Роман "Отцы и дети". «Лицо трагическое». Смерть Базарова. Эпилог романа.
план-конспект урока на тему
Конспект урока по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Смерть Базарова". | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
И.С.ТУРГЕНЕВ. «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Тема: «Лицо трагическое». Смерть Базарова. Эпилог романа.
Цели: доказать слова Д.И.Писарева: «Умереть так, как умер Базаров,- все равно, что сделать великий подвиг»; вызвать чувство уважения перед мужеством и силой убеждения героя романа.
План урока
I. Опрос
II. Комментированное чтение 27 главы романа «Отцы и дети»
III. Домашнее задание
Опрос
- Каковы взаимоотношения Базарова и его родителей? Есть ли духовная близость?
- Любит ли родителей Базаров?
- Почему Базаров тоскует в доме родителей?
Комментированное чтение
Писарев: «Весь интерес, смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева, я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное».
Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая».
Эти слова знаменательны. Тургенев, принципиальный противник революции, отдавая должное личным качествам революционеров, не верит в их дело, не может и не хочет звать читателя следовать за ними и пытается доказать безнадежность их пути.
Как в столкновении с окружающими растет одиночество Базарова?
Начало романа - Базаров уже вне среды своих единомышленников. Все следующие встречи с различными людьми подтверждают, насколько Базаров им чужд, каким инородным телом является в их среде. После объяснения с Одинцовой - нет доступа в ее имение; после дуэли - в Марьино; Кукшина и Ситников отталкивают Базарова своей пошлостью и ничтожеством; Аркадий отходит от Базарова; старики Базаровы и их сын – люди разных поколений, да и разница в их развитии слишком велика. Но пока народ видит в Базарове «своего», пока сам Базаров это чувствует, сила его непоколебима.
Почему главу, посвященную смерти героя, Тургенев начинает с показа взаимоотношений Базарова с народом?
Чтение до «…иногда Базаров…»
Чем вызвано такое состояние героя? Тяжела победа над чувством к Одинцовой, но никакие личные переживания не могут изменить его убеждений. Он по-прежнему иронически относится к либеральной болтовне о «прогрессе» и предстоящих реформах.
Как Тургенев пытается показать обреченность Базарова?
Чтение отрывка от «иногда Базаров» до «о чем…».
Свою ли точку зрения высказывает Базаров? «Говорят», т.е. не своя точка зрения, он с кем-то внутренне полемизирует, очевидно, в ответе мужика хочет найти подтверждение несостоятельности этих взглядов. Отсюда и несвойственная ему лексика, ироничность.
Кто же утверждает, что «сила и будущее России» в мужике, что мужик даст и «язык и законы»?
Славянофилы, «Русская беседа», Аксаков и др. Они считали патриархальность, религиозность национальными чертами русского народа, мечтали о возвращении к «допетровским временам», изображая помещиков отцами и настоятелями. Т.е. Базаров полемизирует с ними. Теперь ясно, почему Базаров не останавливается, а продолжает «допрашивать» крестьян: «Ты мне растолкуй… на 3 рыбах стоит?»
Как понять: «Увы!».
Является ли Базаров барином в глазах крестьян, если рассматривать этот вопрос на протяжении всего романа?
Тургенев – Герцен: спор о крестьянской общине как зародыше социализма. Скепсис привел Тургенева к идее постепенного изменения русской жизни, отрицая революционный путь.
Выводы: Тургенев показывает Базарова, изолированного от окружающей среды; разговор с мужиками как бы социально мотивирует гибель Базарова.
ЦИТИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА:
«Умереть так, как умер Базаров,- все равно, что сделать великий подвиг». Что заставило критика так высоко оценить последние сцены романа?
Как ведет себя Базаров, понимает ли опасность?
Как выдает себя Базаров?
Ясна ли отцу серьезность положения? Поза: «молча схватил себя за волосы». Тургенев: «Художник должен быть тайным психологом». Кто ставит диагноз? Как ведет себя Базаров, когда приезжает доктор? Встречает с насмешкой. Но он любит жизнь, чувствует огромные духовные и физические силы, ему горько, что он так мало успел сделать.
Каково физическое состояние Базарова? Как он ведет себя? «А теперь я опять к своим собакам». Т.е. борется до конца с беспамятством, усилием воли заставляет работать мозг: «Не хочу бредить».
Чтение отрывка: «Перемена к лучшему продолжалась недолго» до «стал кусать себе пальцы».
До сих пор Тургенев проверял мужество и волю Базарова, теперь начинается проверка его убеждений.
Каково отношение Базарова к религии?
Что предлагает отец? Покаяться, обратить все помыслы к богу.
Соглашается ли Базаров? Каково ему? Ему очень тяжело, т.к. к примирению зовут не враги, а отец, поэтому отказ очень труден. «Казалось, какая-то особая мука…». « Это необычное воззвание …». Отец произносит торжественные и сильные слова, которые употребляются только в особых случаях, и Базаров понимает это, отвечает так же серьезно и торжественно. Базаров понимает, какое большое значение придает церковному ритуалу отец.
Когда шла речь об утешении отца, Базаров мягко отказывается, но когда речь идет о «божьей воле» и об «исполнении долга» перед богом, в Базарове просыпается атеист, резко меняется его тон, он перебивает отца. Отказ уже категоричен, а не мягок, как раньше: «Нет, я подожду». Пытается смягчить отказ («ведь и беспамятных причащают»), но когда отец в последний раз пытается настоять на своем, Базаров резко прекращает этот невыносимо мучительный для них разговор.
«Поединок любящих друг друга людей» закончен. Отказ от исповеди ясен. В этой сцене Базаров действительно поставлен на «пьедестал». «Нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой в сцене прощания с Одинцовой». Так ли это?
О чем говорит с Одинцовой? Это прежний Базаров или …?
Вывод: «поединок любящих сердец»... Тургенев, несмотря на сложность и противоречивость своего отношения к «новым людям», нигилистам (сам термин четко определяет отношение к подобным людям), сумел показать его – и прежде всего в сцене смерти – цельным, способным к глубокому чувству. Все наносное, внешнее исчезает, Базаров взволнован, говорит доверительно и искренне, как с очень близким ему человеком. В этом разговоре и сокровенная мысль Базарова: признание себя (или Тургеневым) «гигантом», способным «обломать дел много».
Итак, можно ли сказать, что Писарев был прав, сказав, что «умереть так, как умер Базаров,- все равно, что сделать великий подвиг»? Правомерны ли эти слова?
Зачем нужен эпилог? Может, можно было бы обойтись без него? Что он дает?
Домашнее задание.
План сочинения на тему: «Базаров и П.П.Кирсанов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее
В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ математики становится всё более существенным элементом обще...
Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным
Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам,...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Назначение антидепрессантов и других психотропных препаратов детям может разрушать семьи и вызывать смерть детей
11 октября 2016, во вторник, в 15:00 состоится показ документального фильма «ДАЛЬШЕ УЖЕ НЕКУДА» для родителей, учителей, школьных психологов и социальных работников. Показ приурочен ко Всемирному дню ...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116
Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с между...
Образцы рисунков по дисциплине "Пластическая анатомия" к темам: "Пропорции большой формы", "Наброски фигуры человека", "Пропорции головы и лица", "Детали лица" преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А.
Данный материал можно использовать на занятиях "Пластической анатомии", а также "Рисунка и живописи"....