Уроки
план-конспект урока на тему
Основные признаки текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_i_ego_stroenie.ppt | 2.9 МБ |
kompressiya_teksta.ppt | 392.5 КБ |
razdatonyy_material_k_pr.r_.szhatie_teksta.docx | 17.68 КБ |
urok_szhatie_teksta.docx | 24.88 КБ |
tekst_i_ego_priznaki.hudozhestvennye_stili_rechi.urok_.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
памятка для работы над сжатым изложением Прочитайте текст. Определите его тему (о чем он?). Подумайте о его главной мысли (чему учит?). Выделите его основные части. Составьте план. Определите способ сокращения. Объедините части. Составьте план сжатого изложения (о чем обязательно надо сказать). Отметьте существенное в каждой части. Подберите «вместительные» слова для сжатого изложения. Напишите сжатое изложение...
Среди «содержательных» приемов компрессии текста основными являются: разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся: 1) замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым;
2) исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов; 3) слияние нескольких предложений в одно.
(1) Чтение имеет особое значение для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. (2) Ее называли духовной лабораторией человечества. (3) Нашей культуре всегда было свойственно особое почитание искусства слова. (4) Великая литература для нас - это не только возможность стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. (5) В чтении, в сопереживании литературным героям, в диалоге с автором человек все более одухотворяет свой внутренний мир, возвышает, очеловечивает.
первая работа (1) Раньше чтение играло огромную роль в мире, особенно в России. (2) Россияне считались самой начитанной нацией. (3) Мы ценили чтение как способ воспитания нравственности и души.
вторая работа (1) Чтение имеет особое значение для России, которая до недавнего времени считалась самой читаемой страной в мире. (2) Ее называли духовной лабораторией человечества. (3) Великая литература для нас - это не только возможность стать более информированным, но способ самосовершенствования.
третья работа (1) Чтение имеет особое значение для России, которая считалась самой читаемой страной в мире. (2) В нашей культуре всегда было свойственно чтение литературы. (3) В чтении сопереживание литературных героев, человек более возвышает свой внутренний мир.
четвёртая работа (1) Чтение является важным компонентом для развития России. (2) Россия является самой читающей страной. (3) Литература имеет особое значение в культуре. (4) Чтением человек одухотворяет себя.
пятая работа (1) Чтение имеет значение для России. (2) Чтение считается лабораторией человечества. (3) Великая литература для нас – способ самосовершенствования, воспитание сердца и души. (4) В чтении диалога человек возвышает свой культурный мир.
Что нам известно из данного предложения? С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, которые изучают естественные науки.
Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Используя прием свертывания, сократите текст. а) Многие вещества биологического проис хождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. б) Принято считать, что чистый воздух ну жен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Проверьте себя а) Многие вещества биологического происхождения имеют жидкокристаллическую структуру. б) Чистый воздух нужен не только людям - он необходим и в точном производстве.
Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив: только значение крылатого выражения; только информацию об истории происхождения этого выражения
Предложение 1. Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.
Предложение 2. Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универсальный ключ к решению многих задач .
Предложение 3. Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.
ответы
Предложение 1. Довести до белого каления – очень сильно разозлить. Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании.
Предложение 2. Искать философский камень – Пытаться решить невозможное. Выражение «искать философский камень» возникло в то время, когда была широко распространена алхимия.
Предложение 3. Цепная реакция - вышедший из- под контроля процесс. Выражение «цепная реакция» употреблялось учеными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.
Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется избыточной, факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов
(1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2) Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (3) Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов).
Примеры выполнения работ (1) Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. (2) Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова).
(1) Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные меч ты. (2) Можно заранее продумать и просчитать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое. (25 слов).
(1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. (2) Цель конкретна, точна, достижима. (3) Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов).
Работа с текстом (текст распечатан) Подчеркните главную информацию в тексте. (В каждом ли предложении есть такая информация?) Дополните текст своими примерами нарушения природного равновесия. Сформулируйте вывод к дополненному вами тексту.
Проверь себя Рассмотрим строение данного текста-повествования с элементами рассуждения. Это нам потребуется для того, чтобы вычленить в нем главную и дополнительную информацию. Текст-рассуждение должен содержать тезис, доказательства-примеры, приведение которых делает тезис более весомым, очевидным для читателя
1-й тезис заключен в первом предложении 1-го абзаца; 2-й тезис - первое предложение 2-го абзаца; 3-й и 4-й абзацы текста - пример, иллюстрирующий 2-й тезис, - рассказ об улитках, появление которых в Майами нарушило там природное равновесие. Попробуем выделить информационные центры предложений, определить, какую информацию можно исключить.
Задание 1 Спрогнозируйте, о чем пойдет речь в тексте, в котором использованы следующие имена существительные: красота, мир, разнообразие, непохожесть, мысль, человечество, толпа, люди, личности, мысль, красота, эстетика.
Задание 2 В тексте какого стиля и типа речи могут встретиться эти слова? Почему? О чем будет текст? Что подсказывает направление работы? Напишите свое начало текста, ис- пользуя данные слова
Прочитайте авторское начало текста: (1)Красота в мире – это разнообразие, непохожесть. (2) Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей, руководимых отдельными исключительными и яркими личностями, — такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике. (В. Б е л о в).
Задание 3 Прочитайте первое предложение абзаца, найдите контекстуальные синонимы: Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей!
Задание 4 Предположите: до этого предложения речь в тексте шла о том, что.... Продолжением станет мысль о том, что... . Выражена ли и каким способом позиция автора? «Разверните» данное предложение в абзац.
Прочитайте авторский вариант: (3) Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей! (4) Каждый рождается в мир с печатью какого-либо таланта. (5) Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть, она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (6) Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. (7) Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. (8) То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребенка есть потребность в игре. (9) Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески.
Задание 5 Прочитайте окончание текста В. Белова. Слово почему (значение «по какой причине») замените вводной конструкцией или союзом. Сверните информацию данного абзаца за счет обобщения.
(10) Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (11) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (12) Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (13) Не научившись трудиться, нельзя узнать, чем наградила тебя природа. (14) Если духовный потенциал слаб, личность стирается, нивелируется, теряет индивидуальные, присущие ей одной черты.
Самостоятельная работа Напишите сжатое изложение, дополнив текст примерами из жизни великих людей.
Предварительный просмотр:
Текст №1Задания к тексту:
Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Используя прием свертывания, сократите текст.1) Чтение имеет особое значение для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. (2) Ее называли духовной лабораторией человечества. (3) Нашей культуре всегда было свойственно особое почитание искусства слова. (4) Великая литература для нас - это не только возможность стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. (5) В чтении, в сопереживании литературным героям, в диалоге с автором человек все более одухотворяет свой внутренний мир, возвышает, очеловечивает.
Текст№2 Задания к тексту:
Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Используя прием свертывания, сократите текст.а) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Текст № 3 Задания к тексту: Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив: только значение крылатого выражения; только информацию об истории происхождения этого выражения
Предложение 1. Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым
Предложение 2. Искать философский камень – Пытаться решить невозможное. Выражение «искать философский камень» возникло в то время, когда была широко распространена алхимия.
Предложение 3. Цепная реакция - вышедший из- под контроля процесс. Выражение «цепная реакция» употреблялось учеными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций
Текст № 4 Задания к тексту:Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется избыточной, факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов |
(1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2) Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (3) Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов). |
Текст №5.
Перед вами текст статьи Ю.Тынянова (она дается в сокращенном виде, но позволяет совершенствовать умения обучающихся). Выполните задания к тексту.
1) Всего труднее заставить человека поверить в факт, факт его существования.
2) Не то чтобы он не чувствовал, что существует: он чувствует свое дыханье, свое тепло, иногда и чужое, он носит свое тело, в нем проходят мысли, он работает, - вещь рождается у него под руками. Но на сколько верст в окружности существует он, на сколько лет? Смотря кто. Есть диаметр сознания. Интерес к прошлому одновременен с интересом к будущему. Человек из записной книжки Чехова взглянул в окно на похороны: вот ты умер, тебя хоронить несут, а я завтракать пойду. Этот человек, конечно, может сказать и о будущем: вот ты не родился еще, у тебя нет фамилии, а я сейчас завтракать пойду.
3) Я думаю, что три четверти людей, так или иначе образованных, до сих пор обходятся тем фактом, что Солнце движется вокруг Земли. Все, или по крайней мере многие, учили в школе, что Земля движется вокруг Солнца, но из этого знания до сих пор как-то ничего и не получилось.
4) Знание - знанием, а сознание - сознанием: средний интеллигент ходит, честно говоря, с сознанием того, что Солнце всходит и заходит. Ему нечего делать с таким громоздким и совсем неочевидным фактом, что Земля движется.
5) Там, где кончается документ, там я начинаю.
6) Представление о том, что вся жизнь документирована, ни на чем не основано: бывают годы без документов. Кроме того, есть такие документы: регистрируется состояние здоровья жены и детей, а сам человек отсутствует. И потом сам человек - сколько он скрывает, как иногда похожи его письма на торопливые отписки! Человек не говорит главного, а за тем, что он сам считает главным, есть еще более главное. Ну, и приходится заняться его делами и договаривать за него, приходится обходиться самыми малыми документами. Важные вещи проявляются иногда в мимолетных и не очень внушительных формах. Даже большие движения - чем они сначала проявляются на поверхности? Там, на глубине, меняются отношения, а на поверхности - рябь или даже - все как было.
7) Нужен пункт, лежащий вне, для того чтобы проверять то, что пишешь. Это странное признание. Нужен умный завиток ковра или шкаф бычьей внешности, зашедший в комнату из другого измерения, попавший сюда из другого геологического пласта. Он нужен как свидетель, как оценщик, как метроном. Он - неясное присутствие собеседника, читателя. Он крепкий, рыжий, не жалуется, молчит, посматривает на меня. У него есть свои качества, которые я уважаю.
8) И я не уважаю качеств знакомого, застрявшего в комнате, когда я работаю, по вежливости или навязчивости и старающегося не шуметь и не смотреть на меня. Пишут, как любят, - без свидетелей.
Задания к тексту:
1) Выберете из предложенных заголовков максимально, на ваш взгляд, отражающий тему.
2) Обоснуйте выбор заголовка автором.
3) Поделите текст на смысловые части.
4) Выпишите ключевые словосочетания.
5) Сформулируйте вопросы, которые можно было задать к каждой части текста (в форме вопросного плана).
6) Составьте назывноы план.
7) Сократите текст, исключив информацию, которая является вспомогательной или оценочной.
8) Напишите аннотацию к данной статье.
Предварительный просмотр:
Урок. Практическая работа.
Приемы сжатия текста. Развитие умений сжатия текста научного или публицистического стилей.
Цель: совершенствовать умения находить информационный центр предложения, сокращать текст, создавать разные виды плана, показать приемы содержательной компрессии текста.
I.Организационный момент (2 мин).
II. Повторение изученного (5 минут).
1.Повторить теоретический материал о видах плана как одного из способов переработки текста.
Любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Существуют способы информационной переработки текста , среди которых есть такие композиционные формы, как план, аннотация. При «сжатии» текста важно сохранить содержательно концептуальную информацию.
План- основные компоненты содержания текста, представленные в четких и кратких формулировках.
Простой план- план, включающий название значительных частей текста.
Сложный план- план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов.
Планы бывают: вопросный, назывной, тезисный, план-опорная схема.
Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; к каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана использовать вопросительные слова, например: как, сколько, когда, почему и т.д
Тезисный план- план из тезисов глагольного строя, например:
Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим.
Назывной план-план из тезисов номинативного строя, например:
использование животными и птицами неслышимых человеческих звуков.
План- опорная схема состоит из опор-слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада.
(Слайд 1).
Повторить основные правила работы над изложением (Слайд 2).
Памятка для работы над сжатым изложением. Прочитайте текст. Определите его тему (о чем он?). Подумайте о его главной мысли (чему учит?). Выделите его основные части. Составьте план. Определите способ сокращения. Объедините части. Составьте план сжатого изложения (о чем обязательно надо сказать). Отметьте существенное в каждой части. Подберите «вместительные» слова для сжатого изложения. Напишите сжатое изложение...
Проверка домашнего задания: составления плана текста-рассуждения. Какого вида планы получились (2 минуты).
III. Изучение нового материала.(10 минут)
Среди «содержательных» приемов компрессии текста основными являются: разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее). свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).(слайд 3) (Слайд 4) |
К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся: 1)замены: 1)замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым; замена сложноподчиненного предложения простым;
Слайд 5 |
2) исключения: исключение повторов; исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов; исключение одного или нескольких синонимов; 3) слияние нескольких предложений в одно. |
IV.Практическая работа(20 минут).
(Дан текст в распечатанном виде у каждого на парте. По данному тексту необходимо выполнить задания используя новый материал) (Слайд 6)
(1) Чтение имеет особое значение для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. (2) Ее называли духовной лабораторией человечества. (3) Нашей культуре всегда было свойственно особое почитание искусства слова. (4) Великая литература для нас - это не только возможность стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. (5) В чтении, в сопереживании литературным героям, в диалоге с автором человек все более одухотворяет свой внутренний мир, возвышает, очеловечивает. |
Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Используя прием свертывания, сократите текст.Проверь себя:
Предварительный просмотр:
Урок: Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки.
Цель:1) углубить знания учащихся о тексте как о продукте речевой деятельности; 2) показать основные признаки текста; 3) раскрыть основные особенности текста художественной литературы.
Ход урока.
I.Организационный момент (1 мин).
II.Проверка домашнего задания (2 мин).
III Изучение нового материала. (40мин)
ПРИЗНАКИ ТЕКСТА Текст от лат. textum ткань; связь, соединение. Текст это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: -тематическое и композиционное единство всех его частей; -наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); -смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой.
Между предложениями в тексте существует смысловая связь. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего смысл второго и т. д. Любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам
Различают цепную и параллельную связь предложений. При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются,при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. Особенности этого вида связи одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги?.. (А. Пушкин.) Здесь и риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.
Главное в цепной связи повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций. Задание: Рассмотрим рассказ В. Белова «На вокзале»: прочитайте текст и определите типы связи предложений в нём.
«Зимою не то что летом: вокзалы маленьких станций пустые и чистые. Поездов мало, да и останавливаются они не все. На радость уборщице, никто не сорит шелуху семечек, народу совсем нету. Зал ожидания небольшой и какой-то совсем домашний, даже с котом. Кот еще не стар и не спит, потому и крутится на полу, преследуя собственный хвост. Пашка, парень двухметрового роста, в черном полупальто и в черных с галошами валенках, угостил кота рыбной головкой, сказал: Жук, ну ты и жук! Пашка попил из бачка воды. Еще раз перечитал поездное расписание. До поезда оставалось больше двух часов. (...) И тут как раз вошла маленькая, опрятная, неопределенных лет старушка: Маша Моховка. Она из другого колхоза, Пашка видал ее и раньше. (...)
Тип связи предложений в этом отрывке Лексический повтор: зал ожидания... даже с котом кот еще не стар Пашка угостил кота рыбной головкой. К лексическому повтору здесь можно отнести Маша Моховка она ее. Грамматический повтор: попил перечитал. Сказуемые двух соседних предложений выражены одинаковыми формами глаголов прошедшего времени совершенного вида единственного числа, они могли бы быть однородными сказуемыми одного предложения. Семантические и ассоциативные связи в этом тексте: вокзалы пустые поездов мало народу совсем нету; вокзалы чистые никто не сорит шелуху семечек».
СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Все предложения в тексте (кроме первого) делятся на части: Д («ДАННОЕ») - повторяющаяся часть предложения (из предыдущего предложения);связывает между собой предложения Н («НОВОЕ») - информация, которую добавили; новое сообщение; развивает мысль в тексте
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ (ЦЕПНАЯ) СВЯЗЬ «НОВОЕ» становится «ДАННЫМ» в следующем предложении. Последующее связано с предыдущим. Предложения «сцепляются». 1.2.3. Вокруг города раскинулись леса. В лесах попадались озера с огромными соснами по берегам, Сосны все время тихонько шумели.
СРЕДСТВА ЦЕПНОЙ СВЯЗИ: - ПОВТОР СЛОВ - МЕСТОИМЕНИЯ - СИНОНИМЫ - ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА - ПЕРИФРАЗЫ и др.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ «ДАННОЕ» - одинаково во всех предложениях. Все предложения связаны с первым. Предложения сопоставляются, противопоставляются... 1. 2.3.4. Леса оздоравливают землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими города».
СРЕДСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ: - СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ (одинаковый порядок слов, одинаковые грамматические формы) - ВВОДНЫЕ слова (во-первых, во- вторых, наконец) - наречия МЕСТА (справа, слева, впереди, там) - наречия ВРЕМЕНИ (сначала, потом) и др.
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РОДО-ВИДОВЫЕ СЛОВАМиллионы разных цветов... лиловые колокольчики... белая кашка... СЛОВА ОДНОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Зима... мороз… снежок... сугробы... иней... ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР (в том числе однокоренные слова) Я с удовольствием читал эту книгу. Читал долго, размышляя и возвращаясь к уже прочитанному. СИНОНИМЫ (в том числе контекстные) Мимо плыли полянки... Убегали овраги... АНТОНИМЫ (в том числе контекстные) Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мед. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТНад головой раздался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЮЗЫ, СОЮЗНЫЕ СЛОВА, ЧАСТИЦЫ За окном опять метель. Зато на печке-то как тепло да уютно. МЕСТОИМЕНИЯ: -ЛИЧНЫЕ -УКАЗАТЕЛЬНЫЕ Звуки становились тише. Они почти растворились в летнем зное. Этот зной усыплял все живое вокруг. НАРЕЧИЯВдруг... Сначала... Потом... Внизу... Справа... Рядом... ЕДИНСТВО ВРЕМЕННЫХ ФИРМ ГЛАГОЛА Вдруг наступит мертвая тишина. Ничто не стукнет, не шелохнется. Ветер листком не шевельнет. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ Хороша была Танюша. Краше не было в селе.
3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОРЯДОК СЛОВ => ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯО чем мы говорили? О разном. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Наверное, все знают о том, что... Оказывается,... Пожалуй, самое интересное… Как выяснилось,…
Готовимся к ЕГЭ. Укажите средства связи между предложениями А и Б. 1.А) Невзначай узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Б) Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова. а) союз; б) антоним; в) лексический повтор; г) местоимение. 2. А) Такие поэты, как Ахматова, просто рождаются. Б) Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души. а) союз; б) лексический повтор; в) синоним; г) личное местоимение.
3. А) Так надолго оказался в тени первый роман Булгакова «Белая гвардия». Б) Написанный сразу по следам событий, роман несет нам жестокую правду о времени. а) союз; б) лексический повтор; в) описательный оборот; г) антоним. 4.А) Ученым, персонажам рассказа, предлагается создать антигравитационный двигатель. Б) Все знают, что это невозможно, поэтому работа стоит на нуле. а) антоним; б) синоним; в) синтаксический параллелизм; г) указательное местоимение.
Тема текста - это то общее, что объединяет предложения в текст, это то, о чём или о ком говорится в этом тексте. Идея текста – это то, к чему призывает этот текст, чему учит, ради чего он написан.
Художественный стиль.
Речевая ситуация Цель: эстетическое воздействие с помощью созданных образцов и картин (нарисованных словом) на чувства и мысли читателя Адресат: Адресат: читатель художественной литературы Сфера употребления: Сфера употребления: словесно- художественное творчество
Языковые особенности Средства художественной выразительности Выразительные Тропы Стилистические Ритм средства фигуры рифма фонетики (аллегория (анафора интонация (ассонанс гипербола антитеза аллитерация) ирония инверсия литота многосоюзие метафора градация метонимия параллелизм олицетворение эпифора перифраза риторический вопрос синекдоха риторическое обращение сравнение эллипсис эпитет) умолчание)
Лексика Столкновение разностилевой лексики Слова, употребленные в переносном значении (море огней, спит земля) Эмоционально-оценочная лексика Устаревшие слова, народно-поэтическая речь (О дуб, великий князь дубрав) Диалектные и просторечные слова (Сама я, березынька, // Сама я оденуся…) Фразеологические обороты.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы (березка, ключик, звездочка, серенький) Суффиксы -оват- (-еват-) (сладковатый, синеватый) Морфемика.
Языковое разнообразие Экспрессивное употребление различных морфологических средств Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (зацвел сад) Глаголы настоящего времени вместо прошедшего (Ходил я за грибами. Вдруг вижу…) Обилие прилагательных и причастийМорфология.
Предложения вопросительные, побудительные Предложения восклицательные Предложения с однородными членами Вставные конструкции Синтаксические конструкции самых разнообразных видов Стилистические фигурыСинтаксис.
Жанры Эпические Лирические Лиро- Драматические эпические (басня (элегия (баллада (драма былина мадригал поэма) комедия миф романс трагедия) новелла послание повесть эпиграмма рассказ ода и др.) роман сказка и др.)
Пример Старая яблоня Вся в снегу, кудрявом, благовонном, Вся-то ты гудишь блаженным звоном Пчел и ос, завистливых и злых… Старишься, подруга дорогая? Не беда. Вот будет ли такая Молодая старость у других! И. Бунин
Художественный стиль речи является важным элементом русского языка. Он позволяет человеку выражать свои чувства и мысли, эстетически воздействовать на читателя От художественного стиля необходимо отличать язык художественной литературы. Язык художественной литературы – язык художественного произведения, в основе которого – художественный стиль с иностилевыми вкраплениями
IV. Домашнее задание. 116 (стр. 401-402).упр.541.Выучить конспект .Подготовиться к практической работе по анализу текста. (2мин.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры
. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений...
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.
Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...
Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"
Методическая разработка представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....