы,

Сливаются в одно и небо, и земля.

А ведь осень совсем не скучна. Хотите, попробуем совершить путешествие в осень? Из всех времен года она - самая застенчивая, и трудно бывает проследить её шаги. Но ведь есть живопись, стихи, музыка - они помогут нам. Хозяйка нашей гостиной и путешествия будет Осень.

(Поднимается девушка - Осень) под звуки муз. Чайковского) выходит и читает стихотворение.

Солнце в озорную просинь

Смотрит с высоких небес

Рыжеволосая осень

Всходит, как школьница, в лес.

 И начинает из ранца

Краски свои доставать,

И начинает багрянцем

Дремлющий лес рисовать.

Надают, падают листья.

Гонит их вдаль ветерок.

Зайчику мордочкой лисьей

Кажется каждый пенек.

Осень - самое выразительное время года: какое разнообразие красок! Художники - искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему люди обычно остаются равнодушны. Они помогут вам понять прелесть Осени. Ведь каждый из них находит для осени свои краски.

I - я: Начинается осень с особенной тишины. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Вот эту тишину осени, ясную радость отдыха лучше всего передал Левитан. Как удалось Левитану красками передать тишину? Ведь цвета на картине тревожно контрастны: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. В такой реке купаться уже не захочется, Но посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на широком поле, траве то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков, закрывших его. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют от холодного, тяжелого цвета воды. С

2-я: А помните стихотворение Тютчева, созвучное этой картине? Оно не повторяет левитанскую «Золотую осень». (Да это и невозможно: близнецов в искусстве не бывает), но так близко ей по настроению:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь  день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

 Теперь уж пусто все - простор везде, -

лишь паутины тонкий волос,

Блестит не праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Нo далеко еще до первых зимних бурь, -

И  льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

3-я: Каждая пора осени прекрасна по-своему, но в природе они не разграничены четко. В мирную осень, полную вспыхнувших вдруг красок, врываются дожди и ветры. Нo золото осени еще не тускнеет. (Звучит муз. П.Чайковского.из « Времен года») и читают стихотворение А.Пушкина  Осень! Унылая пора!

 4 - я: Но не всегда осенние дни полны нежным золотом последнего тепла, не всегда они ласковы и кротки, скажите вы. Конечно, вместе с осенью приходят дожди. Нo какие эти озорные и даже милые поначалу ливни. Они не угнетают нас, не томят, они стремительны, их серебристые струи мешаются с золотом солнечных лучей.

 Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена.

 Облаками, и значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

 Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовый

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую,

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

Нa заплаканном юном лице.

Н. Заболоцкий.

Романс С.Есенина «Отговорила роща»

 5-я: рассказ о картине Остроухова «Золотая осень»

 6-я: Нa праздник листьев недолог: медленно слетают они с деревьев, становятся ласковым, шуршащим покровом земли. Осень изменчива, и это позволило Маргарите Алигер сравнить её с художницей, ищущей все новой и новой красоты:

Осень только взялась за работу,

только вынула кисть и резец,

положила кой-где позолоту

кое-где уронила багрец.

И  замешкалась, будто решая,

приниматься ей эдак иль так?

То отчается, краски мешая,

И в смущенье отступит на шаг...

То зайдется от злости и в

Клочья все порвет.-./беспощадной рукой...

И внезапно, мучительной ночью,

обретет величавей покой.

И  тогда уж, собрав воедино все усилья, раздумья, пути,

Нарисует такую картину,        

что не сможем мы глаз отвести.

И притихнем, смущаясь невольно:

что тут сделать и что тут сказать?

…А она все собой недовольна:

мол, не то получилось опять

И сама уничтожит все это,

ветром сдует, дождями зальет,

чтоб отмаяться зиму и лето

и сначала начать через год.

7-я: Так заканчивается осень красок и начинается осень ветров. Они стараются сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в теплые края. Эти ветры несут уже не прохладу, а резкую колкость холода, иногда, кажется, листья радостно отдаются ветру, будто надеются, его он поможет им догнать тепло и свет. В одном из своих стихотворений Тютчев дал этим листьям голос, позволил им спеть стремительную, как ветер песню:

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеют,

Но ввек не свежа,

Мы ж, легкое племя,

 Цветем и блестим

И краткое время

Нa сучьях горим.

Все красное лето мы были в красе,

Играли с луча ми

Купались в росе?..

Но птички отпели, цветы отцвели,

Лучи побледнели, зефиры ушли.

Так  что же нам даром висеть и желтеть,

Нe лучше ль за ними и нам улететь!

О буйные ветры, скорее, скорей!

Скорей нас сорвите с докучных ветвей!

Сорвите, умчите, мы ждать не хотим.

Летите, летите! Мы с вами летим! …

8-я: Но тревожное движение листьев, сиротливое дрожание или отчаянное озорство не нарушает спокойствия леса. Он мужественна и гордо молчалив. Что таится за этим упорным молчанием леса, за его суровым спокойствием? Оставила ли жизнь лес или она продолжается, скрытая от наших глаз? Есть писатели, которые, кажется, проникли в тайны природы, сумели заглянуть в такие её уголки, которые она надежно спрятала от человека. Это Михаил Пришвин, это Константин Паустовский, это  Юрий Казаков. Терпеливое внимание к родному краю помогло им в этом трудном деле.

У  Юрия Казакова есть чудесный рассказ  «Тедди».  Это история медведя, который долго жил среди людей, работал в цирке и стал в конце концов испытать нечто подобное человеческим чувствам. Случайно Тедди обрел свободу. Он снова оказался а лесу, теперь враждебном и незнакомом ему. Встреча с диким медведем, бородатым, сильным зверем» показала Тедди, как далек он от своих лесных братьев, а вот наступила осень. Тедди бродит в поисках мест, которые похожи на его родину, на тот милый ему летний лес, со сладкими запахами и солнечными полянами, где он провел свое детство. Отчего возможно это узнавание лета в .осеннем лесу?

Песня  «Осень».

9 - я: В осенней красоте есть сумрачное упорство.  Осень не хочет отдать времени своих красок сразу. Эта неуступчивость осенней красоты отмечена многими поэтами.  Об этом пишет Фет:

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло. H

Нo в дуновении мороза, между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Нaзло жестоким испытаньем и злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханье.

Весною веешь на меня.

Учитель: И вот, когда увяли последние цветы, становится по-настоящему грустно. Осень ветров пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льется,

Лужи .у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

 Сереньким пятном                А.Плещеев.

10-я: Что может быть унылее серой пелены осеннего дождя, погасившего яркие краски осени? Нo и поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь в этих опустевших полях, среди этого обнаженного леса свободу. Ничто не мешает взгляду - нарядные завесы спали и нам открыты огромные дали.

 ОСЕНЬ: Но вы не рассказали о том, что осень заканчивает полевые работы и колхозники собирают урожай. В старину люди посвящали своей работе стихи, песни, слагали пословицы и поговорки

11-я: Мы много знаем пословиц, например:

1. Что посеешь, то и пожнешь.

2.  Труд человека кормит, а лень портит.

3. Терпенье и труд все перетрут.

  1. Мала пчела,  а и та работает.
  2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  3. Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  4. Не всякий хлеб сеет, а  всяк его ест!

ОСЕНЬ: а лентяев и бездельников народ не любит, высмеивает их. Им говорили так: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи!».  Надеюсь, что среди вас лентяев нет.  И сегодня я угощу всех.

Что же вы, гости, тут сидите?

Аль гулять вы не хотите?

Засиделись чай с утра?

Есть  пирог нам пора!

Подходите, не стесняйтесь

Пирогами угощайтесь?

Наша встреча подошла к концу. До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Примеры уроков с использованием различных технологий: критическое мышление, проблемное обучение, дифференцированное обучение. Внекласные мероприятие, отражающие тему патриотического воспитания....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

Внеклассное мероприятие по английскому языку для 2 класса "We know the ABC"

Данный материал представляет собой конспект урока с постановкой цели и задачами. Урок является обобщением по изучению алфавита,проходит в игровой форме с использованием песен и стихотворений....

Внеклассное мероприятие

Этика для современных молодых людей, что то очень далекое и забытое, а уж этические нормы в профессии вообще вещь непонятная. В разработке своего мероприятия я постаралась в доступной форме рассказать...

внеклассное мероприятие "Вместе мы сильнее"

Цель внеклассного  мероприятия «Вместе мы сильнее» - формирование у учащихся негативной  позиции к ПАВ и их применению,  пропаганда здорового образа жизни....

Интегрированное внеклассное мероприятие по математике и информатике "Мы самые умные и сообразительные"

Данное мероприятие я проводила в Набережночелнинском медколледже со студентами, поступившими в колледж на базе 9 классов. Вашему вниманию представлены разработка мероприятия и презентация. Мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Беслан.Мы помним..."

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры. Формирование у них ценностного отношения к Родине, ее ...