Использование исследовательских заданий при обучении истории (из опыта работы).
материал на тему

Шапошникова Лариса Сергеевна

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно – нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентированно на достижения определённого идеала. Основным содержанием духовно – нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности – это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного российского образования, заявленная в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В связи с вышесказанным, преподаватель должен научить студентов применять методы научного познания и умело проводить исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9._iz_opyta_raboty.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование исследовательских заданий при обучении         истории (из опыта работы).

Л.С. Шапошникова,

преподаватель общественных дисциплин

БПОУ ОО «Болховский педагогический колледж»

  Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно – нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентированно на достижения определённого идеала. Основным содержанием духовно – нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности – это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного российского образования, заявленная в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В связи с вышесказанным, преподаватель должен научить студентов применять методы научного познания и умело проводить исследовательскую работу.

         Учебное познание есть приобретение уже выработанного человечеством знания, т.е. главным образом результатов научного познания. Оно выступает вторичным по отношению к научному познанию.

          Мой собственный опыт и опыт других учителей истории показал возможность и эффективность ряда направлений организации учебной научно – исследовательской деятельности: это творческие задания, написание рефератов, сообщений, исследовательские проекты.

          Первой ступенью в научном познании стало определение темы исследования. Темы могут иметь обзорный, проблемный, локальный или краеведческий характер. В основном студенты ведут исследования по темам проблемного, обзорного и краеведческого характера. Например, «Пётр 1: чудо или чудовище?», «Великая Отечественная война», «Болховский район в годы оккупации» и др. Импульс к работе студенты получают под влиянием разных событий. Так в 2003 году отмечалось 60-летие битвы под Курском в ходе Великой Отечественной войны, и появилась тема « Орловско-Курская операция». В 2005 году наша страна отмечала юбилей Победы, студенты провели исследование по ряду проблем: партизанское и подпольное движение на территории Орловского края, цена Победы, Красная Армия накануне войны и др. «Архитектурные памятники», « Промыслы и ремёсла Болховского края» стали результатом личных увлечений. Посетили музей истории колледжа, родились темы « Награды в моей семье», «Преемственность поколений»,  «Традиции педагогического техникума-училища-колледжа», « Они сражались за Родину!». Темы «Знаменитые люди нашего края», « История моей малой родины» студенты стали разрабатывать после соответствующих уроков истории.

         Темы старались выбирать такие, чтобы они пронизывали российскую, региональную историю, историю родного края.

        Тема должна быть интересна настолько, чтобы у студентов возникло желание заниматься ею длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска. Особенностью исследования по темам краеведческого характера является то, что студенты работают не только с литературой, а встречаются и беседуют с очевидцами, ведя диалог. Это общение привносит особую атмосферу в исследование. Так, подбирая материал к темам «Награды в моей семье», «Оккупация 1941-1943 годов и жители Орловской области», студенты, может быть, впервые задумались над судьбами своих прадедушек и прабабушек, дедушек и бабушек, пап и мам и поняли, что ими можно гордиться. С каким огоньком в глазах и гордостью студенты В. Бутримов, Р. Прохорцев, О Догадина, О. Карпова рассказывали на уроке истории о наградах в своей семье.

          Работая над темой «Преемственность поколений», члены совета музея истории колледжа обобщили материал 1970-2005 годов и сделали вывод, что в нашем учебном заведении учатся семейными династиями. Например, династии Кондрашиных, Прохорцевых, Страховых, Дёмкиных, Борисенко, Иванушкиных  и многих других. Продолжая исследовать данную проблему, студенты пришли к ещё одному интересному результату: в Болховском педагогическом учатся не только семьями, но и почти классами. Так, в 2003 году из Узкинской школы Знаменского района к нам поступило 7 человек, а в классе было 8 учеников. Из гимназии г. Болхова из 20 учеников 9»Б» в колледже обучались 10, а из Чекрякской школы Болховского района 4 ученика из 6.

          Для развития интереса студентов очень важна общественная значимость исследования. И следующая ступенька приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности – подготовка к докладу на научно-практической конференции, выступление на уроке, проведение бесед и экскурсий в музее. Студенты 2 и 1 курса с большим желанием принимали участие в конференции «Русская провинция. Есть город на карте - Болхов имя ему», студенческом форуме «К вершинам знаний», региональной научно – практической конференции «Студент и наука». Ряд студентов 1,2,3, курсов провели по материалам исследования историко-литературную композицию «Они сражались за Родину!», встречу – размышление «Память – это наша совесть», встречу с ветеранами Великой Отечественной войны «Мы не просто вспоминаем день войны.   Мы об этом всей Земле напоминаем». Студенты систематически по результатам исследования проводят экскурсии в музее истории колледжа «Это наша с тобой биография», «Письма как летопись боя», «Две жизни – две судьбы».

           Учебная исследовательская деятельность студентов ведется в соответствии с методами исторического исследования: синхронным, хронологическим, диахронным, методом исторических параллелей, методом актуализации. Также используются методы научного исследования: теоретический и эмпирический.

          Взявшиеся за учебное историческое исследование студенты приобретают навыки интеллектуального труда, расширяют знания и представления об окружающем мире, эта работа развивает умение излагать свои мысли чётко, аргументировано, способствует выработке исторического мировоззрения.  

       

Педагогическая импровизация на уроках истории

 (из опыта работы).

Л. С. Шапошникова,

преподаватель общественных дисциплин

БПОУ ОО «Болховский педагогический колледж»

 Слово «импровизация» произошло от латинского - неожиданный, непредвиденный. Творчество импровизатора протекает на глазах у зрителей, созидание и воспроизведение созданного совпадают во времени. В этом сложность импровизации, её привлекательность и перспективность.

      Импровизатор – непременно человек творческий, неординарный, яркий. Таким должен быть, вероятно, каждый педагог.

      Урок – это творчество. Педагогические приёмы во многом сходны с актёрскими, в числе применяемых учителем приёмов обязательно должна быть импровизация, а иногда и имитация импровизации, сыгранная импровизация.

     Существует три основных вида импровизации. Это обычная импровизация, импровизация с домашней заготовкой и импровизация смешенного типа.

      Вот пример импровизации с домашней заготовкой. На уроке истории, чтобы отразить эпоху гражданской войны, трагедию человеческих судеб можно использовать иллюстрацию О. Г. Верейского к роману «Тихий Дон» Шолохова. Показывая студентам иллюстрацию, изображающую встречу Григория и Аксиньи (начало романа), важно обратить внимание на то, что Мелехов глядит с молодецким задором, потому что пока не познал горя, он полон надежд, любви к жизни. А вот более поздний портрет Григория, на нём опытный обстрелянный солдат. На лице Мелехова уже не отражается безоблачное счастье, его сменило глубокое раздумье, тревога.

       После этого можно еще предложить рассмотреть один рисунок, отражающий тот момент жизни Мелехова, когда он стал командиром повстанческой казачьей дивизии, воевавшей против большевиков. Студенты видят, сколь резко изменился облик героя, отмечают: обветренный, удрученный. Удрученный Григорий стоит около дороги, по которой на рысях едет отряд казаков. Мелехов не смотрит на них, его взгляд полон тяжелых раздумий. Наконец последняя иллюстрация изображающая встречу Григория с сыном. Опустошенный, измученный, преждевременно постаревший. Мелехов возвратился в родной дом, из которого смерть унесла почти всех его родных. Рассматривая рисунки, студенты высказывают свои суждения об изображенном. Задача учителя реагировать на реплики ребят, помогая студентам, полнее, точнее представить трагедию гражданской войны.

       Чтобы достичь такого эффекта в ходе диалога, а не заранее продуманного рассказа, учитель должен владеть основами педагогической импровизации. К ним обычно относят:

 - общекультурную и профессиональную подготовку;

 - творческую доминанту (развитое внимание, воображение, интуиция, способность к творческому поиску);

 - специальное знакомство с теорией и методикой педагогической импровизации.

          Возможны самые различные варианты импровизации с домашней заготовкой. Один из них использование на уроке кукольного театра. В представление при этом вовлекаются студенты, к которым обращается учитель - кукловод. Реагируя на реплики марионеток, они ощущают себя участниками исторических событий. Можно организовать спектакль – импровизацию.

         Педагогическое искусство часто называют театром одного актёра. Учителю важно знать принципы театрального действия, его законы. Хорошо, если учитель истории имеет внешние данные, помогающие воплощать импровизационные замыслы (поставленный голос, выразительная мимика и т. д.). В творчестве  учителя – историка неоценимы и такие природные и приобретённые качества, как сензитивность, реактивность, интуиция, своеобразие речи.

        Может показаться, что, говоря об учительских импровизациях, студентам отводится пассивная роль. Это, конечно, не так. Творчески работающий педагог всегда может вовлечь в творчество и обучающихся.

        Одна из нетрадиционных форм занятий, способствующих активизации творческой деятельности обучающихся – конкурсные уроки. Их проводят студенты. Они сами выбирают тему урока, получают список литературы и советы, как изложить тот или иной вопрос, проблему (урок готовит группа 2-3 человека).  На подготовку уходит несколько месяцев, но не один учебник не в состоянии включить столько материала, сколько студенты отыскивают сами, обратившись к дополнительной литературе.

          Различают четыре уровня педагогической импровизации:

- импровизация на уровне учебной коммуникации (использование непродуманных заранее речевых средств, ораторских и актёрских приёмов). Импровизация первого уровня не приводит к существенным изменениям разработанного учителем плана урока и обычно является достаточно эффективным средством его реализации;

- импровизация на уровне методического приёма – предполагает конкретизацию разработанного проекта урока, применение не заложенных в конспект и определяемых учебно – воспитательных ситуаций педагогически целесообразных приёмов работы;

- импровизация на уровне содержания учебного материала;

- импровизация на уровне целей урока – предполагает корректировку, и даже коренное изменение запланированных целей конкретного урока, что влечёт за собой изменение содержания и структуры учебного материала.

          Оценивая необходимость импровизации, во время урока или предусматривая её возможность при подготовке к занятию, преподаватель может полагаться не только на теоретические разработки, но и на собственную интуицию.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские задания по физике для внеаудиторной самостоятельной работы учащихся

Задания предлагаются для студентов 1 курса учреждений СПО/НПО изучающих физику, но можно использовать и для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.Задания, предлагаемые для внеаудиторной само...

Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)

 Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме  «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...

Сопровождение молодого педагога в использовании на уроках новых педагогических технологий (из опыта работы наставника)

Современную школу невозможно представить без использования новых педагогических технологий. Молодые педагоги имеют теоретические знания в области педагогических технологий, но не умеют применять свои ...

Публикация на тему: "Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках истории" (из опыта работы)

В данной публикации хочется сказать, что мы должны помнить наши исторические корни, которые непосредственно связаны с православной культурой. Мы должны научиться жить, не разрушая памятники, не разруш...

Доклад на тему: Использование методов проблемного обучения на уроках истории (из опыта работы)

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение  таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестно...

«Из опыта работы мастера производственного обучения по использованию игровых технологий при подготовке модельера-художника»

В условиях модернизации российского образования вопросы педагогических инновационных процессов приобретают особое значение. Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно подчеркивали, чт...